рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правоведение

выражением власти народа являются референдумы и выборы. Все ветви власти

признают верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Конституция

провозглашает РФ и социальным государством, политика которого направлена на

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

человека. Но, очевидно пройдут десятилетия пока идеи правового и

социального государства воплотятся в жизнь. Реальная действительность и

экономическое положение страны не позволяют этого реализовать в ближайшем

будущем.

13.ТЕОРИЯ ПРАВА. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Теория государства — это наука, изучающая правовые явления

общественной жизни (или совокупность знаний о процессах и закономерностях

правовых отношений). Предмет этой науки — основные общие закономерности

возникновения, функционирования и развития права. Теория права изучает

происхождение права, формы, основные закономерности развития системы права,

функциональное воздействие на общество. Она является: общественной наукой,

т.к. изучает общественные явления, юридической —т.к. изучает правовую

сторону общественной жизни, общетеоретической наукой — т.к. выявляет и

изучает общие закономерности возникновения и развития права.

Методы науки это способы изучения предмета, общие принципы. Важнейшими

принципами общетеоретического исследования права являются:

1. историзм. Рассматриваются правовые явления в контексте исторического

развития;

2. объективность. В теории отражается объективная реальность, реальные

явления общественной жизни. Объективность и истинность теоретических

выводов доказывается практикой (смоделированным или обнаруженным в

истории явлением);

3. плюрализм. Он заключается в том, что учитываются различные взгляды и

теории, благодаря плюралистическому подходу удается создать наиболее

оптимальную и достоверную систему знаний.

Различаются: общие методы — анализ и синтез, сравнение,

абстрагирование; специальные методы — статистический, конкретно-

социологические, психологические, математические; частные методы правовой

науки — методы толкования права, сравнительно правовой метод и др.

В познание закономерностей и тенденций развития права важную роль

играет метод сравнительного правоведения, с помощью которого исследуются

аналогичные правовые институты нескольких систем права. Сравнение или

логический прием позволяет выявить сходные признаки и различия в объекте,

на этой основе делаются выводы о наиболее оптимальном варианте развития

права. Совокупность всех методов и приемов научного исследования и

составляет методологию теории права как науки.

14.ПОНЯТИЕ ПРАВА. ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ЦЕННОСТЬ

Право, как и государство, является продуктом общественного развития.

Оно возникает с возникновением государства, как основной нормативный

регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы

первобытнообщинного строя отходят на второй план, уступая место правовому

регулированию общественных отношений. Взгляды на право менялись по мере

развития общества. Кант определял право как совокупность условий, при

которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по

общему для них правилу свободы.

Представления о праве можно классифицировать по научным направлениям:

Теория естественного права. Это научное направление считает, что кроме

позитивного права, которое создается государством, существует общее для

всех людей естественное право, стоящее над позитивном правом.

Историческая школа право рассматривает право как выражение духа народа,

которое складывается постепенно в ходе исторического развития.

Реалистическая школа права считает, что право возникает и развивается под

влиянием внешних факторов, этими факторами являются интересы, двигающие

человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются с помощью

права.

Социологическая школа рассматривает право как систему правоотношений, как

уравновешивающую силу в жизни общества.

Материалистическая теория рассматривала право как выражение и закрепление

воли экономического господствующего класса. Марксистско-ленинская теория

рассматривала право, как явление производное от государства и провозглашала

примат государства над правом.

В современном понимании — право господствует над государством. Право

есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и

охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения

страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право характеризуется следующими признаками:

Правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах.

Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой

государственного аппарата, тем самым государство обеспечивает

обязательность норм права.

Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для

всего населения, проживающего не территории государства. Неправовые нормы,

например нормы морали, могут быть не обязательными для каких-то индивидов

или групп.

Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их

гармоничном взаимоотношении.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором

общественных отношений.

Функции права — это основные направления его воздействия на

общественные отношения, на поведение людей. С одной стороны можно выделить

экономическую, социальную, экологическую и др. функции, с другой стороны —

законодательную, исполнительную и судебную функции. Функции можно

подразделить в зависимости от задач, которые они решают:

Регулятивная функция — упорядочение общественных отношений путем

закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах.

Охранительная функция — это такое направление правового воздействия,

которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества

отношений. Охранительное воздействие выражается в следующем:

в определении запретов на совершение противоправных деяний,

в установлении юридических санкций за совершение таких деяний,

в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим

правонарушение.

В этих направлениях воздействия права на общественные отношения выражена

ценность права и его социальное назначение.

15.ДЕЙСТВИЕ ПРАВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Право — это система норм, которые исходят от государства. Т.е. право

состоит из правовых норм. Правовая норма — это первичная клеточка права.

