рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общество с ограниченной ответственностью, создание и его реорганизация

неудач, связанных со вступлением в правоотношения с обществом. Нос другой

стороны, выполнение этой обязанности поглотило бы массу энергии и

денежных средств данной корпорации и уменьшило бы её возможности вести

дело эффективно. Противоядием, хоть и слабым можно считать личное участие

(трудовое, организационное, распорядительное, представительское и т.д.)

членов общества и ,как следствие, более сильный контроль за органами

управления, нежели в акционерном обществе.[47]

ООО реорганизуется и распускается по решению Общего собрания,

принимаемого большинством голосов на котором присутствуют 3/4 пайщиков,

или по взаимной договорённости, если членов общества менее трёх (п.31

Положения 500).

Данный п.31 Положения 500 не соответствует п.91 Положения 500,

согласно которому, принятие решения о реорганизации и ликвидации, в

случае если участников общества менее трёх, принимается по взаимной

договорённости, при условии если они располагают равным паем.

Однако отсутствие запрета на установление большего числа голосов

пайщиков на принятие такого рода решения, позволяет установить в уставе

требование на принятие этого решения Общим собранием пайщиков

квалифицирующим большинством голосов (например, 3/5, 3/4, 4/5) либо

единогласно.

Думается было бы целесообразным установления диспозитивного

дополнения к п.31 и к п.91 Положения 500 следующего содержания( (если

большее число голосов не предусмотрено учредительным документом(.

ООО может быть распущено и по общим основаниям роспуска юридических

лиц установленных в ст.86 ГК РМ.

Реорганизация ООО, может производиться без каких-либо ограничений, в

соответствии с законодательством.

По сравнению с полным товариществом и коммандитным товариществом, в

правовом регулировании ООО уже немалую роль играет законодательное

регулирование. Например, если вопросы управления в полном товариществе

решаются его участниками самостоятельно (корпоративно), то ООО обязано

исключительные вопросы решать на Общем собрании, а все другие может

передать в компетенцию исполнительного органа, который согласно

законодательству, должен быть непременно создан. Или если

законодательство умалчивает по вопросу об основном капитале как полного,

так и коммандитного товарищества, то в отношении общества определяет его

минимум, обращает внимание на равенство паев из которых состоят доли

участников, фиксирует сроки и порядок их оплаты и т.д.. Идёт постепенное

сужение сферы корпоративного (самостоятельного) регулирования и

расширение законодательного.[48]

Чем сложнее корпорация, тем более сложен и механизм правового

регулирования её деятельности.[49]

Глава II Создание общества с ограниченной ответственностью.

& 2.1. Учреждение ООО, учредители (участники) общества

Юридическое лицо не может возникнуть помимо воли государства. Четкий

порядок образования, реорганизации, ликвидации организаций обусловлен

необходимостью определения профиля их деятельности, а также распределение

трудовых, финансовых и материальных ресурсов.[50]

В соответствии со ст. 25 действующего гражданского кодекса от 26

декабря 1964 г., юридические лица образуются в порядке, установленном

законодательством РМ.

Новый ГК РМ в ст.63 устанавливает, что юридическое лицо считается

созданным с момента его государственной регистрации, в порядке

предусмотренном законом.

Новый ГК РМ делит юридические лица на:

-юридические лица публичного права

-юридические лица частного права

В соответствии со ст.59 ГК РМ юридические лица частного права, к

коем относятся и ООО, могут создаваться беспрепятственно, но лишь в одной

из форм, предусмотренных законом (ст.59ГК РМ).

В зависимости от характера участия государственных органов в

регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно

выделяет следующие способы образования юридических лиц:[51]

- Распорядительный порядок, характеризуется тем, что юридическое

лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а

специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно

в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных

предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе

плановой экономике, его доминирование над гражданским обществом позволяли

обойтись без особой процедуры государственной регистраций создаваемого

юридического лица.

