рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

прямому назначению. б) посредством совершения юридических действий -

передача вещи в залог, дарение, продажа. в) через предъявление требования к

обязанному лицу - требование к должнику вернуть долг. г) в форме

притязания, т.е обращения в компетентный государственный орган за защитой

нарушенного права.

Первые три формы нередко называют непосредственными формами реализации

права. Для этих форм реализации права характерно то, что адресаты правовых

норм (субъекты права) реализуют предписания правовых норм самостоятельно,

своими действиями, т.е. непосредственно.

4 форма - Применение права, в отличии от первых трех рассматривается как

опосредованная форма реализации права. Применение права рассматривается в

научной лит-ре в качестве особой формы реализации права. Это связано с тем,

что при применении права предписания правовых норм реализуются не самими

адресатами правовых норм, а компетентными органами. В отношении этих

адресатов т.е. правоприменителей органы реализуют правовые нормы не в

отношении себя, а в отношении др.

3 Соблюдение, исполнение и использование как непосредственные формы

реализации права

Вопрос 2

4 Механизм правореализации ?

?? Реализация П – сложный процесс, протекающий во времени.

Реализация П как процесс воплощения П в жизнь включает в себя:

1) юридич механизмы реализ П; 2) формы непосредственной реализации

П, когда фактические жизненные отношения обретают юридич форму.

Юридич механизмы реализ П многообразны ?? стр. 393 ТГП

5 Применение правовых норм как особая форма реализации права

Реализация норм права: понятие и формы Нормы права имеют смысл лишь когда

реализуются. Реализация права - это осуществление юридически закреплённых и

гарантированных Г возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей

и их организаций.

Применение права - это властная деятельность уполномоченных на то

государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного

юридического вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения,

обязательного для его адресатов. Обычно реализация права происходит без

участия Г, его органов. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях

возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация

права оказывается невозможной. Правоприменение это решение конкретного

дела, жизненного случая, применение закона к конкретным лицам. Признаки: 1

Осуществляется уполномоченными на то гос органами и в пределах их

компетенции. 2 Имеет индивидуальный характер (выносится в отношении

конкретного юридического дела). 3 Указанное решение является обязательным

для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны

его исполнять. 4 Правоприменительная деятельность носит властный характер,

который проявляется не только в обязательности указанного решения для его

адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так

или иначе причастным к рассмотрению дела (например, обязательность явки в

суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление

документов по его требованию). 4 Регламентируется процессуальными нормами.

Эффективность действия норм права. Эффективность юридических норм - это

результат их реализации на практике. Юридические нормы по своему содержанию

и качеству бывают разными. Юридическое понятие ''эффективность'' означает

положительное воздействие юридической нормы на общественные отношения.

Положительность выявляется следующим образом: должны улучшаться условия

жизни общества - тогда воздействие положительно. 1 Оценивать

положительность нормы нужно с помощью категории ''цель'' - достигнута ли

цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом. 2

Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными

средствами и с малыми издержками. 3 Нужно соотносить результат с

издержками.

Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является

не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер

жизни, а достижение гарантированности прав и свобод на практике. Это две

составные части эффективности действия юридической нормы -

гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни. Эффективность

зависит от целого ряда факторов: Правильности отражения юридической нормой

закономерностей развития общественной жизни; Уровня правосознания и

правовой культуры людей; Информированности субъектов общественных

правоотношений о действующих нормах; Уровня правовой законности и

правопорядка и т.д.

6 Необходимость правоприменения

Обычно необходимость в применении права возникает в следующих случаях:

Права позитивного характера не могут возникнуть без властного решения

(когда субъекты (адресаты правовых норм) не могут реализовать свои юр-ие

права и обязанности собственными действиями); В случаях конфликтов сторон

(когда необходимо устранить препятствие в реализации субъективных прав и

обязанностей (в случае неуплаты долга должником)); В случаях совершения

правонарушения (когда совершено правонарушение и возникает необходимость

привлечения к ответственности); Когда иным способом нельзя установить,

подтвердить наличие факта, имеющего юридической значение (юридического

факта).

