рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Сравнительный анализ общей и упрощенной системы налогообложения

Дипломная работа: Сравнительный анализ общей и упрощенной системы налогообложения

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

I. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства. 6

1.1 Теоретические аспекты применения общеустановленной системы налогообложения на малых предприятиях. 6

1.2 Теоретические аспекты применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях. 9

1.3 Преимущества и недостатки общеустановленной и упрощенной систем налогообложения. 15

II. Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере ООО «Мадис». 28

2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Мадис». 28

2.2 Сравнительный анализ общеустановленной и упрощенной систем налогообложения на примере предприятия ООО «Мадис». 31

2.3 Выбор оптимального режима налогообложения на примере ООО «Мадис»  43

III. Пути оптимизации налогообложения малых предприятий. 51

3.1 Преимущества применения общеустановленной системы налогообложения перед упрощенной системой налогообложения. 51

3.2 Пути совершенствования и преимущества выбора упрощенной системы налогообложения. 53

Заключение. 66

Список использованной литературы.. 71

Приложения. 77


Введение

Сегодня становится все более ясным огромное значение сектора малых предприятий в России. Малое предпринимательство стало массовым явлением, обеспечивая решение как экономических, так и социальных проблем. Так оно способствует формированию конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг; структурной перестройке экономики, придавая ей гибкость, мобильность, маневренность; привлечению личных средств населения на развитие производства; созданию дополнительных рабочих мест, сокращению уровня безработицы..

За время существования малого предпринимательства в России создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги. Однако единой действенной политики поддержки малого предпринимательства в нашей стране сегодня нет, как нет и ее реальных рычагов. При наличии трех автономных уровней власти полностью отсутствует координация между ними, что отчетливо видно на примере развития малого предпринимательства, а предпринимателей продолжают беспокоить такие проблемы, как:

• несовершенство законодательства в части несоответствия действующих нормативно-правовых актов вновь принимаемым;

• нестабильная налоговая политика;

• административные барьеры при регистрации и ведении предпринимательской деятельности;

• недостаточная заинтересованность органов власти в решении проблем малого предпринимательства, незначительные объемы бюджетного финансирования малого бизнеса;

• ограниченный спектр финансовой поддержки предпринимателей (так как не разработан механизм предоставления льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, не развита система гарантирования и страхования кредитов);

• дефицит консультационной и маркетинговой поддержки бизнеса (действующая сеть инфраструктуры поддержки не охватывает все территории области, что негативно сказывается на развитии предпринимательства, особенно в сельских районах);

• ограниченное бюджетное финансирование, отсутствие разработанных и законодательно утвержденных нормативов отчисления бюджетных средств на поддержку и развитие малого бизнеса;

• отсутствие достаточного информационного обеспечения.

Все это ведет к сокращению числа малых предприятий и количества занятых на них, уходу в «тень» малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, нарушению положений Трудового кодекса РФ по отношению к наемным работникам, занижению уровня официальной заработной платы.

Для решения выявленных проблем необходимо объединить усилия всех структур, влияющих на развитие малого предпринимательства в стране и оказать реальную законодательную, финансовую и административную поддержку этому сектору экономики.

Все вышеперечисленное обусловливает актуальность исследования проблем ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

Целью настоящей дипломной работы является сравнительный анализ общей и упрощенной систем налогообложения на пример ООО «Мадис».

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1)  раскрыты особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства при использовании общеустановленной системы налогообложения;

2)  охарактеризованы особенности учета и отчетности при использовании упрощенной системы налогообложения;

3)  проведено сравнение общеустановленной и упрощенной системы налогообложения;

4)  проведен анализ постановки учета и отчетности на ООО «Мадис»;

5)  разработаны предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета на ООО «Мадис».

Дипломная работа написана на 70 листах и состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.


I. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства

 

1.1 Теоретические аспекты применения общеустановленной системы налогообложения на малых предприятиях

Под общим режимом налогообложения понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные для налогоплательщиков Налоговым кодексом РФ[1]. Эту систему малые предприятия могут применять в добровольном порядке, к ним не предъявляется никаких требований по соблюдению каких-либо критериев. Единственным исключением, ограничивающим право применения общеустановленной системы налогообложения, является обязанность налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или применения специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога. Для налогоплательщиков важно то, что малое предприятие может применять общеустановленную систему налогообложения как в целом – по всем видам деятельности, так и по отдельным видам деятельности. Последнее возможно только в одном случае – если отдельные виды деятельности налогоплательщика переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Если малое предприятие работает по общеустановленной системе налогообложения, то оно имеет право выбора одной из систем бухгалтерского учета. К таким системам относятся традиционная, простая форма и форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Под традиционной системой следует понимать план счетов и формы бухгалтерского учета, которые имеют право вести все предприятия, в том числе и малые предприятия, за исключением кредитных организаций и других организационно-правовых форм, обязанных вести учет в особом порядке. К традиционным формам относятся: журнально-ордерная форма; мемориально-ордерная; компьютеризированная, основанная на традиционных формах бухгалтерского учета. Учет по традиционной системе разрешается вести как на бумажном носителе «вручную», так и в электронном виде в специальных бухгалтерских программах с последующим выводом на бумажные носители. Затраты на ведение учета в электронном виде значительно меньше, по крайней мере по времени. В наши дни разработано множество автоматизированных бухгалтерских программ, предназначенных специально для предприятий малого бизнеса. В них не предусмотрена вариабельность конфигураций, но основных функций достаточно для ведения основных бухгалтерских операций.

Упрощенные формы ведения бухгалтерского учета малые предприятия могут применять наряду с традиционными формами. При этом право выбора принадлежит предприятию малого бизнеса.

Простая форма бухгалтерского учета рекомендуется для малых предприятий Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. №64н «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства[2]» (далее – Типовые рекомендации). В простую форму включается всего два регистра – Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности по форме К1 и ведомость учета заработной платы по форме В-8. Эти регистры очень просты в заполнении и «не перегружены» дополнительной информацией. Простая форма не требует оборотной ведомости. Минуя оборотную ведомость, бухгалтерская отчетность составляется на основании Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности. Использовать простую форму разрешается не всем малым предприятиям, а только тем, которые выполняют небольшое количество операций в месяц (как правило, не более 30) и не осуществляют производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.

Малые предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), могут применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Эта же форма годится и для тех малых предприятий, которые не желают работать по традиционной системе или простой форме. Регистры также рекомендованы Типовыми рекомендациями. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров включает в себя восемь ведомостей по учету имущества, капитала, обязательств и операций. На основании ведомостей составляется шахматная ведомость и оборотная ведомость. По данным оборотной ведомости составляется бухгалтерская отчетность.

Обе формы, предусмотренные Типовыми рекомендациями, предполагают ведение бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов бухгалтерского учета. Типовые рекомендации не запрещают работать по обычному «Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению[3]» (далее – План счетов и Инструкция по его применению). Помимо этой возможности малым предприятиям дается право разработать свой план счетов, который в максимальной степени отражает специфику их деятельности и, возможно, снижает затраты на ведение налогового учета.

Малые предприятия, работающие по общему режиму налогообложения, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. Основными документами в этом случае будут: Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете[4]», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций[5]», Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций[6]».

Малым предприятиям, работающим по простой форме ведения бухгалтерского учета и регистрам, при составлении и представлении бухгалтерской отчетности следует также учесть требования Типовых рекомендаций, которые в целом не противоречат текущему законодательству. Но при этом необходимо помнить, что изменения в Типовые рекомендации не вносились с 1998 г. и часть требований не соответствует федеральному законодательству.

Малые предприятия, работающие по общему режиму налогообложения вне зависимости от применяемой системы бухгалтерского учета, могут воспользоваться льготами, предоставляемыми Приказом Минфина России №67н.

1.2 Теоретические аспекты применения упрощенной системы налогообложения на малых предприятиях

Статьей 3 Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации[7]" в статью 4 Закона N 129-ФЗ[8] внесен пункт 3, согласно которому организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, они ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ[9].

Организации, применяющие УСН, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Таким образом, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов.

Следует отметить, что учет основных средств и нематериальных активов ведется на основании соответственно ПБУ 6/01[10] и ПБУ 14/2007[11]. При учете основных средств и материальных активов организация применяет первичные формы учетной документации[12] (N ОС-1, инвентарные карточки и так далее).

