рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налоги и их роль в условиях рыночной экономики

Так, например, анализ деклараций по корпоративному подоходному налогу за 2003-2006 гг. свидетельствует о том, что

- только треть отчитывающихся предприятий - рентабельны (т.е. получают положительный налогооблагаемый доход) - это около 30 тысяч предприятий;

- из этих 30 тысяч предприятий по 70-ти процентам коэффициент налоговой нагрузки по всем налогам не превышает 5%, а доля таких предприятий растет из года в год;

- около 4-х тысяч предприятий на протяжении всего проанализированного периода показывают нулевой или отрицательный налогооблагаемый доход;

- выявлены предприятия, представляющие «пустографки», но осуществляющие импорт по данным таможни; объем импорта по ним за 2004-2006 гг. составил 1,5 млрд. долл. США.

Кроме того, резервы есть и по т.н. «лжепредприятиям». К примеру, только в 2006 году в результате отработки автоматизированного камерального контроля налоговой отчетности за 2005 год налоговыми органами выявлено 1135 налогоплательщиков (не представлявших налоговую отчетность (или представлявших с нулевыми показателями), но выписывавших счета-фактуры), по которым потери бюджета по корпоративному подоходному налогу и НДС составили 73,4 млрд. тенге.

Есть резервы и по крупным налогоплательщикам. Так в результате налоговых проверок крупных компаний, проводимых в рамках контроля законодательства по трансфертному ценообразованию, а также комплексных проверок, проводимых специализированным отделом с начала года по ним доначислено 3,6 млрд. долларов.

Далее, 276 крупных налогоплательщиков, находящихся республиканском мониторинге, дают половину всех государственных доходов, остальная половина приходится на оставшиеся 900 тыс. налогоплательщиков – значит там тоже есть значительные резервы.

Есть и другие материально значимые резервы – которые необходимо вскрыть, и тогда достижение стратегических целевых показателей к 2012 году становится достаточно реальным.

В среднесрочной перспективе рост налоговых поступлений может быть обеспечен и за счёт улучшения налогового законодательства. Сейчас в Правительстве действует рабочая группа, в рамках которой предполагается кардинально реформировать налоговую политику. Налоговым Комитетом дорабатывается наше видение налоговой политики, базирующееся на следующих принципах:

Максимальное упрощение налоговой политики, отмена налоговых льгот при одновременном снижении налоговой нагрузки ;

Приведение в соответствие с международным опытом и стандартами ;

Прорывная модернизация работы налоговых органов ;

Реальное формирование налоговой культуры.

Качество услуг сегодня является самым слабым звеном в работе налоговых комитетов. По итогам опроса Агентства по делам государственной службы НКМФРК занимает 7 место среди 34 госорганов и организаций в общем рейтинге по административным барьерам, при этом по

- отсутствию удобных мест ожидания - 3 место (45% потребителей указатели на этот адмбарьер) ;

- недоброжелательный персонал - 4 место (35%) ;

- плохо организованные сотрудники - 4 место (29%) ;

- большие очереди - 5 место (69%).

Результаты вышеупомянутого социологического обследования аналогичны результатам опроса ЦИОМ. Поэтому необходимо в ближайшее время сделать мощный рывок по улучшению качества услуг, чтобы показатели следующего социологического исследования дали позитивную динамику общественной оценки работы налоговых органов. И если сегодня, согласно этого исследования, качеством работы удовлетворены 41% предпринимателей и 51% населения, то в 2012 году эти показатели должны быть не менее 90%. Поэтому мы ставим перед целевые показатели по качеству налоговых услуг на ближайшие 5 лет (Таблица 11) :

в 2008 г – не менее 50% субъектов предпринимательства должны быть удовлетворены качеством услуг налоговых органов

в 2009 – не менее 60%,

в 2010 – не менее 70%,

в 2011 – не мене 80%,

в 2012 – не менее 90%.

Таблица 11 - Целевые показатели по качеству налоговых услуг на 2008-2012 гг.