- Явочный порядок образования юридических лиц, который как правило,

заступает место распорядительного порядка в странах с рыночной

экономикой. Для него также характерно отсутствие специальной

государственной регистраций организаций, которые создаются в силу самого

факта волеизъявления, выражения ими намерения действовать в качестве

юридического лица и такое разрешение было дано в соответствующим

нормативном акте. Компетентный государственный орган лишь проверял в

соответствует ли закону порядок его образования. В таком порядке

возникает общественные объединения, религиозные организации, пользующиеся

правами юридических лиц. За рубежом явочный порядок применяется,

например, при созданий ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений

в Швейцарии.

- Разрешительный порядок образования юридических лиц характеризуются

тем, что при этом способе инициатива создания нового юридического лица

принадлежит не государственному органу, а учредителям – гражданам,

представителям общественности или юридическим лицам. Участие органов

государства в образовании данного юридического лица выражается в

разрешении на его организацию с проверкой в каждом случае законности и

целесообразности его создания. Указанным способом возникли почти все

общественные организации ( за исключением тех, которые образовались в

нормативно-явочном порядке ), в частности, добровольные спортивные

кооперативы, профсоюзные организации и т.д.[52]

Действующее законодательство в ст. 16 п. 3 закона РМ ‘ (о

государственной регистрации предприятий и организаций([53] , а также

ст.63, п. 4 ГК РМ, не допускает отказа в регистрации по мотивам

нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок

создания некоторых видов юридических лиц, в том числе и ООО, например, в

соответствии с законом РМ (о защите конкуренции([54] . Так, в

соответствии со ст.17 данного закона, в целях предотвращения возможного

злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением

на рынке или недопущения ограничения конкуренции Национальным Агентством

по защите конкуренции осуществляется предварительный контроль за:

а) созданием, расширением, слиянием и присоединением объединений

хозяйствующих субъектов;

б) созданием, расширением, слиянием и присоединением холдингов,

транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп;

в) расширением, слиянием и присоединением хозяйствующих субъектов,

если это приводит к возникновению хозяйствующего субъекта, доля которого

на соответствующем рынке будет превышать 35%;

г) ликвидацией и разделением хозяйствующих субъектов, объем

производства и услуг которых позволяет им занять доминирующее положение

на товарном рынке

В этих случаях, указанных выше, лица или органы, принимающие решение

о создании, реорганизации, ликвидации хозяйствующих субъектов, к коем

относится и общество, и их объединений, представляют в Агентство

ходатайство о даче согласия на эти действия, которые не позднее 30 дней с

момента получения ходатайства и необходимых документов сообщает заявителю

в письменной форме о принятом решении.

Государственная регистрация и перерегистрация хозяйствующих

субъектов и их объединений, указанных выше, без согласия Агентства не

допускаются.

- Нормативно-явочный порядок для образования юридического лица, при

котором не требуется согласия каких-либо третьих лиц, включая

государственные органы. Регистрирующий орган лишь проверяет,

соответствует ли закону учредительные документы организации и соблюден ли

установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать

юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее

распространен в Республике Молдова и за рубежом.

Явочно-нормативный порядок создания ООО является общим порядком, а

разрешительный – исключительным (например, в случае предусмотренном ст.17

закона (о защите конкуренции().

Анализ законодательства позволяет определить два пути создании ООО:

-учреждение нового общества

-реорганизация существующего предприятия (на основе слияния,

разделения, выделения, преобразования).

Создание общества путем его учреждения осуществляется по решению

учредителей (учредителя). Решение принимается учредительным собранием, а

в случае учреждения общества одним лицом по единоличному решению этого

лица.

Новый ГК РМ в ст.107 устанавливает, что общество учреждается

нотариально удостоверенным учредительным документом. Таким образом, с

момента вступления в силу ГК учредительные документы и изменения к ним

потребуют нотариального удостоверения вне зависимости, если учредителями

являются исключительно юридические лица, причём, как учредительный

договор, так и устав ООО.

Таким образом по вступлению нового ГК РМ в силу, следует привести в

соответствие п.9 Положения 500 со ст.107 нового ГК РМ.

Учредительными документами ООО является учредительный договор и

устав, а в случае учреждения общества одним учредителем – декларация об

учреждении и устав ( п.70 Положения 500 ).

