рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федеральная государственная служба в РФ

А в целом все эти ограничения

являются неотьемлемой составной частью «служебного кодекса»

лиц, замещающих государственные должности категорий «Б» и

«Цэ.

Государственному служащему запрещено заниматься другой

оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной

замещаемой должностью в государственном органе. Это значит, что нельзя

занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органах

местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и

общественных объединениях. Предусмотрено лишь одно исключение:

государственному

служащему разрешено заниматься педагогической, научной и

иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает

свободу его действий по занимаемой должности государственной

службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления

в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы

такие публикации и выступления имели педагогический, научный

или творческий характер.

Исходя из принципа разделения властей государственному служащему,

замещающему должность категории «Б» или «В», не

разрешается быть депутатом федерального законодательного

(представительного) органа, законодательных (представительных)

органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься

предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью по

90

лучение прибыли, скажем, осуществляемой без привлечения наемного

труда.

Государственному служащему не разрешается состоять членом

органа управления коммерческой организации любой формы собственности

ыи организационно-правовой формы (хозяйственные

товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.).

Но есть одно исключение - это случаи, когда Федеральным законом или

законами субъектов Федерации государственному служащему поручено

участвовать в управлении коммерческой организацией.

Государственному служащему запрещается быть поверенным

или представителем по делам третьих лиц в государственном

органе, в котором он работает либо который непосредственно

подчинен или непосредственно подконтролен ему.

Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства

материально-технического, финансового и информационного

обеспечения, другоедрутое государственное имущество и служебную

информацию.

Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических

лиц вознаграждения в связи с исполнением

должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию.

Этим преследуетсяпресдедуется цель устранить его зависимость от кого бы то

ни было, особенно если.чи он незаконно получает вознаграждение в

любой форме. В Федеральном законе «Об основах государственной службы

Российской Федерации» названы подарки, денежное

вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха,

транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением

должностных обязанностей. Противоправными будут

и такие действия третьих лиц, когда ими предоставляется

государственному служащему квартира, дача, оказывается помощь в

учебе, предоставляются ссуды с заниженным процентом. Нарушением этого

запрета будет также получение им подарка и косвенным путем, например

подарки членам семьи, родственникам,

через подчиненных и т.д.

Принятые в последнее время законодательные акты, направленные на борьбу с

организованной преступностью и коррупцией,

имеют важное значение для повышения эффективности государственной

службы. Эти явления стали в России столь масштабными, что большинство наших

сограждан борьбу с ними ставит выше

иных насущных проблем. Теперь под коррупцией понимается «не

предусмотренное законом получение материальных, иных благ и

преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных и

приравненных к ним функций, путем использования

91

’ ’

своего статуса и связанных с ним возможностей, а также подкуп

указанных лиц посредством противоправного предоставления этих

благ и преимуществ физическими и юридическими лицами».

Законодательное введение понятия коррупции позволит более эффективно

бороться с этим злом. Коррупция же - реальное проявление зависимости

государственных служащих от третьих лиц,

заинтересованных в принятии тех или иных незаконных решений.

Сюда примыкает и другой запрет для государственного служащего, а

именно: выезжать в служебные командировки за границу

за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных

командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами

Российской Федерации или на взаимной

основе по договоренности федеральных органов государственной

власти и органов государственной власти субъектов Федерации с

государственными органами иностранных государств, международными и

иностранными организациями.

Государственный служащий неразрывно связан с государством,

представляетпрелставляет его. Отсюда вытекают специфические

требования: он

не вправе принимать без разрешения Президента наградщы, почетные и

специалыьные звания иностранных государств, международных и иностранных

организаций. Он не вправе принимать участие

в забастовках.

Учитывая существующую в стране многопартийность, государственному

служащему запрещается использовать свое служебное

положение в интересах тех или иных политических партий, других

общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды

отношения к ним, - он должен быть нейтральным. Поэтому в государственных

органах не могут образовываться структуры

политических и конфессиональных объединений, за исключением

профессиональных союзов.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»

предусматривает весьма актуальные сейчас

правила, касающиеся собственности государственного служащего.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное

управление под гарантию государства на время прохождения

государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций)

в уставном капитале коммерческих организаций в

порядке, установленном Федеральным законом.

Гражданин при поступлении на государственную службу, а

также государственный служащий в соответствии с Федеральным

законом ежегодно обязан представлять в налоговую службу сведения о

своих доходах и имуществе, принадщлежащем ему на праве

92

собственности, являющихся объектами налогообложения. Эти

сведения составляют служебную тайну.

