рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Пенсионные фонды в России

- регулированием (ограничением) расходно-выплатной части пенсионного бюджета. Это происходит за счет индексации пенсии (поддержания покупательной способности), которая значительно отстает от реального уровня инфляции потребительских цен, что позволяет постепенно сокращать объем накопленных пенсионных прав застрахованных и, в итоге, долгосрочных государственных обязательств;

- увеличением доходной части бюджета пенсионного фонда посредством изменения ставок обязательных пенсионных отчислений (налоговых, страховых) и расширения налогооблагаемой базы этих отчислений [57,с.77].

В настоящее время в экономической литературе предлагается несколько сценариев обеспечения финансовой сбалансированности пенсионного бюджета. Наиболее простой заключается в устранении инфляционного обесценивания базы пенсионных поступлений путем перманентного повышения границ регрессивной шкалы начислений в соответствии с ростом среднестатистической заработной платы в стране. При этом размер общей ставки обязательных пенсионных отчислений сохраняется по причине отсутствия финансовых резервов для его снижения.

Другой сценарий наряду с расширением налогооблагаемой базы начислений в Пенсионный фонд России предусматривает снижение ЕСН на формирование базовой части пенсии на восемь пунктов. Это неизбежно приведет к «техническому» дефициту и необходимости денежных вливаний в Пенсионный фонд России путем перераспределения налоговых поступлений, полученных за счет дополнительного инвестиционного ресурса (в объеме 25 - 300 млрд. руб. при сохранении современного уровня теневого заработка или 320 - 370 млрд. руб. при выводе из тени части фонда оплаты труда в основных отраслях народного хозяйства).

Анализ долгосрочных тенденций развития пенсионной системы в условиях действующей пенсионной модели, а также анализ альтернативных вариантов обеспечения ее стабильности свидетельствуют, что предусмотренная налоговой реформой система формирования денежных ресурсов на пенсионное обеспечение не позволяет сбалансировать интересы застрахованных с долгосрочными экономическими интересами государства [33,с.76].

В соответствии с вышеизложенным целесообразно бы было изменить базу ЕСН с фонда оплаты труда на выручку от реализации, т.е. сделать его оборотным налогом, исчисляемым исходя из объема выручки (оборота), а сумму налога включать в себестоимость.

Если перейти на данный способ расчета взносов работодателей в Пенсионный фонд России, то сразу же появляется уникальная возможность максимально упростить механизм расчета размера государственной пенсии работника. Для этого следует рассматривать налог на доходы физических лиц, удержанный с работника в течение всей его трудовой деятельности, в качестве количественного измерителя его права в будущем на соответствующую трудовую пенсию.

Несомненно, что при этом размер базовой пенсии должен привязываться к прожиточному минимуму и не быть ниже его уровня.

От изменения налогооблагаемой базы ЕСН положительный эффект очевиден. В первую очередь - это нечувствительность к демографическому фактору и вытекающая отсюда способность стабилизировать в перспективе этот бюджет, сделав его независимым от естественного процесса старения населения.

Существенное достоинство этого шага - в его способности радикально улучшить общий климат оплаты труда в экономике. Обновленный ЕСН снимет с фонда оплаты труда (со всего фонда оплаты труда, а не только с особо высоких окладов и выплат) тяжелейший (в три раза тяжелее подоходного налога) пресс обязательных социальных платежей. Таким образом, для работодателя появляется возможность не только вывести из тени заработную плату, но и сделать безболезненным процесс ее официального увеличения.

Нельзя также не отметить и технические плюсы этого изменения: упрощение порядка взимания, устранение дублирования между Пенсионным фондом РФ и налоговыми органами по вопросу учета доходов.

И основное достоинство - это, конечно, то, что ЕСН, рассчитываемый и уплачиваемый по типу оборотного налога, способен увеличить уже сегодня объем поступлений в пенсионный бюджет до размеров, недоступных при сегодняшнем способе финансирования Пенсионного фонда России.

В дополнение к этому необходимо также сделать следующее [62, с.85]:

а) определить уровни доходов (заработной платы) граждан, которые следует считать:

-достаточными для «самообеспечения» в системе социального страхования;

-требующими солидарной взаимопомощи;

-позволяющими оказывать такую помощь.