Новый ГК РМ в ст.62 устанавливает, что в случае учреждения ООО одним

учредителем, то учредительным документом общества является только устав.

Однако новый ГК РМ не содержит регламентирование случая, когда

число участников увеличивается до двух и более. Надо полагать, было бы

логичным и правильным в этом случае обязать участников заключить

учредительный договор. Таким образом, предлагаю дополнить данный п.2

ст.62 ГК РМ следующим содержанием: "В случае если участников юридического

лица становится более одного между ними должен быть заключён

учредительный договор.".

Учредителями общества могут являться как физические так и

юридические лица Республики Молдова. Право на учреждения для юридических

и физических лиц других государств регулируется законодательством

Республика Молдова (п.7 положение 500 ). Таким образом из числа

учредителей исключены лица без гражданства.[55]

В качестве участников обществ не могут выступать органы

государственной власти и управления (п. 4 Положения 500 ).

Поскольку юридические лица уже были предметом нашего рассмотрения,

обратимся к физическим лицам, которые, будучи гражданами, являются также

как и юридические лица, участниками регулируемых гражданским

законодательством правоотношений (ст. 2 ГК РМ ).

Вместе с тем, учреждение любого юридического лица, в том числе ООО,

есть не что иное, как сделка. Согласно ст. 195 ГК РМ, сделкой признаётся

выражение физическими и юридическими лицами своей воли, направленной на

установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Способность иметь гражданские права и обязанности (правоспособность )

признаётся в равной степени за всеми физическими лицами. Она возникает с

момента рождения и прекращается смертью ( ст.18 ГК РМ ).

Однако дееспособность гражданина своими действиями приобретать и

осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские

обязанность и исполнять их (гражданская дееспособность ) возникает в

полном объёме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению 18 лет

(ст. 19-20 ГК РМ).

Анализ ст. 17-22 ГК РМ позволяет сделать вывод, что физические лица

могут создать юридическое лицо только тогда, когда у них в полном объёме

возникает дееспособность. Вместе с тем, из этого правила имеется ряд

исключений когда полная дееспособность может наступить и до 18 летнего

возраста.

Во первых, этот тот случай, когда ст.20 п.2 ГК РМ допускается

приобретение полной дееспособность несовершеннолетним вступившим в брак,

которая сохраняется в полном объёме и в случае его расторжения. Однако в

случае признания брака недействительным суд может принять решение об

утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента,

определяемого судом.

Во вторых, это случай, когда речь идёт об эмансипации ( ст. 20 п. 3

ГКРМ ). Институт (эмансипации( - совершенно новый для гражданского

законодательства Молдовы. Он представляет собой возможность для

несовершеннолетнего, достигшего 16 лет быть объявленным полностью

дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту ) или с

согласия родителей, усыновителей или попечителя занимаются

предпринимательской деятельностью. После такого объявления при

осуществлении несовершеннолетним предпринимательской деятельности

родители, усыновители и попечители не несут ответственности по его

обязательствам.

Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать

участниками обществ. Такие ограничения установлены для государственных

служащих, которые не имеют право заниматься предпринимательской

деятельностью, согласно ст.11 п.3 закона (о государственной службе([56]

Согласно ст.17 закона (о предпринимательстве и предприятиях( и п.4

Положения 500 число участников общества не может превышать пятидесяти.

Это положение должно неукоснительно соблюдаться при учреждении общества,

поскольку в случае превышения установленной численности регистрирующий

орган не осуществит его регистрацию.

Привлечение участников (пайщиков) к членству в учреждаемом обществе

путём публикации объявлений запрещается (п.71 Положение 500).

На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала ООО

установлен п.69 Положения 500, в размере 300 минимальных месячных

зарплат, установленных законодательством на момент регистрации общества,

которая на сегодняшний день равняется 18 леям, таким образом размер

минимального уставного капитала общества составляет 5400 лей.

Вклады в уставный капитал ООО предполагаются вносимыми в денежном

выражении, если учредительным документом не предусмотрено иное. До

момента регистрации ООО каждый участник обязан внести наличными не менее

40% подписанного вклада, если законом или учредительным документом не

предусмотрен больший процент (ст.113 ГК РМ).

