рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Инвестиционные проекты, реализуемые на железнодорожном транспорте

·  в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

·  бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы составляют часть расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни таких инвестиционных проектов образуют федеральные инвестиционные программы.

Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.

Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения соответствующих межгосударственных соглашений.

Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками на конкурсной основе.

Контролем за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, занимаются Счетная палата Российской Федерации и уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.

Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации [4].

1.3 Возможности государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации

Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе рыночных реформ в российской экономике, является регулирование взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их социально-экономические результаты, получаемые непосредственно в регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать региональную инвестиционную политику [27].

В законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. ФЗ-39, определены формы и методы регулирования инвестиционной деятельности.

Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории. Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем взаимодействия государственных органов управления федерального и территориального уровня, а также органов местного самоуправления. В принципе это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ, Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а также договорами между центром и регионами. В инвестиционной сфере наглядно проявляется несовершенство системы федеративных отношений в стране.

Российская Федерация включает два типа субъектов - национально-государственные и административно-территориальные образования, которые согласно Конституции (ст.5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с Федеральными органами государственной власти. Фактическое первенство субъектов Федерации наблюдается в инвестиционной сфере. Так, на долю национально-государственных образований приходится 15-16% общего объема инвестиций в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в финансировании инвестиций на их территории достигает 30%. Для административно-территориальных образований соотношение совершенно иное - соответственно 85 и 70 %.

Недостаток средств для финансирования инвестиций заставляет региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, из которых примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом, жилищные. В 1995г. возникло новое явление - целевые займы, предназначенные для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и другие экономические методы стимулирования инвестиций.

Предоставление налоговых льгот инвестороам используется в каждом пятом регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ - в каждом третьем. Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным инструментом его инвестиционной политики остается федеральная инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются по остаточному принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты территорий осуществляются в основном не на нормативной, а на индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами центра и субъектами Федерации, носят преимущественно целевой характер и не преднаначены для инвестиционных целей [28].

Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом Президента от 03.06.96г. "Об основных положениях региональной политики РФ" отсутствуют разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего времени договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные экономические вопросы, в том числе инвестиционные.

Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и должен базироваться на принципах бюджетного федерализма. Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных иерархических уровней управления и подвести необходимую для их выполнения финансовую базу.

В совершенствовании нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально - бытовой и производственной инфраструктур на их территории, осуществление структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики, необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий для успешного осуществления инвестиционной деятельности.

В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов, поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую экономическую отдачу.

Каждый регион в своем развитии должен руководствоваться стратегией развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития и начнется мультипликативный эффект. Для осуществления подобной политики регионы должны руководствоваться стратегией развития, отдавать предпочтения проектам, отвечающим требованиям экономической, бюджетной эффективности и соответствующим стратегии региона [30].

1.3 Законодательная база государственного регулирования

Правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", федеральными законами "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Гражданским, Налоговым, Бюджетным кодексами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основой правовой формы отношений между органами государственной власти и иными субъектами инвестиционной деятельности является инвестиционное соглашение, исполнение которого регулируется гражданско-правовыми нормами в соответствии с законодательством РФ [15].

В Федеральном законе от 25.02.99г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" особое значение придается Федеральному закону от 26.11.98г. "О бюджете развития Российской Федерации". Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным и хозяйственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней [28].

К первой группе можно отнести Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и концессиях о предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерных обществах и некоммерческих организациях, банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложениии, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств, нормативные акты и программы приватизации и др.

Что касается специальных нормативных актов, то к ним относятся законоположения и нормативные акты, в том числе документы федеральных ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс как в области капиталообразующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых в финансовых активах.

Характерным методом нормотворчества Правительства РФ является издание постановлений, в которых преобладают поручения различным ведомствам по разработке проектов решений по актуальным вопросам. Так, в Постановлении Правительства РФ от 19.12.97г. №1605 "О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации" определен ряд мер, охватывающих привлечение средств граждан, создание рынка земли, развитие рынка страховых услуг, совершенствование налогообложения, поддержку малого бизнеса и т.п.

Учитывая, что иностранные инвесторы призваны сыграть важную роль в развитии инвестиционной деятельности, законодательство Россиии регулирует участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности следующими нормативными актами: ФЗ от 25.02.99г. №39-ФЗ "Об иностранной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Законом РФ от 09.10.92г. № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", ФЗ от 09.07.99г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и другими нормативными актами. Федеральные ведомства принимают также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируются международными соглашениями и договорами общего характера (например, договор к Энергетической хартии), а также соглашениями с международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд). В настоящее время, когда Россия начинает заявлять о себе во взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности - гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Уже сейчас подписана Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизация национального и международно - правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего, на обеспечение полной и правовой защиты иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры. В целом, правовая система носит излишне запутанный характер. Особые нарекания вызывает механизм исполнения законодательства. Обычным делом является невыполнение отдельных решений и законов. Все это сочетается с приоритетным использованием государственными структурами всяческих инструкций, противоречащих законам.

Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют неисполнение существующих законов, затяжки с формированием Высшей патентной палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например, совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков необходима деятельность государственных органов. В первую очередь необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того нужно отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки правовых рисков.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях [4].

К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.

В целях управления инвестиционной политики указом президента была создана Государственная инвестиционная корпорация для федеральных и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных инвесторов и стимулировании внутренних инвестиций. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставный фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого в 1 млрд. долларов, которые могут использоваться в качестве гарантий возврата иностранным инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, используя при этом средства, выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ России, привлечённые и собственные средства [15].

1.4 Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений

Всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности государство гарантирует:

-  обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

-  гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

-  право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

-  защиту капитальных вложений.

Стабильность для инвестора, реализующего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости последнего, но не более семи лет со дня начала его финансирования. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий и режима.

Правительство Российской Федерации:

-  устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятных для инвестора, реализующего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, условиях взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений относительно осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;

-  утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;

-  утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;

-  осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта [4].

Капитальные вложения могут быть:

·  национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности;

·  реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством.

В случае нарушения требований законодательства, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут соответствующую ответственность.

Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством и международными договорами.

Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности определяются законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.

Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, путем:

-  установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

-  защиты интересов инвесторов;

-  предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

-  расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

-  разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, выполняемых муниципальными образованиями;

-  размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Указанные средства размещаются на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг, а выручка от реализации направляется в доходы местных бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом местного самоуправления;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.