рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федеральная государственная служба в РФ

Федеральная государственная служба в РФ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБАСодержание:

Глава 1. Основы государственной службы 2

1.1. Государственная должность 2

1.2. Государственная служба 5

1.3. Принципы Государственной службы 7

1.4. Квалификационные разряды Государственных служащих 9

Глава 2. Правовое положения государственного служащего 13

2.1. Права и обязанности государственных служащих 13

2.2. Ограничения, связанные с государственной службой 15

2.3. Гарантии для государственного служащего 17

Глава 3. Ответственность и поощрения государственных служащих 19

3.1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих 19

3.2. Административная ответственность государственных служащих 23

3.3. Поощрения государственных служащих 26

Глава 4. Прохождение государственной службы 28

4.1. Поступление на государственную службу 28

4.2. Подготовка Государственных служащих и переподготовка, при повышение их

квалификации 32

4.3. Аттестация государственного служащего 35

4.4. Прекращение государственной службы 37

Список нормативных документов: 40

Список использованной литературы: 40

Глава 1. Основы государственной службы

Глава 11

Основы организации государственной службы

1.ф 1. Государственная должность

Под должностью понимается учрежденная в установленном порядке

первичная структурная единица той или иной организации, определяющая

содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно-

правовая категория присуща только служащим; другие группы населения

работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе),

учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

В статье 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «06 основах

государственной службы Российской Федерации» дано понятие государственной

должности в современном ее значении, в отличие от всякой другой

негосударственной должности. Государственной теперь называется только

должность в федеральных органах государственной власти, органах

государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных

органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленным кругом

обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного

государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за

исполнение этих обязанностей.

СуществуютВ этом определении отражены четыре характерных признака

государственной должности:

1) ее принадлежность только государственному органу;

2) объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые

вытекают из полномочий данного государственного органа;

3) оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за

счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и

бюджетами субъектов Федерации;

4) государственный служащий за действия (бездействие), связанные с

исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии

с законодательством.

Первые два признака требуют некоторых пояснений.

Согласно статьям 10 и 11 Конституции, к числу государственных органов

относятся органы трех ветвей власти - законодательной, исполнительной,

судебной - как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления, согласно статье 12 Конституции, не входят в

систему органов государственной власти.

К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответствии с

Конституцией, относятся:

1) Центральный банк Российской Федерации (ст. 75);

2) Совет Безопасности Российской Федерации (п. «ж»» ст. 83);

3) Администрация Президента Российской Федерации (п. «и» ст. 83);

4) полномочные представители Президента Российской Федерации (п.

«к» ст. 83);

5) дипломатические представители Российской Федерации в иностранных

государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83);

6) Счетная палата РФ ;

7) Прокуратура РФррр;

8) Аппарат правительства РФ;

9) Председатель, зам. председателя, секретарь Центризбир

комиссииа Российской Федерации.

, замещающего должность на постоянной основе (Указ Президента

Российской Федерации от 11 января 1995 г. «0 государственных должностях

Российской Федерации»’).

Внутренняя структура любого государственного органа рассматривается

как определенная система различных по своему предназначению и уровню

должностей. Штатным расписанием государственного органа определяются

наименование, место и роль должности: кому она подчинена, кто ей подчинен.

В должностных инструкциях, положениях о государственных органах и их

структурных подразделениях, в различных уставах и положениях о прохождении

службы юридически закрепляется, какие именно задачи, функции, обязанности,

права, формы и методы работы, поощрения и ответственность государственного

служащего связываются с определенной государственной должностью, а также

какие основные профессиональные требования предъявляются к нему этой

должностью. Конкретные лица, реализующие эти долж-

САПП. 1993. М 52. Ст. 5073.

г СЗ 1995 Мо 3 Ст. 173.

51

ностные обязанности и права, могут меняться, но их роли - нет. Новый

служащий должен выполнять ту же работу, что и его предшественник, если

полномочия по должности не изменяются.

Четкое регламентирование статуса государственной должности,

характеризующей служебное место и социально-трудовую роль каждого

служащего, необходимо в первую очередь для определения объема его

дееспособности как субъекта права. В то же время оно важно для правильного

установления общей численности управленческого аппарата и его структурных

подразделений, соотношения работников разных категорий, групп и

специализаций и при необходимости сокращения и упрощения государственного

аппарата. Эта задача постоянно актуальна, но особенно в современных

условиях, - ведь только в 1994 г. на государственное управление было

выделено 3 трлн. 369 млрд. бюджетных рублей.

Структура управления все больше входит в противоречие с интенсивно

меняющейся экономикой. Продолжается процесс перераспределения функций

органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, поэтому

нельзя рассчитывать на устойчивость сегодняшнего состава и функций

федеральных министерств и ведомств. Однако при четком и ясном распределении

между государственными должностями, особенно руководителей, всего объема

функций органа власти или его структурного подразделения, определении

конкретных обязанностей и прав для каждой должности, форм и методов работы

исполняющего ее лица, взаимоотношений с другими служащими, в том числе

других государственных органов, служебная деятельность протекает в нужном

ритме, устраняется параллелизм и, что очень важно, повышается уверенность,

инициатива и персональная ответственность государственного служащего.