Как же учитывать приобретение, амортизацию и списание основных средств и нематериальных активов при переходе на УСН? Согласно статье 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на:

- расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств;

- расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов.

С 1 января 2007 года также учитываются расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (Федеральный закон от 17 мая 2007 года N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации[13]").

Для основных средств, приобретенных в период применения УСН, и для нематериальных активов начисление амортизации не предусмотрено. Их стоимость включается в расходы сразу в полном объеме. При этом для основных средств моментом признания расходов, помимо фактической оплаты, является дата их ввода в эксплуатацию. Для нематериальных активов моментом признания расходов по приобретению является момент принятия объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет (подпункт 2 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ).

Если организация, применяющая УСН, собирается выплачивать дивиденды, то бухгалтерский учет должен вестись. При начислении и выплате организацией, применяющей УСН, доходов в виде дивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения) такая организация обязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог по ставке: 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации; 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций (статья 284 НК РФ), и внести его в доход федерального бюджета.

Статьей 42 Закона N 208-ФЗ[14] установлено, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. А прибыль общества после налогообложения определяется по данным бухгалтерской отчетности.

Аналогичная ситуация и для обществ с ограниченной ответственностью. Законодательством не предусмотрено ведение бухгалтерского учета для обществ с ограниченной ответственностью, применяющих УСН.

В то же время в соответствии со статьей 28 Закона N 14-ФЗ[15] общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Определение чистой прибыли осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н[16].

Таким образом, организации, применяющие УСН и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять прибыль после налогообложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Данный вопрос был рассмотрен в письме Минфина России от 11 марта 2004 года N 04-02-05/3/19 "О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения[17]", письме Минфина России от 22 июля 2004 года N 03-03-05/1/85.

Изменением, внесенным абзацем 3 пункта 10 статьи 1 Закона N 101-ФЗ[18], устранена неясность по поводу ведения налогового учета. Дело в том, что, как уже сказано, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. До 2006 года законодательством была установлена обязанность налогоплательщика вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов.

С 2006 года статьей 346.24 НК РФ установлено, что налогоплательщики не ведут учет показателей, не облагаемых единым налогом, они обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу при УСН в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

Учет доходов и расходов осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 года N 167н "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения[19]" (далее - Приказ N 167н).

Форма книги и Порядок отражения в ней хозяйственных операций приведены в приложениях N 1, 2 к Приказу N 167н.

Отметим, что Приказом Минфина России от 27 ноября 2006 года N 152н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 167н "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения[20]" внесены изменения в Приказ N 167н.

В разделе 1 "Доходы и расходы" приложения N 1 исключены графы 4 "Доходы - всего" и 6 "Расходы - всего".

В наименовании графы 5 "В т.ч. доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" исключены слова "В т.ч.".

В наименовании графы 7 "В т.ч. расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" исключены слова "В т.ч.".

Соответственно, графы 5 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" и 7 "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" считать графами 4 и 5.

Налогоплательщики по истечении налогового (отчетного) периода представляют в налоговые органы налоговые декларации. В статье 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций. В соответствии с указанной статьей сроки подачи деклараций по итогам отчетного периода одинаковы для организаций и для предпринимателей, а срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей продлен на месяц по сравнению с организациями, что не совсем понятно, так как порядок определения доходов и расходов и исчисления налога одинаков как для организаций, так и для предпринимателей.

Как подтверждает арбитражная практика, нарушение срока представления налоговой декларации по единому налогу за отчетный период является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 января 2005 года по делу N А33-8111/04-С3-Ф02-5545/04-С1[21], Постановление ФАС Уральского округа от 23 сентября 2004 года по делу N Ф09-3915/04-АК,[22] Постановление ФАС Центрального округа от 6 апреля 2005 года по делу N А09-19056/04-23[23].

Статьей 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Согласно пункту 3 статьи 346.23 НК РФ форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждены Приказом Минфина России от 17 января 2006 года N 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения[24]". Данная форма налоговой декларации действует начиная с отчетности за первый отчетный период 2006 года[25].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.