Лица, претендующие на выполнение государственных функций, добровольно

принимают на себя установленные Законом

ограничения, что отражается в письменном обязательстве. Они же

предоставляют в налоговую инспекцию по месту жит-гелчьства сведения о

доходах, о личном и общем, совместном с супругой или

супругом, имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах, в том

числе за пределами России, с указанием банков, номеров банковских

счетов и т.д.

Как видим, запреты и ограничения, установленные для государственных

служащих категорий «Б» и «В», достаточно значимы.

Ограничения по государственной службе - институт не новый.

Чиновник в царской России во все времена был несвободен - для

него интересы государства должны быть прежде всего. Поэтому

вполне естественно, что законодательство предоставляет широкие

возможности финансового контроля со стороны государства. Государство

должно себя обезопасить от коррупции чиновников. На

первый взгляд, многие ограничения, связанные с государственной

службой, выглядят как ущемление гражданской правоспособности. Так,

чиновникам может не понравиться, что на время службы

они обязаны передавать в управление под гарантии государства

находящиеся в их собственности доли в уставном капитале коммерческих

организаций или что они должны представлять сведения о своем имуществе. И

многие из них уклоняются от заполнения налоговых деклараций, оправдывая это

провозглашенными

Конституцией правами и свободами человека и гражданина. Однако никто не

возражает против широких прав, льгот, привилегий

и гарантий, предоставленных законом государственному служащему. Между тем

эта сторона статуса государственного служащего

вполне уравновешивает другую - ограничения, связанные со

службой.

2.ф 3. Гарантии для государственного служащего

Важнейшую роль в обеспечении эффективностГи работы государственного

аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, которые установлены

для государственного служащего Федеральным законом «Об основах

государственной службы Российской Федерации».

1. Гарантией являются условия работы.

жностных обязанностей. Имеется в виду размещение работников

государственного органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением,

разнообразной оргтехникойорггехникой и т.д. Сюда следует отнести

и служебный режим (распорядок дня), а также качественный

состав работников, морально-психологический климат в коллективе.

Очень многое здесь зависит от руководителя органа или

структурного подразделения, его деловых и личностных качеств.

2. Первостепенное значение имеют денежное содержание и

иные выпльшлаты, предусмотренные законами и другими актами Российской

Федерации и ее субъектов.

Денежное содержание государственного служащего состоит из

должностного оклада, надбавок к должностному окладу за

квалификационный разряд, особые условия государственной службы,

выслугу лет, а также премий по результатам работы. Размер

должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к

нему определяются федеральными законами и законами субъектов

Федерации.

Например, новой редакцией Федерального закона от 17 ноября

1995 г. «0 прокуратуре Российской Федерации»’ установлено, что

денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного

оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые

условия работы, процентной нщбавки за ученую степень, денежного

поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год,

стоимости продовольственного пайка (если он не выдан в натуральной

форме). Должностные оклады устанавливаются в процентном отношении к

должностному окладу Генерального прокурора Российской Федерации, который

составляет 98 процентов

должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской

Федерации. Правительством устанавливаются размеры доплат за

классный чин в процентном отношении к должностному окладу,

а размеры ежегодных доплат за выслугу лет - в должностных

окладах, включая доплаты за классный чин. Процентные надбавки

за ученую степень выплачиваются кандидатам и докторам наук

соответственно в размерах 5 и 10 процентов должностного оклада.

Денежное поощрение по итогам работы за квартал и год, а также

оплата труда специалистов, служащих и рабочих органов и учреждений

прокуратуры определяются по нормам, установленным для

работников органов исполнительной власти.

3. Государственному служащему гарантируется ежегодный оп-

СЗ. 1995. # 47. Ст. 4472.

94

лачиваемый отпуск. Его продолжительность не менее 30 календарных дней,

а для отдельных категорий государственных служащих

и большей продолжительности. Сверх этого государственному

служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях,

определяемых федеральными законами и законами субъектов

Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.

Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск

суммируются и, по желанию служащего, могут

предоставляться по частям. При этом продолжительность одной

части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных

дней. Может быть также предоставлен отпуск без сохранения

заработной платы на срок не более одного года, если иное не

предусмотрено Федеральным законом.

Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. установлено, что

прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам,

имеющим классные чины, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск

продолжительностью 30 календарных дней без

учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой

стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.

