| |||||
МЕНЮ
| Финансовый контроль ОВД- имеющихся у контролирующих и правоохранительных органов; - проверку бухгалтерских документов организации (первичных - учетных документов, сводных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, данных бухгалтерской отчетности); - проверку сведений о финансово - хозяйственной деятельностиорганизации, полученных от третьих лиц, с которыми организацияимеет хозяйственные связи для установления достоверностиинформации, отраженной в первичных документах организации, либо вслучае отсутствия у нее надлежащих первичных документов (встречнаяпроверка); - проверку финансовых требований и обязательств организации, а - также другие контрольно - инспекционные мероприятия, - предусмотренные законодательством Российской Федерации. По результатам Проверки делается заключение о соблюдении организацией требований законодательства, контроль за исполнением которого возложен на правоохранительные органы Российской Федерации. Результаты проверки незамедлительно сообщаются проверяемому лицу. Проверка осуществляется по следующим этапам: - планирование и подготовка; - непосредственное проведение (при необходимости с привлечением экспертов, специалистов); - документирование; - обобщение результатов, составление акта. Планирование и подготовка проверки заключаются в проведении информационно - аналитической работы, определении ее основных направлений, вопросов, объема, составлении общего плана (некоторые положения общего плана Проверки при необходимости могут быть пересмотрены в ходе ее проведения), в разработке программы и конкретных методов проведения Проверки, в том числе методов аудита, характера (сплошная или выборочная), сроков по каждому направлению работы. Проверяющие должны знать организационно - правовую форму, наименование, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации. При необходимости направляются запросы в территориальные налоговые инспекции, органы налоговой полиции, учреждения банков и другие государственные органы. Проверяются финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе фактическое наличие счетов и функционирование банка, другие необходимые сведения, а также проводится анализ деятельности организации. При проведении Проверки проверяющие непосредственно осуществляют контрольно - инспекционные мероприятия, в ходе которых из нескольких источников и разными методами получают данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения организацией законодательства Российской Федерации. Под данными, свидетельствующими о признаках преступления либо правонарушения или их отсутствии, понимаются информация, документы, сведения, полученные в ходе проверки как от проверяемой организации, так и от третьих лиц (в том числе от таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов), а также информация, полученная в результате анализа таких сведений, документов, позволяющие оценить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации и их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации. Особое внимание уделяется достоверности данных, полученных от проверяемой организации. Источниками получения таких данных могут являться: - первичные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц; - результаты предыдущих проверок финансово - хозяйственной деятельности организации; - бухгалтерская отчетность; - результаты сопоставления различных документов организации, а также сопоставления ее документов с документами третьих лиц; - результаты инвентаризации имущества организации; - другие источники в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Этап документирования заключается в отражении имеющейся информации в рабочей документации проверки (совокупность материальных носителей информации, которую составляют сами проверяющие, сотрудники проверяемой организации и третьи лица до начала, в ходе и по завершении Проверки), в которой должны содержаться сведения, необходимые для подготовки и составления акта Проверки. Документированию подлежат основные этапы проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные аспекты, имеющие значение для обобщения результатов Проверки и составления ее акта. Выводы, сделанные проверяющими, должны быть обоснованными, содержать ссылки на действующие нормативные правовые акты Российской Федерации. К рабочей документации Проверки могут быть отнесены: - планы и программы проведения Проверки; - объяснения, пояснения, заявления организации; - заверенные должным образом копии документов организации и третьих лиц (в том числе документов об организационно - правовой форме и организационной структуре организации, учредительных документов, внешнеторговых контрактов, договоров и т.