рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Пенсионные фонды в России

Показатели 2006 год 2007 год измен., % 2008 год (прогнозные показатели) измен., %
Численность населения РФ, млн. руб. 142,2 142 99,86 141,4 99,44
Количество пенсионеров, охваченных ПФР, млн. чел. 38,5 38,7 100,1 39,3 102
Объем средств федерального бюджета, передаваемый в ПФР, млрд. руб. 87,8 88,2 100,5 184,6 210,2
Объем средств ПФР, направляемых на пенсионное обеспечение, млрд. руб. 1528 1770 116 1639 107,3
Объем средств ПФР, направляемых на пенсионное страхование, млрд. руб. 1166 1356 116,3 1211 104

Учитывая значительный объем финансовых поступлений из федерального бюджета, финансовые ресурсы Пенсионного фонда РФ представляют особую значимость для бюджетно-финансовой системы государства.

Таким образом, пенсионные фонды имеют огромное влияние на экономику страны, так как их главной целью является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Пенсионный фонд Российской Федерации своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.

1.2 История возникновения и развития пенсионных фондов в мировой экономике

Когда Ю.Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчет в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. История современной пенсионной системы – пожалуй, самый масштабный по влиянию на государственные финансы и общественное развитие пример подобного решения.

История пенсий или, более точно, пожизненного содержания уходит корнями в глубину веков. Первоначально назначение пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, вместо оттенка избранности и отличия, постепенно приобретая ярко выраженный социальный аспект. Первые в мире государственные пенсии появились более 1000 лет назад, в 1889-ом году, в Германии - при канцлере Бисмарке. В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать 20 лет спустя - в 1908-ом году, а в Соединенных Штатах - государственная пенсионная система сложилась в 30-ые годы [18,с.22].

Большинство пенсионных фондов основывается на двух фундаментальных принципах. Первый - добровольное пенсионное накопительное страхование, позволяющее планировать свою пенсию с учетом личных потребностей. Пенсия в этом случае выплачивается из средств, откладываемых будущими пенсионерами на протяжении их трудовой деятельности. Второй-солидарность. Пенсии выплачиваются старикам из отчислений ныне работающих. Во всем мире очень популярны негосударственные пенсионные фонды, позволяющие пенсионерам существенно улучшить свое материальное положение и удовлетворить страсть к развлечениям и путешествиям, не слишком обременяя свой кошелек. Многие американские корпорации отчисляют в негосударственные пенсионные фонды часть прибыли, тем самым стимулируя работников фирмы держаться за место. Это выгодно еще и тем, что подобные выплаты не только не облагаются налогом, но и уменьшают налогооблагаемую базу работодателя.[22,с.32]

Первые пенсионные фонды, организованные государством с целью выплаты пенсий по возрасту лицам, занятым в частном секторе, были созданы в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что пенсионное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на финансирование пенсий. Созданные в Германии пенсионные фонды базировались на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) создали пенсионные фонды, ориентированные на целевую помощь бедным. Здесь они финансировались за счет общих налоговых доходов, предполагали проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Деятельность этих пенсионных фондов в большей степени регулировалась традиционным законодательством о бедных.

В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали страховые пенсионные фонды, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за важным исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти фонды решали разные задачи. Германский был ориентирован на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датский, впоследствии введенный в Англии, – на ограничение бедности.

В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов, бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к плоским минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания) [22,с.46].

В Северной Америке государственные пенсии по старости и выплачивающие их пенсионные фонды получили распространение сравнительно поздно. Канада ввела пенсионную систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году соответствующие пенсионные фонды существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования [32,с.47].

Характерная черта пенсионных программ – их политическая популярность на этапе становления. Это понятно: выходящие на пенсию работники на протяжении предшествующей трудовой жизни не вносили в полном объеме те платежи, которые обеспечивают им выплату пенсий. Они являются нетто-бенефициарами введения пенсионной системы. Тяжесть выплат пенсий ложится на следующее поколение работников. Однако для молодого индустриального общества с ограниченной долей старших возрастных групп это не порождает серьезных политических проблем [36,с.47].

Ф.Рузвельт поддерживал создание пенсионных фондов, в которых пенсионное страхование основано на взносах, потому что он стремился обеспечить их устойчивую долгосрочную политическую поддержку. Он говорил: «Мы ввели эти начисления на заработную плату с тем, чтобы дать их плательщикам правовые, моральные и политические права на получение своей пенсии» [22,с.47].

Практически все индустриальные страны к началу Второй мировой войны имели пенсионные фонды. Пенсионное обеспечение во многих из них было ограничено в отношении доли населения, которая покрывалась пенсионной системой и уровнем предоставленных пенсионных выплат. Десятилетия, последовавшие за Второй мировой войной, были временем беспрецедентной экспансии уровня покрытия и распространения пенсионных платежей в большинстве развитых стран.

Как и все программы социального страхования, предоставление пенсий по старости предполагает нахождение баланса между социальной защитой и влиянием на стимулы. Выплаты по социальному страхованию защищают старшие возрастные группы от бедности, резкого падения уровня жизни. Но предоставление прав на такие выплаты приводит к изменению поведения и старших возрастных групп, и более молодого населения.

Пенсионное страхование вводилось как механизм, обеспечивающий возможность существования на случай дожития до возраста неработоспособности. В США к моменту его введения большинство мужчин в возрасте старше 60 лет работали. Однако, как и в случае со многими другими крупными социальными инновациями, оно само становится фактором снижения уровня занятости в пенсионном возрасте. Среди мужчин в возрасте 60 лет и старше в 1900 году 66% работали. В 1990 году таких было лишь 26%.

