рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Пенсионные фонды в России

Главная причина - старение населения (в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни). Этот процесс затрагивает все страны, и, в первую очередь, развитые государства, хотя в последние годы быстро стареет (благодаря успехам медицины, увеличению средней продолжительности жизни, политике снижения рождаемости) и молодое население таких, например, стран, как Китай. По данным демографических прогнозов старение населения в развитых странах будет прогрессировать в течение следующих четырех десятилетий [38,с.36].

По мере старения населения и изменений в масштабах и формах занятости (сокращение общей численности занятых, распространение неформальной и частичной занятости, работа на дому) в солидарных пенсионных системах растет доля государственных расходов на поддержку престарелых в ВВП, увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества.

Так, с 1960 по 1985 годы расходы на государственные пенсии в государствах - членах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) росли в два раза быстрее, чем валовой внутренний продукт (ВВП). Со второй половины 80-х годах благодаря предпринимаемым усилиям по ограничению социальных расходов темпы их роста снизились. В настоящее время страны ОЭСР тратят на пенсии в среднем 9% ВВП и данные заметно различаются по странам. Например, в Австрии расходы на государственные пенсии в составляют около 15%, Италии - 14%, Франции - 13%, США - 6,5%, Японии -5% и Канаде - 4,5% ВВП.

Сегодня системы пенсионного обеспечения, действующие в большинстве стран более 40 лет, достигли своей зрелости. Это означает, что большинство работающих охвачены пенсионными фондами и имеют право на получение пособий в полном размере, население состарилось, доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения, уменьшается. По многим пенсионным фондам характерен дефицит по текущим платежам, и, по некоторым оценкам, накопившаяся задолженность системы социального обеспечения составляет от 100 до 250% ВВП той или иной страны.

Эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности, сложившихся в пенсионных фондах. Финансовый стресс, который испытывают эти фонды, таят в себе серьезные макроэкономические и структурные угрозы. Не последнее место среди экономических, финансовых и социальных последствий старения населения занимают политические аспекты - пенсионеры составляют значительную часть электората, доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых отношений возрастает. Поэтому, начиная с 80-х годов, реформы в пенсионных системах мира стали объективной необходимостью [20,с.65].

В настоящее время существующая государственная (накопительная) пенсионная программа в пенсионных фондах России формируется на солидарной основе, как и программы государственных пенсий во многих других странах мира. Стандартная распределительная (солидарная) пенсионная система основана на налогообложении фонда заработной платы работающих и выплаты пособий пенсионерам из этих средств. Величина пенсионного пособия индивида является функцией заработной платы и трудового стажа, однако без тесной увязки величины заработной платы и пенсий, то есть система в пенсионных фондах предусматривает пособия, которые не увязываются с объемом взносов. Уровень взносов в государственные пенсионные фонды колеблется от 5% в Канаде до 27% в США. В некоторых других странах (США, Япония, Германия и Канада) эти взносы платят поровну работники и предприниматели, в других (Франция, Италия, Швеция) работодатели берут на себя большую часть бремени. В большинстве государственных пенсионных системах стран мира (кроме Италии) ограничивается заработок, с которого делают взносы [17,с.77].

Третьим элементом пенсионных фондов разных стран являются личные добровольные пенсионные планы. Они функционируют на основе полного финансирования и предусматривают четко определенные взносы в негосударственные пенсионные фонды, работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям.

Все пенсионные системы развитых стран представляют собой сочетание названных трех схем в различных пропорциях (см. таблицу 3.1.1).

Фактически многие развитые страны пришли к пенсионной системе, сочетающей управляемые государством пенсионные фонды с находящимися в частном управлении пенсионными фондами по месту работы и личными сберегательными пенсионными счетами в пенсионных фондах для удовлетворения потребностей групп населения со средними и более высокими доходами. Однако решающая роль в обеспечении доходов пенсионеров принадлежит государственным пенсионным фондам.

В начале 90-х годов под эгидой Всемирного банка было предпринято первое глобальное комплексное исследование проблем старения населения и пенсионного обеспечения. В итоговом докладе «Предупреждение кризиса старения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту» (1994 года) содержится оценка функционирующих схем пенсионных фондов мира и перспектив их развития с точки зрения определенной системы критериев, разработаны концептуальные подходы к пенсионному реформированию, обобщены практические действия отдельных странах в этой области.

При анализе деятельности пенсионных фондов зарубежных государств очевиден вывод, что интересы финансового обеспечения лиц пенсионного возраста и экономического роста наилучшим образом обеспечиваются, если развиваются три пенсионные системы:

1) управляемая государством распределительная система, предусматривающая обязательное участие и преследующая ограниченную цель сокращения нищеты среди престарелых;

2) находящаяся в частном управлении обязательная накопительная система;

3)добровольная накопительная система.