Норма права является образцом общественного отношения, которое

устанавливается государством. Она устанавливает границы возможного или

должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных

взаимоотношениях. Право существует для того, чтобы активно воздействовать

на поведение людей, регулировать их общественные отношения. Влияние права

на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Право действует

путем реализации норм права. Благодаря правовому регулированию люди могут

поступать так, как предписывается нормами права. Их поведение

упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного

развития. Воплощение норм права в поведении людей называется реализацией

норм права. Нормы права выступают регулятором типовых общественных

отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм. Различаются

следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав,

исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права

(особая форма их реализации):

Осуществление (использование прав) —предусматривает использование и

реализацию тех прав, которые представляются нормами права (например, право

участвовать в выборах).

Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении активных

действий (например, возвратить долг). Особенность в том, что субъекты

должны совершать активные действия независимо от своего желания.

Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий,

запрещенных юридическими нормами. Эти обязанности носят пассивный характер

и ограждают общество от правонарушений.

Применение норм права — активно-властная деятельность компетентных органов

по решению в рамках юридических норм конкретных дел. Применение права

подразделяется на оперативно-исполнительную деятельность (прием на работу,

регистрация брака, решение о строительстве объекта и т.д. производят мэрия,

администрация, суд и т.д.) и правоохранительную (охрана норм права,

применение мер государственного принуждения к правонарушителям,

предупреждение нарушений). Необходимость применения норм права возникает

тогда, когда: права не могут быть реализованы без властного решения в

отношении конкретного случая (принятие на работу); имеются препятствия для

использования прав (решение суда о выплате задержанной зарплаты);

юридические обязанности не исполняются добровольно (отказ от выполнения

обязательств); совершено правонарушение. Деятельность компетентных органов

завершается изданием акта применения норм права. Он фиксирует принятое

решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Для правильной реализации норм права необходимо учитывать пределы

действия. Нормативно-правовые акты действуют во времени, пространстве и по

определенному кругу лиц:

Акт вступает в силу с момента, установленного правилами (момента его

принятия, или спустя какой-то срок, или со времени указанного в самом

акте). Новый акт распространяет свое действие только на те отношения,

которые возникли после его принятия. Обратной силы он не имеет, кроме

случаев: если иное не установлено самим актом; или уголовные законы или

акты административного законодательства смягчают наказание. Акт прекращает

действие по истечению срока действия, в связи с изданием нового акта, на

основании отмены.

Пределы действия акта в пространстве ограничивается территорией, на которую

распространяется его действие. Как правило, это территория подведомственная

органу, их издавшему. Федеральные законы действуют на всей территории РФ.

Законы субъектов федерации — только на его территории.

Действие по кругу лиц. Законы РФ действуют для всех граждан и неграждан на

территории РФ. Но иногда действие актов по кругу лиц не совпадают с

территорией. Дипломаты иностранных государств не могут привлекаться к

уголовной ответственности. Акты могут распространяться только на

определенную категорию, например, военных.

16.ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и

выражения правовых норм. «Источник права» — обозначение внешних форм

выражения юридических норм. Источниками права являются официальные

государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы.

Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение

органа местного самоуправления. Будучи закрепленными в правовых нормах эти

правила приобретают общеобязательное значение. Различаются следующие

основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент

(судебная практика), нормативно-правовой акт.

Правовой обычай — это санкционированные государством правило поведения,

которое сложились в результате длительного повторения людьми определенных

действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Государство

санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересом.

Юридический прецедент (судебная практика) — более распространенный источник

права в современном мире. Под юридическим прецедентом понимают судебное или

административное решение по конкретному юридическому делу. Различают

судебный и административный прецедент.

Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержится

норма права. Этот вид занимает ведущее место. К таким актам относятся

конституции, законы, нормативные решения органов исполнительной власти.

В древности и до настоящего времени сохранились такие источники права, как

религиозные воззрения. В основе мусульманского права лежат 4 источника в

виде священных книг. /Хропанюк с.143

В российском праве обычай как источник права занимает незначительное

место. В РФ источниками права признаются договора нормативного содержания

(Международные договора, коллективные трудовые договора и т.д.).

Наиболее характерный источник права для РФ —нормативный акты, которые

подразделяются на законы и подзаконные акты. Ведущее место занимают законы,

подзаконные акты издаются на основе законов (поэтому так называются).

Среди нормативных актов различают:

Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, т.к. определяет

организацию государственной власти и закрепляет начала общественного и

государственного устройства, основные права и обязанности граждан.

Конституция служит юридической базой для всего действующего

законодательства (которое не может ей противоречить).

Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. Законы делятся

на конституционные (вносящие дополнения и изменения в Конституцию или

указанные в Конституции) и обыкновенные. Обыкновенные в свою очередь

делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы

законодательства РФ и кодексы (закон кодификационного характера, в котором

объединены законы одной отрасли). Различаются законы федеральные (принятые

верховным законодательным органом РФ) и законы субъектов РФ —в случае их

расхождения, действует федеральный закон.

Среди подзаконных актов различаются указы Президента РФ, постановления

высших органов власти, акты центральных органов государственного управления

(все они не могут противоречить Конституции и законам). Такие же

подзаконные акты могут приниматься на уровне субъекта федерации и органами

местного самоуправления.