Характерно в этом отношении распоряжение Председателя Правительства от

8 декабря 1994 г.’, которым был утвержден порядок замещения должностей его

заместителей во время их отсутствия в связи с отпуском, командировкой или

болезнью в соответствии с распределением обязанностей в Правительстве.

Юридическое закрепление в положениях и должностных инструкциях

конкретных должностных обязанностей и прав обеспечивает более качественное

осуществление подбора и расстановки государственных служащих, поскольку это

осуществляется целенаправленно - с учетом квалификационных требований,

предъявляемых к ним по той или иной должности. И при аттестации

государственного служащего его профессионализм оценивается не вообще, а

применительно к конкретной должности. Каждый государственный служащий свою

трудовую деятельность, успехи и недостатки по работе, возможности

продвижения по службе связывает с определенными должностями, а не только с

их принадлежностью к какому-либо государственному органу.

С понятием государственной должности связывается также порядок

присвоения квалификационных разрядов (воинских званий, дипломатических

рангов), размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и

обязанности, порядок решения многих вопросов прохождения государственной

службы.

Следовательно, понятие государственной должности является стержневым,

основополагающим для определения правового положения государственного

служащего и порядка прохождения им государственной службы. Понятие

государственной службы связано с определенным кругом государственных

должностей. Государственная должность - комплексное правовое образование

(государственное установление), элементы которого регулируются нормами

административного, трудового, финансового и других отраслей права.

Кроме понятия государственной должности, принципиальное значение для

организации государственной службы и определения правового положения

государственного служащего имеет установленное Федеральным законом «Об

основах государственной службы Российской Федерации» новое деление всех

государственных должностей на категории «А», «Б» и «В».

С 1967 г. применялась Единая номенклатура должностей служащих’,

которая служила нормативной базой для разработки должностных характеристик,

штатов, тарифно-квалификационных справочников и схем должностных окладов.

Этот документ предусматривал разделение служащих на три категории:

руководителей, специалистов и технических исполнителей, - с чем были

связаны государственно-властные полномочия и их объем. Такая классификация

утратила свое значение после того, как Указом Президента от 11 января 1995

г. «0 Реестре государственных должностей федеральных государственных

служащих»’ практически начало действовать Положение о федеральной

государственной службе, принятое 22 декабря 1993 г.

Значение этого Реестра заключается в том, что он унифицировал

наименования должностей и управленческих структурных

Единая номенклатура должностей служащих. М., 1967. г

СЗ. 1995. # 3. Ст. 174.

53

подразделений. До этого одни и те же должности в различных

государственных органах по своим квалификационным требованиям фактически

являлись разными. Например, служащие могли выполнять равные по своему

содержанию обязанности, но в одном государственном органе называться

консультантами, а в другом - специалистами-экспертами. Назрела

необходимость упорядочить наименования государственных должностей в сторону

их стандартизации, что и осуществил Реестр.

Этот шаг тесно связан со структурными переменами в аппаратах органов

государственной власти. В Реестре в качестве основных структурных

подразделений были названы отделы и управления, которые составляют

непосредственно аппарат или администрацию: Администрация Президента,

аппарат Правительства, аппарат Государственной Думы, аппарат министерства и

т.д. Другие подразделения (секторы, отделения, службы, центры и т.д.)

практически устранялись, что, естественно, повлекло за собой устранение

наименований ряда должностей (например, заведующий сектором).

По вопросу дальнейшего упорядочения структуры федеральных органов

исполнительной власти Правительством 5 ноября 1995 г. принято

постановление’. Руководителям этих органов рекомендовано впредь при

формировании центрального аппарата исходить из того, что количество ведущих

должностей государственных служащих не должно превышать 10 процентов, а

старших - 40 процентов общей численности персонала. Установлено также, что

численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее

20 единиц, отдела - менее 10 единиц, отдела в составе департамента

(управления) - менее 5 единиц. В структуру департамента и управления не

может входить менее 3 отделов.

Теперь характер и объем государственно-властных полномочий

государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими

государственных должностей на категории «А»,«Б» и «В».

Государственные должности категории «А» устанавливаются федеральной

Конституцией и федеральными законами (государственные должности Российской

Федерации), конституциями и уставами субъектов Федерации (государственные

должности субъектов Федерации) для непосредственного исполнения полномочий

государственных органов. Сюда относятся такие должности, как

1 Российские вести. 1995, 1 февр.

2 СЗ. 1995. # 46. Ст. 4450.

54

Президент и Председатель Правительства Российской Федерации,

председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители

органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации,

депутаты, министры, судьи и некоторые другие. Лица, замещающие должности

категории «А», осуществляют государственные функции, поэтому могут быть

стороной во внешних государственно-служебных отношениях с другими

субъектами, выступая от имени государства либо его органа, который они

представляют в полной мере.

