рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Контроль и ревизия

должностное лицо обязанная не только назначать ревизию, а и обеспечивать ее

проведение и затем, подавать следователю соответствующий документ — акт

ревизии. Ст. 11 Закона Украины «Про государственную контрольно-ревизионную

службу в Украине» предусмотрены проведения ревизии по доверенности

правоохранительных органов в любое время.

На требование следователя непосредственным основанием для проведения

ревизии есть приказ или распоряжения соответствующего должностного лица.

Ведомственные инструкции о порядке проведения ревизий

предусматривают, что назначения ревизии на требование судейско-следственных

органов должен происходить в кратчайший срок. Ревизор, который осуществляет

ревизию, выполняет должностное поручение и целиком подчиняется лицу,

которое назначило ревизию, ее права и обязанности грунтуются на нормах

административного права и осуществляются вне криминального процесса. Таким

образом, во время проведения ревизии на требование следственного должен

место не что другое, как использования существующего административно-

правового института с целью расследования уголовного дела.

Будучи бухгалтером, строителем, технологом, менеджером или другим

специалистом, ревизор не только исследует представленные нему материалы и

строит заключения на основании специальных знаний, а и сам активно собирает

материалы, проводит инвентаризации, обзоры и обследования, обмеры

выполненных работ, запуски сырья и материалов в производство, встречные

проверки в других организациях, ведет разговора с ревизованными и Другими

лицами и т.п.. Другими словами, ревизор не только применяет специальные

знания, опыт, а и выполняет функции, присущий в криминальном процессе лишь

следователю (суда). Как результат, следователь получает акт ревизии с

добавленными к нему документами и другими материалами.

В соответствии с классификацией, принятой уголовно-процессуальным

кодексом, акт ревизии как источник доказательств належит к разряду «других

документов» (ст. 65 Уголовно-процессуального кодекса Украины).

С его помощью следователь устанавливает фактические данные, которые

важные для дела, и использует их для обоснования соответствующих

обстоятельств. В связи с этим проведения ревизии на требование

следственного можно считать способом собирания доказательств.

Материалы ревизии становятся источником судебных доказательств тогда,

когда они добавлены к уголовному делу, а те или другие фактические данные,

которые отображенные в них, приобретают значение судебных доказательств

лишь после того, как их устанавливает следственное с помощью указанных

материалов и использует в процессе доказательства.

Таким образом, доказательства собирает не ревизор, а следственный,

получая материалы ревизии и устанавливая с их помощью соответствующие

фактические данные. Вместе с тем, поскольку благодаря ревизии собирают

материалы и устанавливают фактические данные, которые могут иметь значения

для судебных доказательств, то осуществления ревизии на требование

следователя есть одним из способов, который применяется следственным для

получения доказательств. Итак, средством собирания доказательств есть не

само проведения ревизий, не действия ревизора, а деятельность следователя,

которое побуждает к проведению ревизии и появления в деле соответствующего

документа — источника доказательств (инвентаризационного описания,

сравнительной ведомости и т.п.).

К способам фактической проверки, которые могут применяться во время

проведения ревизий, принадлежат:

- обзор;

- обследование;

- инвентаризация;

- обмер выполненных работ;

- контрольный запуск сырья и материалов в производство (эксперимент);

- анализ сырья, материалов и продукции;

- получения объяснений и справок.

Вышеупомянутые способы проверок применяются во время ревизий в

объединении и взаимосвязи как между собою, так и с разными способами

документальной проверки.

Анализ документов может осуществляться к моменту фактической

проверки, в процессе ее проведения или позднее. Независимо от этого целью

фактической проверки есть выяснения достоверности данных документов.

Во время ревизий, которые проводятся на требование следственных

органов, следователь определяет их задача, помогает ревизору в выборе

наиболее рациональных приемов и способов, принимает меры, которые

обеспечивают выявление действительного состояния ценностей, а также

сохранение документов, проведения внезапных инвентаризаций и т.п..

