рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федеральная государственная служба в РФ

экзамена, проводимого аттестационной комиссией или госу дарственной

конкурсной комиссией, но без последующего пере вода федерального

государственного служащего на другую долж ность.

Положением о проведении аттестации федерального государст венного

служащего, утвержденным Указом Президента от 9 марта

81

1996 г.’, предусмотрено, что аттестационная комиссия проводит не

реже 1 раза в 6 месяцев государственный квалификационный

экзамен для присвоения квалификационного разряда (классного

чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в следу ющих

случыаях:

по инициативе федерального государственного служащего без

последующего перевода его на другую государственную долж ность;

при переводе государственного служащего на государственную

должность иной группы и иной специализации;

при назначении впервые на государственную должность.

Рекомендации аттестационной комиссии по результатам ква

лификационного экзамена служат основанием для принятия соот

ветствующим руководителем решения о присвоении в установлен ном порядке

государственному служащему квалификационного

разряда (классного чина, дипломатического ранга). Оформление

необходимых документов для аттестационной комиссии и рас смотрение их

на комиссии осуществляются по правилам, установ ленным для проведения

аттестацииатгестации.

Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «0 прокуратуре

Российской Федерации»’ установлено, что прокурорам и следова телям,

научным и педагогическим работникам научных и образо вательных учреждений

системы прокуратуры Российской Федера ции присваиваются в соответствии с

занимаемыми ими должнос тями и стажем работы классные чины. Порядок их

присвоения

определен Положением о классных чинах прокурорских работни ков,

утвержденным Президентом’.

Для указанных работников прокуратуры установлено 11 класс ных чинов:

действительный государственный советник юстиции,

государственный советник юстиции 1-го, 2-го и 3-го класса, стар ший

советник, советник и младший советник юстиции, юрист

1-го, 2-го и 3-го класса, младший юрист.

Положением определено, какой замещаемой должности соот ветствует тот или

иной классный чин, а также по некоторым

должностям установлены сроки пребывания в чине. Например, в

чине юриста 1-го класса - 3 года, младшего советника юстиции 4 года,

советника юстиции - 5 лет.

Присвоение классного чина производится в последовательном

СЗ. 1996. # 11. Ст. 1036.

2

СЗ. 1995. # 47. Ст. 4472.

3

Ведомости. 1993. М 28. Ст. 1103.

82

порядке. В отдельных случаях за примерное исполнение служеб

ного долга и достигнутые успехи в работе очередные классные

чины могут присваиваться до истечения существующего срока, без -

соблюдения очередности, а также выше положенного по занимае

мой должности.

Работники прокуратуры, которым присвоены классные чины, -

состоят в них пожизненно. Лишить классного чина можно лишь

при увольнении работника из органов прокуратуры за порочащий -

поступок. В случае совершения грубых нарушений служебного

долга или недостойного поведения он может быть понижен в чине. -

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня

1992 г. «0 статусе судей в Российской Федерации»’ судьям в

зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности

судьи и иных обстоятельств присваиваются квалификационные

классы.

Положение о классных чинах работников органов юстиции и

государственного нотариата было утверждено Постановлением

Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г.

Глава 2.1У

ПОсновы правововоего положения государственного служащего

2.ф 1. Права и обязанности государственных служащих

Правовое положение человека и гражданина в демократичес ком обществе

характеризуется совокупностью прав, свобод и обя занностей физических лиц,

закрепленных нормами права, и юри дических гарантий их реализации. Основные

права, свободы и

обязанности человека и гражданина определены Конституцией

Российской Федерации и рядом других нормативных правовых

актов.

Права и обязанности государственных служащих - это особый

вид установленных и гарантированных государством мер должног го и

возможного их поведения в области государственно-служеб ных отношений. При

этом следует различать, во-первых, долж ностные права и обязанности,

которые определяют полномочия

по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязан ности,

установленные для всех государственных служащих незави симо от замещаемых

ими государственных должностей.

Должностные права и обязанностиобязаыности производны от задач и функ ций

государственного органа и выражают его полномочия. В

Реестре государственных должностей государственной службы

Российской Федерации содержится перечень унифицированных

наименований этих должностей, а конкретные права и обязаннос ти для

каждой должности устанавливаются соответствующими

нормативными правовыми актами. Это может быть должность

руководителя, другого должностного лица или рщового государ ственного

служащего.

Например, Указом Президента от 29 января 1996 г. утверждено

Положение об Администрации Президента’. В Положении опре делены

полномочия Руководителя Администрации, заместителя

Руководителя Администрации - начальника главного управле ния, первого

помощника Президента.

Постановлением Правительства от 28 января 1993 г. утвержде но

Положение об Аппарате Правительства, которым определены

должностные права и обязанности Руководителя Аппарата. Права

и обязанности работников Аппарата Правительства определяются

СЗ. 1996. # б. Ст. 532. 1

84

законодательными актами, названным Положением и должност

ными инструкциями’.

