рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Избирательная система в РФ

избирательные блоки, плохо согласуется с запретом на создание политических

партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной

принадлежности, поскольку для общественных объединений таких ограничений не

установлено.

В течение двух лет наряду с регистрацией вновь образующихся

политических партий предстоит перерегистрация, назовем это так, уже

существующих политических общественных объединений, которые примут решение

о преобразовании в политические партии. По истечении указанного срока

общероссийское политическое общественное объединение, не преобразовавшееся

в политическую партию, утрачивает статус политического общественного

объединения и действует как общероссийская общественная организация или

общероссийское общественное движение на основании устава, который

применяется в части, не противоречащей Закону "О политических партиях".

3.3. Законодательство о выборах и законодательство о СМИ и свободе

информации

В ходе выборов в Государственную Думу в 1999 г. высветилась одна из

существенных особенностей Федерального закона "О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а именно:

он оказался недостаточно согласован с законодательными актами,

регулирующими свободу слова и свободу массовой информации. Как известно, в

период проведения выборов в Государственную Думу деятельность средств

массовой информации осуществляется в общем режиме, установленном

Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О

средствах массовой информации", а также некоторыми иными законодательными

актами о средствах массовой информации с учетом ряда специальных требований

и ограничений, предусмотренных в Федеральном законе "О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в

Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации". Однако последние

законы содержат весьма противоречивое регулирование участия средств

массовой информации в избирательных кампаниях. Этими нормами должны

руководствоваться как руководители средств массовой информации, так и

журналисты, участвующие в освещении избирательной кампании. Соответствующие

правила обязательны и для непосредственных субъектов избирательного

процесса (кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков),

являющихся в избирательной кампании партнерами СМИ. В итоге в период

выборов обостряются вопросы о пределах регулирования деятельности СМИ в

период избирательной кампании.

В тех случаях, когда избирательные комиссии, осуществляя контроль за

предвыборной агитацией, исходили из приоритета норм избирательного

законодательства над положениями законодательства о СМИ, это вызывало

естественное сопротивление СМИ и приводило к определенной дестабилизации

избирательного процесса. Зачастую ограничительное регулирование

предвыборной агитации средствами избирательного законодательства, имея в

виду достижение одних целей, на деле приводило к достижению результатов,

которые весьма сложно объяснить с точки зрения логики Конституции, да и

общепринятых норм проведения выборов в демократическом обществе. Так,

согласно Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации" (пункт 4 статьи 56), кандидат,

зарегистрированный по одномандатному избирательному округу, не вправе

воспользоваться бесплатным эфирным временем на каналах организаций

телерадиовещания, подпадающих под действие пункта 2 статьи 55 Федерального

закона (т.е. общероссийских государственных организаций телерадиовещания).

Указанная норма была введена в закон с учетом опыта парламентских выборов в

1995 г. для того, чтобы руководители так называемых "карликовых"

избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по федеральному

избирательному округу, не могли использовать бесплатное эфирное время,

предназначенное для избирательного объединения в целом, для поддержки

избирательной кампании лидера партии, зарегистрированного по одномандатному

избирательному округу. На практике же получилось, что многим известным

политикам, лидерам политических партий и движений создавались препятствия

для выступлений с изложением позиции партии, движения на каналах

общероссийских государственных телерадиокомпаний в счет бесплатного

эфирного времени.

Перед законодателем стоит задача согласовать избирательное

законодательство с законодательством о СМИ, обеспечив последовательное

соблюдение всех прав и свобод граждан в период избирательных кампаний.

Ограничения, налагаемые в соответствии с законом о выборах на ведение

агитации через СМИ зарегистрированными кандидатами, избирательными

объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные

списки кандидатов, не могут затрагивать свободы выражения мнений по

политическим вопросам в СМИ для граждан, общественных объединений. Жесткое

запретительное регулирование в данном направлении способно создать

существенные препятствия для осуществления свободы слова, свободы массовой

информации, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

3.4. Законодательство о государственной службе

В отношении использования "административного ресурса" избирательным

законодательством установлены определенные запреты. В частности:

- зарегистрированным кандидатам, замещающих согласно Федеральному

закону "Об основах государственной службы Российской Федерации"

государственные должности категории "А", запрещается использовать

преимущества своего должностного положения;

- зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной и

муниципальной службе, должны быть освобождены на время участия в выборах от

выполнения служебных обязанностей и также не вправе использовать

соответствующие преимущества;

- зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность

категории "А" или выборную муниципальную должность, вправе вести

предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных

обязанностей время.