население субъекты предпринимательства
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г.
Средняя оценка по РК 51,3% 59,0% 66,7% 74,4% 82,1% 90,0% 40,6% 50,5% 60,4%. 70,2%. 80,1%. 90,0%
Акмолинская 16,6% 31.3% 46,0% 60,6% 75,3% 90,0% 14,8%. 29,8% 44,9% 59,9%J 75,0%. 90,0%
Актюбинская 66,7% 71,4% 76,0% 80.7% 85.3% 90,0% 26,6% 39,3% 520% 64,6% 77.3% 90,0%
Апматинская 55,6% 625% 69,4% 76.2% 83,1% 90,0% 53,2%. 60,6%. 67,9% 75,3% 826%. 90,0%
Атырауская 49,7% 57,8% 65,8% 73,9% 81,9% 90.0% 54,0% 61,2% 68,4% 75,6%. 828%. 90,0%
Восточно-Казажтанская 34,7°/ 45,8% 56,8% 67,9% 78,9% 90,0% 41,4% 51,1% 60,8% 70,6%. 80,3%. 90,0%
Жамбылская 51.2% 59,0% 66,7% 74.5", 822% 90,0% 420% 51,6% 61,2% 70,8% 80,4%. 90.0%
Запад ю-Казаяланская 63,5% 68,8% 74.1% 79,4% 84,7% 90,0% 46,3% 55,0%. 63,8%. 725%. 81,3% 90,0%
Карагш шш юкая 52,1% 59,7% 67,3% 74,8% 824% 90,0% 43,2% 526%, 61,9% 71,3%- 80,6%* 90,0%
Костанайская 73,1% 76,5% 79,9% 83,2% 86.6% 90,0% 14,6% 29,7%. 44,8%. 59,8% 74,9% 90,0%
Кызылординская 46,8% 55,4% 64,1% 727% 81.4% 90,0% 56,8% 63,4% 70,1%. 76,7%. 83,4%о 90,0%
Мангистауская 56,0% 628% 69,6% 76,4% 83.2% 90,0% 96,4% 96,4% 96,4%. 96,4%) 96,4%. 96,4%
Павлодарская 39,7% 49,8% 59,8% 69,9% 79.9% 90,0% 18,3% 326% 47,0% 61,3%) 75,7%о 90,0%
Северо-Казажганская 623% 67,8% 73,4% 78,9% 84,5% 90,0% 36,8%. 47,4% 58,1% 68,7% 79,4%, 90,0%
Южно-Казахстанская 45,4% 54,3% 63,2% 722% 81,1% 90,0% 29,6% 41,7% 53,8%. 65,8%. 77.9% 90,0%
г.Алматы 60,5% 66,4% 723% 78,2% 84,1% 90,0% 56,4%. 63,1% 69,8% 76,6%. 83.3% 90,0%
гАстана 47,2% 55,8% 64,3% 729% 81,4% 90,0% 19,2% 33,4% 47,5%. 61,7% 75,8% 90,0%
Примечание – Данные предоставлены НКМФ РК

Аналогичные целевые показатели ставятся и по удовлетворённости населения.

Чтобы достигнуть их, необходимо реализовать комплекс мероприятий.

В предстоящем 2008 году:

Строительство и реконструкция 18 ЦПО;

Оснащение и переоснащение ЦПО (компьютерами, сканерами, креслами, стульями);

Введение форменной одежды для работников ЦПО;

Обеспечение ЦПО бесплатными формами заявлений;

Распространение в ЦПО буклетов и брошюр по Стандартам налоговых услуг;

Разработка и внедрение Правил поведения работников ЦПО;

Разработка и внедрение Правил мониторинга качества налоговых услуг;

Использование расчета критериев качества гос. услуг в рейтинге налоговых органов;

Размещение «Терминал налогоплательщика» в микрорайонах и сельских округах;

Расширение спектра электронных услуг.

Координация работы по проведению опроса населения независимыми организациями.

Выделение ЦПО в структуре налоговых органов.

Создание отделов качества гос. услуг в структуре областных налоговых органов.

