рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общество с ограниченной ответственностью, создание и его реорганизация

организаций, на присвоение статистического кода обществу.

Кроме того следует приобрести круглую печать общества, содержащую

информацию, предусмотренную специальными актами гражданского

законодательства, которая является атрибутом делопроизводства.

Юридическое значение круглой печати заключается в удостоверении её

оттиском подписи (подписей) лица (лиц), управомоченных представлять

корпорацию во вне, а также того факта, что соответствующий документ

исходит от индивидуально определённого юридического лица, являющегося

самостоятельным участником гражданского оборота.[70]

В соответствии со ст.14 и ст.16 закона (о государственной

регистрации предприятий и организаций(, орган государственной регистрации

осуществляет проверку законности принятых документов, и, не позднее чем в

15-дневный срок, принимает решение о регистрации или решение об отказе в

регистрации общества, которое должно содержать убедительное обоснование и

ссылки на законодательные и другие нормативные акты, нарушаемые

учредительными или другими документами, представленными для регистрации.

В случае отказа в государственной регистрации общества, данное

решение может быть обжаловано в судебную инстанцию (ст16 п.5 закона (о

государственной регистрации предприятий и организаций().

Общество считается зарегистрированным со дня принятия решения о

регистрации и ему в лице главного менеджера (председателя Правления)

выдаётся свидетельство о регистрации, образец которого утверждён

Правительством.

Обществу присваивается регистрационный номер, который указывается в

учредительных документах, свидетельстве о регистрации и на печати

общества, являясь идентификационным номером.

Свидетельство о регистрации являясь документом, подтверждающим

государственную регистрацию общества, служит основанием для выдачи

территориальными налоговыми инспекциями свидетельства о присвоении

фискального кода, для изготовления печатей общества и открытия им

банковских счетов. Государственная Регистрационная палата обязана в 15-

дневный срок со дня регистрации общества, направить по одной копии

решения о его регистрации в соответствующий орган публичного управления,

налоговый, статистический орган, Государственную архивную службу и орган

социального страхования.(ст.28 п.3 закона (о предпринимательстве и

предприятиях()

§ 2.4 Правосубъектность общества с ограниченной ответственностью и

его органы управления.

Участие в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии

признаваемой о предоставляемой государством правосубъектности.[71]

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него

качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности.[72]

Правоспособность ООО заключается в способности в соответствии с

законодательством быть носителем прав и обязанностей.

Дееспособность же ООО заключается в признании законодательством за

ним способности своими действиями приобретать права и обязанности.

Объём правосубъектности юридического лица отличается от объёма

правосубъектности физического лица и государства. Так например

юридическое лицо не может завещать своё имущество, в отличии от

физического лица, конфисковывать имущество за правонарушения в отличии от

государства. Но одновременно ни физическое лицо, ни государство не могут

например открыть свой филиал в отличии от юридического лица В отличии от

физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места

пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица, по

общему правилу, определяется местом его государственной регистрации

(ст.67 ГК РМ).

Таким образом специфика правосубъектности юридического лица,

определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений.[73]

Юридические лица создаются в определённых организационно-правовых

формах, установленных законодательством. Для коммерческих юридических лиц

этот перечень закрытый - ст.24 действующего гражданского кодекса. Принцип

закрытости соблюдается и в отдельных группах коммерческих юридических

лиц( в ст.106 ГК РМ дан закрытый перечень хозяйственных товариществ и

обществ( государственные и муниципальные предприятия создаются только в

форме государственных и муниципальных предприятий(ст.179 ГК РМ)(

инвестиционные фонды и банки только в форме акционерного общества, в

соответствии с законодательством Республики Молдова.