Таблица 3.1.1 Пенсионные системы некоторых зарубежных стран

страна Финансирование Возраст выхода на пенсию (муж/жен) Период уплаты страховых взносов За какой период учитываются доходы для начисления пенсии Максимальный коэффициент замещения Индексация пособий
США Частично накопительная 65/66 35 Весь трудовой период 41,0 По индексу потребительских цен
Япония Частично накопительная 60/55 40 Весь трудовой период 30 Чистая з/п
Германия Распределительная 65/65 40 Весь трудовой период 60 Чистая з/п
Франция Распределительная 60/60 38 Наиболее выгодные 12 лет 50 По индексу потребительских цен/ брутто з/п
Италия Распределительная 62/57 40 Последние 5 лет 80 В соответствии с индексом потребительских цен
Великобритания Распределительная 65/60 50 Весь трудовой период 20 В соответствии с индексом потребительских цен
Канада Распределительная 65/65 40 Весь трудовой период 25 В соответствии с индексом потребительских цен
Швеция Частично накопительная 65/65 30 Наиболее выгодные 15 лет 60 В соответствии с индексом потребительских цен

Тем самым происходит разделение трех основных функций систем финансового обеспечения лиц пенсионного возраста - перераспределение доходов, накопление средств и страхование. Первая система в данном случае выполняет функцию перераспределения доходов, а вторая и третья -накопление средств и все три обеспечивают совместное страхование от многих факторов риска в преклонном возрасте. В настоящее время большинство пенсионных систем развитых государств сочетают в себе все три функции и в одном государственном пенсионном фонде [24,с.32].

Были предложены и конкретные пути перехода к многоуровневой пенсионной системе для различных стран. В частности, для стран с крупномасштабными государственными накопительными программами, обеспечивающими крупномасштабный охват и относительно старым населением (к ним относятся все развитые страны, Россия, государства СНГ и Центральной и Восточной Европы), первый шаг должен состоять в проведении реформ государственного пенсионного плана путем повышения возраста выхода на пенсию, ужесточением условий выхода на пенсию в более раннем возрасте и поощрение более позднего выхода, снижение условий пособий и взносов и т.д. Эти реформы сейчас широко осуществляются во всех развитых странах.

Второй шаг предусматривает создание второго обязательного накопительного плана, который можно осуществить путем постепенного ограничения масштабов государственного плана наряду с перераспределением взносов в пользу второго обязательного плана или путем сохранения государственных пособий на относительно постоянном уровне, однако при повышении норм взносов и их перераспределении во второй план. Ряд стран ОЭСР приступили к такому поэтапному переходу с теми или иными особенностями. В наибольшей мере рекомендации Всемирного банка учтены в концепциях пенсионных систем Венгрии, Латвии и Казахстана. Близкая схема была предложена и в правительственной концепции в России в середине 1997 года. В ее основе лежала идея о поэтапном, через возрастные группы населения, переводе трудовых пенсий в обязательные частные накопления и замена социальной пенсии на социальную помощь нуждающимся, признание накопившихся платежей в рамках старой системы и обязательств по выплате при одновременном создании совершенно новой системы (по такому пути пошли Чили и ряд других государств Латинской Америки) [55,с.36] .

Общей для всех развитых государств тенденцией следует считать усиление внимания к негосударственным накопительным фондам, постепенное внедрение их в комплексную систему пенсионного страхования. Ранее процесс возникновения накопительных фондов происходил бессистемно, можно сказать случайно. Роль лидеров в разработке пенсионных программ взяли на себя фирмы, оставив правительству регулирующую роль. Сегодня регулируемый государством и финансируемый работодателями и частными лицами накопительный пенсионный план начинает играть все более важную роль.

Эти планы становятся частью договора о причитающемся работнику наборе вознаграждений и пособий, который регулирует отношения между работодателем и его рабочей силой. Такие системы обеспечивают поддержку доходов пенсионеров, позволяют предприятиям создавать эффективные программы управления людскими ресурсами. Вне зависимости от того, какую степень ответственности в негосударственных пенсионных фондах берет на себя государство, задача правительства - создание институциональных основ и регулирование этих схем.

Основные направления корректирующих мер:

- повышение возрастной границы выхода на пенсию и увеличение продолжительности необходимого трудового стажа;

- изменение порядка индексации пенсий (пенсии индексируются на основе темпов роста потребительских цен, а не средней заработной платы);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.