Для этого требуется провести актуарные расчеты, принимая во внимание особенности территорий, различных секторов экономики, профессиональных и половозрастных групп населения, а также средне- и долгосрочную ситуацию на рынке труда и демографические прогнозы.

б) определить круг причин, приводящих к наступлению нестраховых периодов в трудовой деятельности, которые должны солидарно дотироваться всеми страхователями.

Следует также отметить, что, несмотря на перспективность, в свете вышеизложенного, обязательного пенсионного страхования, развитие системы без ее добровольной составляющей, предоставляемой негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями, не позволяет добиться целостного результата. В этом плане необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с вложением пенсионных накоплений, что также затрагивает и управляющие компании, в том числе и государственную управляющую компанию.

Подавляющая доля финансовых ресурсов накопительной пенсии будет распределяться в основном государственными органами исполнительной власти с использованием государственных ценных бумаг, что означает рост государственных обязательств. В кратковременном плане данный способ позволяет стабилизировать федеральный бюджет. В долговременной перспективе, наоборот, возврат взятых государственных долгов отрицательно и серьезно скажется на состоянии федерального бюджета. Кроме того, возникает и другая экономическая проблема: при вложении пенсионных накоплений в государственные бумаги, по сути дела, не происходит реального инвестирования, более того, проводимая повышенная эмиссия государственных облигаций может вызвать инфляционные процессы.

Говоря об использовании пенсионных накоплений, можно выделить четыре возможных варианта [50, с.12; 48, с.86; 49, с.25].

Во-первых, сформированная пенсионная система своими активами не должна стимулировать рост государственной задолженности. То есть для размещения пенсионных накоплений и пенсионных резервов не следует использовать долговые обязательства государства, так как они представляют собой налог с будущих поколений. Средства накопительной пенсионной системы должны быть направлены на увеличение валового внутреннего продукта.

Одновременно приоритетными становятся задачи обеспечения финансовой макроэкономической стабильности и натурально-вещественного обеспечения денежной массы. Отложенный спрос должен компенсироваться повышением покупательной способности национальной валюты в будущем.

Решение указанной задачи в настоящее время представляется затруднительным, так как нет возможности инвестировать пенсионные накопления в государственные ценные бумаги, обеспечивающие увеличение ВВП. Бумаги такого типа просто отсутствуют. Привлекательность же государственных бумаг заключается, прежде всего, в гарантиях защиты пенсионных накоплений.

В целях реализации поддержки отечественного производства, научных исследований, капитального строительства рассматривается возможность создания корпоративных ценных бумаг, гарантированных государством.

Перспективным является и вложение средств пенсионных накоплений в ипотечное строительство. С учетом их долгосрочного характера они как нельзя лучше подходят для этого и способны повысить сроки ипотечного кредитования до 20 лет, что достаточно актуально.

Во-вторых, основное содержание пенсионной реформы состоит в том, что средства пенсионных накоплений в период накопления должны работать на будущих пенсионеров. В условиях, когда на сколько-нибудь существенную прибавку к пенсии за счет ее накопительной части могут рассчитывать только те, кому до пенсии остается более 20 лет, значительно возрастает роль социальной составляющей инвестирования пенсионных накоплений. Для будущих пенсионеров важен не только уровень доходности их накоплений, но и то, насколько инвестиции помогают развивать те пенсионные сферы, которые станут для них после выхода на пенсию жизненно важными.

К таким сферам, как правило, относят здравоохранение, фармацевтическую и медицинскую промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Предполагается, что инвестиционные портфели, содержащие предложения о вложении пенсионных накоплений в социальную сферу, станут наиболее привлекательными. Вместе с тем необходимо отметить, что каких-либо специализированных активов пенсионной направленности в настоящее время тоже не существует.

