рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формы политико-территориального устройства государств

Формы политико-территориального устройства государств

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра «Истории государства и права и конституционного права»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По конституционному праву зарубежных государств

тема: «Формы политико-территориального устройства государств»

Выполнил:

Проверил:

1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Понятие территориальной автономии

Формы политико-территориального устройства

Статус субъектов федераций и иных носителей государственной

автономии

Распределение компетенции и отношения между федерацией

и её субъектами

Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов

между федерацией и её субъектами

Федеральные и зависимые территории

Вывод

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

В некоторых странах, например в Великобритании, вопросы местного

самоуправления и управления регулируются нормами административного, а

не конституционного права, хотя четкого различия между сферами их

применения не проводится. В большинстве стран основные положения об

управлении на местах содержатся в конституциях и традиционно

рассматриваются в науке конституционного права, хотя в некоторых

постсоциалистических странах и других государствах выделяется особая

отрасль и наука муниципального права.

Территория государства (в федерациях - территория субъектов

федерации) делится на административно-территориальные единицы. Такого

деления нет только в очень мелких островных государствах (Аруба,

Бахрейн, Мальта, Науру, Тувалу и др.). Бывает двухзвенное деление:

области (губернии, округа, провинции) - общины (муниципии, коммуны),

трехзвенное: области - районы - общины, четырехзвенное: регионы -

области - районы - общины. Двухзвенное деление существует, например, в

Болгарии, трехзвенное - в Китае, четырехзвенное - во Франции. В каждой из

таких единиц есть либо назначенное должностное лицо, управляющее ею

(губернатор в Финляндии, воевода в Польше, управитель области в

Болгарии), либо назначенное должностное лицо и избранный гражданами

совет (префект и генеральный совет в департаменте Франции), либо только

избранный совет, выбираемые его председатель и мэр (в графствах

Великобритании, в коммунах Франции).

Государственная власть и публичная власть территориального

коллектива.

Характер органов, осуществляющих управление на местах - в

административно-территориальных единицах, в районах административной

автономии, - определяется двумя факторами: разным подходом к понятию

государственной власти и публичной власти территориального коллектива и

доктриной разделения административно-территориальных единиц на

«естественные» и «искусственные».

В большинстве государств принята концепция, согласно которой

органами государственной власти являются только центральные органы

(парламент, глава государства, правительство и др.), их представители на

местах (назначаемые комиссары, префекты, губернаторы), а также суды. Что

же касается выборных органов на местах и формируемой ими собственной

администрации, то они рассматриваются как местные органы самоуправления

и управления территориальных коллективов. Это тоже публичная власть,

но не государственная, а власть населения тех административно-

территориальных единиц, которые рассматриваются как территориальные

коллективы (не все административно-территориальные единицы признаются

территориальными коллективами). Истоки такого подхода лежат в

«общинной теории», пользовавшейся раньше большим влиянием.

Органы местного самоуправления автономны по вопросам их

компетенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать

указания, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос

(например, сколько средств отвести в местном бюджете на цели образования,

возвести ли мост через ручеек или построить сельский клуб и т.д.). Они

вправе и обязаны вмешаться, если орган самоуправления нарушает закон. В

отличие от системы советов в странах тоталитарного социализма местные

органы самоуправления не соподчинены между собой: каждое звено

местных органов самоуправления осуществляет собственные полномочия.

По уполномочию центральных органов государства местные органы

самоуправления могут осуществлять также некоторые функции органов

государственной власти, и тогда последние вправе давать им конкретные

указания. Но в этом случае органам местного самоуправления передаются

необходимые материальные и финансовые средства. Детально правовое

положение органов самоуправления регулируется специальными законами (в

некоторых постсоциалистических странах - законами об основах

самоуправления), а также принимаемыми ими хартиями, уставами или даже,

как в Бразилии, местными органическими законами (так называются акты

органов самоуправления, регулирующие их правовое положение).

В некоторых странах принята иная, «государственная» теория местного

самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной

власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего

обосновывается тем, что основную долю средств органы местного

самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по

принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и

определяться центром.

«Естественные» и «искусственные» административно-

территориальные единицы.

Второе отмеченное выше обстоятельство - различная природа

административно-территориальных единиц оказывает влияние не столько

на принципиальный подход к положению местных органов в целом, сколько

на их структуру. Согласно принятой во многих странах доктринальной

концепции, различаются «естественные» и «искусственные»

административно-территориальные единицы. Первые - это разного рода

поселения, села, города, где люди исторически и «естественно »

группировались для совместной жизни, обычно возле источников воды. Они

выбирали для управления определенных лиц - вождей, старейшин,

создавали свои коллегиальные органы управления - сходы, собрания,

советы. Эта форма получила в современном праве название общинного

(коммунального) самоуправления. Города тоже рассматриваются в праве

как общины, но компетенция крупных городов шире. В настоящее время

наблюдается тенденция укрупнения мелких общин, оказавшихся

нежизнеспособными. В Нидерландах их число сократилось вдвое, в

Германии - втрое.