д.); - описания организации бухгалтерского учета и отчетности организации и третьих лиц (в том числе материалы анализа хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета, существенных показателей деятельности организации и третьих лиц, копии бухгалтерской и другой финансовой документации и т.д.); - аналитические документы проверяющих; - переписка проверяющих с организацией и третьими лицами в связи с проведением проверки;акты об отдельных действиях проверяющих (инвентаризации, осмотра и т.д.). По результатам Проверки (итогам ее определенного периода) проверяющие оценивают достоверность (недостоверность) бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствие (несоответствие) финансово - хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на органы внутренних дел Российской Федерации, делают выводы о наличии признаков правонарушения либо преступления, дают им количественную и качественную характеристику, делают вывод о принятии решения по материалам проверки. При проведении документального контроля используются методы формально - правовой проверки документов, которые заключаются в проверке соблюдения правил составления и подлинности оформления документов. В соответствии с требованиями Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, первичные учетные документы, в том числе полученные с помощью средств вычислительной техники, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, параметры хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. В зависимости от характера операции, требований нормативных правовых актов Российской Федерации, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено их подписью с указанием даты внесения исправлений. Подлинность подписей проверяется по образцам, находящимся в бухгалтерии, и по другим документам (заявление о приеме на работу, трудовое соглашение и т.д.), наличие печатей, штампов, подписей в получении ценностей и т.п. Проверяется также наличие всех приложений к первичным документам, оснований на отпуск ценностей, спецификаций, доверенностей. К основным документам, изучение которых необходимо при проведении контроля, можно отнести: - приказ организации об учетной политике; - сведения об открытии счетов в банках и иных кредитных учреждениях; - документы годовой и квартальной отчетности; - главная книга, журналы - ордера, ведомости, разработочные таблицы, оборотные ведомости, материальные отчеты (то есть документы по счетам в зависимости от видов деятельности, вопросов проверки); - компьютерные распечатки движения по счетам, подписанные главным бухгалтером, руководителем организации и заверенные печатью организации (в случае ведения бухгалтерского учета с помощью компьютера); - кассовая книга с отчетами кассира и приложением первичных документов; - банковские документы по счетам, в том числе выписки лицевых счетов, платежные (инкассовые) поручения, заявления о перечислении валютных средств, мемориальные ордера и другие; - внешнеторговые (с паспортами сделок) и другие договоры и контракты, а также переписка по ним; - документы об исполнении договоров и контрактов (в том числе счета - фактуры (с указанием страны происхождения товара и номеров ГТД), инвойсы, счета (кассовые чеки), счета - проформы (для сделок, по которым не осуществляется оплата ввозимых товаров), сертификаты происхождения, соответствия и т.д.); - книга покупок, книга продаж; - банковские и кассовые документы об оплате товара; - товаросопроводительные документы (железнодорожные накладные, дорожные ведомости, коносаменты, авианакладные, накладные на автоперевозку груза, погрузочные ордера, почтовые квитанции и т.д.); - приходные (расходные) накладные, акты приема - передачи товаров; - товарные отчеты, документы складского учета; - внутренние документы, приказы и положения; - доверенности и журнал их регистрации. Финансовый анализ, который осуществляется на основе данных бухгалтерской отчетности, предназначен для получения ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, на основе которых можно судить о возможности организации выполнять обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, штрафов перед таможенными органами, а также определить направления проведения Проверки. При возникновении сомнений в достоверности отражения хозяйственных операций проверяющие могут опросить лиц, участвовавших в составлении документа, проверить его достоверность, а при необходимости истребовать у этих лиц объяснения в соответствии с установленными нормативными правовыми актами. К методам фактического контроля относятся: инвентаризация, осмотр, обследование, лабораторный анализ товаров, экспертная оценка, опрос, получение устных и письменных объяснений, справок, досмотр товаров и транспортных средств. Инвентаризация является основным приемом фактического контроля. При ее