рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансовый контроль ОВД

Финансовый контроль ОВД

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………….……………………….. 5

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВИД КОНТРОЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ГОСУДАРСТВОМ

……………………………………………………………8

1.1 .Понятие финансового контроля как подотрасли финансового права ........

8

1.2. Виды и формы финансового контроля

........................................................ 13

1.3 Правовые основы функционирования подразделений БЭП как органа и

инструмента государственного финансового

контроля....................................... 19

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

………………………...................................................................

................31

2.1 Общие вопросы организации и методологии проведения контрольных

мероприятий.................................................................

................................................ 31

2.2 Проверка целевого использования средств, выделенных из федерального

бюджета на мероприятия по государственной поддержке завоза продукции в

районы Крайнего

Севера......................................................................

................. 57

2.3 Проверка использования бюджетных средств, выделенных на капитальный

ремонт зданий и

сооружений..................................................................

.............. 63

2.4 Проверка расходования средств на содержание управления лесами и его

структурных подразделений

............................................................................

..... 71

3. ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ....................... 73

3.1. Идеология построения Федеральной программы перспективного развития

контрольно-ревизионных

органов.....................................................................

... 73

3.2 Пути повышения эффективности финансового контроля …………………77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

............................................................................

......................... 83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

........................................... 85

ПРИЛОЖЕНИЕ А - СТАНДАРТНАЯ СИСТЕМА ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ………………..... 89

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ …. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ В - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ – ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ В СОСТАВЕ ОВД

…………………… 91

ПРИЛОЖЕНИЕ Г - МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ …………………………………. 92

ПРИЛОЖЕНИЕ Д - ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

……………………………………………………………… 94

Реферат

Дипломная работа выполнена на тему «Организация и пути

совершенствования финансового контроля в современных условиях

хозяйствования (на примере специализированных контрольных органов)».

Количество листов пояснительной записки – 88

В том числе:

Таблиц – 8

Приложений – 6

Литературных источников – 45.

Целью данной работы является выявление особенностей организации и

методологии проведения процедур финансового контроля специализированными

контрольными органами – подразделениями по борьбе с экономическими

преступлениями органов внутренних дел Российской Федерации, а также поиск

путей повышения эффективности финансового контроля.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УГОЛОВНО-

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕВИЗИЯ,

ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КООРДИНАЦИЯ

В первой главе работы рассматриваются теоретические вопросы

финансового контроля и место органов внутренних дел в системе

государственного финансового контроля.

Во второй главе дипломной работы раскрываются особенности организации

и методологии проведения контрольных мероприятий в современных условиях с

ориентировкой на действующее законодательство, рассматриваются отдельные

вопросы проведения проверок, с которыми подразделения органов внутренних

дел Дальнего Востока сталкивались в практике своей деятельности.

В третьей, заключительной, главе дипломной работы приведены основные

положения программы по совершенствованию системы государственного -

финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с переводом экономики России на рыночные принципы организации,

формирование частной собственности и, прежде всего, ее акционерных форм

вызвало необходимость эффективного государственного контроля и управления

экономикой.

В условиях публичного хозяйства государственный финансовый контроль

призван проследить за осуществлением в нем принципов законности и

целесообразности, а также за эффективностью использования бюджетных средств

и выполнением правительственных программ финансирования.

Любое государство является не только правоохранительным, но, в первую

очередь, и хозяйствующим субъектом. Для этого необходимы ресурсы, в том

числе денежные средства, движением которых опосредуется хозяйственная

деятельность людей и организаций (юридических и физических лиц). Даже

минимальные погрешности в их действиях (независимо от причины) могут

приводить к крупным потерям в масштабах общества. В случаях, когда они

происходят одновременно в ряде взаимосвязанных субъектов, возможна

мультипликация ущерба, для предотвращения которой требуются превентивные

меры.

Накопленный опыт подобных явлений выразился в формировании института

государственного финансового контроля. Для России с происходящими в ней

переходными процессами его роль особенно важна, так как была демонтирована

система партийно-государственного контроля со множеством специализированных

структур, начиная с отдельных подразделений силовых органов и кончая

комитетами народного контроля.

