рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Пенсионные фонды в России

- закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - регулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий Пенсионным фондом РФ [48];

- закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - устанавливает условия и нормы предоставления государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом РФ за счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным служащим, «чернобыльцам», лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию [45];

- закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных гражданах в Пенсионном фонде РФ [41];

- закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» - устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений [39];

- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» - определяет цели, задачи и функции Пенсионного фонда России; источники формирования средств Фонда и направления их расходования; организационно-управленческие основы функционирования Пенсионного фонда России [47].

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 "О негосударственных пенсионных фондах" и серии последующих постановлений Кабинета Министров РФ. В настоящее время правовой основой деятельности НПФ является закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями и дополнениями).

Основополагающий нормативный документ современной системы пенсионного законодательства – Закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В нем определены условия предоставления застрахованным в Пенсионном фонде Российской Федерации гражданам прав на государственное пенсионное обеспечение, порядок установления и размеры различных видов трудовых пенсий.

Данным законом определено, что трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

Выплата базовой части пенсии в установленном размере гарантируется государством, и величина ее должна постепенно приближаться к размеру прожиточного минимума пенсионера. Выплата страховой части пенсии зависит от объема поступивших средств, уплаченных с доходов застрахованного лица. Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Таким образом, выплата накопительной части трудовой пенсии зависит также и от объемов доходов, полученных от инвестирования пенсионных накоплений.

Застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда России [48].

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в том числе обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера начисленной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений, периодически информировать застрахованное лицо о состоянии его индивидуального лицевого счета.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд России является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию [40].

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Важно заметить, что с самого начала функционирования государственных внебюджетных фондов не был принят федеральный закон, регламентирующий порядок их создания, деятельности и ликвидации. В настоящее время, к примеру, Пенсионный фонд РФ функционируют на основе Положения о нем, которое было утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1.

Согласно пункту 2 этого Положения денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [47].

Базовым нормативно-правовым актом по инвестированию средств накопительной части трудовой пенсии является Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Им установлены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников этих отношений, а также основы государственного регулирования контроля и надзора. Согласно этому Закону средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Особенность учета средств пенсионных накоплений в Пенсионном фонде Российской Федерации состоит в том, что сумма денежных средств, составляющая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, ежегодно отражается в доходной части Пенсионного фонда в порядке, установленном бюджетным законодательством, а в расходной части должно предусматриваться направление на последующее их инвестирование.

Необходимо отметить, что система нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность пенсионных фондов, требует дальнейшего совершенствования и развития. Так, проектом Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» намечается создание профессиональных пенсионных систем для работников, занятых на работах с особыми условиями труда [53,с.87].

С принятием поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах» законом от 10 января 2003 года № 14-ФЗ также были внесены изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 32-ФЗ от 11 марта 2003 года, которым и предусматривается введение дополнительного вида лицензируемой деятельности — по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Закон № 14-ФЗ внес существенное изменение в деятельность негосударственных пенсионных фондов: с 1 января 2004 года они могут осуществлять функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию, наряду с Пенсионным фондом РФ.

Следующим этапом реформирования пенсионной системы должно стать рассмотрение и принятие следующих проектов федеральных законов: «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации»; «Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации», направленных на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда [64,с.17].

На региональном уровне в состав правовой базы пенсионного обеспечения входят нормативные акты органов власти субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Татарстан принят Закон «О первоочередных мерах по реализации в Республике Татарстан федеральных законов о реформировании пенсионной системы».

В целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным принят закон «О государственной гражданской службе», содержащий детализированные положения на основе Федерального закона 166-ФЗ, а также внесены изменения в нормы, касающиеся порядка назначения, перерасчета и выплат пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан, доплат к государственным пенсиям за заслуги перед Республикой Татарстан.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 379 от 30 июня 2003 года накопительная часть трудовой пенсии может быть инвестирована в финансовые инструменты – государственные облигации, облигации субъектов РФ, муниципальные облигации, корпоративные облигации, акции открытых акционерных обществ.

Пенсионный фонд РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается Президентом РФ. При Фонде образовано правление, являющееся коллегиальным совещательным органом. В состав правления Пенсионного фонда России входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор Фонда, а также управляющие несколькими отделениями Фонда. В состав правления Фонда могут входить представители общественных, религиозных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образована контрольно-ревизионная служба. Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом [52,с.251].

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением Пенсионного фонда и его исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

Управление органами Пенсионного фонда в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями, которые являются юридическими лицами. Далее следуют межрайонные центры персонифицированного учета, районные отделения и отделы по назначению и выплате пенсий. При такой структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным объектом нижестоящего уровня. Информация о состоянии и характере функционирования подчиненных объектов передается в обратном порядке.

К многочисленным функциям управления центрального аппарата Пенсионного фонда РФ относятся: формирование и оперативная корректировка бюджета Фонда; прогнозирование и аналитические исследования движения его денежных средств; перераспределение финансовых ресурсов между территориями; бухгалтерский учет и отчетность, экономический анализ; актуарное прогнозирование развития пенсионной системы. В связи с широким набором функций и большим объемом информации, поступающей в центральный аппарат, для ее обработки создана высокоразвитая организационная структура, которая включает департамент экономии формирования бюджета Пенсионного фонда, главные управления, управления и ряд отделов, выполняющих отдельные основные функции. [58,с.31].