Прокурорам и следователям, работающим в местностях с тяжелыми и

неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный

оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым

Правительством, но не менее 45 календарных дней. Ежегодный дополнительный

оплачиваемый отпуск за стаж работы в

качестве прокурора или следователя, научного или педагогического

работника предоставляется: после 10 лет - 5 календарных дней;

после 15 лет - 10 календарных дней; после 20 лет - 15 календарных

дней.

4. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами)

государственного служащего и членов его семьи осуществляется за счет

средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта

Федерации. Государственные служащие

после выхода на пенсию пользуютсяпользчются медицинским обслуживанием

в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете. Эта

льгота распространяется и на членов их семей.

5. Государственному служащему гарантируется переподготовка

(переквалификация) и повышение квалификации с сохранением

денежного содержания на период обучения.

б. Гарантируется обязательность получения его согласия на

перевод на другую государственную должность государственной

службы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным

законом.

7. Одной их важнейших гарантий является пенсионное обеспе

95

чение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи

государственного служащего в случае его смерти, наставшейнастившей в

связи с исполнением им должностных обязанностей.

Государственный служащий имеет право на получение пенсии

за выслугу лет, назначенной в соответствии с Федеральным законом. В

случае смерти, связанной с исполнением государственным

служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей

после увольнения его с государственной службы, члены семьи

умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери

кормильца. Условия и порядок назначения и выплаты этой пенсии

определяются Федеральным законом.

Для отдельных категорий государственных служащих предусмотрен особый

порядок пенсионного обеспечения. Например,

установлено, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей,

научных и педагогических работников, имеющих классные

чины, и членов их семей осуществляется применительно к условиям,

нормам и порядку, установленным законодательством Российской Федерации для

лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их

семей.

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам,

имеющим классные чины, при увольнении на пенсию в

связи с выслугой лет или по инвалидности, а также по состоянию

здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при

наличии права на эту пенсию выплачивается единовременное пособие за полные

годы выслуги: менее 10 календарных лет -

5 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин; от

10 до 15 календарных лет - 10 месячных должностных окладов с

доплатой за классный чин; от 15 до 20 календарных лет включительно -

15 месячных должностных окладов с доплатой за классный чин; свыше 20

календарных лет - 20 месячных должностных

окладов с доплатой за классный чин. Единовременное пособие

при увольнении указанных лиц в связи с совершением порочащих

их поступков не выплачивается.

Стаж государственной службы государственного служащего,

дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного

оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу

лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию,

включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в

государственных органах и на должностях в органах местного самоуправления.

Включение в стаж иных периодов трудовой

деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом и

законами субъектов Федерации.

В целях обеспечения защиты социальных прав лиц, замещаю

96

щих государственные должности Российской Федерации и долж

ности федеральных государственных служащих, до принятия соот

ветствующих федеральных законов 16 августа 1995 г. Президент

принял Указ’, которым установлена ежемесячная доплата к госу

дарственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом

РСФСР «0 государственных пенсиях в РСФСР» и Законом Рос

сийской Федерации «0 занятости населения в Российской Феде

рации». Право на получение доплаты получили лица, высвобож

даемые в связи с прекращением полномочий, увольнением с

федеральной государственной службы в случае ликвидации или

реорганизации федеральных органов исполнительной власти, со

кращения численности аппаратов федеральных органов власти, а

также в связи с выходом на государственную пенсию.

Ежемесячная доплата к государственной пенсии федеральным

служащим устанавливается при наличии 12,5 лет стажа государст

венной службы у мужчин и 10 лет у женщин в таком размере,

чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55 процентов месячно

го денежного содержания федерального государственного служа

щего. Размер доплаты увеличивается на 3 процента месячного

денежного содержания за каждый полный год выслуги свыше

установленной продолжительности стажа государственной служ

бы, но сумма пенсии и доплаты не может превышать 80 процентов

его месячного денежного содержания.

Указом также определен порядок исчисления, установления и

выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

Этим же Указом установлена ежемесячная доплата к государ

. ственной пенсии независимо от продолжительности стажа госу

« дарственной службы лицам, замещающим государственные долж

° ности, предусмотренные Сводным перечнем государственных

должностей Российской Федерации’, и некоторые должности,

предусмотренные Реестром государственных должностей феде

ральных государственных служащих от 11 января 1995 г.’

8. Для государственного служащего предусмотрено обязатель

ное государственное страхование на случаи: а) причинения вреда

здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных

обязанностей и б) заболевания или потери трудоспособности в

период прохождения им государственной службы.

Страхование осуществляется на основании договоров, заклю

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.