В положениях о федеральных государственных органах и их

структурных подразделениях, должностных инструкциях, уставах

и других нормативных актах определяются задщачи, функции, обя

занности, права, основные формы и методы деятельности, а также

ответственность служащего применительно к каждой должности.

Чем выше должность, тем более широк круг должностных обязан ностей и прав.

При этом объем и содержание должностных прав

находятся в строгом соответствии с содержанием должностных

обязанностей.

Для должности руководителя характерны следующие полномо чия: руководство

деятельностью подчиненных структурных под разделений или отдельных служащих

и персональная ответственность за выполнение возложенных на них задач;

распределение

обязанностей между подчиненными работниками и установление

степени их ответственности за выполнение ими своих обязанностей;

утверждение положений и должностных инструкций, определяющих объем

должностных полномочий подчиненных структурных подразделений и служащих;

специальные права по изданию

нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию руководителя,

организация и координация работы подчиненных; полномочия по распоряжению

собственностью, заключению трудовых договоров (контрактов), назначению на

должность и освобождению от должности работников, их поощрению и

привлечению к

дисциплинарной ответственности; права по взаимодействию с

другими организациями, применению специфических форм и методов

работы.

Например, Положением о Государственном таможенном комитете Российской

Федерации от 25 октября 1994 г.’ определено, что

его Председатель:

руководит на принципах единоначалия деятельностью ГТК,

иных таможенных органов, таможенных лабораторий и других

подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

несет персональную ответственность за выполнение возложен

ных на ГТК задач и функций;

представляет ГГК и обеспечивает его взаимодействие с други

ми государственными органами Российской Федерации;

распределяет обязанности между своими заместителями и ус

танавливает степень их ответственности;

САПП. 1993. # 5. Ст. 398.

2

СЗ. 1994. # 27. Ст. 2855.

85

подписывает (утверждает) нормативные акты в пределах ком петенции

ГГК, организует проверки их исполнения;

назначает на должность и освобождает от должности руководя щих

работников управлений и таможен, руководителей таможенных лабораторий и

других подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

устанавливает правомочия подведомственных таможенных органов по

самостоятельному решению организационных, кадровых, финансовых и иньи

вопросов;

присваивает в пределах своих полномочий специальные звания

должностным лицам таможенных органов и работникам подведомственных

учреждений;

применяет в полном объеме установленные законодательством

меры дисциплинарного воздействия в отношении работников таможенных

органов, руководителей подведомственных организаций;

осуществляет другие функции и пользуется другими правами в

соответствии с Положением о ГТК и законодательством.

Для отдельных государственных органов и должностных лиц

могут устанавливаться полномочия по осуществлению специальных

функций. Например, Постановлением Правительства от 17

июля 1995 г.’ установлено, что полномочиями по осуществлению

государственного экологического контроля, предусмотренного Законом

РСФСР «Об охране окружающей природной среды», наделяются должностные лица

Министерства охраны окружающей

среды и природных ресурсов и его территориальных органов,

которые являются по должности одновременно государственными

инспекторами по охране природы. Постановлением определен

перечень этих должностных лиц.

Общие права и обязанности государственных служащих впервые

установлены Федеральным законом «06 основах государственной

службы Российской Федерации». Они предусмотрены только для

государственных служащих, замещающих должности категорий

«Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности

категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностей

является то, что они выражают не полномочия по замещаемой

должности, а общие правила поведения и действий служащих,

условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается

исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

Такие права и обязанности весьма разнообразны.

СЗ. 1995. М 30. Ст. 2942.

86

Каждый государственный служащий, независимо от конкретныхконкретцых

полномочий по замещаемой должности, имеет право на:

ознакомление с документами, определяющими его права и

обязанности по должности, критерии оценки качества работы и

условия продвижения по службе, а также на организационно-технцические

условия, необходимые для исполнения им должностных

« обязанностей;

получение в установленном порядке информации и материа

лов, необходимых для исполнения своих обязанностей;

посещение в установленном порядке для исполнения своих

обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности;

принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со

своими обязанностями;

участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности.;

продвижение по службе, увеличение денежного содержания с

учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими

документами до внесения их в личное дело,

приобщение к личному делу своих объяснений;

переподготовку (переквалификацию) и повышение квалифика

ции за счет средств соответствующего бюджета;

пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

проведение служебного расследования для опровержения све

дений, порочащих его честь и достоинство;

объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для

защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных

интересов;

внесение предложений по совершенствованию государствен

ной службы в любые инстанции.

Из числа названных особого внимания заслуживает право государственного

служащего на продвижение по службе. Это право

(право на карьеру) впервые закреплено в нашем законодательстве

о государственной службе. В советский период не принято было

говорить о таком праве, более того, считалось нескромным обращаться

самому служащему к начальникам по такому вопросу.