Правомерность осуществления организацией того или иного вида

деятельности определяется её правоспособностью. Соответствие

правоспособности является условием действительности любой сделки

юридического лица. Поэтому для того, чтобы обеспечить реализацию

создаваемой организацией определённых направлений деятельности,

учредитель, в установленном законом порядке наделяет её соответствующей

правоспособностью.[74]

Правоспособность юридического лица приобретается в момент его

государственной регистрации и прекращается в момент его исключения из

государственного реестра. Юридическое лицо, преследующее цель извлечение

прибыли, каким является и ООО, может осуществлять любую не запрещённую

законом деятельность, в том числе не предусмотренную учредительным

документом (ст.60 ГК РМ).

В науке гражданского права принято различать общую и специальную

правоспособность юридических лиц. Общая правоспособность означает

возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и

обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности,

каким и обладают общество с ограниченной ответственностью..

До недавнего времени общество могло обладать лишь специальной

правоспособностью, в соответствии со ст.29 действующего гражданского

кодекса, которая предусматривала что юридическое лицо обладает

гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его

деятельности, что несомненно сдерживало развитие рыночных отношений.

Таким образом юридическим лицам предоставлялось право обладать теми

юридическими правами и обязанностями, которые отвечали целям и задачам

его деятельности. Следовательно сделки, заключённые юридическим лицом

вразрез с его специальной правоспособностью признавались в соответствии

со ст.52 действующего кодекса недействительными.

Дальнейшее развитие ст.29 действующего гражданского кодекса нашло

своё отражение в законе (о предпринимательстве и предприятиях(, согласно

п.1 ст.10 данного закона, предприятие (к которым относится и ООО) могло

заниматься любыми видами деятельности, предусмотренными в его

учредительных документах, кроме тех которые запрещены законодательством.

Таким образом правоспособность общества ограничивалась его уставными

видами деятельности, т.е. общество наделялось специальной

правоспособностью.

Законом от 28 ноября 1995г. Были внесены изменения в данный закон

вступившие в силу 1 февраля 1996г., согласно которым предприятиям

предоставлялось право заниматься любыми видами предпринимательской

деятельности, за исключением тех, которые запрещены действующим

законодательством. Таким образом, с 1 февраля 1996г. предприятия в своей

хозяйственной деятельности могут приобретать любые гражданские права и

нести обязанности, совершать сделки, заключать договора, а также

заниматься другими видами деятельности, за исключением прямо запрещённых

законодательством. Логическим завершением данных принципиальных изменений

в законе послужило полное исключение ст.10 п.3, согласно которому

предприятие могло заключать договора и совершать другие сделки в

соответствии с видами деятельности, указанными в его учредительных

документах и внесёнными в Государственный коммерческий регистр. Данные

изменения в настоящем законе наделили предприятия общей

правоспособностью.[75]

Однако на практике до сих пор сохраняется негласное правило,

согласно которому при создании предприятия, в учредительных документах

указываются предполагаемые виды деятельности , которыми намерено

заняться предприятие, что является нецелесообразным.

Дальнейший анализ закона (о предпринимательстве и предприятиях( и

ст.60 ГК РМ показывает, что общая правоспособность распространяется на

общество. Согласно п.2 ст.10 данного закона, п.5 ст.60 ГК РМ и закона (о

лицензировании отдельных видов деятельности( общество в праве на

заниматься определёнными в ст.8 закона (о лицензировании отдельных видов

деятельности( видами деятельности (в которой дан исчерпывающий перечень),

только при получении государственной лицензии на данный вид деятельности.

Право общества осуществлять деятельность на занятие которой необходимо

получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в

указанный в ней срок и прекращается по истечению срока действия лицензии,

если законом не предусмотрено иное.

Основная тенденция развития соответствующего законодательства в

государствах с рыночной экономикой в 20в. заключалась в постепенном

предоставлении организациям права осуществлять любые виды деятельности,

не запрещённые законом. Хотя законодательства большинства зарубежных

государств не отказались от определения правоспособности организаций

через указание осуществляемых ими видов деятельности, в их состав

включены нормы, фактически обесценивающие принцип ограниченной

правоспособности организаций.[76]

Следует отметить, что подобная трансформация института

правоспособности коммерческих организаций в молдавском законодательстве

полностью соответствует изменениям в законодательствах зарубежных стран с

рыночной экономикой.