17.ПОНЯТИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ, ИХ СТРУКТУРА И ВИДЫ

Право — это система норм, которые исходят от государства. Т.е. право

состоит из правовых норм. Правовая норма — это первичная клеточка права.

Норма права является образцом общественного отношения, которое

устанавливается государством. Она устанавливает границы возможного или

должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных

взаимоотношениях (внутренняя свобода — выбор варианта поведения, внешняя —

осуществление цели). Характерные признаки правовой нормы:

Норма права санкционируется государством.

Норма права имеет представительно-обязывающий характер. С одной стороны,

она предоставляет свободу действий, с другой — обязывает совершать или не

совершать определенные действия, ограничивая свободу.

Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами

государственного принуждения.

Таким образом, нормы права выступают регулятором типовых общественных

отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм.

Норма права имеет свою внутреннюю структуру (строение). Структура

показывает из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части

взаимосвязаны. Таких элементов три: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, в которой

указывается, при каких условиях следует руководствоваться данном правом. В

гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у

лиц возникают юридические права и обязанности. Например, норма гражданского

права по содержанию сданного внаем жилья. Гипотезой является сдача внаем

жилья.

Диспозиция (распоряжение) — это элемент правовой нормы, в котором

указывается, каким может или должен быть поведение при наличии условий,

предусмотренных гипотезой. Диспозиция в примере предписывает, что

наймодатель обязан производить капитальный ремонт, а наниматель в случае

невыполнения наймодателем обязанностей имеет право взыскать стоимость

ремонта.

Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, в котором определяется,

какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю

правила, предусмотрено диспозицией. Санкция определяет меры юридической

ответственности за нарушение определенной нормы права. В рассматриваемом

случае наймодатель, в случае нарушения своих обязанностей, должен в

соответствии с законом возместить убытки нанимателю. Если наймодатель

добровольно не выполнит законные требования, то компетентные

государственные органы (суд, арбитраж) применяют к нему соответствующие

меры государственного воздействия, которые и обеспечивают исполнение

договорных обязательств.

Все логические элементы анализируемой правовой нормы можно кратко

сформулировать так: если наймодатель сдал внаем имущество (гипотеза), то он

обязан содержать данное имущество в пределах законных прав нанимателя

(диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного

воздействия, направленные на защиту прав нанимателя (санкция). Норма права

может выполнять регулятивную функцию лишь при наличии всех ее структурных

элементов.

Нормы права подразделяются на виды по различным основаниям.

По отраслям права выделяются нормы административного, трудового,

гражданского, уголовного и др. отраслей права.

По функциям, которые выполняют нормы права — регулятивные и охранительные.

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения — обязывающие

(устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия);

запрещающие (которые запрещают совершать определенные действия);

управомочивающие (которые предоставляют участникам общественных отношений

право совершать положительные действия с целью удовлетворения своих

интересов).

По степени определенности изложения элементов правовой нормы: абсолютно

определенные (нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их

действия, права и обязанности участников и меры юридической

ответственности); относительно определенные (нормы, которые не содержат

достаточно сведений); альтернативные (нормы, предусматривающие несколько

вариантов).

По кругу лиц нормы права подразделяются на общие (распространяются на всех

лиц проживающих на данной территории) и специальные (для определенных

категорий).

Специализированные нормы права — носят дополнительный характер:

закрепительные (выражают элемент регулируемых отношений), дефинитивные (в

которых есть научное определение понятий и категорий), нормы-принципы (в

которых сформулированы общие или отраслевые правовые принципы).

18.НОРМОТВОРЧЕСТВО, ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Нормотворчество есть форма государственной деятельности направленная

на создание правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Это

процесс создания и развития действующего права как системы общеобязательных

норм, регулирующих общественные отношения. Главное для нормотворчества —

выработка и утверждение новых правовых норм. По сути, нормотворчество — это

возведение государственной воли в закон. Нормотворчество охватывает

деятельность компетентных органов и организаций по выработке и принятию

нормативных актов. Нормотворчество современных цивилизованных государств

осуществляется на базе 7 основных принципов:

Демократизм. Это принцип проявляется в установлении подлинно

демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в

первую очередь законов. Это обеспечивает участие депутатов, широких слоев

общественности, учет общественного мнения.

Законность означает строгое соблюдение соответствия конституции страны,

соблюдение распределения компетенции между федерацией и субъектами

(федеральные законы может принимать только Федеральное Собрание),

соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования,

новых нормативно-правовых актов.

Гуманизм предполагает направленность нормотворчества на обеспечение и

защиту прав и свобод личности.

Научный характер означает использование достижений современной науки и

техники, к подготовке проектов привлекаются научно-исследовательские

коллективы и эксперты.

Профессионализм — участие в разработке законопроектов квалифицированных

специалистов, имеющих профессиональную подготовку и высокую квалификацию в

соответствующей отрасли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.