рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федеральная государственная служба в РФ

аппарата федеральных государственных органов в результате консультаций с

территориальными органами службы занятости;

заключает с образовательными учреждениями, расположенными в регионах

проживания увольняемых государственных служащих, договоры о повышении их

квалификации или переподготовки и возмещает этим учреждениям расходы,

связанные с обучением указанных лиц, в размерах, необходимых для повышения

квалификации или переподготовки государственных служащих в государственных

образовательных учреждениях.

Если государственный служащий желает повысить квалификацию или пройти

переподготовку в негосударственном образовательном учреждении, федеральный

государственный орган возмещает расходы, связанные с его обучением, в

размере, необходимом для повышения квалификации или переподготовки в

государственном учебном учреждении по той же специальности (профессии).

Остальные расходы государственный служащий возмещает из личных средств.

Трудоустройство государственных служащих, уволенных из аппаратов

органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией

или реорганизацией этих органов, сокращением штата и прошедших повышение

квалификации или переподготовку, производится в соответствии с

законодательством, если отсутствует возможность трудоустройства в аппаратах

органов государственной власти. Направление на повышение квалификации или

переподготовку не является обязательством по трудоустройству на

государственную службу.

На руководителей федеральных органов исполнительной власти возложены

обязанности:

ежегодно на основании расчета потребности в обучении кадров

разрабатывать мероприятия по переподготовке и повышению квалификации

государственных служащих, обеспечивающие возможность поддерживать уровень

их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;

в установленные сроки представлять в Министерство труда предложения

по объемам и структуре государственного заказа на переподготовку и

повышение квалификации государственных служащих своего ведомства, имея в

виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу,

повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным;

должностные перемещения государственных служащих, установление им

соответствующего денежного содержания увязывать с результатами обучения и

практического использования полученных знаний.

Постановлением Правительства от 13 сентября 1994 г. утвержден

Перечень образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку и

повышение квалификации государственных служащих федеральных органов

исполнительной власти. К ним относятся: АНХ; Финансовая академия при

Правительстве; Академия современной экономики при Министерстве экономики;

Всероссийская академия внешней торговли Министерства внешних экономических

связей; Российская правовая академия Министерства юстиции; Московская

государственная юридическая академия; Российская академия государственной

службы при Президенте Российской Федерации; межотраслевые институты

повышения квалификации и переподготовки кадров при высших учебных

заведениях; отраслевые академии и институты повышения квалификации

руководящих работников и специалистов.

Одним из источников пополнения государственных служащих являются

центры для подготовки и переподготовки военнослужащих и членов их семей по

гражданским специальностям, создаваемые Министерством обороны совместно с

заинтересованными министерствами и ведомствами.

4.ф 32. Аттестация федерального государственного служащего

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об основах

государственной службы Российской Федерации» и Положением

о проведении аттестации федерального государственного служащего,

утвержденным Указом Президента от 9 марта 1996 г.’,

аттестации подлежат федеральные государственные служащие, замещающие

в государственных органах младшие, старшие, ведущие, главные и высшие

государственные должности федеральной

государственной службы. Аттестация проводится не чаще одного

раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Аттестация проводится в федеральном органе государственной

власти или его аппарате, а также ином государственном органе,

образованном в соответствии с Конституцией.

СЗ. 1996. # 11. Ст. 1036.

112

Аттестации не подлежат служащие:

1) замещающие должность

соответствующей группы менее года;

2) достигшие предельного

возраста, установленного для замещения должности;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (их

аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из

отпуска);

5) в течение года с момента присвоения квалификационного разряда

(классного чина, дипломатического рангаракга), назначения на должность по

конкурсу и (или) сдачи государственного

квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или

переподготовки.

Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности по

подбору, повышению квалификации, расстановке

федеральных государственных служащих, определению уровня их

профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности, а

также решению вопроса о присвоении конкретному лицу

очередного квалификационного разряда.

Организация проведения аттестации федеральных государственных служащих

возлагается на руководителей органов. Положением определено, что для

проведения аттестации: формируется аттестационная комиссия; утверждается

график проведения аттестации; составляются списки лиц, подлежащих

аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной

комиссии.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя,

секретаря и членов комиссии. Руководитель органа привлекает к работе

комиссии независимых экспертов. В состав аттесМ тационной комиссии

включаются представители кадровой и юридической служб государственного

органа, а также может вклю

чаться представитель соответствующего профсоюзного органа.

Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и

порядок ее работы утверждаются руководителем

органа, принимающего решение о назначении служащих на должность или

об освобождении их от должности. При проведении

аттестации лиц, замещающих высшие и главные государственные

должности, состав аттестационной комиссии утверждаетсч по

согласованию с Советом по вопросам государственной службы при

Президенте. В зависимости от специфики должностных обязанностей

служащих может быть создано несколько аттестационных

комиссий.

График проведения аттестации утверждается руководителем

органа и доводится до сведения каждого аттестуемого не менее чем

за месяц до начала аттестации. В графике указываются: наименоИ вание

государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация;

дата и время проведения аттестации; дата пред113

ставления в аттестационную комиссию необходимых документов

с указанием ответственных за это руководителей подразделений

государственного органа.

Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации

ваттестации

в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего

аттестации, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный

вышестоящим руководителем Отзыв составляется по установленной Положением

форме. В нем отражаются:

замещаемая им должность на момент проведения аттестации и датаи

дата назначения на нее; перечень основных вопросоввопрвсов, в решении

которыхрешении

которых он принимал участие; мотивированная осэценка его

профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляются

отзыв о служащем и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за

неделю до начала аттестацииатгестации должна ознакомить каждого

аттестуемого с отзывом о его служебной деятельности. При этом он

вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные

сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а

также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

Положением определен порядок проведения аттестации.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае

его неявки на заседание аттестационной комиссии без уважительных

причин она может провести аттестацию в его отсутствие.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы,

заслушивает сообщения аттестуемогоатгестуемого и в случае необходимости его

непосредственного руководителя. Аттестационная комиссия в целях

объективности после рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных

сведений о его служебной деятельности и его заявления о несогласии с

отзывом вправе

перенести аттестацию на очередное заседание комиссии. Обсуждение

профессиональных и личностных качеств аттестуемого

должно быть объективным и доброжелательным.

Оценка служебной деятельности служащего основывается на

его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой

должности, определении его участия в решении поставленных

перед соответствующим подразделением (государственным орга Хф Ф ном)

задач, сложности выполняемой им работы, ее результатив‘ ‘ е ности. Должны

учитываться его профессиональные знания, опыт

работы, повышение квалификации и переподготовка, а также (в

отношении соответствующей группы должностей) организаторские

способности.

114

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным,

если на нем присутствует на менее двух третей ее членов.

Решение об оценке профессиональных и личностных качеств

федерального государственного служащего, а также рекомендации

аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого

и его непосредственного руководителя открытым или тайным

голосованием простым большинством голосов присутствующих на

заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов

федеральный государственный служащий признается соответствующим замещаемой

государственной должности. Аттестуемый,

являющийся членом атгестационной комиссии, в голосовании не

участвует.

Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе

внести на рассмотрение руководителя государственного органа

мотивированные рекомендации: о повышении-федерального служащего в

должности; присвоении очередного квалификационного

разряда, об изменении надбавки за особые условия службы (сложность,

напряженность, специальный режим работы); о включении

в резерв на вьщвижение на вышестоящую должность.

В результате аттестации федеральному государственному служащему дается

одна из следующих оценок:

1) 1) соответствует замещаемой государственной должности;

2) 2) соответствует замещаемой

государственной должности при условии выполнения рекомендаций

аттестационной комиссии по его служебной деятельности;

3) не соответствует замещаемой государственной должности.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, оформленный по

установленной Положением форме. Этот документ

подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и

членами аттестационной комиссии, присутствующими на

заседании и принимающими участие в голосовании. С аттестационным

листом служащий знакомится под расписку. Другие документы по результатам

аттестации не оформляются.

Аттестационный лист и отзыв хранятся в личном деле государственного

служащего.

Результаты аттестации представляются руководителю органа не

позднее чем через семь дней после ее проведения, и он может

принять одно из следующих решений:

о повышении федерального государственного служащего в

должности;

о присвоении ему в установленном порядке очередного квалификационного

разряда;

об изменении служащему надбавки за особые условия службы

(сложность, напряженность, специальный режим работы);

115

о включении служащего в резерв на выдвижение на вышестоя

щую государственную должность.

