рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правоведение

противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из

ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать

обособленно она так же не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно

дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя

единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения

принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий

должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в

исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска

парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов,

независимость судей.

Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а,

следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней

политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности

исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов

обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им

общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не

носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и

специальных конституционных органов.

Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией

правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы

исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью,

каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы

и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные

акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или

обязанности граждан и организаций.

Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства,

правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и

законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не

может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд

руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С

одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и

исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за

нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим

фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны

законодательных и исполнительных органов государственной власти,

обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды.

Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта

функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.

Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей

являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость

депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на

законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за

законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д.

10.СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть — это особая организация политической власти,

которая располагает специальным аппаратом управления обществом для

обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Через целую систему своих

органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом,

закрепляет и реализует определенный режим политической власти. Важнейшими

органами являются законодательные, исполнительные и судебные. Государство

располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Особое

место в механизме государства занимают органы, принуждающие и карающие:

армия, полиция, тюремные и исправительные учреждения.

Способы и формы осуществления государственной власти определяются,

прежде всего, формой самого государства. Серьезное влияние оказывает

культура, исторические традиции, религиозные воззрения, национальные

особенности, природные условия и другие факторы. Форма государства —это

форма правления, форма территориального устройства и форма государственного

режима.

Форма правления определяет структуру высших органов государственной власти

и распределение компетенции. 2 формы правления: МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА.

Способы и формы осуществления государственной власти сильно отличаются в

этих государствах:

При монархии —верховная власть осуществляется единолично и переходит, как

правило, по наследству. Существуют разновидности монархической формы

правления. Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой

верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу

— царю, королю, императору. Конституционная монархия — такая форма

правления, при которой власть монарха значительно ограничена

представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией

(Англия, Дания). Дуалистическая монархия характеризуется двойственным

характером: юридически и фактически власть разделена между правительством,

формируемым монархом, и парламентом.

Республика — это такая форма правления, при которой верховная

государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми

населением на определенный срок. Существуют разновидности республиканской

формы:

Парламентская республика — такая форма правления, при которой

верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той

партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава

государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной

функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за

исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика— это такая форма правления, при которой

наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы

государства и главы правительства. При этой форме у президента большие

полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Сильное влияние на способы и формы государственного управления

оказывает форма государственного устройства — это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое раскрывает

характер осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений

между центральными и местными органами. Различаются формы территориального

устройства: УНИТАРНАЯ и ФЕДЕРАТИВНАЯ (существует еще конфедерация).

Унитарное государство. Для такой формы характерны единые для всей страны

высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые

осуществляется государственная власть на местах. (Франция)

Федерация. В разных странах формы осуществления государственной власти

имеют особенности. Территория состоит из территорий субъектов федерации и

способы и формы осуществления государственной власти на местах могут быть

различны. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит федеральному центру и осуществляется через федеральные органы.

Субъекты федерации обладают теми правами, которые им делегировал

федеральный центр, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и

судебные органы через которые осуществляют власть на местах.

Конфедерация. При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих

законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть

осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.

Форма государственного режима (демократическая и антидемократическая)

определяет способы и методы осуществления государственной власти.

Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем

государственной власти над всеми сферами общественной жизни (экономикой,

политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Различаются

режимы: олигархический — власть немногих, финансово-олигархический — власть

немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) —

власть в руках одного человека.

Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на

характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение

властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые

выполняют свойственные только им задачи и функции.

11.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Суверенитет государства — собирательный признак. Он концентрирует в

себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.

Суверенитет государства — это такое свойство государственной власти,

которое выражается в верховенстве и независимости по отношению к другим

властям (например, к власти местного самоуправления) внутри страны, и в

сфере международных отношений, но при соблюдении общепринятых норм права.