В практике судебных органов возникал вопрос, является ли Президент

Российской Федерации органом государственной власти’. По мнению

специалистов, в соответствии со статьей 11 Конституции президентская власть

является одной из ветвей государственной власти, а из смысла части 2 статьи

3 Конституции следует, что Президент Российской Федерации является органом

государственной власти. Это важно учитывать при характеристике

президентской власти в субъектах Федерации, а также в других случаях.

Другие примеры: федеральный министр выражает во внешних

государственно-служебных отношениях полномочия соответствующего

федерального министерства; судья федерального суда действует от имени

Российской Федерации; Генеральный прокурор - от имени Российской Федерации.

Реестр государственных должностей федеральных государственных

служащих, утвержденный Указом Президента страны от 11 января 1995 г. (с

учетом изменений и дополнений от 12 апреля 1996 г.’), состоит из ряда

перечней наименований распределенных по группам (высшая, главная, ведущая,

старшая, младшая) должностей категорий Б» и «В», которые входят в состав

соответствующих государственных органов.

ВНапример: в Перечень государственных должностей федеральной

государственной службы категории «Б», учреждаемых для непосредственного

обеспечения исполнения полномочий Президента Российской Федерации, входят:

Высшая должность

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, первый

помощник Президента Российской Федерации

Помощник Президента Российской Федерации, заведующий

1 Известия. 1996. 13 марта.

2 СЗ. 1996. М 16. Ст. 1833, 1834, 1844.

55

Канцелярией Президента Российской Федерации, руководитель протокола

Президента Российской Федерации - помощник Президента Российской Федерации,

пресс-секретарь Президента Российской Федерации

Полномочный представитель Президента Российской Федерации

Главная должность

Референт Президента Российской Федерации

Ведущая должность

Секретарь приемной Президента Российской Федерации

В Перечень государственных должностей федеральной государственной

службы категории «В», учреждаемых в Администрации

Президента Российской Федерации для обеспечения ее деятельности,

входят:

Высшая должность

Первый заместитель Руководителя Администрации Президента

Российской Федерации, заместитель Руководителя Администрации

Президента Российской Федерации - начальник главного управления Президента

Российской Федерации

Первый заместитель начальника главного управления, начальник

управления и еще 12 должностей этой группы

Главная должность

Начальник отдела, заместитель начальника отдела (соответствующего

структурного подразделения)

Ведущая должность

Консультант

Специалист-эксперт

Старшая должность

Начальник службы делопроизводства

Ведущий специалист

Младшая должность

Специалист 1 категории

Перечни государственных должностей федеральной государственной службы

категорий «Б» и «В» учреждены и для других

государственных органов (аппарата Совета Безопасности Российской

Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и т.д.).

Лица, замещающие должности категорий «Б» и «В», как правило, являются

участниками внутренних (внутриорганизационных) государственно-служебных

отношений. Лишь некоторые из них могут выступать от имени соответствующего

государственного органа во внешних государственно-служебных отношениях с

другими субъектами (гражданами, государственными и негосударственными

организациями) в пределах, предусмотренных законодательством. К их числу

относятся, например, такие представители власти, как

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской

Федерации» предусматривает также, что в целях технического обеспечения

деятельности государственных органов в их штатное расписание могут

включаться должности, не относящиеся к государственным. На лиц, занимающих

такие должности (иначе говоря, на «негосударственных служащих») этот Закон

не распространяется. Их деятельность регулируется законодательством о

труде.

Например, Временным положением о помощнике члена Совета Федерации

Федерального Собрания от 24 января 1996 г.’ предусмотрено, что член Совета

Федерации вправе иметь до пяти помощников, работающих на основании

трудового договора (кон тракта). Этим документом определен статус помощника

члена Совета Федерации (права, обязанности, функции, гарантии и

компенсации) на период до принятия нормативного правового акта,

регулирующего деятельность помощника. Прием гражданина на работу в качестве

помощника производится на основании его заявления и представления члена

Совета Федерации на указанный в представлении срок, при этом заключается

трудовой договор (контракт) в письменной форме установленного этим

Положением образца. Представление члена Совета Федерации направляется

Руководителю Аппарата Совета Федерации, который издает соответствующий

приказ. По истечении срока трудового договора

СЗ. 1996. М 5. Ст. 447.

57

(контракта) производится увольнение помощника с работы. До истечения

срока трудового договора увольнение может быть произведено: по инициативе

помощника (в соответствии со ст. 31 и 32 Кодекса законов о труде Российской

Федерации), по инициативе члена Совета Федерации (в соответствии со ст.

33), в связи с досрочным прекращением полномочий члена Совета Федерации (в

соответствии с актом о досрочном прекращении полномочий).

1.ф 2. Государственнааяя службаа и ее принципы

Деление государственных должностей на категории «А», Б» и В», кроме

того, что оно четко отражает различия в характере и объеме государственно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.