В данной дипломной работе обосновывается необходимость

государственного финансового контроля в условиях становления в России

рыночной экономики. Автор рассматривает его в качестве инструмента

эффективного использования государственных ресурсов. Мотивировки изменения

роли контроля связаны с сутью изменений, происходящих в российском

обществе, с одновременным сохранением государственного сектора в экономике

страны, расширением свободы действий и повышением ответственности

руководителей. При этом учитывается опыт государственного финансового

контроля в развитых странах мира, активно использующего также институты

независимого внешнего и службы внутреннего аудита.

Значительное место отведено методологии построения программ ревизий и

проверок как процедур финансового контроля, организации и роли аудита в

повышении достоверности информации и отчетности как базы контроля.

Особенностью данной работы следует отметить рассмотрение финансового

контроля в привязке к специализированным органам, а именно - подразделениям

по борьбе с экономическими преступлениями в системе органов внутренних дел.

Не секрет, что для многих граждан функция органов внутренних дел

отождествляется с выполнением обязанностей по охране общественного порядка

и борьбой с так называемой общеуголовной преступностью.

При этом не обращается внимание на то, что в системе МВД еще с 1936 г.

развиваются и успешно действуют подразделения по борьбе с преступностью

именно в экономической сфере.

Преимуществами функционирования таких специализированных органов

государственного финансового контроля именно в системе МВД на мой взгляд

являются:

- значительно более широкие, чем у иных контролирующих финансовых

органов, полномочия;

- возможность реализации имеющихся материалов проверки сразу же, т.е.

минуя долгие бюрократические процедуры согласований и направления

материалов по подведомственности;

- возможность использования при проведении контрольных мероприятий

негласных методов и средств, которые, как показывает опыт, зачастую носят

если не доказательственную, то бесценную ориентирующую силу;

- возможность очень оперативно, в максимально сжатые сроки

осуществлять мероприятия именно «фактического» блока, т.е. проведение

встречных проверок, опрос граждан, истребование документов и др. до того,

как проверяемый субъект, в условиях своего вполне понятного противодействия

контролю, сможет уничтожить следы совершенных преступлений и

правонарушений;

- возможность привлекать к выполнению контрольных мероприятий иные

службы органов внутренних дел, могущих обеспечить быстрое и адекватное

решение вопросов, зачастую возникающих при проведении проверки;

- установленную законом и реально сложившуюся на практике большую

защищенность сотрудников органов внутренних дел.

Все это свидетельствует об актуальности избранной дипломной работы.

В работе рассмотрены как теоретические, так и практические, с

привязкой к органам внутренних дел, вопросы организации и методологии

проведения контроля.

Исходя из цели работы ставились и решались соответствующие задачи

исследования:

- раскрыть теоретические вопросы финансового контроля;

-проанализировать организацию и методологию проведения финансового

контроля подразделениями органов внутренних дел;

- рассмотреть вопросы и наметить пути повышения эффективности

государственного финансового контроля на современном этапе.

При выполнении дипломной работы использовались общеизвестные методики

и методы научного познания: индукция, дедукция, анализ, сравнение,

сопоставление и др.

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВИД КОНТРОЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ГОСУДАРСТВОМ

1 Понятие финансового контроля как подотрасли финансового права

Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов

государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой

деятельности, то есть в процессе образования, распределения

(перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен

на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности

деятельности всех государственных и муниципальных органов власти.

В рыночных условиях происходит не упрощение, а усложнение финансовой

деятельности, как следствие - усложнение и финансового контроля, который

объективно присущ рыночной экономике. Усложнение связано с тем, что

осуществление государством финансовой деятельности охватывает и

деятельность негосударственных коммерческих организаций, предприятий

различных форм собственности, иностранных инвесторов и тд. Следовательно,

финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность

государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц,

граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в

сфере финансов.

Следовательно, финансовый контроль можно определить как контроль за

законностью действий в процессе собирания, распределения и использования

денежных фондов государства и муниципальных образований в целях

осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения

прав и свобод граждан /11/.