В-третьих, реальный финансовый рынок является наиболее эффективным инструментом реализации пенсионной реформы. Считается, что наибольший доход пенсионные накопления смогут принести только вне государственной пенсионной системы. Диверсификация активов, в том числе и установленная законодательно, в совокупности со страхованием и достаточно жестким государственным контролем обеспечат минимизацию рисков. Начнется процесс роста капитализации фондового рынка, что в конечном счете приведет к росту экономики России в целом. И хотя на фондовом рынке еще недостаточно активов для надежного длительного размещения, а объемы средств для размещения в иностранные активы законодательно ограничены, разрешенная система может дать хороший результат.

В-четвертых, направлением мобилизации поступлений в Пенсионный фонд России является усиление эффективности работы по снижению задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам.

Для этого необходимо внести предложения об изменении отдельных нормативных правовых актов. Этого можно добиться путем внесения следующих предложений:

- о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающих упрощенную систему взыскания задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам и начисленным пеням (налоговые органы и органы ПФР принимают решение о взыскании задолженности (решение имеет силу исполнительного листа) и передают его судебному приставу для взыскания в установленном порядке);

- о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части уточнения перечня передаваемой информации и сокращения сроков представления форм расчетов по авансовым платежам и деклараций, с учетом внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, значительно упрощающих применение регрессивных ставок по налогу и тарифов по страховым взносам. Указанные изменения позволят ускорить выявление недоимки по платежам, ее взыскание, а также быстрее приступить к сверке с данными персонифицированного учета и разослать застрахованным лицам информацию о состоянии их лицевого счета, в том числе и его специальной части, для своевременного выбора управляющей компании;

- о внесении изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих списание денежных средств со счета страхователя во вторую очередь (в настоящее время списание производится в четвертую очередь), поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются основным источником материального обеспечения граждан при достижении ими пенсионного возраста и по своей социальной значимости должны быть приравнены к средствам по оплате труда;

- о закреплении в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральном законе от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ответственности государства по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами в случае объявления страхователя банкротом и в случае недостаточности средств у страхователя для погашения недоимки в бюджет Пенсионного Фонда России;

- о законодательном устранении расщепления функций администрирования страховых взносов и возложении в полном объеме функций администратора указанных взносов на ФНС России либо на страховщика – Пенсионный фонд России [58].

Таким образом, наиболее преимущественным способом укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в Российской Федерации является изменение налогооблагаемой базы ЕСН, что позволит максимально упростить механизм расчета размера государственной пенсии работника. В целях укрепления доходной базы в части совершенствования тарифной политики необходимо также ввести единую ставку тарифа страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, для всех категорий страхователей.

3.3 Совершенствование государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Вступление в силу Федеральных законов №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и обусловленное ими изменение системы пенсионного обеспечения вызвало серьезную критику со стороны многих ученых-правоведов. Так, М.Л. Захаров, В.Б. Савостьянова и Э.Г. Тучкова указывают, что действующая пенсионная система «…по существу на долгие годы закрепляет нищенский уровень пенсионного обеспечения, созданный в последние годы самой властью. Вместе с тем она легализует особую, привилегированную пенсионную систему для тех, на кого опирается власть» [33,с.44].

Действительно, пенсионное обеспечение государственных служащих в нашей стране характеризуется довольно высоким коэффициентом замещения предыдущего заработка. В соответствии с Федеральным законом №58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации», названная система включает в себя государственную гражданскую службу, подразделяемую на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, военную службу, правоохранительную службу. Максимальный размер пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего, установленный Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», составляет 75% денежного содержания (в сумме с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости). Максимальный размер пенсии за выслугу лет военнослужащих и приравненных к ним в части пенсионного обеспечения категорий граждан составляет 85% сумм денежного довольствия.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Соответственно, когда речь идет о праве на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, источником выступают средства субъектов РФ и средств органов местного самоуправления. Регулирование пенсионного обеспечения указанных категорий чиновников происходит на основании законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления [74].

В Республике Татарстан отношения в сфере организации государственной гражданской службы Республики Татарстан регулирует Закон Республики Татарстан №3-ЗРТ от 16 января 2003 года «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».

В 2007 году в результате проведенных мероприятий средний размер пенсий в России увеличился на 805 рублей или на 29,8 %, и на 1 января 2008 года составил 3 500 рублей.