Во время проведения ревизии на требование следственных органов или

при установлении фактов, которые указывают на наличие злоупотреблений и

краж, ревизор должен поставить следственного в известность о выявленных

нарушениях и вместе с ним решить вопроса о порядке получения объяснений. В

случае необходимости он консультирует следственного по вопросам, связанных

с порядком оформления бухгалтерских, транспортных и других документов на

получение сырья, материалов, товаров, их перемещения, отпуск и т.п..

Однако ревизор, который проводил ревизию сохранения материальных

ценностей по инициативой вышестоящих органов, вступает в отношения с

следственными органами после ее окончания и составления акта, если

установлены недостатки, злоупотребления или кражи. Акты ревизии в этих

случаях передают следственным органам, которые проверяют изложенные в них

факты и, если есть основания, возбуждают уголовное дело, ведут

расследование, с помощью которого иногда выявляют обстоятельства, которые

противоречат данным ревизии и требуют вспомогательной документальной

проверки.

В ревизионной практике случаются случаи, когда в начале или в

процессе ревизии выявляют факты, которые свидетельствуют о наличии краж или

злоупотреблений. Однако из-за отсутствия четкой установки ревизоры сообщают

об этом следственные органы лишь в конце ревизии. За это время преступники

могут утаить следы преступлений. Установив такие факты, ревизоры должны

немедленно письменно или устно уведомить о них следственные органы, не

ожидая окончания ревизии.

Если ревизия проводилась по инициативой вышестоящих органов и

материалы по ней направляются в следственные органы и на их основании

поднимается уголовное дело, ревизор обязан подробно ознакомить

следственного с проведенной работой и применяемыми во время ревизии

способами с тем, чтобы можно было выяснить, не ли припустився ревизор

ошибки.

Если в следственного возникнут вопросы, которые требуют

вспомогательных проверок в ревизованном хозяйстве и встречных проверок на

других предприятиях, желатель, чтобы они проводились тем само ревизором.

Конечно, такие ревизии могут осуществляться в процессе расследования и

судебного разбирательства криминальных и гражданских дел о недостатках,

краже, должностных и хозяйственных преступлениях или в тех само случаях,

когда правоохранительным органам следует удостовериться, обеспечено ли

сохранения имущества на конкретном предприятии. Требование о необходимости

проведения ревизии излагают в постановлении прокуратуры, следственного,

дознателя или в постановлении суда. Такие ревизии осуществляют вышестоящие

организации или другие органы, которым предоставлено право их проведения.

Причем правоохранительные органы требуют проведения ревизий только в

тех случаях, когда к ним поступает информация о бесхозяйственности,

растрате, краже или когда необходимо получить данные о движении товарно-

материальных ценностей или денежных средств, восстановить количественно-

суммовой учет движения ценностей и денежных средств, провести

инвентаризации, контрольные обмеры объемов выполненных строительно-

монтажных работ и прочие исследования и фактические проверки.

Основной целью ревизии есть проверка полноты оприходования и

обоснованности списания в расход товарно-материальных ценностей и денежных

средств, правильности ведения бухгалтерского учета и своевременности

проведения инвентаризаций.

В случае возникновения необходимости относительно проведения ревизии

принимается постановление, в котором раскрываются обстоятельства, которые

обуславливают необходимость ее проведения, намечаются объекты выполняемых

работ, период ревизии, вопрос, которые подлежат исследованию.

Причем необходимо выяснить, которые конкретно вопрос следует

выяснить. Однако не всегда есть возможность предусмотреть обстоятельства,

которые подлежат выяснению, а итак, не всегда качественно можно

сформулировать задачи ревизорам.

После получения постановления прокуратуры или постановления суда

руководитель ревизующей организации должен принять неотложные меры для

немедленного проведения ревизии в определенные сроки.

В отдельных случаях руководители вышестоящих организаций, в которых

нет контрольно-ревизионного аппарата, после получения документа с

требованием провести ревизию иногда назначают комиссию по некомпетентным

работникам и поручают ей выполнения поставленной задачи.

В таких случаях могут быть допущенные ошибки, которые обуславливает

необходимость назначения вспомогательных и повторных ревизий. Автор

считает, что ревизии на требование судейско-следственных органов должны

проводить только ревизоры-специалисты, которые имеют соответствующий

практический опыт и хорошо владеют методикой их проведения.