С 1950 по 1990 год возраст выхода на пенсию в наиболее развитых странах снизился с 66 до 62 лет. Коэффициент участия в составе рабочей силы лиц в возрасте 60–64 года в 1960 году в Бельгии, Нидерландах, Франции превышал 70%. К середине 90-х годов он снизился до 20% [19,с.83].

Кризис пенсионных систем, сложившихся на этапе индустриального развития, – проблема, порожденная изменением демографической ситуации. Пенсионные системы стран – лидеров экономического роста сформировалась на этапе, когда население пенсионного возраста составляло лишь незначительную долю численности работающих.

В этой ситуации относительно небольшие сборы с работающих и работодателей были достаточны, чтобы обеспечить немногочисленным пенсионерам уровень доходов, сопоставимый с тем, который они имели в период трудовой деятельности (с учетом выпадения расходов на обучение детей, приобретение жилья и т.д.).

После завершения демографического перехода на фоне продолжающегося роста продолжительности жизни ситуация радикально меняется. Численность пенсионеров, приходящихся на одного работающего, увеличивается.

Рост числа людей, получающих пенсию, или тех, кто в ближайшие годы предполагает выйти на пенсию, создает базу политической поддержки повышения щедрости пенсионных выплат [14,с.89].

В современные пенсионные системы встроена тенденция к увеличению расходов. Они созревают, более длительные периоды уплаты взносов увеличивают число получателей пенсий и их размеров. По мере демографического перехода увеличивается доля старших групп населения, падает рождаемость, растет продолжительность жизни. Те системы, которые создавались как сравнительно экономичные, требующие лишь скромных взносов для их финансирования, становятся обременительными.

Размеры взносов работников и работодателей повышаются, отражая меняющуюся демографическую картину. В свою очередь, увеличение налогов на заработную плату стимулирует занятость в неформальном секторе, рост безработицы. Сокращается число наемных работников, уплачивающих взносы в страховые пенсионные фонды, отношение его к численности пенсионеров.

Уровень налогообложения заработной платы, по достижении которого дальнейшее повышение налоговых обязательств, уплачиваемых с заработной платы работниками и работодателями, оказывается невозможным по политическим причинам либо непродуктивным в силу влияния на занятость и налоговую дисциплину, различается в странах-лидерах современного экономического роста, но он везде существует. В США в силу влияния исторических традиций и этнокультурной разнородности населения он ниже, в более гомогенных странах континентальной Западной Европы с развитыми традициями социальной солидарности – выше, но к 1980–1990 годам он практически повсеместно оказывается достигнутым. Между тем увеличение доли пожилого населения, имеющего пенсионные права, продолжается по мере выхода на пенсию поколения людей, родившихся в 1945–1965 годах, в период аномально высокой рождаемости, компенсировавшей последствия демографического спада времен Второй мировой войны. Этот процесс носит заданный характер и не может быть остановлен [32,с.131].

Чили – страна, пенсионная реформа в которой положила начало многолетним дебатам по вопросу о целесообразности и возможности перехода пенсионных фондов к накопительной системе пенсионного страхования. В 1970-х годах в Чили ставки взносов в пенсионные фонды страхования достигли высокого уровня и стимулировали уклонение от налогов. С 1981 года пенсионные фонды Чили перешли к использованию накопительной системы пенсионного страхования. Каждый работающий вносил 10% заработка на пенсионный сберегательный счет в выбранном им фонде. Кроме того, необходимо было платить около 3% заработка на страхование на случай инвалидности и потери кормильца и для покрытия управленческих расходов фондов. К моменту выхода на пенсию на индивидуальном счете накапливается сумма, обеспечивающая получение доходов в старости. По определению дефицит в такой системе невозможен [50,с.12].

Из стран – лидеров современного экономического роста лишь Великобритания предприняла серьезные шаги в области пенсионной реформы (реформа 1986 года), направленные на обеспечение права выхода работников и работодателей из государственного пенсионного фонда, перехода в частные пенсионные фонды страхования, обеспечивающие существенное усиление связи пенсионных прав и фактически произведенных взносов. В подавляющем большинстве остальных стран-лидеров реформы носили значительно более ограниченный характер.

С начала 1980-х годов, когда кризис пенсионных систем стал очевидным, идет процесс повышения пенсионного возраста (Германия, Греция, Италия, Португалия, Великобритания), минимального срока работы, необходимого для получения полной пенсии (Германия, Греция, Италия), ужесточения условий более раннего пенсионирования (Франция, Германия). Отношение средней пенсии к зарплатам было снижено за счет введения более жестких механизмов индексации (Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Голландия). Происходит сокращение периода, в течение которого более длительная работа предусматривает увеличение базы предстоящих пенсионных выплат (Австрия, Финляндия, Франция, Италия, Голландия, Португалия, Великобритания), сокращаются пенсионные привилегии занятых в государственном секторе (Финляндия, Греция, Италия, Португалия) [16,с.46].

Таким образом, созданные на базе пенсионного страхования, пенсионные фонды стали основным участником всех национальных пенсионных систем.

1.3 Организационно-правовые основы деятельности пенсионных фондов Российской Федерации

В России основным субъектом пенсионной системы является Пенсионный фонд РФ.

Правовой основой функционирования Пенсионного фонда РФ как государственного внебюджетного фонда являются Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий [29,с.32].

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, их доходы и расходы, а также органы, осуществляющие контроль за их деятельностью [15,с.74].

Помимо этих законодательных актов, в настоящее время правовую основу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также негосударственных пенсионных фондов как основных субъектов пенсионной системы, составляют следующие федеральные законы[16,с.455] :

- закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов – в частности, пенсионных фондов в качестве страховщиков, а также порядок формирования их средств за счет страховых взносов, регламентирует учет средств специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц [40];

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.