Районирование территории страны актами государственных органов

вызвало к жизни «искусственные» административно-территориальные

единицы - воеводства, губернии, области, районы и т.д. В этих единицах,

если они признаются территориальными коллективами, могут быть созданы

выборные органы самоуправления или действуют только назначенные сверху

чиновники (в Польше - воеводы, в Болгарии - управители областей, в

Таиланде - губернаторы и т.д.). Это региональные самоуправления, если

есть выборные органы, и "региональное государственное управление, если

есть назначенные чиновники. Региональные выборные органы

самоуправления (обычно они, как и в общинных единицах, называются

советами) создают свою региональную администрацию местного

самоуправления. Это чиновники, ведающие делами по кругу компетенции

местных органов самоуправления. Государственное региональное

управление тоже имеет свою администрацию - чиновников, подчиненных

губернатору, воеводе или префекту. В демократических странах

назначенные органы государственного управления бывают только на

региональном уровне, но в странах с полудемократическими, авторитарными,

тоталитарными режимами представители государства - чиновники

назначаются (хотя и редко) также в общины. Вместе с тем во многих

странах существуют промежуточные административно-территориальные

единицы - районы, округа, где в отличие от других административно-

территориальных единиц страны представительные органы не избираются.

Ими управляют назначенные чиновники или делегатуры вышестоящих советов.

В марксистско-ленинской концепции конституционного права ни те, ни

другие различия (государственной власти и политической власти местного

самоуправления, общинного и регионального самоуправления и управления) не

проводятся. В соответствии с лозунгом «Вся власть Советам!» все органы типа

советов - народные советы, советы депутатов трудящихся, собрания

депутатов, собрания народных представителей и т.д. - рассматриваются как

единственные полновластные органы на своей территории. Они избираются

гражданами (в некоторых странах в какие-то периоды избирались только

трудящимися гражданами) и соподчинены по вертикали. Муниципальной

автономией они не обладают, Советы рассматриваются как государственные

органы.

Особыми территориальными единицами являются крупные города с

прилегающими окрестностями (городские агломерации), союзы общин, школьные

округ, экологические округа и т.д. Они не считаются административно-

территориальными единицами, не имеют органов самоуправления и управления,

хотя для решения своих вопросов создают комитеты и советы (иногда

выборные). На особом положении находятся столичные округа (столица

государства с прилегающими окрестностями), но в них также избираются свои

коллегиальные органы (советы). Территории (союзные территории) в

федерациях рассматриваются как особые административно-территориальные

единицы и имеют особый порядок управления.

Понятие территориальной автономии.

Территория государства представляет собой пространство, на которое

распространяется его власть. Это не только собственно территория, то

есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное

пространство над ними. Территориальное устройство, или территориальная

организация, государства - это система взаимоотношений между

государством в целом, то есть его центральной властью, и

территориальными составными частями, точнее говоря - их населением и

действующими там органами публичной власти. Некоторые конституции, в

основном развивающихся и ряда других стран, особо озабоченных обеспечением

целостности своей территории и своих прав на ее природные ресурсы,

содержат ее описание. Например, в ст. 1 Конституции Республики

Филиппины 1987 года, озаглавленную «Национальная территория»

говорится: «Национальная территория охватывает Филиппинский

архипелаг со всеми включенными в него островами и водами, и все иные

территории, находящиеся под суверенитетом или юрисдикцией Филиппин

и состоящие из суши, вод и воздушного пространства, в том числе

их территориальное море, морское дно, недра, островные шельфы и прочие

подводные пространства. Воды, расположенные вокруг островов

архипелага, между ними и соединяющие их, независимо от их ширины и

размеров образуют часть внутренних вод Филиппин».

Конституция Республики Куба 1976 года в ст. 10 устанавливает:

«Кубинское социалистическое государство осуществляет суверенитет:

а) над всей национальной территорией, включающей остров Куба,

остров Хувентуд и другие прилегающие острова и рифы, внутренние воды,

территориальное море на протяжении, устанавливаемом законом, и

воздушное пространство, которое простирается над ними;

6) над природными и живыми ресурсами дна и недр моря и всем, что

существует в водах, непосредственно прилегающих к побережью, вне

территориального моря в пределах, устанавливаемых законом, в соответствии

с международной практикой.