Срок проведения ревизии не должен превышать одного месяца, поскольку

промедления с расследованием уменьшает актуальность и вероятность полного

выявления всех злоупотреблений.

Подготовка к проведению ревизии на требование следственных органов

кое-что отличается от обычной. Здесь отпадает необходимость составлять

программу ревизии, ее заменяет постановление следователя или постановление

суда, где конкретно указывается, что, где и как надо проверить. В этом

случае больше времени следует выделить для изучения литературы и

нормативных документов, которые регламентируют деятельность контролируемых

участков. Последние должны быть проверены очень тщательно и глубоко, так

как даже незначительный недосмотр, огрех могут стать причиной для

назначения вспомогательных и повторных ревизий.

В процессе осуществления ревизии ее участники должны поддерживать

постоянную связь с работниками правоохранительных органов, которые

назначили ревизию. Такое сотрудничество дает возможность более рационально

организовать ее проведение и в случае необходимости своевременно изменить

ли уточнить отдельные вопросы, которые подлежат проверке.

Одним из важных задач является обеспечения полного сохранения

документов, которые подлежат проверке. С этой целью ревизорам для проверки

документов выделяют отдельное изолированное помещение, которое находится

близ охраны, или где проведена сигнализация. Документы должны сохраняться в

закрытом виде в сейфах. Выносить документы за границы помещения не

разрешается.

Если такую охрану документов обеспечить на предприятии невозможно, то

они могут быть изъятые и ревизия будет проводиться в помещении

правоохранительных органов. Такое изъятие документов осуществляет

представитель правоохранительных органов по ходатайством руководителя

бригады ревизоров.

Ревизия может проводиться с участием материально ответственных лиц

или других должностных лиц ли в их отсутствия, их участие обеспечивается в

отдельных случаях путем получения необходимых объяснений. Ревизоры

поддерживают тесную связь с коллективом предприятия.

Каждый работник предприятия должен знать, что осуществляется ревизия

их хозяйства и что он может обратиться в ревизоров с разными вопросами,

которые его интересуют. С этой целью в производственных подразделениях

предприятия вывешиваются объявления о проведение ревизии с указанием

начала, окончания, места работы ревизоров и просьбой обращаться к ревизорам

в случае необходимости.

Ревизия хозяйственных операций проводится сплошным способом, так как

выборочный ее характер может привести к искривлению результатов ревизии.

Если установлены факты не оприходования денежных средств или

материальных ценностей или необоснованного списания последних, это

свидетельствует о заброшенности и запутанности учета. Ревизию таких

объектов проводят одновременно с восстановлением учета. Если первичные

документы являются, учет восстанавливается путем составления ведомостей или

справок о приходе, расходе, остатках денежных средств и товарно-

материальных ценностей.

В случаях составления полностью или частично бестоварных или

безденежных документов употребляются мероприятия по восстановлению

правдивых данных этих документов с последующим составлением ведомостей и

справок с использованием встречных проверок.

Во время выявления безденежных и бестоварных документов и других

несоответствий целесообразно, по возможности, сделать копии с документов,

данные которых полностью или частично не совпадают, и получить справку о

характере и объемах отображенных в них хозяйственных операций.

При этом выявляют факторы хозяйственных преступлений, размеры

материального вреда и вместе с тем недостатки учета, отчетности и

внутрихозяйственного контроля, которые оказывали содействие нарушениям. В

таком случае ревизорам следует выявлять только те недостатки учета и

контроля и лишь на тех участках объекта контроля, на которые имели место

злоупотребления и которые непосредственно касались правонарушений.

Материалы ревизии руководитель ревизующей организации направляет в

адрес правоохранительных органов вместе с сопроводительным письмом, где

излагается суть выявленных нарушений, отмечаются фамилии лиц, которые

допустили нарушения или злоупотребление.

Ревизия играет важную роль в деятельности аппаратов Государственной

службы борьбы с экономической преступностью и следствия. Здесь ревизия

выступает как одно из эффективных средств изобличения разворовываний и

других корыстных преступлений, которые имеют место в разных областях

экономики и которые отображаются в первичных документах и записях в

регистрах бухгалтерского финансового и управленческого учета.