Федеральный государственный служащий в случае признания егопризнания

его не соответствующим замещаемой должности направляется на

повышение квалификации или переподготовку либо, с его согласия,

переводится на другую государственную должность. При его

отказе от повышения квалификации, переподготовки или перевода на

другую государственную должность руководитель органа

вправе принять решение об увольнении служащего в соответствии

с трудовым законодательством.

Соответствующие решения принимаются не позднее чем через

два месяца со дня аттестации. По истечении этого срока уменьшение

служащему надбавки за особые условия службы, перевод его

на другую государственную должность или увольнение по результатам

данной аттестации не допускаются. Время болезни и отпуска

служащего в 2-месячный срок не засчитывается.

После проведения аттестации издается приказ (распоряжение

или иной акт) государственного органа или его руководителя, в

котором анализируются результаты проведения аттестации, утверждаются

мероприятия по проведению очередной аттестации и

улучшению работы с кадрами.

Вопросы, связанные с проведением аттестации, могут рассматриваться

вышестоящим государственным органом, а по инициативе несогласных с ее

результатами - в суде.

4.ф 43. Основания для пПрекращенияе государственной службы

Государственная служба прекращается при увольнении государственного

служащего, в том числе в связи с выходом на

пенсию.

На государственных служащих распространяется действие законодательства

о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах

государственной службы Российской Федерации».

В статье 29 Кодекса законов о труде Российской Федерации

указано, что основаниями прекращения трудового договора (контракта)

являются:

1) соглашение сторон;

2) истечение срока (если договор быльш заключен на неопреде-ленный

срок не более пяти лет или на время выполнения определенной работы), кроме

случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из

сторон не потребовала их

прекращения;

116

3) призыв или поступление работника на военную службу;

4) расторжение трудового договора (контракта) по инициативе

работника (ст. 31 и 32), по инициативе адщминистрации (ст. 33)

либо по требованию профсоюзного органа (ст. 37);

5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в

учреждение, организацию или переход на выборную должность;

6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе

с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ

от продолжения работы в связи с изменением существенных

условий труда;

7) вступление в силу приговора суда, которым работник осуж-ден

(кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения

приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по

месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность

продолжения данной работы.

Помимо этих оснований увольнение государственного служащего может быть

осуществлено по инициативе руководителя органа в случаях:

достижения им предельного возраста, установленного для за

мещения государственной должности государственной службы;

прекращения гражданства Российской Федерации;

несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных

для государственного служащего;

разглашения сведений, составляющих государственную и иную

охраняемую законом тайну;

возникновения других обстоятельств, ограничивающих нахож

дение на государственной службе.

Выход государственного служащего на пенсию осуществляется

в порядке, установленном Федеральным законом.

Предельный возраст для нахождения на государственной службе - 60 лет.

Допускается продление нахождения на государственной службе государственных

служащих, занимающих высшие,

главные и ведущие государственные должности государственной

службы и достигших предечьного для нее возраста, решением

руководителя соответствующего государственного органа. Однократное

продление срока нахождения на государственной службе - не более чем на год.

Продление службы лицу, достигшему

возраста 65 лет, не допускается. После достижения этого возраста

он может продолжать работу в государственных органах на условиях

срочного трудового договора.

Особого внимания заслуживает вопрос об увольнении за разз

глашение сведений, составляющих государственную и иную охра

няемую законом тайну. Еще в Положении о федеральной государ117

ственной службе от 22 декабря 1993 г.’ на государственных служащих

была возложена обязанность сохранять государственную и

иную охраняемую законом тайну не только во время прохождения

службы, но и после ее прекращения. Поэтому при увольнении

служащий обязан возвратить все документы, содержащие служебную

информацию. Следует полагать, что в случае смерти это

требование распространяется и на его родственников.

В настоящее время нет определенности в том, что считается

тайной на государственной службе. Государственную же тайну

составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие

сведения, разглашение которых образует состав преступления.

По этому вопросу следует руководствоваться Законом Российской

Федерации «0 государственной тайне» от 21 июля 1993 г.’ и

Указом Президента «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к

государственной тайне» от 30 ноября 1995 г.’