Государственная власть обладает территориальным верховенством в данном

обществе. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и

судебной властей государства в данном обществе, исключающем вмешательство

иностранной власти. Суверенитет выражается:

. в универсальности — только решения государственной власти

распространяются на все общество,

. в прерогативе — возможности отмены любого незаконного решения другой

общественной организации общества,

. в наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает ни

одна другая власть в обществе.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое

отражение полновластие народа, в интересах которого осуществляется

руководство обществом. При известных условиях суверенитет государства

совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство

народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы

государственного и общественного развития, формировать направление политики

своего государства, состав его органов, контролировать деятельность его

органов. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием

суверенитета национального суверенитета. Национальный суверенитет означает,

прежде всего, право нации на самоопределение вплоть до отделения и

образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах,

образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет государства

не может быть суверенитетом одной нации. В этом случае многонациональное

государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не

одной какой-либо нации, а суверенитета, принадлежащему именно данному

многонациональному государству. Главное состоит в том, чтобы

многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало

реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав. /Хропанюк с.41

12.ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Россия на протяжении многих веков прошла множество важнейших этапа

развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство,

централизованное государство, сословно-представительная монархия,

абсолютная монархия, конституционная монархия, советский строй, современная

федеративная республика. Формирование российского государства соединяло в

себе 2 процесса:

1. включение в орбиту власти центра, уже сложившихся политико-

территориальных единиц — княжеских и боярских уделов;

2. присоединение новых территорий (Сибири), где политико-территориальные

единицы приходилось создавать заново.

До 1917 г. Россия была по форме правления монархией, а по форме

территориального устройства — унитарным государством. В разные периоды

истории Россия была и сословно представительной монархией (до середины17в

существовал Земский собор как сословно-представительный орган) и абсолютной

монархией (с конца 17в характерно максимальное сосредоточение власти как

светской, так и духовной в руках монарха), в начале 20в начался процесс

формирования конституционной монархии. В 1906 г. были приняты Основные

законы Российской Империи, закрепляющие положение всех звеньев верховной

власти. Статья 4 устанавливала; "императору России принадлежит верховная

самодержавная власть". Эта власть не признавалась неограниченной, а

совмещалась с парламентаризмом. Законотворческую деятельность император

осуществлял совместно с Государственной думой и Государственным советом,

которому был придан статус второй палаты парламента.

Россия как унитарное государство имела одну единую систему

государственной власти, единую систему законодательства, существовали в тот

период только территориально-административные единицы, политико-

территориальные — отсутствовали. В основных чертах это административно-

территориальное деление сложилось в XVIII в. благодаря реформам Петра I,

способствующих упорядочению территориальной организации государства. Страна

была разделена на восемь губернией, которые делились на уезды. Такое

административно-территориальное деление служило основой для осуществления

управления и организации системы власти на местах. К концу XVIII в. число

губерний увеличилось до 20 как за счет расширения территорий России, так и

путем разделения некоторых старых губерний. В системе административно-

территориального деления было выделено новое, промежуточное звено, —

провинции в количество 50 единиц. Укрепление централизованной власти и

усиление административного аппарата на местах во времена Екатерины II

потребовало разделение страны на более мелкие территориальные единицы — 40

губерний. Увеличилось и количество уездов. В последствии система

административно-территориального деления существенных изменений не

претерпела. С присоединением к России новых территорий создавались новые

губернии и уезды, которые позднее разделились на более мелкие единицы —

волости. В начале XX в. количество губерний достигло 68, а уездов — 687.

Кроме того, на окраинных территориях образовалось 14 областей на правах

губерний.

Россия, формально провозглашенная федерацией в 1918 г., прошла сложный

и противоречивый путь развития. По Конституции РСФСР 1918 г.

государственное устройство носило федеративный характер, субъектами были

национальные республики, и областные союзы, состоящие из нескольких

национальных областей. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский

съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд

избирал Всероссийский Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал

Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров (СНК). Органами власти на

местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов,

формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях

создавались городские и сельские советы. Изначально федерация в России была

сложной по своему составу и сочетала унитарно-административный принцип

объединения административных единиц с автономным принципом объединения

национальных субъектов, который, в свою очередь, реализовывался в виде

различных по правовому статусу образований. В основе государственной власти

лежал принцип "полновластия Советов". Высшим органом власти являлся

Всероссийский съезд народных депутатов. Первоначально он формировался путем

многоступенчатых выборов из числа представителей местных (городских и

губернских) съездов Советов, в последние годы — путем всенародных выборов.