проведении необходимо руководствоваться методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 N 49н. Указанный документ уже рассмотрен в настоящей главе. При проверке денежных средств и денежных документов необходимо учитывать следующее: Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций, среди которых выделяют как основные выдачу средств на оплату труда, на оплату административно - хозяйственных расходов, подотчетным лицам и др. Операции по движению денежных средств проверяются сплошным методом. Проверка кассы и кассовых операций может проходить по следующим направлениям: - инвентаризация наличия денежных средств; - проверка своевременности оприходования в полном объеме денежных средств, поступающих в кассу; - проверка правильности списания денег на расход. Основными документами, которые изучаются при проверке кассовых операций, являются кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журналы (книги) регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал (книга) регистрации выданных доверенностей, журнал (книга) регистрации депонентов, журнал (книга) регистрации платежных (расчетно - платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты. Операции движения денежных средств отражаются в следующих регистрах синтетического учета и отчетности: - Главной книге; - журнале - ордере N 1 и ведомости N 1 (для журнально - ордерной формы ведения бухучета); - по счету 50 "Касса"; - на балансе предприятия (форма N 1), в отчете о движении денежных средств (форма N 4). Методы получения доказательств при проверке кассовых операций приведены в таблице 1. Таблица 1 – Методы получения доказательств при проверке кассовых операций ------------------------------------------------------------------ | N | Основные виды нарушений, | Методы получения | |п/п|допускаемые при ведении кассовых| доказательств | | | операций | | |---+--------------------------------+---------------------------| | 1.|Хищение денежных средств из |Инвентаризация, наблюдение| | |кассы. |за выполнением| | | |хозяйственных или| | | |бухгалтерских операций. | |---+--------------------------------+---------------------------| | 2.|Хищение денежных средств, |Опрос, проверка документов,| | |замаскированное неоформленными |подготовленных в| | |документами и расписками. |организации, документов,| | | |полученных от третьих лиц| | | |(наличие на приходных и| | | |расходных кассовых ордерах| | | |подписи главного бухгалтера| | | |или уполномоченного лица,| | | |наличие на расходных| | | |кассовых документах| | | |подписей руководителя| | | |предприятия или| | | |уполномоченного лица,| | | |расписок получателей| | | |денег). | |---+--------------------------------+---------------------------| | 3.|Неоприходование и присвоение |Получение письменных| | |денежных сумм, поступивших из |подтверждений, проверка| | |банка. |документов, подготовленных| | | |в организации. | |---+--------------------------------+---------------------------| | 4.|Неоприходование и присвоение |Опрос, получение письменных| | |поступивших от различных |подтверждений, проверка| | |физических и юридических лиц по |документов, подготовленных| | |приходным ордерам денежных |в организации, документов,| | |средств. |полученных от третьих лиц| | | |(проверка чековой книжки| | | |организации на полноту,| | | |оприходования денежных| | | |средств в кассу| | | |организации, полученных из| | | |банка по чеку). | |---+--------------------------------+---------------------------| | 5.|Неоприходование и присвоение |Получение письменных| | |поступивших от различных |подтверждений, проверка| | |физических и юридических лиц по |документов, подготовленных| | |доверенностям денежных средств. |в организации| | | |(своевременность расчетов| | | |сотрудников организации по| | | |командировочным расходам,| | | |средствам, выданным на| | | |хозяйственные нужды,| | | |соответствие приходных| | | |кассовых ордеров записям в| | | |журнале регистрации| | | |приходных кассовых ордеров,| | | |одновременность оформления| | | |кассовых ордеров и движения| | | |денег по ним). | |---+--------------------------------+---------------------------| | 6.|Повторное использование одних и |Наблюдение за выполнением| | |тех же документов для списания |хозяйственных или| | |денег по кассе. |бухгалтерских операций,| | | |проверка документов,| | | |подготовленных в| | | |организации (правильность| | | |первичных приходных,| | | |расходных кассовых| | | |документов, приложенных к| | | |отчету кассира). | |---+--------------------------------+---------------------------| | 7.|Неправильный подсчет итогов в |Проверка документов,| | |кассовых документах и кассовых |подготовленных в| Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|