Государственный служащий обязан сохранять и «иную охраняемую законом

тайну». Очевидно, что речь идет о сохранении в

тайне тех сведений, которые доверяются служащему по занимаемой

должности, но не подлежат разглашению, хотя и не являются

государственной тайной. Разумеется, сюда нельзя относить сведения,

которые не составляют никаких секретов, например сведения

о структуре и полномочиях государственного органа, которые

опубликованы в официальных изданиях, или решения государственных

органов и должностных лиц в связи с обращениями

грыщан и юридических лиц.

Вопросы увольнения государственных служащих со службы в

t большинстве случаев вызывают у них болезненную реакцию, так

как зачастую, будучи вполне трудоспособными, они вынуждены

оставлять привычную работу и подыскивать новую. А если в семье

уволенного имеются нетрудоспособные или он считает недостаточным

полученное социальное обеспечение? Поэтому к решению

таких вопросов руководителям необходимо относиться очень внимательно

и решать их строго в соответствии с законодательством.

Порядок рассмотрения обращений государственных служащих

и принятия по ним решений, в том числе в связи с увольнением

со службы, определяется Федеральным законом и законами субьектов

Федерации.

На практике нередко возникает вопрос: в каких случаях по

инициативе администрации (руководства) может быть расторгнут

САПП. 1993. М 52. Ст. 5073.

г

Российские вести. М 189(358); 1993. Сент.

3

СЗ. 1995. М 49. Ст. 4775.

118

щудовой договор (контракт), если работнику установлена инвалидность?

Соответствующие разъяснения были даны Управлением до работе с обращениями

граждан Министерства труда:

«Состояние здоровья может быть причиной увольнения работника, если

наступило стойкое снижение трудоспособности, препятствующее надлежащему

исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых

обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано.

Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации

по основаниям пункта 2 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации возможно в

случае обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или

выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего

продолжению данной работы.

В случае если по заключению Медико-социальной экспертной комиссии

(бывшей ВТЭК) работник признан нетрудоспособным, администрация предприятия,

учреждения, организации обязана расторгнуть трудовой договор (контракт) с

работником по основанию пункта 2 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации и в

соответствии со статьей 36 КЗоТ Российской Федерации выплатить работнику

выходное пособие не менее двухнедельного среднего

заработка.

Если в соответствии со справкой Медико-социальной экспертной комиссии

установлена группа инвалидности и рекомендовано

работать в особых, облегченных условиях, то увольнение по основанию,

предусмотренному пунктом 2 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации, не

допускается. Администрация по возможности обязана сообщать работнику

соответствующие условия или перевести, с его согласия, на другую работу.

Условие о переводе считается выполненным, если предлагаемая работа

соответствует роду деятельности работника. Лишь при ее отсутствии может

быть предложена другая работа, то есть

работа, не соответствующая роду деятельности, специальности

работника.

В случае когда работник просит оставить его на том же предприятии,

соглашаясь выполнять работу, не относящуюся к роду его деятельности, и

такая работа имеется, то она должна быть ему предложена (если работа не

противоречит рекомендациям

МСЭК).

Что касается установления группы инвалидности, то, если

работник не согласен с заключением Медико-социальной экспертной

комиссии, для переосвидетельствования следует обращаться в вышестоящий

орган по подчиненности»’.

1

Российская газета, 1995 г. 3 авг.

119

Следует учитывать и следующую консультацию:

«Запись о причинах увольнения в трудовую книжку, говорит статья 39

КЗоТ Российской Федерации, должна производиться в точном соответствии с

формулировками действующего законодательства и со ссылкой на

соответствующую статью, пункт закона.

При расторжении трудового договора (контракта) по инициативе

работника по причинам, с которыми законодательство связывает

предоставление определенных льгот и преимуществ, запись об

увольнении в трудовую книжку вносится с указанием этих причин.

До принятия соответствующего законодательства России о

государственном социальном страховании действуют Правила исчисления

непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при

назначении пособий по государственному социальному страхованию,

утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от

13 апреля 1973 г., 252 (с последующими изменениями и дополнениями).

Правилами устанавливается, что сохранение непрерывного трудового стажа

зависит от причины увольнения. При решении вопроса о том, является ли

причина увольнения по собственному желанию уважительной, следует

руководствоваться разъяснением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 г.