Материалы ревизий, которые передаются в органы дознания и предыдущего

следствия, неоднократно служили основанием для нарушения уголовных дел

относительно разворовывания денежных средств или товарно-материальных

ценностей предприятий. Ревизия есть не только основанием для подтверждения

фактов разворовываний, недостатков, растрат и других злоупотреблений, она

также оказывает содействие выявлению новых случаев совершения преступлений

и их непосредственных участников.

Подавляющее большинство преступлений связанное с финансово-

хозяйственной деятельностью предприятий, а потому работники

правоохранительных органов обязанные профессионально подготовить

осуществление ревизии для обеспечения ее качества и достижения поставленной

цели.

Статьей 66 УПК Украины предусмотрено право лица, которое проводит

дознание, следственного, прокурора требовать от органов контрольно-

ревизионного аппарата государства, субъектов предпринимательской

деятельности проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности

предприятий. Требование органа дознания или следственного вызовет

процессуальные отношения между дохнателем и следственным, с одной стороны,

и должностным лицом, которое назначает ревизию, с второго. Должностное лицо

на основании приказа или распоряжения назначает ревизию и обеспечивает ее

качественное проведение и подает следственному или дознателю акт

документальной ревизии.

Проведения документальной ревизии, несмотря на то, что она

осуществляется по инициативой органов дознания и предыдущего следствия,

регламентируется не уголовно-процессуальным законодательством, а Законом

Украины «Про государственную контрольно-ревизионную службу в Украине», то

есть нормами административного права. Итак, ревизор в этом случае выполняет

служебное поручение и подчиняется не следственному ли дознателю, а

должностному лицу, которое назначило ревизию, — в этом состоит суть

предназначенной по инициативой правоохранительных органов документальной

ревизии.

Следует учесть, что документальная ревизия может проводиться как к,

так и после возбуждение уголовного дела.

Способом доказательства есть не проведения ревизии как такой, не

действия ревизора, а деятельность следственного, направленное на проведение

ревизии и использования в процессе расследования акта ревизии.

Акт ревизии с добавленными к нему документами становится источником

доказательств только тогда, когда его прибавляют к уголовному делу, а

фактические данные об обстоятельствах совершения преступления приобретают

значение судебных доказательств лишь после того, как следственный их

установит и использует в процессе доведения.

Сотрудники Государственной службы борьбы с экономической

преступностью должны владеть информацией, которая свидетельствует о

фальсификации документов и записей в регистрах бухгалтерского финансового

учета, а затем требовать дальнейшей бухгалтерской проверки. Потребность в

проведении документальной ревизии по инициативе органов дознания и

предыдущего следствия возникает в таких случаях:

- когда во время проверки данных бухгалтерского учета и финансовой

отчетности установлены отдельные факты злоупотреблений со стороны

материально ответственных и других должностных лиц предприятия;

- в случае выявления преступных связей предприятия, которое ревизуется, с

другими субъектами хозяйствования;

- если установлено, что обвиняющееся лицо допустило злоупотребления на

данном предприятии и есть подозрение в совершении ею преступления на

предыдущей работе;

- когда подозреваемое лицо признает свою вину и обращается с ходатайством

относительно проверки ее показаний;

- если анализом материалов инвентаризации дознателем или следственным

установлены большие недостатки или излишки;

- когда дознатель или следовательиз материалов ревизии узнали о фактах

корыстных преступлений, которые требуют дополнительной проверки

деятельности подозреваемых материально ответственных (должностных) лиц;

- если следователем получен от эксперта-бухгалтера обоснованное сообщение о

невозможности даты вывод относительно отдельных фактов

- без предыдущего проведения ревизий.

Следователь или орган дознания определяют, какие обстоятельства

совершения злоупотребления требуют выяснения и которые период охватить

проверкой.

Если по уголовным делом проходит только одна должностная ли

материально ответственное лицо, то задачи, поставленные перед ревизией,

должны касаться проверки служебной деятельности только этого лица и за

период, с которым связанные предположения относительно возможности

совершения преступления. Срок проверки может быть установлен с учетом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.