Вместе с тем законодательством о государственной службе недостаточно

регулируется ряд весьма значимых для избирательного процесса правовых

понятий. К их числу можно отнести, например, такие как "рабочее время" и

"время отдыха", "иная служебная зависимость" (например, по отношению к

должностям категории "А"). Без нормативного уточнения этих понятий

невозможно реально ограничить использование баллотирующимися чиновниками

любых рангов своих полномочий и возможностей. В результате нарушается

принцип равенства кандидатов, являющийся базовым для всей системы

избирательных правоотношений в цивилизованном обществе.

Особое качество приобретает "административный ресурс" в случаях

активного участия ведущих представителей как исполнительной, так и

законодательной власти федерального и регионального уровня в создании и

поддержке деятельности общественно-политических организаций, выступающих в

роли избирательных объединений и блоков. В то же время согласно статье 11

Федерального закона "Об основах государственной службы Российской

Федерации" государственным служащим запрещено использовать служебное

положение в интересах общественных объединений, а также использовать в

неслужебных целях средства материально-технического, финансового и

информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную

информацию.

Таким образом, для предотвращения вышеуказанных злоупотреблений

служебным положением в период избирательной кампании требуется, с одной

стороны, конкретизация положений законодательства о государственной службе,

ограничивающих подобные нарушения, а с другой более последовательное

соблюдение запретов и ограничений, имеющихся в действующем избирательном

законодательстве. Вместе с тем следует также признать, что решение ряда

вопросов связано не только с законодательным регулированием, но и с

упрочением этических начал государственной службы.

3.5. Законодательство о благотворительной деятельности, гражданское

законодательство

Статус благотворительных организаций и порядок их деятельности

определяются Федеральным законом "О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях". Согласно статье 6 этого Федерального

закона благотворительной организацией является неправительственная

(негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная

для реализации предусмотренных этим Федеральным законом целей путем

осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом

или отдельных категорий граждан. Очевидно, что цели создания и деятельности

указанных организаций никоим образом не связаны с подготовкой и проведением

выборов. Участие в различного рода избирательных акциях противоречит самому

назначению благотворительности.

В то же время федеральное избирательное законодательство вводит ряд

существенных ограничений на осуществление благотворительной деятельности в

период избирательной кампании организациями, учредителями, собственниками,

владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются кандидаты,

зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные

блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие списки кандидатов и (или)

отдельных кандидатов, доверенные лица и уполномоченные представители

избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица

зарегистрированных кандидатов. Такого рода запрет обоснован лишь в качестве

санкции за имеющееся злоупотребление правом на предвыборную агитацию, но ни

в коем случае не может служить основанием для создания препятствий в

деятельности благотворительных организаций, которая осуществлялась и до

начала избирательной кампании.

Согласно формулировке пункта 5 статьи 45 Федерального закона "Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации", которому на период избирательной кампании

реклама коммерческой или иной деятельности организаций, учредителями,

собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых

являются кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные

объединения, избирательные блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие списки

кандидатов и (или) отдельных кандидатов, доверенные лица и уполномоченные

представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные

лица зарегистрированных кандидатов, допускается только на основаниях,

предусмотренных Федеральным законом, что подразумевает ее оплату

исключительно из средств избирательного фонда. Указанные ограничения на

рекламу "коммерческой и иной деятельности" организаций, связанных с

кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, в период

выборов не должно приводить к нарушению гарантированной Конституцией

свободы экономической деятельности, порядок осуществления которой определен

в гражданском и некоторых иных отраслях законодательства (в частности,

административном, налоговом).1

3.6. Гражданское процессуальное законодательство

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину

Российской Федерации судебную защиту его прав и свобод. Указанная норма

Конституции конкретизирована в статье 63 Федерального закона "Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации", согласно которой решения и действия (бездействие)

органов государственной власти, органов местного самоуправления,

общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия

(бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдумов и их

должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на

участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Как показывает практика, при проведении практически любой избирательной

кампании имеют место судебные разбирательства по жалобам, поданным в связи

с нарушением избирательных прав граждан Российской Федерации. На нынешний

день порядок их рассмотрения регулируется Гражданским процессуальным

кодексом РСФСР, Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий

и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Однако Гражданский процессуальный кодекс принимался в то время, когда

выборы проводились на безальтернативной основе. Для граждан Российской

Федерации специально оговаривалась возможность только защиты активного

избирательного права - права избирать, в связи с чем в ГПК РСФСР была

предусмотрена и до настоящего времени действует отдельная глава 23 "Жалобы

на неправильности в списках избирателей", состоящая всего из трех

безнадежно устаревших статей. Она требует изменения или введения новой

соответствующей главы, посвященной рассмотрению жалоб, связанных с

нарушением избирательных прав граждан.

