рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Избирательная система в РФ

Получаем общий итог:

А – 14; Б - 8+1=9; В - 12+1=13; Г - 3+1=4.

Мандаты получают (за исключением кандидатов, избранных в одномандатных

избирательных округах):

из земельного списка партии А - 14 - 14 = 0 кандидатов; из земельного

списка партии Б - 9-6=3 кандидата; из земельного списка партии В - 13-7=6

кандидатов; из земельного списка партии Г - 4-1=3 кандидата.1

В отличие от порядка выборов в Государственную Думу, установленного у

нас во многом с учетом опыта Германии, там существует определенная связь

между голосованием избирателя в одномандатном избирательном округе и его

голосованием за тот или иной земельный список. Его второй голос учитывается

лишь в том случае, если отдан за ту же партию, что и первый (разумеется,

если партия преодолела заградительный пункт). У нас же голосование по

одномандатному избирательному округу производится совершенно независимо от

голосования по федеральному избирательному округу: можно в одномандатном

округе проголосовать, например, за независимого кандидата, а в федеральном

- за список какой-либо партии, и голос будет учитываться при

пропорциональном распределении мандатов.

3. Избирательное законодательство в системе конституционного права

В своем развитии избирательное законодательство все более оформляется в

достаточно самостоятельную, обособленную отрасль российского

законодательства. В этом, безусловно, есть положительные моменты:

развивается специфический инструментарий правового регулирования

избирательных правоотношений, уточняются основные понятия и термины

избирательного права, осуществляется детальная проработка избирательных

процедур и мер ответственности за их нарушение. Это способствует, с одной

стороны, универсализации, а с другой, конкретизации порядка подготовки и

проведения выборов всех уровней. Однако в настоящее время выявились и

отрицательные стороны разрастания обособленного регулирования выборов

исключительно средствами избирательного законодательства. Оно ведет к

разрыву системных связей избирательного права и конституционного права

Российской Федерации. Между тем избирательное право прежде всего является

подотраслью конституционного права.

Содержание важнейших институтов избирательного права в первую очередь

должно определяться теми принципами и нормами, которые заложены в

основополагающих конституционно-правовых актах, устанавливающих

избирательные права граждан именно как права конституционные, и в этом

качестве не подлежащих необоснованным ограничениям. Избирательное

законодательство как федеральное, так и субъектов РФ должно также в большей

степени учитывать конституционные основы организации государственной власти

и местного самоуправления, существующее конституционное разграничение

предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами. Более полный

учет этих правовых реалий должен в немалой степени составлять содержание

современного этапа совершенствования российского избирательного

законодательства.

Кроме того, следует учитывать, что собственно избирательные законы не

исчерпывают всего многообразия нормативных актов, регулирующих порядок

проведения выборов. В полном объеме избирательный процесс определяется

системой законодательных актов, некоторые из которых до сих пор не приняты,

а иные во многом устарели.

Насущная задача состоит в том, чтобы восполнить пробелы

законодательства, добиться синхронного развития норм всех его отраслей, в

той или иной степени затрагивающих вопросы выборов, достичь положения, при

котором они были бы взаимно дополняющими и ни в коей мере не противоречили

друг другу.

3.1. Конституционное регулирование принципов избирательного права

В действующей Конституции Российской Федерации избирательное право

регулируется чрезвычайно лапидарно. В ней нет норм, необходимых для

завершения процесса становления российской избирательной системы. На

конституционном уровне обязательность демократических принципов

избирательного права выводится из общепризнанных принципов и норм

международного права. Необходимо, чтобы именно в Конституции РФ были

закреплены всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном

голосовании, а также принцип проведения выборов с разумной периодичностью.