Планы 2009 – 2010 годы:

Строительство и реконструкция остальных ЦПО;

Обеспечение форменной одеждой работников всех ЦПО;

Оснащение и переоснащение ЦПО (компьютерами, сканерами, креслами, стульями);

Разработка и внедрение «Терминал клиента ЦПО»;

Оснащение телевизорами и системой видеонаблюдения;

Обеспечение ЦПО бесплатными формами заявлений, Стандартами налоговых услуг;

Совершенствование расчета критериев оценки качества гос. услуг в рейтинге налоговых органов;

Расширение спектра электронных услуг.

Разработка и внедрение электронного журнала входных и выходных документов ЦПО при взаимодействии с ИС НК МФ.

Для максимального увеличения поступлений в государственный бюджет без увеличения ставок налогов предусматривается соблюдение жесткой налоговой дисциплины, создание специализированной структуры в Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан.

Будут проведены реформы в области налогового и таможенного администрирования; расширены электронные услуги для налогоплательщиков, внедрены методы пресечения "лжепредпринимательства", деятельности "обнальных" фирм и теневого оборота, в том числе оборота подакцизной продукции [41].

Для проведения взвешенной фискальной политики, направленной на обеспечение стабильности бюджета, ограничение государственных расходов, соблюдение жесткой бюджетной дисциплины, сбережение значительной части нефтяных доходов в Национальном фонде, стимулирование структурной перестройки экономики, предусматривается дальнейшее совершенствование бюджетного законодательства, в том числе:

- переход к формированию бюджета в соответствии с новой Концепцией формирования и использования средств Национального фонда;

- трехлетнее бюджетное планирование на уровне функциональных групп расходов Единой бюджетной классификации;

- ориентирование процесса исполнения бюджета на эффективность и результативность бюджетных программ;

- повышение качества управления бюджетными деньгами (наличностью);

- установление мер ответственности администраторов бюджетных программ и их государственных учреждений за использование бюджетных средств.

В результате реализации планируемых мер наряду с увеличением поступлений в государственный бюджет ожидаются высвобождение дополнительных средств у предприятий, сокращение теневых выплат заработной платы, снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, упрощение налогового администрирования, рост занятости населения, увеличение удельного веса поступлений от субъектов малого бизнеса в бюджет с 14 % в 2005 году до 20 % в 2008 году, снижение уровня коррупции в налоговых и таможенных органах, обеспечение стабильности государственного бюджета [42].

Налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики.

Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, а также изучен вопрос внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов населения. Проводимая в целом взвешенная фискальная политика направлена на обеспечение стабильности бюджета, эффективное выполнение финансовых обязательств государства и ориентацию расходов на приоритетные направления государственной политики. В сфере государственных закупок будет сформирована система, учитывающая интересы государства и бизнеса и способствующая эффективности и гибкости расходования государственных средств.


Заключение

Подводя итоги, отметим что, налоги - это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства. Налоговая система РК включает в себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы.

Согласно статьи 59 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Кодексом.

Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год. Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах. В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в совокупности составляющие государственный бюджет.

Структурный анализ, проведённый в дипломной работе, показал, что основными источниками налоговых поступлений республиканского бюджета являются корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость и поступления за использование природных и других ресурсов. Рост налоговых поступлений в республиканский бюджет растёт из года в год. Так с 2003 года налоговые поступления в республиканский бюджет увеличились более чем в 3 раза. Сумма налоговых поступлений в республиканский бюджет в 2008 г. на 36% превышают показатель 2006 года.

На основании данных поступлении государственных доходов в разрезе видов налогов и платежей по Республике Казахстан за 2002-2007 гг., предоставленным Налоговым Комитетом Республики Казахстан на своём официальном сайте, был проведён анализ поступлений в местные бюджеты на период 1 февраля 2002-2007 гг. Анализ доходов местных бюджетов и доли налоговых поступлений в них позволил сделать вывод, что в анализируемый период происходил рост доходов местных бюджетов и уменьшение доли налоговых поступлений в них. Кроме того, анализ структуры доходов местных бюджетов показал, что наблюдается постоянное падение доли налоговых поступлений в общих поступлениях с 97,9% 2003 году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%, 2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%). В то время как доля налоговых поступлений доходной части местных бюджетов уменьшается, увеличивается доля официальных трансфертов, выделяемых бюджетам областей.

