рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налоги и их роль в условиях рыночной экономики


Таблица 7 – Динамика доли налоговых поступлений в доходах местных бюджетов, %

Наименование платежа 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 96,2327 97,9567 96,40343 95,26459 90,94894 89,90929
Другие поступления 3,767297 2,043303 3,596566 4,735415 9,051061 10,09071
Примечание – построено автором на основании данных НКМФ РК

Анализ структуры доходов местных бюджетов, приведённый в таблице 5, показывает, что наблюдается постоянное падение доли налоговых поступлений в общих поступлениях с 97,9% 2003 году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%, 2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%). В то время как доля налоговых поступлений доходной части местных бюджетов уменьшается, увеличивается доля официальных трансфертов, выделяемых бюджетам областей [12].

В бюджете 9 областей республики доля официальных трансфертов составляет более 35%. Официальные трансферты общего характера определяются как разница между прогнозными объемами доходов и затрат соответствующего местного бюджета. Инструментом оперативного регулирования межбюджетных отношений в период действия трехлетних объемов официальных трансфертов общего характера, утвержденных соответствующим законом, являются целевые трансферты. Согласно Бюджетному кодексу, целевые текущие трансферты выделяются местным бюджетам для компенсации потерь их потерь в случае принятия нормативных правовых актов, влекущих увеличение расходов и (или) уменьшения доходов местных бюджетов, а также целевые текущие трансферты выделяются для реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете объемов официальных трансфертов общего характера.

Из налоговых поступлений наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог. Данный вывод был сделан на основании анализа диаграммы, представленной в приложении 1, из которой видно, что социальный налог приносит наибольшее количество налоговых платежей в местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по значимости позицию, на третьей позиции находятся поступления за использование природных и других ресурсов.

Необходимо также отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов налоговых поступлений вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года (2006 и 2007 гг.) заметно изменилось соотношение объёмов поступлений социального и подоходного налога, т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы поступлений от социального налога заметно опережали поступления от подоходного налога, то теперь они почти сравнялись, что является последствием изменения налоговой политики, проводимой в стране.

В соответствии с Приказом Министра экономики и бюджетного планирования "Об утверждении распределения поступлений классификации доходов между уровнями бюджета по Единой бюджетной классификации Республики Казахстан" проведено распределение налоговых поступлений, акцизов, поступлений за использование природных и иных ресурсов, сборов, обязательных платежей, пошлин, неналоговых поступлений, трансфертов, погашения кредитов, займов и т.д. Принцип распределения основан на закреплении 100% поступления одного наименования поступления в один из уровней бюджета. При этом 3 наименования индивидуального подоходного налога и социальный налог распределяются по нормативам установленным областными маслихатами между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения. Всего в республиканский бюджет поступления идут по 151 наименованию, в областные бюджеты по 45 наименованиям, в бюджеты г.Астана и г. Алматы по 99 наименованиям и бюджеты районов и городов областного значения по 92 наименованиям [18].

Таким образом, насколько эффективен такой характер регулирования межбюджетных отношений можно будет судить по итогам реализации бюджетного цикла. Проблема пересмотра налогового законодательства особенно актуальна в настоящий момент, в период разделения государственных функций и полномочий. Представляется несколько не логичным принятие вначале Бюджетного кодекса с последующим принятием законов по разграничению полномочий между уровнями государственного управления. Необходимо было вначале четко определить Реестр государственных функций с разграничением их между уровнями государственного управления, а затем определить необходимые объемы и источники финансирования этих функций.


3. Проблемы и направления совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

3.1 Влияние глобализации на налоговую систему

В условиях мировой глобализации все большее значение приобретает необходимость обеспечения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан, определяемой главным приоритетом в предстоящий период Президентом страны. При этом глава государства отмечает, что вопросы выживания для казахстанской экономики остались позади, а впереди только выбор наиболее прогрессивного мирового опыта для процветания и стабильного развития.

В мае 2007 года представители Налогового комитета Министерства финансов РК были участниками форума Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), местом которого был многосторонний налоговый центр в городе Анкара [14].

ОЭСР – это форум, на котором правительства 30 демократических государств совместно работают и рассматривают экономические, социальные и экологические проблемы, вызванные глобализацией. Начав свою деятельность с 20 странами – членами в 1961 году, сегодня ОЭСР насчитывает 30 стран - членов (с 2000 года), которые на ряду с другими странами принимают участие в работе ОЭСР. Работа в ОЭСР осуществляется через различные комитеты, состоящие из делегатов от правительств стран – членов ОЭСР. Секретариат располагается в Париже (≈ 2000 человек).