Требуют конституционного закрепления такие вопросы, как возраст, по

достижении которого гражданин Российской Федерации обладает активным

избирательным правом, возможно, и дополнительные основания приобретения

пассивного избирательного права. В конституционно-правовом регулировании

(как на уровне федеральной Конституции, так и на уровне конституций

республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей)

целесообразно закрепить в общей форме норму, согласно которой организация и

проведение выборов возлагаются на избирательные комиссии. В этой связи в

перспективе следует рассмотреть целесообразность включения в Конституцию

Российской Федерации самостоятельного раздела "Принципы избирательного

права" или "Избирательная система"

В свою очередь, законодательным органам субъектов Российской Федерации

важно обеспечить соответствие принципов избирательного законодательства,

заложенных в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации,

Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Для этого данные

конституционные (уставные) нормы должны одновременно учитывать полномочия

Российской Федерации по регулированию вопросов избирательного права, а

также особенности построения и функционирования избирательных систем

субъектов Российской Федерации. 1

Нормы конституций, уставов субъектов Российской Федерации должны

выражать наиболее общие, безусловно необходимые принципы и нормы

избирательного права. Избыточность нормативного регулирования вопросов

избирательной системы в конституциях и уставах субъектов Российской

Федерации может привести к девальвации самого этого регулирования и явиться

фактором, необоснованно сдерживающим законотворчество данных субъектов

Российской Федерации.

Наряду с особенными моментами в конституционном (уставном)

регулировании основ избирательной системы в различных субъектах Российской

Федерации, выражающими специфику организации государственной власти и

местного самоуправления в данных субъектах, можно выделить общие принципы

этого регулирования, которые имеют одинаковую ценность для всех субъектов

РФ:

- закрепление обязательности всеобщего равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании для всех выборов в органы

государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного

самоуправления, их периодическое проведение;

- установление основных принципов ведения избирательных кампаний

кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками,

гарантирующих проведение выборов в условиях многопартийности (право на

выбор форм предвыборной агитации, создание кандидатами, избирательными

объединениями, избирательными блоками собственных избирательных фондов,

равенство статуса всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов и

некоторых других);

- определение статуса избирательной комиссии субъекта Российской

Федерации, основ ее взаимодействия с иными органами государственной власти

субъекта Российской Федерации;

- установление условий осуществления пассивного избирательного права

гражданами при проведении выборов в субъекте Российской Федерации;

- закрепление основных гарантий открытости избирательного процесса,

гласности в деятельности избирательных комиссий (законодательные гарантии

статуса наблюдателей на выборах, публикация решений избирательных комиссий,

сведений о ходе избирательной кампании и некоторых других). 1

3.2. Правовые характеристики законодательства о политических объединениях и

законодательства о выборах.

Несмотря на то, что российские политические объединения выступали в

качестве основных субъектов избирательного процесса уже в трех

избирательных кампаниях по выборам в федеральный парламент, а также

являлись активными участниками выборов в законодательные органы субъектов

Российской Федерации, правовые основы российской многопартийности начали

формироваться после опубликования и вступления в силу в силу Федерального

Закона "О политических партиях".

Таким образом, сделан существенный шаг на пути решения важнейшей

общественно-политической задачи, связанной с более четким определением роли

политических партий и их места среди институтов гражданского общества.

Сегодня только на федеральном уровне зарегистрировано 58 политических

партий, 36 политических организаций и 105 политических движения. А в

регионах политические объединения исчисляются уже тысячами.

Согласно Федерального Закону № 95 от 11.07.2001 года политическая

партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия

граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством

формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и

политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях

представления интересов граждан в органах государственной власти и органах

местного самоуправления. Законом устанавливаются требования, предъявляемые

к политическим партиям: наличие региональных отделений более чем в половине

субъектов Федерации; общая численность членов политической партии - не

менее 10 тыс. граждан Российской Федерации, при этом более чем в половине

субъектов Федерации региональные отделения партии должны иметь численность

не менее 100 членов политической партии, а в остальных региональных

отделениях не должно быть меньше 50 членов партии; при этом руководящие и

иные органы политической партии, все ее структурные подразделения должны

находиться на территории Российской Федерации.

Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей

территории Российской Федерации.