Законодатель в ст.112 ГК по сравнению с действующим

законодательством, закрепляет что уставный капитал вносится в полном

объёме не позднее чем в шестимесячный срок (по сравнению с п. 73

положения 500 - не позднее года) со дня регистрации общества, а

единственный участник общества вносит вклад в полном объёме до момента

регистрации ООО.

ГК РМ (ст.113-114) и Положение 500 устанавливает в п.22,что паевые

вклады могут быть как денежные, так и не денежными(в натуре).Предметом

вклада в натуре(ст.114 ГК РМ) в уставный капитал общества может быть

любое имущество, находящееся в гражданском обороте, за исключением

неимущественных прав и требований. Вклад в виде требования считается

внесённым только после получения обществом денежной суммы, являющейся

предметом требования.

Размеры паевых вкладов в денежном выражении определяются участниками

в договоре об учреждении общества(п.22 Положения 500).

Стоимость вклада в натуре в уставном капитале общества, согласно

ст.114 п.6 ГК РМ, утверждается Общим собранием. Однако ст. 106 п.4 ГК РМ

устанавливает другую процедуру оценки неденежного вклада, согласно

которой денежная оценка вклада участника производится по соглашению между

учредителями (участниками) общества и подлежит независимой экспертной

проверке (аудиту). Данные нормы входят в противоречие друг другу, однако

по теории права подлежит применению специальная норма, в данном случае

первая (ст.114 п.6 ГКРМ).

На мой взгляд специальную норму (ст.114 п.6 ГК РМ) следует привести

в соответствие с общей (ст.106 п.4 ГК РМ), так как обязательная оценка

самими участниками вкладов в натуре приводит ни к чему кроме

злоупотреблений. Достигавшегося ранее с помощью подобных правил

максимального расширения круга юридических лиц как участников

предпринимательской деятельности теперь уже не требуется - необходимо

оставить в этом круге лишь более или менее добросовестных и относительно

состоятельных участников оборота.[57]

Данные нестыковки правового регулирования оценки неденежных вкладов

при внесении их в уставный капитал общества, требуют устранения или

уточнения со стороны законодателя для придания ясности в данном вопросе.

Думается было бы уместным правовое регулирование случая, когда в

уставный капитал общества в качестве вклада вносится - функционирующее

предприятие, как единый имущественный комплекс либо часть имущества

предприятия, которая позволяет обществу обеспечить непрерывность

функционирования предприятия.

Согласно п.74 Положения 500 в случае не перечисления участником

(пайщиком) паевого вклада в 30-дневный срок по истечении предусмотренного

в учредительном договоре, Общее собрание пайщиков в праве принять решение

об исключении пайщика из списка общества. Это также подтверждает и

судебная практика.[58] Исключенному пайщику возвращается сумма частично

внесённого им паевого вклада (п.74 положения 500).

Новый же ГК РМ устанавливает, что если один из участников общества

не внёс свой вклад в установленный срок, любой участник вправе письменно

потребовать от него этого, установив дополнительный срок, составляющий не

менее не менее одного месяца, и предупредив о возможности его исключения

из общества. Если же участник не внёс вклад в дополнительный срок, он

утрачивает право на свою долю и на внесённую часть, о чём он должен быть

уведомлён(ст.113 п.6 ГК РМ), что ранее не было известно отечественному

законодательству. Однако ст.154 ГК РМ гарантирует участнику, не внёсшему

в полном объеме или просрочившему внесение вклада, на который он

подписался, в шестимесячный срок после его исключения, на основании

судебного решения, возврат внесённого им вклада без процентов, но только

после возмещения причинённых этим участником убытков обществу.

Таким образом , следует привести п.74 и п.83 Положения 500, в

соответствие со ст.113 и ст.154 нового ГК РМ

Общество считается учреждённым и вправе начать свою хозяйственную

деятельность с момента регистрации. Сделки совершённые от имени общества

до момента регистрации, признаются действительными только после их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.