Судебная практика зарубежных государств также вынуждена учитывать

потребности регулирования экономических отношений. Например, судебная

практика и правовая доктрина ФРГ уже давно исходит из того что цель

предусмотренная в уставе, имеет значение лишь для внутренних

отношений.[77]

Следует отметить что указание в учредительных документах ООО

предмета и определённых целей деятельности (видов деятельности) является

необязательной, в силу ст.60 п.2 ГК РМ, т.к. основная цель общества(п.1

ст.106 ГК РМ) - извлечение прибыли.

Так, например, Суханов Е.А. полагает что правоспособность

юридических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью является

общей. В условиях рыночной организации хозяйства, отмечает он, целевые

ограничения правоспособности юридических лиц весьма отрицательно

сказываются на деятельность коммерческих организаций. Кроме того, с

формальной стороны такие ограничения легко обходятся закреплением в

учредительных документах длинного перечня различных видов деятельности,

которые вправе осуществлять данная организация, да и сами цели

деятельности могут быть сформулированы весьма общим образом.[78]

Позиции общей правоспособности коммерческих организаций

придерживаются Брагинский М.И., Витрянский В.В. Елисеев И.В., Тихомиров

М.Ю. и другие выдающиеся правоведы российской цивилистики.[79]

Общая правоспособность ООО даёт ей право осуществлять любые не

запрещённые законом виды деятельности с обязательным преобладанием в них

деятельности, приносящей прибыль. Правоспособность коммерческих

организаций общая в смысле возможности осуществления любых видов

деятельности, но не выбора основной цели деятельности. Коммерческая

организация не вправе превращаться в некоммерческую путём переориентации

на осуществление исключительно неприбыльной общественно полезной

деятельности (управленческая деятельность, развитие и поддержка на

безвозмездной основе физической культуры и спорта, благотворительные

пожертвования и т.п.).[80]

Рядом нормативно-правовых актов, таких как закон (о товарной

бирже([81], закон (о страховании([82], закон (об аудиторской

деятельности([83] и ряде других, устанавливаются что при выборе одного из

этих видов деятельности, общество лишается возможности осуществлять

другие или несколько видов деятельности. Такой запрет может быть

преодолён лишь с прекращением осуществления соответствующего вида

деятельности. Так, например, аудиторские компании, которые могут быть

созданы и в форме ООО, согласно ст.6 закона (об аудиторской деятельности(

не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме

аудиторской и другой, связанной с ней деятельностью.

Применительно к этому способу ограничения правоспособности

организаций правоведы выработали такое понятие, как (исключительный вид

деятельности(, т.е. вид деятельности, осуществление которого несовместимо

с другими видами деятельности.[84]

В случае, если ООО предоставлена лицензия на осуществление

определённого вида деятельности и её условиями предусмотрено требование,

осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течении

срока действия лицензии вправе осуществлять только виды деятельности,

предусмотренные лицензией и сопутствующие виды деятельности.

Сопутствующими видами деятельности, например, для аудиторской организации

будут консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и

иного хозяйственного законодательства Республики Молдова, подготовка

специалистов по аудиту и другие по профилю своей деятельности.

Осуществление исключительных видов деятельности подлежит

лицензированию, в силу особой значимости и способности к причинению

значительного ущерба неограниченному кругу лиц, они обособляются от

других видов деятельности и к ним и осуществляющим их субъектов

предъявляются повышенные требования.[85]

Возможность осуществления ООО тех или иных видов деятельности

зависит не только от типа правоспособности, которой оно обладает(

законодательство Республики Молдовы содержит ограничения

правоспособности, которые в равной мере распространяются на все

организации.

