рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан


Рисунок 12 - Изменение доли расходов по категориям в общем объеме

расходов республиканского бюджета

Приобретение финансовых активов является одним из инструментов установления должного контроля со стороны государства над стратегическими отраслями экономики, направленного на обеспечение экономической безопасности страны, а также на эффективное их развитие.

Рисунок 13 - Темпы роста государственных расходов и ВВП,

% к предыдущему году

В 2007 – 2008 годах увеличение уставных капиталов государственных холдингов и компаний направлено на формирование их финансовой базы для дальнейшей реализации задач по модернизации, диверсификации экономики, увеличения числа наукоемких, инновационных производств с высокой добавленной стоимостью, развития эффективной инфраструктуры.

Увеличение уставного капитала АО «Национальный холдинг «КазАгро» направлено на реализацию ряда проектов по:

-  созданию откормочных площадок с развитой инфраструктурой экспорта;

-  строительству заводов по производству биодизеля и биоэтанола;

строительству оптового рынка сельскохозяйственной продукции в г. Астане и др.

За счет увеличения уставного капитала АО «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау»:

-  будет увеличен объем финансирования проектов по приоритетным, рисковым и инициативным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам с проведением комплексной экспертизы;

-  дополнительные средства будут направлены на формирование и развитие электронных услуг государственных органов в рамках Государственной программы формирования «электронного правительства».

-  Доля расходов на приобретение финансовых активов в общем объеме расходов республиканского бюджета по программам развития составит в 2008 году- 20,3 %, в 2009 году – 19,2 %, в 2010 году – 18 %.

Исходя из утвержденных Законом Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы» размеров гарантированного трансферта на 2008 – 2009 годы, макроэкономического прогноза и прогноза государственных расходов по программам развития, определен прогнозный размер гарантированного трансферта из Национального Фонда на 2010 год, который составит 326,8 млрд. тенге. В среднем за период с 2008 по 2010 годы гарантированный трансферт составит 12,9 % от активов фонда на начало 2008 года.

В долгосрочной перспективе будет продолжена политика достижения размера гарантированного трансферта, равного инвестиционному доходу от управления активами Национального фонда, что в большей степени будет отвечать стремлению к росту экономики за счет ненефтяных доходов и сбережению нефтяных.

В 2008 – 2010 годах темпы роста государственных расходов предполагаются ниже темпов номинального роста ВВП и составят в среднем 17,6 % и 19,0 % соответственно.

Расходы государственного бюджета в 2008 году составят – 22,5 % к ВВП, в 2009 году – 21,9 % к ВВП и в 2010 году – 21,8 % к ВВП.

В своём послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев отметил, что со следующего года, впервые в истории нашей страны, базой новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный Кодекс. Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.

3.2 Направления совершенствования налоговой политики

Политика доходов в 2008 – 2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.

Казахстанская система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью.

С 1 января 2006 года произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода.

Учитывая положительный опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в условиях действия упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились ставки налога в СНР на основе патента с 3 % до 2 %, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3 % до 5 % и от 3 % до 7 % установлена соответственно единая ставка на уровне 3 %. Эта мера оказывает поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи.

В 2007 году ставка налога на добавленную стоимость снижена до 14 процентов. Данная мера позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие.

С 2007 года введена плоская шкала индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов, которая стала одной из самых низких в мире.

При этом из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.


Таблица 11 - Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2008 – 2010 годы, в % к ВВП

Наименование 2008 год 2009 год 2010 год
Ненефтяные доходы 18,9 19,0 19,5
 Налоговые поступления 18,3 18,5 19,0
 Неналоговые поступления 0,3 0,3 0,3
 Поступления от продажи основного капитала 0,3 0,2 0,2
Примечание – Источник: Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы

В целях создания условий для высокотехнологичных и экспортоориентированных производств в Казахстане созданы 3 специальные экономические зоны, на которых осуществляется освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.

Рисунок 13 - Прогнозируемая динамика ненефтяных доходов, в % к ВВП

Основные направления налоговой политики на 2008 – 2010 годы будут ориентированы на решение задач фискальной политики с учетом необходимости укрепления социально-значимых функций налогов как справедливого и оправданного инструмента, стимулирующего развитие необходимых направлений экономики и обеспечивающего полное выполнение государственных функций, которые заключаются в следующем:

-  дальнейшее снижение ставки НДС;

-  оптимизация льгот с учетом повышения их эффективности и стимулирующего эффекта в реальном секторе экономики;

-  ликвидация льгот по пассивным доходам физических лиц в рамках постепенного переноса основной роли в формировании доходов бюджета с предпринимательства на население.

Условные потери по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составят 67,9 млрд. тенге (снижение ставки с 14 % до 13 %), по социальному налогу – 115,0 млрд. тенге (снижение ставки в среднем на 30 %), по таможенным пошлинам на ввозимые товары – 17,7 млрд. тенге (из-за унификации пошлин).

В целом потери составят 6,5 % от общего объема доходов государственного бюджета.

Таким образом, снижение ставок налогов приводит к относительному снижению темпов поступлений этих налогов в прогнозируемом периоде.

В последующие годы прогнозируется дальнейший рост темпа поступлений указанных налогов, т. к. предполагается, что будет получен ожидаемый эффект от снижения налоговой нагрузки. Начиная с 2009 года будут реформированы специальные налоговые режимы – сужение сферы применения разовых талонов, исключение патентов, а по упрощенной декларации будут осуществлять деятельность только индивидуальные предприниматели – физические лица. Крупные сельскохозяйственные товаропроизводители будут выведены из специальных налоговых режимов.