Одной из главных задач Комитета по налоговым делам ОЭСР является организация форума для творцов налоговой политики и административных управляющих для обсуждения вопросов текущей политики и администрирования, для оказания помощи странам – членам ОЭСР и экономикам стран не членов ОЖСР в вопросах совершенствования структуры и деятельности их налоговых систем, для расширения сотрудничества и координации между ними в сфере налогообложения и поощрения стран не членов ОЭСР к принятию практики налогообложения, что способствует экономическому росту через развитие международной торговли и инвестиций.

Ниже приведены основные темы и информация, которые были раскрыты в ходе проведенного семинара инструкторами [20].

1. Терминология и общие соображения по теме уклонение от налогообложения и уплаты налогов

В соответствии с Интернет – словарем Wikipedia «… Уклонение от налогов – это общий термин для определения усилий, предпринимаемых физическими лицами, фирмами, доверительными фондами и другими юридическими лицами, в целях уклонения от налогов незаконными методами.

Согласно Интернет – словарю Wikipedia «Избежание от налогообложения (tax avoidance) является правовым использованием налогового режима в собственных интересах с целью уменьшения суммы налога, подлежащего уплате по закону.

Для чего необходимо делать различие между двумя этими понятиями?

Потому что в системах налогов большинства стран это различие делается:

так как в последствии различные в случае уклонения от уплаты налогов или в случае некриминального уклонения от налогообложения;

так как законодатели считают, что умышленное нарушение закона должно трактоваться по-другому, чем в спорной ситуации в рамках закона, но неприемлемой с позиции правительства;

из-за психологических различий;

так как случай уклонения от уплаты налогов может обуславливать стратегию, отличающуюся от случая уклонения от налогообложения;

так как выявленные действенные схемы уклонения от налогообложения могут предоставить большее основание для внесения изменений в законодательство (поправки в материальное право), чем выявленные случая уклонения от уплаты налогов.

Предложения для реализации в РК - Рассмотреть необходимость введения понятий «Избежание от налогообложения» и «уклонение от налогообложения» в казахстанское законодательство. Рассмотреть вопрос ужесточения ответственности за уклонение от налогов в уголовном законодательстве.

2. Общие соображения, касающиеся мер противодействия уклонению от налогообложения

Центральной проблемой является выявление схем уклонения, которые в основном можно выявить во время проведения проверок. Нередко налогоплательщикам не удается скрыть все и при обычной проверке можно выявить следы.

Поэтому инструкторы предлагали использовать любую имеющуюся для этого информацию о проверяемых налогоплательщиках, общаться с бывшими супругами, подругами и любовниками, бывшими сотрудниками, конкурентами, т.е. быть доступными для тех, кто готов дать информацию. Особенно важно публиковать номера телефонов, адреса электронной почты, чтобы люди могли дать какую-либо информацию, имеющуюся у них.

Также инструкторы говорили о том, что необходимо запрашивать явным образом, в форме налоговой декларации, следующие сведения:

- имеет ли налогоплательщик счета в иностранных банках (конкретные формулировки вопроса о счетах в иностранных банках можно найти в формах налоговых деклараций Австралии, Франции, Ирландии, Норвегии, США …)

- контролирует ли налогоплательщик иностранные организации

- владеет ли налогоплательщик иностранной собственностью.

Т.е., заставляя налогоплательщика отвечать на конкретный вопрос, необходимо тем самым показать ему, что в случае неправдивого ответа он пересекает черту и начинает уклоняться от налогообложения.

Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность введения новой формы налоговой декларации в соответствии с имеющимся международным опытом.

3. Особые меры противодействия международным схемам уклонения от налогообложения

Взаимодействие с органами таможенного и пограничного контроля в отношении перемещения денег через границы

- обязательство регистрировать наличность (определенную сумму), перевозимую через границу

- выборочные проверки таможенниками

- передача сведений (непосредственно) в налоговые органы

Ужесточение требований в отношении анонимных переводов при помощи банковской системы, т.п.

- запрещение анонимных счетов

- запрещение анонимных переводов без открытия клиентских счетов

- требование регистрационного номера налогоплательщика

- не забывать об альтернативных системах денежных переводов

Предложения для реализации в РК - усилить работу по взаимодействию с органами таможенной службы в данном направлении [20].

4. Особое внимание – доступу к информации, находящей в распоряжении национальных банков

Запрет на анонимные банковские переводы является сдерживающим фактором только тогда, когда налогоплательщик знает, что налоговые органы могут получить доступ к банковским сведениям о его денежных переводах за границу.

Ряд стран имеют возможность для налоговых целей получать банковские сведения без ограничений (Австралия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Норвегия, Новая Зеландия, Турция) (Источник: Доклад ОЭСР «Совершенствование доступа…», 2000, п. 81). В других странах ОЭСР доступ к банковской информации возможен в особых обстоятельствах.