Республика Куба отвергает и считает незаконными и аннулированными

договоры, пакты и концессии, совершенные в условиях неравенства или

не признающие либо ущемляющие ее суверенитет над любой частью

национальной территории».

Очевидно, что во второй части данной статьи имеется в виду прежде

всего территория, занимаемая вопреки позиции Кубинского государства

военной базой США в Гуантанамо.

Система территориальных составных частей (единиц) образует

территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую

основу территориального устройства.

Проблема территориального устройства возникла после того, как

увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за

рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов

и учреждений для управления периферией. Не вдаваясь далеко в историю,

отметим, что в период абсолютизма центральная власть в лице монарха

определяла административно-территориальное деление страны - систему

единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали

назначенные из центра должностные лица или органы власти (губернаторы,

префекты со своими ведомствами и др.). Надо сказать, что деление в

большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось

произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с

учетом фактического расселения людей, реальных связей между

поселениями. Учитывались при этом и административные задачи -

интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В

более крупных государствах административно-территориальное деление

становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя

свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие

мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым

вверялось управление соответствующими крупными единицами.

Объединение мелких феодальных государств приводило к тому, что прежние

государства превращались в территориальные единицы нового крупного

государства, носящие исторический характер. В дальнейшем многие из них

перестали быть государственными единицами, как Пьемонт в Италии, Валахия

в Румынии, Уэльс в Великобритании, тогда как другие сохранили определенные

государственные признаки (например, Бавария в Германии, Сицилия в

Италии).

По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному

строю в низовых территориальных единицах - городских и сельских

общинах - начало формироваться местное самоуправление (впрочем,

некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную

эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные

территориальные единицы. Происходил, кроме того, процесс объединения

государств, а также, что чаще, аннексия, то есть насильственное

присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда

признаков государственности у присоединенных. Административно-

территориальное деление стало таким образом превращаться в политико-

территориальное, и соответственно административно-территориальное

устройство стало в преобладающей мере политико-территориальным.

Территориальная автономия - это понятие означает, что

самоуправляющиеся территориальные единицы обладают самостоятельностью в

рамках конституции. Решения органов публичной власти или населения этих

единиц, принятые в пределах установленных конституцией или законом

автономных прав, не могут быть отменены органами государства или органами

публичной власти более крупной единицы, в которую входит данная.

Объем территориальной автономии может быть различным. В этой связи

обычно выделяют две ее формы: государственную (законодательную) и

местную (административную). Государственная форма территориальной

автономии характеризуется тем, что носитель ее имеет внешние признаки

государства - парламент, правительство, иногда конституцию, гражданство

и т.п., причем в общегосударственной конституции обычно определяется

сфера законодательной компетенции автономного парламента. Местная форма

автономии таких признаков не имеет, а круг автономных прав

территориальных единиц определяется, как правило, обычным законом.

Конституции и законы в большинстве случаев предусматривают, что

автономные единицы вырабатывают (иногда также сами принимают)

основополагающие нормативные акты, определяющие их внутреннее

устройство (конституции, уставы, положения, хартии самоуправления и т.п.).

Территориальным единицам со значительной долей инонационального

населения или населения, отличающегося иными особенностями своего быта,

обусловленными, островным положением территории, предоставляется подчас

особый автономный статус, характеризуемый в соответствующих случаях

как национально-территориальная автономия. Такой автономией

пользуются населенные шведами Аландские острова в Финляндии,

островные и приграничные области Италии, населенные неханскими

народами автономные области Китая, населенный эскимосами остров

Гренландия в Дании, Занзибар в Танзании и др.

В частности, Аландским островам, представляющим собой одну из губерний

Финляндии, гарантирована их территориальная целостность, они имеют свой

парламент и свое правительство с гарантированной компетенцией, свое

гражданство (граждане Аландов имеют автоматически финское гражданство,

но не на оборот: прочие финские граждане, даже поселившись на Аландах,

гражданства аландского автоматически не приобретают). Впрочем,

Президент Финляндии имеет право вето в отношении аландских законов.

Закон об автономии Аландов принимается финским парламентом 2/3 голосов

и одобряется таким же большинством в аландском парламенте.

Примечательно, что автономная Гренландия в 1985 году вышла из

европейского экономического сообщества, в котором Дания продолжала

сохранять свое членство.

Во многом сходна с финской и датской система территориального

устройства Объединенной Республики Танзании, которая в литературе обычно

характеризуется как федерация. В действительности оснований для такой

характеристики нет, несмотря на договорное происхождение этого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.