последующими изменениями и дополнениями). Поскольку до

принятия законодательного акта о государственном социальном

страховании будут действовать вышеназванные Правила, то при

увольнении по собственному желанию (ст. 31 КЗоТ Российской

Федерации) запись об увольнении в трудовой книжке вносится с

указанием уважительных причин, при которых сохраняется непрерывный

трудовой стаж для назначения пособия по временной

нетрудоспособности. Увольняющийся работник во избежание

перерыва своего стажа должен во всех случаях обязательно проверить,

правильно ли занесен в трудовую книжку мотив увольнения.

Записи в трудовые книжки об уважительности причины увольнения по

собственному желанию не делаются инвалидам, пенсионерам по старости и

некоторым другим категориям граждан»’.

Конституционный Суд Российской Федерации, как это предусмотрено

пунктом 4 статьи 125 Конституции, по жалобам на нарушение конституционных

прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность

закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Его

постановлениями, в том числе по вопросу увольнения, также надлежит

руководствоваться в правоприменительной практике.

Список нормативных документов:

1. Конституция РФ, 1993 г.

2. Федеральный Закон РФ «Об основах государственной службы РФ»

3. Федеральный Закон РФ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе

депутата государственной думы Федерального Собрания» от 8.05.94 г.

4. Федеральный Закон РФ «О счетной палате РФ» от 11.01.94 г.

5. Федеральный Закон РФ «О конституционном суде РФ» от 21.07.94 г.

6. Федеральный Закон РФ «Об арбитражных судах РФ» от 28.04.95 г.

7. Федеральный Закон РФ «О статусе судей РФ» от 26.06.92 г.

8. Федеральный Закон РФ «О Прокуратуре в РФ» от 17.11.95 г.

9. Кодекс законов о труде Российской Федерации

10. Кодекс об административных правонарушениях, 1964 г.

Список использованной литературы:

1. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации», учебное

пособие, М., 1996 г.

2. 2. «Советское административное право», под ред. Васеленкова П.Т.,

М., 1990

Так, гражданин В.М. Минаков - бывший начальник Управления внутренних дел

Липецкой области, генерал-майор милиции,

1 Российская газета. 1996. 5 марта.

120

в возрасте 46 лет был уволен из органов внутренних дел приказом заместителя

Министра внутренних дел на основании статьи 19 Закона РСФСР «0 милиции»

по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

В.М. Минаков обжаловал это решение в установленном порядке, считая, что его

увольнение было произведено без учета возраста, поскольку в соответствии

с Положением о службе в органах внутренних дел генерал-майоры милиции

могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения возраста

55 лет.

Конституционный Суд после рассмотрения этого дела, в котором автор

участвовал в качестве эксперта, 6 июня 1995 г. принял постановление,

подробно излагающее порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел

по указанным основаниям. В частности, в постановлении указано: «6. Суды

при разрешении споров на основании абзаца 2 части седьмой статьи 19

Закона РСФСР «0 милиции» ограничиваются только формальным установлением

факта выслуги срока службы, дающего право на пенсию, без выяснения

подлинных причин увольнения сотрудника милиции. При этом ущемляется его

право на индивидуальный трудовой спор, предусмотренное статьей 37 (часть

4) Конституции Российской Федерации. Неопределенность содержания и

механизма реализации рассматриваемой нормы Закона РСФСР «0 милиции»

приводит к существенному нарушению для сотрудников милиции

предусмотренного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации

права на судебную защиту, которое не может быть ограничено».

Конституционный Суд постановил:

1. Признать положение абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР «0

милиции» как допускающее увольнение по выслуге срока службы, дающего

право на пенсию, по инициативе сотрудника милиции или с его согласия

соответствующим Конституции Российской Федерации.

2. Признать положение абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР «0

милиции» в той мере, в какой оно признается правоприменителем как

допускающее увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию,

по инициативе соответствующего руководителя органа внутренних дел, без

согласия сотрудника и без обоснования причин, подтверждающих

невозможность дальнейшего прохождения службы, которые могут быть

проверены судом, не соответствующим статьям 19 (часть 1) и 46 (часть 1)

Конституции Российской Федерации»’.

г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.