В соответствии с проводимой налоговой политикой, а также прогнозными показателями среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, действия Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную преспективу, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года № 1641, на среднесрочную перспективу определены доходы государственного бюджета на 2008 – 2010 годы.

С переходом с 1 июля 2006 года на новую систему функционирования Национального фонда Республики Казахстан, предусматривающую зачисление прямых налогов от предприятий в Национальный фонд, в целях исключения зависимости экономики от нефтяного сектора, государственный бюджет формируется за счет ненефтяных доходов.


Заключение

Проделанная работа позволяет судить о многоаспектности темы дипломной работы. Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. Финансовый рынок на практике представляет собой совокупность финансово-кредитных институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

Именно на рынке финансовых ресурсов, или финансовом рынке, происходит перелив средства, при котором они перемещаются от тех, кто имеет их излишек, к тем, кто требует инвестиций. При этом, как правило, средство направляются от тех, кто не может их эффективно использовать, к тем, кто использует их продуктивно. Это оказывает содействие не только повышению производительности и эффективности экономики в целом, а и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества.

Взаимосвязь финансового механизма и финансовой политики проявляется через управление финансами государства, которое подразумевает под собой процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата.

Функционирование механизма финансовой политики обеспечивается с помощью финансового аппарата, который осуществляет финансовую политику в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства государственных доходов и налоговых органов.

В соответствии с действующим законодательством страны принципы построения современной бюджетной системы отражают все тенденции современного состояния бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса.

Увеличение доходов государственного бюджета происходит за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.

Осуществлен переход к принципам среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и эффективность проведения по ним бюджетного контроля. Республиканская бюджетная комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать предложения по формированию и уточнению республиканского бюджета.

Совершенствование системы межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в местные бюджеты.

Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и районными бюджетами.

Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход на качественно новый уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.

Целью бюджетной политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных функций, повышение эффективности государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.

Налоговая политика в Казахстане направлена на повышение рентабельности вложения средств в экономику республики путем облегчения налогового бремени.

Механизм налогового администрирования усложнен и недостаточно эффективен, в нормах и положениях налогового законодательства имеются разночтения, допускающие двоякое толкование, а уполномоченным органом не принимаются системные меры по повышению качества налоговых проверок и упрощению механизма налогового администрирования. На данные факты Президент Казахстана обратил особое внимание в своём послании народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики», где отметил, что действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут. Новый Налоговый кодексдолжен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Н.А. Назарбаев отметил также, что со следующего года, впервые в истории нашей страны, базой новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный Кодекс. Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами. [2].

В целом, совместными действиями Правительства и Национального Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.

Задачи совершенствования финансового механизма на современном этапе развития экономики связаны с широкой демократизацией производства, внедрением коммерческих начал, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на финансовый рынок.


Список использованных источников

1.  Искакова З.Д., Танашева А.Б. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине «Финансы». Караганды, 2008

2.  Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» февраль 2008 г.

3.  Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.

4.  Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

5.  Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., ИВЭСЭП, 2003.

6.  Ковалева А.А. «Финансы и кредит». – Уч. пособие, М.: Финансы и статистика, 2003г.

7.  Мельников В.Д., Ильясов К.К.Финансы. – Алматы, 2002 г.

8.  Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год. // Официальный сайт Счётного комитета по исполнению республиканского бюджета Республики Казахстан // www.esep.kz

9.  Итоги реализации Стратегии "Казахстан 2030" (исполнение доходов и расходов государственного бюджета за 2005-2007 годы) // Официальный сайт Министерства Финансов Республики Казахстан // www.minfin.kz

10.  О ходе освоения бюджетных средств за I полугодие 2007 года Выступление Министра финансов Республики Казахстан Коржовой Н.А. на селекторном совещании в Правительстве Республики Казахстан 30 июля 2007 г.// Официальный сайт Министерства Финансов Республики Казахстан // www.minfin.kz

11.  Елубаева Ж.М. Бюджетная система Республики Казахстан: становление и перспективы развития: Автореферат. дис. ...к. э. н. Алматы, 2005.

12.  Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»

13.  Показатели финансового сектора за 2007 год. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

14.  Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 2006

15.  Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.– Алматы: Бiлiм, 2007 – 240 с.

16.  Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан 01.12. 2007

17.  Материалы с официального сайта Национального банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz

18.  Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007-2011 годы

19.  Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы

20.  Официальный сайт Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz

21.  Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004

22.  Сайт журнала «Эксперт-Казахстан» www.expert.ru/ printissues/ kazakhstan)

23.  Сейткасимов Г.С., Деньги, Кредит, Банки. - Алматы: Экономика, 2006

24.  Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2004г.

25.  Бекболатулы Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 2007

26.  Мадиарова Д.М. Основы современного банковского дела – Алматы, 1997

27.  Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы

28.  Пресс-релиз № 3 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 ноября 2007 года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

29.  Пресс-релиз № 9 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 ноября 2007 года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

30.  Отчёт Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2006 год. - Алматы, 2007

31.  Бондарь Т. "Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстана обошлось без кризисов)" // ежемесячный деловой журнал "Финансист", №10 (2006)

32.  ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2008 года (предварительные данные) Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

33.  Показатели финансового сектора за 2007 год. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.