- Банки подлежат действию режимов отчетности в отношении валютных и иностранных операций. Иногда их отчетность по операциям предназначена непосредственно налоговым органам. Обычно, как минимум, предоставляются сведения о подозрительных операциях в соответствии с законодательством по борьбе с отмыванием денег. В случае подозрений в уклонении от налогообложения орган противодействия отмыванию денег передает эти сведения налоговым органам [21, 52].

- Обзор 15 стран ОЭСР показал, что большинство налоговых органов имеют возможность получать информацию по установленным категориям непоименованных налогоплательщиков. Например, «все клиенты, которые в 2005 г. перевели свыше 5000 евро на счета в стране A». Достаточные основания для того, чтобы считать, что налогоплательщики этой категории не соблюдают налоговое законодательство.

- Запросы о получении доступа к информации относительно категории непоименованных налогоплательщиков (т.н. запросы касательно «Иван Иваныча») в некоторых странах последнее время оказались очень действенными. Особенно в отношении феномена оффшорных кредитных карт.

Если налогоплательщики пожелают получить доступ к своим не облагаемым налогами оффшорным средствам в стране проживания, например, через оффшорные кредитные карты, информация об использовании таких кредитных карт обрабатывается национальными учреждениями.

Налоговые органы могут получать доступ к информации о таких учреждениях (например, запрашивать сведения о «всех кредитных картах, использованных внутри страны и выпущенных банками в стране A», страна A – налоговое убежище).

Предложения для реализации в РК - Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в банковское законодательство с целью предоставления налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну.

5. Налоговые оазисы и льготные режимы

Ключевые факторы при определении налоговых оазисов

Налоги номинальные или отсутствуют вовсе

Нехватка эффективного обмена информацией

Нехватка прозрачности

Отсутствие существенной деятельности

Цели использования налоговых оазисов: неналоговое использование (например, вследствие меньшего регулирования / более дешевой регистрации) перевозка грузов, страхование, а также минимизация налогов.

Возможные меры противодействия

Заключение договоров со странами, являющимися налоговыми оазисами;

Законодательство о контролируемых иностранных корпорациях (КИК) или иностранных инвестиционных фондах (ИИФ);

Правила о трансфертном ценообразовании;

Доступ к информации и раскрытие информации о сделках.

Предложения для реализации в РК:

Необходимо продолжить работу по заключению международных договоров об избежании двойного налогообложения, об обмене информацией;

Рассмотреть возможность внесения изменения в части ужесточения законодательства о связанных (взаимосвязанных, взаимозависимых) сторонах.

Рассмотреть необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство о трансфертном ценообразовании;

Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в банковское законодательство с целью предоставления налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну.

6. Схемы минимизации налогов

Основные концепции, которые часто используются в международных схемах минимизации налогов (а также в допустимых вариантах налогового планирования)

- Использование «налогового убежища» в стране с более низким уровнем налогообложения;

- Установление трансфертных цен с целью минимизации налогов;

- Использование дочерней страховой компании;

- Кредитное финансирование вместо финансирования за счет собственного капитала;

- Лизинг вместо кредитного финансирования;

- Преимущества за счет различий в налогооблагаемых базах;

- Преимущества за счет различий в правилах в отношении источника;

- Преимущества за счет различий в квалификации сделок (дивиденды или проценты);

- Преимущества за счет различий в квалификации сделок (лизинг или продажа);

- Преимущества за счет различий в классификации субъектов права;

- Вычет издержек, связанных с освобождаемым от налогообложения доходом;

- Переезд на жительство в страну с более низким уровнем налогообложения до получения дохода на прирост капитала;

- Ориентация на более низкие пороговые значения доходов, облагаемых налогом и т.д.

Признаки, с которыми часто бывает связана минимизация налогов (т.е. признаки, при обнаружении которых в ходе аудита рекомендуется провести более детальную проверку):

- Наличие сложных сделок с сомнительным коммерческим обоснованием или вообще без него;

- Цикличность денежных потоков;

- Графики быстрых действий;

- Участие известных учредителей/ «патронов»;

- Использование налоговых убежищ;

- Существенные расхождения между данными бухгалтерской и налоговой отчетности.

При этом наличие одного или более из этих признаков не обязательно означает, что имеет место минимизация налогов, а отсутствие таких признаков не обязательно говорит об ее отсутствии.

Возможные ответные меры на минимизацию налогов

- Тщательная проверка возможных случаев минимизации налогов

- Регулярный аудит

- Отбор дел на основании определенных показателей (управление рисками)

- Режимы раскрытия информации

- В случае минимизации - лишение налоговых льгот

- Толкование

- Конкретные правила, направленные против минимизации налогового бремени и против налоговых злоупотреблений

- Общие доктрины и правила, направленные против минимизации налогового бремени и против налоговых злоупотреблений

- Денежные штрафы, налагаемые в случае минимизации

- В отношении налогоплательщиков

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.