Основные процедуры обработки информации и принятия решений о назначении и выплате пенсии проводятся в подразделениях центрального аппарата и его региональных отделениях.

На уровне субъектов Федерации во всех регионах действуют региональные отделения Пенсионного фонда, включающие аппарат отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсий, учету и проверке пенсионных прав застрахованных. Основной задачей регионального отделения является организация персонифицированного учета застрахованных граждан, финансирование выплат пенсий и их доставки.

Территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии".

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Фонда [49,с.97].

Исходя из вышесказанного, можем схематично изобразить структуру Пенсионного Фонда Российской Федерации:

В процессе финансово-хозяйственной деятельности Пенсионный фонд РФ взаимодействует со следующими организациями и учреждениями:

- Налоговой службой, отделения которой осуществляют контроль за сбором и перечислением в Фонд платежей через специальный счет Фонда в казначействе; - Центробанком России, через расчетно-кассовые центры которого Пенсионный фонд осуществляет основной объем финансовых операций и в отделениях у которого имеет свои счета;

- Федеральной службой почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата большинства видов пенсий;

- Центральными и региональными органами Федерального казначейства, с которыми Фонд взаимодействует в процессе аккумуляции и перераспределения средств своего бюджета на выплату пенсий [18,с.23].

Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с учреждениями, осуществляющими доставку пенсии, показано в Приложении 1.

Таким образом, в начале 1990 годов в России началась эпоха радикальных социально-экономических реформ, среди которых создание и реформирование пенсионных фондов занимают одно из ключевых мест. В процессе реформирования государственное пенсионное обеспечение в России было заменено на государственное пенсионное страхование. Для практического формирования всего комплекса правовых, организационных и экономических условий, необходимых для пенсионного страхования, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года был создан Пенсионный фонд РСФСР. А после подписания Президентом Российской Федерации Указа №1077 «О Негосударственных пенсионных фондах», началось развитие негосударственных пенсионных фондов, направленное на совершенствование системы социального обеспечения и дополнительных социальных гарантий людей пенсионного возраста.


2. Действующая система пенсионного обеспечения пенсионными фондами в России

2.1 Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования

Идея страхования в целом основана на принципе распределения негативных последствий при наступлении определенного случая для одного из участников страхования между всеми остальными участниками. В этой связи формирование финансовой основы страхования базируется на создании за счет страховых взносов внебюджетных фондов. В 2001 году обязательные платежи во внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог. Федеральный закон № 167-ФЗ изменил данный порядок, введя страховые взносы в Пенсионном фонде России, за счет которых частично финансируется выплата трудовых пенсий.

В соответствии с Программой пенсионной реформы в России создана комбинированная пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование [51,с.147].

Социальное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представлено трудовыми пенсиями различных видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Оно ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду. Эти две составляющие обязательного пенсионного страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования [57,с.86].

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в России устанавливает Федеральный закон от 15декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным законом обязательное пенсионное страхование определено как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование занимает центральное положение как в структуре пенсионной системы, так и в системе обязательного социального страхования. [29,с.76]

Основным страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ, действующий в организационно-правовой форме государственного учреждения.

Пенсионный фонд, в качестве страховщика, осуществляет следующие функции:

- регистрацию страхователей;

- индивидуальный (персонифицированный) учет;

- сбор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- деятельность по инвестированию пенсионных накоплений;

- назначение, расчет, перерасчет и выплату трудовых пенсий.

Государство несет перед застрахованными лицами субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ, что соответствует положениям гражданского законодательства, регулирующим ответственность некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений [66,с.75].

С 2004 года наряду с Пенсионным фондом РФ функции страховщика по обязательному страхованию могут выполнять негосударственные пенсионные фонды в случае, если застрахованное лицо реализует свое право на отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и передачу своих средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае субсидиарную ответственность за сохранность пенсионных средств застрахованного лица будет нести выбранный негосударственный пенсионный фонд. В настоящее время в России действует порядка 300 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вкладчики – как предприятия, так и отдельные граждане – перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн. человек. Около 400 тысяч человек, то есть каждый сотый пенсионер нашей страны, получает негосударственную пенсию. Основными критериями при выборе негосударственного пенсионного фонда являются следующие: опыт и репутация данного фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о размере имущества фонда; доходность от размещения пенсионных резервов. Сохранность пенсионных накоплений, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственный пенсионный фонд, практически одинакова, а уровень доходности, получаемый негосударственным пенсионным фондом, выше доходности, получаемый Пенсионным фондом Российской Федерации [32,с.109].

Более 12700 татарстанцев сегодня получают негосударственную пенсию, что составляет около 1,3 % всех пенсионеров. На территории Татарстана работает восемь негосударственных пенсионных фондов, пятеро из которых с 2004 года получили лицензии на осуществление обязательного пенсионного страхования. Количество участников негосударственных пенсионных фондов в Татарстане достигло 248 тысяч человек, причем более 95 тысяч из них - застрахованные лица, заключившие договоры об обязательном пенсионном страховании [73].

Страхователи по обязательному пенсионному страхованию делятся на две группы. В первую входят организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица, начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в пользу лиц, с которыми заключены трудовые ил гражданско-правовые договоры. Ко второй группе страхователей относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Таким образом, страхователями являются все плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также лица, уплачивающие взносы в фиксированном размере [65,с.26].

Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в РФ, подразделяются на три группы. К первой относятся граждане РФ, проживающие на ее территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вторая группа – это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. Третья группа – это иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется [7,с.87].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.