Согласно концепции закона в России не предусматриваются создание и

деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а

также иных политических общественных объединений. В течение двух лет

общероссийские политические общественные объединения, созданные до

вступления в силу Федерального закона "О политических партиях", вправе

преобразоваться в политические партии в соответствии с названным Законом. В

тот же период ранее зарегистрированные межрегиональные, региональные и

местные политические общественные объединения либо трансформируются в

структурные подразделения новых политических партий, либо утратят статус

политического объединения и будут действовать как общественные объединения

на основании их уставов, которые будут применяться в части, не

противоречащей комментируемому Федеральному закону.

Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются

законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней

структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных

законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических

партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение

основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,

подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,

разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы

граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на

учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в

политическую партию общероссийской общественной организации,

общероссийского общественного движения. Для подготовки и проведения

учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета.

В случае же преобразования действующего общественного объединения в

политическую партию образование организационного комитета необязательно.

Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной

регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом

регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации

политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов

Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации

политической партии. Только после этого политическая партия может

осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае

свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает

свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный

реестр юридических лиц, аннулируется.

В целях обеспечения демократических принципов в организации и

деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их

уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и

сменяемость руководящих органов политических партий, а также

демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении

кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и

органы местного самоуправления.

Согласно Закону членство в политической партии является добровольным,

фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть

граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть

членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а

также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на

вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в

политической партии может устанавливаться для определенных категорий

граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и

федеральными законами. Член политической партии может состоять только в

одном региональном отделении данной политической партии - по месту

постоянного или преимущественного проживания.

В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических

партий Законом определяется порядок формирования денежных средств и иного

имущества политической партии, а также порядок представления партией

ежегодно финансовых отчетов.

В качестве одного из видов государственной поддержки политических партий

предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по

результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов,

как это предусмотрено действующим законодательством. Такая форма

финансирования политических партий достаточно широко распространена в

мировой практике. Государственное финансирование политической партии (за

счет средств федерального бюджета) осуществляется при условии, что

выдвинутый этой партией либо избирательными блоком, в состав которого

входила партия при проведении выборов, федеральный список кандидатов на

выборах депутатов Государственной Думы или кандидат на должность Президента

Российской Федерации получил не менее 3% голосов избирателей, принявших

участие в голосовании, либо по одномандатным избирательным округам по

выборам в Государственную Думу было избрано не менее 12 кандидатов,

выдвинутых политической партией или избирательным блоком. Выделение

бюджетных средств в указанных целях предусматривается начать с 2004 года.

Поскольку политические партии играют особую роль в организации

электоральных процессов, Законом установлено, что политические партии

являются единственным видом общественных объединений, которые обладают

правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы

государственной власти (эта норма вступит в силу по завершении

двухгодичного переходного периода). Одновременно определены критерии, в

соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах:

а) выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит)

и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

б) выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит)

и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах

одномандатных избирательных округов;

в) выдвинутого ею (или избирательным блоком, в состав которого она

входит) и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской

Федерации;

г) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и

зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица

субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа

государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10

процентах субъектов Российской Федерации;

д) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и

зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты

законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации

не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

е) выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и

зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы

местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской

Федерации.

В случае если в течение пяти лет после создания партии ее участие в

выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия

подлежит ликвидации.

Законом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а

также основания приостановления ее деятельности.

В связи с принятием Федерального закона "О политических партиях"

предусмотрено внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный

закон "Об общественных объединениях", а также в федеральные законы,

устанавливающие гарантии избирательных прав граждан и регулирующие порядок

проведения выборов в органы государственной власти и органы местного

самоуправления.

Не принижая огромной позитивной роли, которой новый Федеральный закон

должен сыграть в совершенствовании общественно-политических отношений,

нельзя не отметить и ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе,

которые могут породить определенные проблемы на практике.

Закон запрещает создание и деятельность на территории Российской

Федерации политических партий иностранных государств и структурных

подразделений указанных партий. Членами российских политических партий не

вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем Закон

разрешает политическим партиям устанавливать и поддерживать международные

связи с политическими партиями и иными общественными объединениями

иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации.

Аналогичным образом право политических партий создавать объединения и

союзы с иными общественными объединениями, в том числе вступать с ними в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.