Так законодательством Республики Молдовы определены виды

деятельности занятие которыми запрещено на территории Молдовы, указанные

в Постановлении Правительства РМ от 2 февраля 1998г. ( о регулировании

отдельных видов деятельности в Республике Молдова([86], которое действует

в силу признания неконституционным Постановлением Конституционного Суда

N5 от 4 февраля 1999г. (о контроле конституционности Постановления

Правительства РМ N859 от 13 августа 1998г. ( о регулировании отдельных

видов деятельности в Республике Молдова([87]([88], которое признало

утратившим силу данное Постановление N859 от 13 августа 1998г.. Таким

образом, несмотря на официальное прекращение действия Постановление

Правительства Республики Молдова (о регулировании отдельных видов

деятельности в Республике Молдова( N 110 от 2 февраля 1998г., следует

признать его действие в части не противоречащей закону (о лицензировании

отдельных видов деятельности(, а именно перечня видов деятельности,

запрещённых на территории Республики Молдова, согласно Приложению N1. К

таковым относятся(

- Производство, реализация и пропаганда порнографических материалов(

- Открытие и содержание публичных домов(

- Контрабандная торговля(

- другие виды деятельности, запрещённые действующим

законодательством, международными договорами и конвенциями, стороной

которых является Республика Молдова.

Правоспособность ООО, наряду с другими коммерческими предприятиями,

ограничивается также посредством государственной монополии на

осуществление того или иного вида деятельности. В силу этого ограничения

законодатель наделяет правом осуществления некоторых видов деятельности,

исчерпывающий перечень которых изложен в ст.10 п.3 закона (о

предпринимательстве и предприятиях(, только государственные предприятия и

учреждения. К таковым относятся(

а) изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и

ядовитых веществ, в том числе посев, возделывание и сбыт культур,

содержащих наркотические и ядовитые вещества(

б) лечение посредством хирургических вмешательств и инвазивных

методов, наблюдение и лечение беременных женщин, больных, страдающих

наркоманией, онкологическими , опасными и особо опасными инфекционными, в

том числе заразными кожно-венерическими заболеваниями, а также

психическими заболеваниями в агрессивных формах, и выдача соответствующих

заключений(

в) проведение экспертизы по определению временной или стойкой утраты

трудоспособности, а также декретированных периодических и предварительных

медицинских осмотров и обследований граждан(

г) лечение животных, страдающих особо опасными заболеваниями(

д) изготовление орденов и медалей(

е) производство знаков, свидетельствующих об уплате государственных

сборов и пошлин(

ж) оказание почтовых услуг (исключая экспресс-почту), изготовление

знаков почтовой оплаты(

з) производство и реализация военной специальной и боевой техники,

взрывчатых веществ (за исключением ружейного пороха), а также

производство любых видов оружия(

и) государственный учёт, государственная регистрация и техническая

инвентаризация (в том числе паспортизация) недвижимого имущества,

восстановление документов на право собственности и хозяйственного ведения

указанным имуществом(

к) печатание и чеканка денег, печатание государственных ценных

бумаг(

л) проведение астрономо-геодизических, гравиметрических работ в

области гидрометеорологии.

Лицензирование является ещё одним способом ограничения свободы

общества в выборе реализуемых им видов деятельности. Однако в отличии от

других способов ограничения правоспособности общества - запрета или

установления государственной монополии, которые не могут быть преодолены

по инициативе ООО, - право на осуществление лицензируемых видов

деятельности может приобретаться посредством получения лицензии, в

соответствии с законом (о лицензировании отдельных видов деятельности(.

Исчерпывающий перечень видов деятельности определён в ст.8 данного

закона.

Лицензия в соответствии со ст.2 данного закона, представляет собой

официальный документ, выданный лицензируемым органом удостоверяющий право

лицензиата на осуществление указанного в нём вида деятельности в течении

определённого срока при соблюдении лицензионных условий.

Государственное лицензирование отдельных видов деятельности

означает, что организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе

заниматься такой деятельностью, и поэтому можно говорить об известном

ограничении содержания правоспособности.[89]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.