Из налоговых поступлений наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог, причём социальный налог приносит наибольшее количество налоговых платежей в местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по значимости позицию, на третьей позиции находятся поступления за использование природных и других ресурсов. Необходимо также отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов налоговых поступлений вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года (2006 и 2007 гг.) заметно изменилось соотношение объёмов поступлений социального и подоходного налога, т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы поступлений от социального налога заметно опережали поступления от подоходного налога, то теперь они почти сравнялись, что является последствием изменения налоговой политики, проводимой в стране.

В своём послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев особо отметил необходимости приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут [1].

Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

Исходя из необходимости достижения целей, поставленных Президентом страны, а также, подтверждая преемственность в реализации основных направлений развития экономики, Правительство определяет в качестве главной цели создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни граждан страны. Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

В ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы. Среднегодовой реальный прирост ВВП в размере 8,5 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году. Общий рост экономики за три года планируется на уровне 27,7 %. Рост ВВП на душу населения в 2008 году до 5559 долларов США, что в 1,5 раза выше сегодняшнего уровня. Рост производительности труда в среднем на 8,5 % ежегодно. Среднегодовой прирост промышленного производства - 5 %, в том числе в обрабатывающей промышленности - 6,7 %. Рост инвестиций в основной капитал - в среднем на 15,7 % в год. Уровень среднегодовой инфляции - "в коридоре" 5,7 %-7,3 % в 2006 году, 5 %-7 % - в 2007-2008 годах.

Политика доходов в 2008 – 2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.

Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы, которые могут вызвать какие-либо отклонения, способности четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.


Список использованных источников

1.  Послание народу Казахстана Президента РК Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» Февраль 2008 г.

2.  Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996.

3.  Третьяков Ю.Т. Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993.

4.  Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997.

5.  Байдунсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2005. № 4 с. 23-31.

6.  Кодекс Республики Казахстан от 12.06.2001 N 209-2 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс)".

7.  Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 44.

8.  Инструкция «О порядке исчисления и уплаты налога на транспортные средства», утвержденной приказом министра финансов РК от 21 июня 1995 г. № 149.

9.  Алипов А. Налогообложение малого и среднего бизнеса нуждается в совершенствовании // Каржы-Каражат – Финансы Казахстана. –2006. - № 11. – С. 46-52.

10.  Библиотека бухгалтера и предпринимателя, Налоги и сборы в Казахстане № 2/104/ февраль 2007.

11.  Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год.

12.  Об итогах исполнения государственного бюджета за 1 квартал 2007 года и задачах на 2 квартал т.г. Доклад Министра финансов Республики Казахстан Коржовой Н.А .на заседании Правительства Республики Казахстан 24 апреля 2007 года.

13.  Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы.

14.  Официальный сайт Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz.

15.  Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004.

16.  Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане //Алматы: Lem 2002.

17.  Официальный сайт Счётного комитета по исполнению республиканского бюджета Республики Казахстан // www.esep.kz.

18.  Сайт журнала «Эксперт-Казахстан» www.expert.ru/ printissues/ kazakhstan).

19.  Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

20.  Темирханов E.E. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2008.

21.  Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с.

22.  Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 384 с.

23.  Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520 с.

24.  Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

25.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

26.  Байдунсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2001. № 4 с. 23-31.

27.  Библиотека бухгалтера и предпринимателя, Налоги и сборы в Казахстане № 2/104/ февраль 2005.

28.  Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку -Ленинград –1999.

29.  Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004.

30.  Налоги в рыночной экономике. - М.: Знание, 1993.

31.  Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996.

32.  Темирханов E.E. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2000.

33.  Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

34.  Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане //Алматы: Lem 2002.

35.  Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с.

36.  Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 384 с.

37.  Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520 с.

38.  Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

39.  Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997.

40.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

41.  Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы.

42.  Официальный сайт Министерства Финансов Республики Казахстан www.minfin.kz

43.  Официальный сайт Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz

44.  Официальный сайт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета http://www.esep.kz/rus/content/view/full/698


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.