Конституция, прямо не именуя съезд законодательным органом государственной

власти, все же указывала на его законодательный характер. Для осуществления

значительного объема законодательных полномочий в системе федеральных

органов государственной власти, помимо съезда, существовал еще один орган

на постоянной основе — ВЦИК (Всероссийский Исполнительный комитет), позднее

Верховный Совет. Верховный Совет обладал значительным объемом полномочий:

чисто законодательные; часть исполнительных, например, утверждение проектов

перспективных государственных планов, установление части доходов

поступающих в государственный бюджет; контрольные функции. Верховными

органами власти в республиках были республиканские съезды Советов.

В годы советской власти административно-территориальное деление

Российской империи (губерния — уезд — волость) постепенно была заменена

новыми административно-территориальными единицами область (край) — район.

По форме государственного режима советское государство соответствует

понятию тоталитарный режим, т к в наличие следующие признаки: полный

контроль государства над общественной жизнью, огосударствование

общественных организаций, отсутствие реальных прав и свобод, примат

государства над правом, диктатура одной партии, преследование за

религиозные и иные убеждения и т.д.

Современная Россия является по форме правления республикой, по форме

территориального устройства — федерацией. Россию — это как записано в

Конституции "демократическим федеративным правовым государством с

республиканской формой правления".

В ней существует две системы власти — федеральная и субъектов

федерации; имеются Конституция РФ и конституции республик, уставы субъектов

Федерации. Территория РФ состоит из территорий ее субъектов. Схема политико-

административного устройства России достаточно сложна. РФ — государство с

уникальной структурой, в состав которого входят 89 субъектов (21

республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1

автономная область и 10 автономных округов). Согласно Конституции

существуют шесть видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным

правам (в основном устранена правовая асимметрия между субъектами).

Смешанная национально-государственная и административно-территориальная

система государственного устройства в значительной степени приближена к

единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для

субъектов Федерации означает, что все они — государственные образования и

имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами

государственной власти. Сохранение шести видов субъектов является лишь

исторической преемственностью. Кроме того девять национальных округов имеют

статус субъектов Федерации, но входят в состав других субъектов.

В силу многих исторических причин и в дооктябрьский период и после

право в России не имело необходимого условия ценности и самоценности.

Гражданам российской империи свойственно было искать высшую справедливость,

не в праве, а в монархе, верховном правителе и т.д. , стоящие у власти

всегда объявляли правом свою волю, на огромной территории государства

господствовали имперские способы властвования. После революции к

перечисленным причинам добавились новые:

. обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны,

. отсутствие правовой культуры в революционной среде,

. возвышение исполнительного органа над законодательным, отсутствие

разделения властей на независимые ветви,

. признание "политической целесообразности",

. отсутствие примата права над государством.

"Социалистическое право" советского государства провозглашало широкий

круг прав и свобод граждан, принципа законности в деятельности

государственных органов власти. Вместе с тем не хватало подлинной

законности в реальных отношениях. Ряд прав и свобод полностью

отсутствовали, на признавался примат права и интересов личности над

общественными и государственными интересами. Не было признания того, что

государство не может чего-то сделать ни при каких обстоятельствах

(признания пределов государственной деятельности). Не признавалась теория

разделения властей, не работал институт непосредственного народного

волеизъявления (референдумов не существовало).

В современной России произошло разгосударствление социальной жизни,

свертывание командно-административных методов управления обществом.

Создается новая система право, признающая примат права над государством,

теорию разделения властей, естественные права человека и его свободы.

Особая роль в этом процессе принадлежит судебной власти. Принята путем

референдума Конституция РФ 1993 г. провозгласившая Россию "демократическим

федеративным правовым государством с республиканской формой правления".

Единственным источником власти является народ, высшим непосредственным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.