Право на продвижение по службе может возникнуть у каждого

служащего независимо от замещаемой должности, пока он находится на

государственной службе. Однако о наличии такого права

можно говорить лишь тогда, когда служащий по всем предъявляемым

требованиям подходит для замещения высшей должности по

87

сравнению с той, которую он замещает. Если же, например, у него

нет требуемого по высшей должности образования, стажа работы

на соответствующих должностях либо в последней атгестации

отмечено, что он не обладает достаточными качествами для продвижения

по службе, следует считать, что у него нет оснований

для этого.

Конечно, данное право может быть реализовано лишь при

наличии вакантной вышестоящей должности, а также если государственный

служащий является кандидатом на продвижение по

результатам оценки его служебной деятельности, а в случае замещения

должности по конкурсу оказывается лучшим претендентом

в соответствии с условиями конкурса.

Безусловно, возможности для продвижения по службе у конкретных

служащих разные, поскольку люди отличаются друг от

друга как по своим природным способностям, так и по уровню и

профилю образования, стажу и опыту работы. Кроме того, многое

зависит от стечения различных обстоятельств, особенно касающихся

появления вакантной должности. Важно и то, что продвижение по службе все

менее вероятно по мере подъема по служебной лестнице, поскольку количество

более высоких должностей

сокращается. И фактически продвижение при постоянной штатной

численности в конечном итоге получают единицы, тогда как

имеющих на это право и желающих его реализовать может быть

много. Тем более такие возможности уменьшаются при частых

оргмероприятиях, связанных с сокрашением щтатной численности

государственных органов, а также если их руководители подбирают кандидатов

на вакантные должности со стороны, исходя из

своих усмотрений. В этом случае назначение на высшую должность

достойного кандидата состоится нескоро, если вообще состоится.

t Вот почему вопрос подбора кандидатов на продвижение по

службе всегда оказывается крайне важным и связан с оценкой

многих аспектов, включая и психологическую атмосферу в

государственном органе. Ведь надо отобрать среди многих действительно

достойного, не допустив ошибки, которая может иметь

различные негативные последствия.

К сожалению, механизм реализации права на продвижение по

службе еще отсутствует. На практике очень многое зависит здесь

от руководителя органа, его порядочности и объективности. Поэтому еще

нередки случаи угодничества и приспособленчества со

стороны подчиненных, чтобы понравиться начальнику в надежде

получить продвижение по службе.

В первую очередь продвигаться по службе должны лица, вклю

88

ченные в резерв на продвижение в результате аттестации. Должны

также учитываться результаты прохождения переподготовки и повышения

квалификации в соответствии с требованиями по вакантной должности.

Недопустимо назначение на вакантную должность лица, не отвечающего

предъявляемым квалификационным

требованиям, или с нарушением принципов подбора кадров (по

знакомству, за взятку и т.п.).

Служащий вправе обратиться в суд или в соответствующие

государственные органы для разрешения споров, связанных с

государственной службой, в том числе по вопросам проведения

квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания

отзывов аттестационной комиссии, приема на государственную службу, ее

прохождения, реализации прав служащего,

перевода на другую должность, дисциплинарной ответственности

служащего, несоблюдения гарантий его правовой и социальной

защиты, увольнения с государственной службы.

Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой

государственной должности государственной службы обязан:

обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции,

реализацию федералыьных законов и законов

субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

добросовестно исполнять должностные обязанности;

обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов

граждан;

исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в

порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их

должностных полномочий, за исключением незаконных;

в пределах своих должностных обязанностей своевременно

рассматривать обращения граждан и общественных объединений,

а также предприятий, учреждений и организаций, государственных

органов и органов местного самоуправления и принимать по

ним решения в порядке, установленном федеральными законами

и законами субъектовсубьектов Федерации;

соблюдать установленные в государственном органе правила

внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции,

правила работы со служебной информацией;

поддерживатьподцерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения

своих должностных обязанностей;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а

также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением

своих обязанностей сведения, затрагивающие частную

жизнь, честь и достоинство граждан.

89

1’

Таким образом, названные права и обязанности представляют

собой как бы служебный кодекс, характеризующий стиль и методы

осуществления государственными служащими своих должностных

полномочий независимо от замещаемых должностей.

Некоторые общие обязанности государственных служащих

будут рассмотрены подробнее в соответствующих главах пособия.

2.ф 2. Ограничения, связанные с государственной службой

В условиях перехода России к рыночным отношениям и новой

политической системе возникли многие новые требования, предьявляемые

к государственным служащим. Это впервые нашло отражение в Федеральном

законе е06 основах государственной

службы Российской Федерации» в форме установления ряда ограничений,

связанных с государственной службой. Они имеют своей

целью обеспечить высокий моральный облик государственного

служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий.

Такие ограничения должны максимально препятствовать проявлениям коррупции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.