Статьи 90, 239-6 ГПК РСФСР определяют десятидневный срок рассмотрения

жалобы на действия (бездействие) государственных органов, общественных

организаций и должностных лиц. В то же время Федеральный закон "Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации" сокращает сроки рассмотрения жалоб, связанных с

нарушением избирательных прав граждан в период проведения выборов. Так,

решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются

в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в

день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в

жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не

позднее чем в десятидневный срок. Более того, указанный Федеральный закон

предоставляет суду возможность рассматривать жалобу на решения

избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в

течение двух месяцев со дня ее подачи. Однако такой срок не предусмотрен ни

одной статьей ГПК РСФСР. Максимальный срок рассмотрения гражданских дел -

один месяц.

На практике применение сроков рассмотрения названных дел, несмотря на

несогласованность законов, их установивших, не вызывает особой сложности -

при рассмотрении дел суды, как правило, руководствуются Федеральным законом

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации", а также соответствующими федеральными

законами о выборах.

Более сложна ситуация со сроками, которые, к сожалению, не нашли своего

отражения ни в одном федеральном законе, а их отсутствие негативно

сказывается на реализации избирательных прав граждан. Это, в частности,

сроки обращения в суд с жалобой по вопросу нарушения избирательных прав

граждан, обжалования судебных решений, исполнения судебных решений.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации" не устанавливает сроков

обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные

права граждан. Вместе с тем, в ряде случаев суды руководствуются нормами

ГПК РСФСР и Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и

решений, нарушающих права и свободы граждан", согласно которым предусмотрен

трехмесячный срок обжалования. Вряд ли правильно применять здесь аналогию

закона. В гражданское процессуальное законодательство должны быть введены

специальные процессуальные сроки, применяемые при рассмотрении данной

категории гражданских дел.

Трехмесячный срок для обращения в суд приемлем только в отношении

жалобы, поданной на решение избирательной комиссии об итогах голосования

или результатах выборов, но вряд ли приемлем, если речь идет об отказе в

регистрации кандидата. Положительное решение суда об отмене отказного

решения избирательной комиссии, принятое после подведения итогов

голосования, не может восстановить нарушенное право кандидата, поскольку

исполнение его невозможно.

Негативное значение имеет и отсутствие сокращенных сроков подготовки

мотивированного судебного решения, вступления его в законную силу, подачи

кассационной жалобы и ее рассмотрения вышестоящей судебной инстанцией.

Например, в соответствии с требованиями ГПК РСФСР кассационная жалоба на

состоявшееся решение суда может быть рассмотрена вышестоящей судебной

инстанцией не ранее чем через 10 дней с момента изготовления

мотивированного судебного решения (срок подачи кассационной жалобы - 10

дней). На изготовление такого решения ГПК РСФСР предусматривает три дня,

итого получается, что кассационная жалоба может быть рассмотрена только по

истечении 13 дней. Отсюда следует вывод, что фактически любой кандидат,

которому необоснованно отказали в регистрации, а впоследствии восстановили

по решению суда, будет находиться в неравных условиях по отношению к другим

кандидатам из-за недостатка времени на проведения предвыборной агитации.

Особое значение имеют и сроки исполнения судебных решений, принятых по

избирательным спорам. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР содержит

исчерпывающий перечень судебных решений, подлежащих немедленному

исполнению, в числе которых только одно решение, касающееся избирательного

права, - о назначении даты выборов представительных органов местного

самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления (статья

210). В остальных случаях суд сам решает обращать или нет свое решение к

немедленному исполнению.

Такая недоработка в законодательстве создает определенные проблемы для

правоприменителей. Например, во Владивостоке за два дня до голосования

решением суда была отменена регистрация кандидата на должность мэра города,

но решение не было обращено к немедленному исполнению, и соответственно

территориальная избирательная комиссия не могла его исполнить.1

Возникают ситуации, при которых накануне дня голосования суд отменяет

решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,

федерального списка кандидатов и не обращает его к немедленному исполнению.

Здесь также ограничиваются возможности кандидатов добиться истины.

Все эти вопросы должны быть четко урегулированы. Более того, если суд

вынесет положительное решение, а избирательная комиссия не выполнит его, то

судебное решение передается на принудительное исполнение судебному приставу

в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в

котором также необходимо оговорить сроки исполнения с учетом скоротечности

избирательной кампании. Сейчас статья 2398 ГПК РСФСР устанавливает общий

месячный срок исполнения вступившего в законную силу решения суда,

принятого по жалобе. Вместе с тем, прошедшие избирательные кампании

показали, насколько важна оперативность принятия судебных решений и их

исполнения.

3.7. Уголовное законодательство. Законодательство об административных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.