Размер пенсий за выслугу лет госслужащим в Республике Татарстан на 1 января 2007 года составил 4568,6 рублей при прожиточном минимуме пенсионера на ту же дату в 1946 рублей (по Республике Татарстан), это то есть в 2,3 раза больше прожиточного минимума [74].

Пенсия военнослужащих и их семей на 1 января 2007 года составила 2270,6 рублей, то есть так же превысила прожиточный минимум пенсионера. Пенсия пенсионеров, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф на ту же дату составила 3311,2 рублей, превысив прожиточный минимум пенсионера на 1365,2 рублей.

На сегодняшний день основной проблемой в сфере государственного пенсионного обеспечения является низкий размер социальной пенсии. На 1 января 2007 года размер социальной пенсии в Республике Татарстан составил 1770,9 рублей, опустившись ниже прожиточного минимума на 175,1 рублей.[48]

Если говорить об основных итогах работы по совершенствованию государственного пенсионного обеспечения за 2007 год, то следует рассмотреть следующие аспекты.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2008 года № 204 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2008 года размера страховой части трудовой пенсии» в целях реализации пункта 7 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 апреля 2008 года размеры страховой части трудовых пенсий повышены на 7,5 %.

Дополнительное увеличение с 1 апреля 2008 года размера страховой части трудовой пенсии произведено по итогам 2007 года, исходя из роста среднемесячной заработной платы в стране и с учетом индекса роста доходов Пенсионного фонда России в расчете на одного пенсионера.

Реализация Постановления позволила повысить размеры трудовых пенсий более 36 млн. человек [70].

В результате средний размер трудовой пенсии увеличился на 156 рублей, пенсии по старости - на 167 рублей, при этом для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – на 230 рублей. Средний размер пенсии инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, увеличился соответственно на 187 и на 195 рублей.

Расходы на увеличение с 1 апреля 2008 года размера страховой части трудовых пенсий составили 51,38 млрд. рублей и будут произведены в пределах средств на указанные цели, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следует отметить, что 1 апреля 2008 года вступает также в силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2008 года № 205 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц», согласно которому расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, определенный по состоянию на 1 января 2007 года, подлежит индексации в 1,204 раза [72].

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2005 года № 206 утвержден индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2007 год в размере 1,267, который необходим при определении с 1 апреля 2008 года размера ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.  Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 01 марта 2008 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь, с 1 апреля 2008 года ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) устанавливаются в повышенных размерах.

Так, размер ЕДВ инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, устанавливается в размере 1878 руб., что на 147,1 руб. выше ранее установленного размера. Размер ЕДВ, назначаемый инвалидам, имеющим II, I степень ограничения способности к трудовой пенсии, повышается соответственно на 104,64 и на 83,91 руб., и устанавливается в размере 1341 и 1073 рублей соответственно. Ежемесячная денежная выплата детям-инвалидам повышается до 1341 рублей, или на 104,64 рублей выше ранее установленного уровня.   Размер ЕДВ инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами, повышается на 210,28 рублей и составит 2683 рубля. Таким образом, с учетом увеличения страховой части трудовой пенсии уровень материального обеспечения указанных категорий лиц с 1 апреля 2008 года повысился в среднем почти на 400 рублей. Расходы на увеличение с 1 апреля 2008 года размеров ежемесячных денежных выплат в федеральном бюджете и бюджете Фонда предусмотрены [73].

В результате индексации были повышены размеры пенсий 38,3 млн. человек.

При разработке перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006-2009 годы, предусмотрены меры по увеличению пенсий, предусматривающие доведение к 2009 году среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера.

Совершенствование нормативно-правовой базы государственного пенсионного обеспечения является важной частью деятельности по улучшению качества государственного пенсионного обеспечения [72].

 В 2006 году шла работа по подготовке проекта федерального закона «О переводе базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения», в котором, в частности, предусматривается перевод базовой части трудовой пенсии в социальную пенсию, право на которую будет предоставлено гражданам, получающим трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В данном законопроекте предполагается введение понятия минимального размера материального обеспечения гражданина, получающего указанную социальную пенсию, общая сумма которой не может быть менее прожиточного минимума пенсионера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.