Достижение поставленных целей требует реализации определенных задач

(направлений), которые можно свести к следующему: а) проведение проверки

выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными

органами всеми субъектами финансовых правоотношений; б) проверка

правильности использования государственными и муниципальными учреждениями,

организациями и предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении или

оперативном управлении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд

и т.д.) проверка соблюдения правил совершения различных финансовых

операций, расчетов, хранения денежных средств названными ранее субъектами;

г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и

эффективного расходования материальных и денежных ресурсов; д) превентивная

задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений

финансового законодательства и финансовой дисциплины; е) проверка

законности в деятельности государственных и муниципальных органов,

участвующих в финансовой деятельности.

Результатом реализации названных задач является достижение

правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый

контроль обеспечивает, таким образом, обратную связь, что является

необходимым условием принятия правильных управленческих решений. Правильно

поставленный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.

Объектом финансового контроля выступают не только денежные средства,

но и материальные, трудовые и иные ресурсы.

Как отмечалось ранее, формирование рынка на современном этапе коренным

образом сказалось и на финансовой деятельности, и на проведении финансового

контроля в процессе ее осуществления. Изменились цели, задачи финансового

контроля, его содержание и сфера применения. И как следствие, в последние

годы были упразднены органы народного, партийного контроля и сформированы

новые контрольные органы, что позволяет говорить об изменении субъектного

состава финансового контроля.

Осуществление финансового контроля как важнейшей функции государства

регламентируется нормами финансового права, совокупность которых образует

самостоятельную подотрасль финансового права. Существуют различные мнения

относительно ее расположения в системе финансового права.

• Традиционно финансовый контроль определяется как институт

финансового права, который относят или к общей[1], или к особенной части

финансового права. Ряд ученых полагает, что поскольку финансовый контроль

реально осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности,

следует говорить лишь о специфических его видах, осуществляемых различными

органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, кредитования,

страхования и т.д.[2]

В последнее время в науке финансового права принято говорить о

финансовом контроле как институт финансового права, относящемся к общей

части финансового права. Вместе с тем отмечается специфика проведения

финансового контроля в сфере бюджета, налоговых отношений, страхования,

кредитования, а также валютный контроль[3].Думается, несмотря на

многообразие видов финансового контроля, необходимо говорить об общих

принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер

финансовой деятельности и для всех органов, его осуществляющих. Учитывая

всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в

условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется

возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь,

государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления

финансовой деятельности.

Важностью складывающихся при этом общественных отношений и

необходимостью их урегулирования правом обусловлено выделение названных

финансово-правовых норм в подотрасль финансового права. В этой связи

представляется возможным говорить об особенностях данной подотрасли,

заключающихся в том, что это - единственная подотрасль финансового права,

имеющая сложную структуру, поскольку состоит, в свою очередь, из финансово-

правовых норм, включенных как в общую, так и в особенную его части. К общей

части финансового права можно отнести финансово-правовые нормы,

регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и

принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и

методов. Финансово-правовые нормы, регламентирующие проведение финансового

контроля в различных сферах финансовой деятельности и вследствие этого

обладающие специфическими целями, задачами, содержанием, выраженными в

специальных нормативных актах (Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ,

банковское, страховое, валютное законодательство), а также нормы,

определяющие правовой статус контрольных органов в конкретной области

финансовой деятельности, включаются в соответствующие институты финансового

права.

Таким образом, структура подотрасли финансового права финансового

контроля имеет сложный характер. Нормы, его образующие, носят

всеобъемлющий, всепроникающий характер и содержатся как в общей, так и в

особенной части финансового права. Названные нормы могут различаться по

следующим основаниям: 1) по целям и задачам осуществления финансового

контроля в конкретной сфере финансовой деятельности; 2) по объектам

(содержанию или направлениям его осуществления); 3) по формам и методам; 4)

по органам, на которые возложено его проведение (при этом необходимо

учитывать их правовой статус и полномочия).

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением

федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов

внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга;

государственных резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только

денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием

материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в

современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется

денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить

интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других

экономических субъектов у финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации

финансовой политики государства, создания условий для финансовой

стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение

бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за

финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений,

государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны

государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу

выполнения денежных обязательств перед государством, включая

налоги и другие платежи, соблюдение законности и

целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий

и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил

организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также

контроль со стороны кредитных организаций, акционеров и внутренний

контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому

помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок

проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие

его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении

проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе

финансовой деятельности государственными и общественными органами,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.