7 Стадии процесса применения норм права

Выделяют две модели правоприменения: Процессуальная модель. На основе

процессуальных норм может быть построена процессуальная модель

правоприменения, которая в схематичном виде отражает последовательность и

порядок совершения процессуальных действий. Например, в уголовном процессе

выделяются такие стадии: как возбуждение уголовного дела, предварительное

расследование или дознание, стадия окончания расследования и направления

дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия

и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора

и т. д. Информационная модель. Стадии процесса применения могут быть

рассмотрены и в другом, информационном аспекте, и тогда мы получим другую

модель и другие стадии: 1Стадия установления фактических обстоятельств

рассматриваемого дела (стадия доказывания). На этой стадии субъект

правоприменения устанавливает, имели ли место те обстоятельства, которые

установлены в гипотезах юридических норм. 2 Стадия выбора подлежащей

применению юридической нормы (стадия квалификации). На этой стадии

правоприменитель выбирает юридические нормы, которые необходимы для

разрешения данного дела. Правоприменитель на данной стадии осуществляет

несколько действий: во-первых, выбирая юридическую норму, правоприменитель

проверяет юридическое действие этой нормы, во-вторых, проверяется текст

нормы, в-третьих, осуществляется процедура толкования нормы. Низшая критика

правовой нормы - это проверка словесно-документального состояния нормы

(опечатки, полнота текста и т.д.). Высшая критика включает в себя проверку

подлинности юридической нормы (выяснение: имеет ли подлежащая применению

норма все те дополнения и изменения, существующие на данный момент;

проверка законности данной нормы - уполномочено ли было лицо или орган,

принявший эту норму, проверка соответствия нормы нормам более высокой

юридической силы), проверка действия нормы во времени, пространстве и по

кругу лиц. 3 Стадия принятия решения по делу, издание акта применения

нормы. Юридическая норма приводится в действие актом применения права, что

и влечёт собой изменение, возникновение, прекращение действия

правоотношения.

8 Анализ фактических обстоятельств дела, выбор и толкование нормы

права, квалификация, принятие решения

Основные. функциональные стадии применения права: Стадию установления

(анализа) фактических обстоятельств дела (фактические обстоятельства

устанавливаются либо непосредственно правоприменителем, либо им же, но с

помощью юр-их доказательств). Стадию юр-ой оценки фактических обстоятельств

дела (иногда её называют стадией выбора и анализа правовых норм). Анализ

фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или

санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все

обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов.

На этой стадии имеют место: 1. Отыскание необходимых правовых норм. 2.

Проверка подлинности текста этих правовых норм (низшая критика). 3.

Проверка юридической правильности правовых норм. 4. уяснение смысла

правовых норм (т.е. толкование). 5. Юр-ая квалификация, т.е. мысленно

подведение фактов, обстоятельств дела под установленную правовую норму. На

стадии принятия решения по юр-му делу происходит формулирование

индивидуально конкретных правовых предписаний.

Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников

правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При этом

проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер

действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве,

во времени и по кругу лиц.

Понятие толкования норм права Толкование норм права - это особый

мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических

норм. Толкование, это не обычный мыслительный процесс, а деятельность,

процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных

компонента: Уяснение - процесс понимания содержания норм "для себя";

Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Особенности: 1 Толкование связано с интерпретацией не любых письменных

источников, а правовых актов. 2 Выступает необходимым условием правового

регулирования. 3 В установленных законом случаях толкование осуществляется

компетентными государственными органами. 4 Результаты толкования, могут

закрепляться в специальных правовых (интерпретационных) актах. Признаки,

обусловливающие толкование норм права: 1 Общественные отношения динамичны,

а правовые нормы статичны, поэтому иногда требуется применять старую норму

в новых условиях. 2 Юридические нормы абстрактны, а отношения, которые они

регулируют, всегда конкретны, поэтому правоприменитель должен определить -

подходит ли норма к отношениям. 3 Нормы могут содержать изъяны, в силу

низкой юридической техники. 4 Многозначность юридических терминов, которые

используются в правовой норме.

Виды толкования норм права по объёму и юридической силе результатов

толкования. В зависимости от юридической силы результатов толкования

выделяют: 1 Официальное - такое разъяснение, которое является обязательным

для всех субъектов, к которым оно обращено. 2 Неофициальное - такое

толкование, которое не обязательно для использования. Официальное

толкование также подразделяется на виды в зависимости от наличия в

результатах толкования юридических норм: 1 Нормативное - официальное

толкование, в результате которого издаются юридические нормы. 2 Казуальное

- толкование, которое является обязательным лишь для конкретного данного

случая.

Нормативное толкование, в свою очередь, подразделяется на виды в

зависимости от субъекта, его осуществившего: 1 Аутентичное - осуществляется

органом, издавшим толкуемую норму. 2 Легальное - осуществляется органом,

официально уполномоченным давать толкование. Неофициальное толкование

также имеет подвиды и может быть: 1 Обыденное - когда норма толкуется

органом, не имеющим специальной юридической подготовки. 2 Компетентное

(доктринальное) - когда толкование дают субъекты, обладающие

профессиональной юридической подготовкой. Для юридической практики важное

значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с её

текстуальным выражением, т.е. толкование по объёму. "Смысл" закона не

всегда точно выражается в его "букве".

По объёму результатов толкования выделяют: 1 Буквальное - когда результат

полностью совпадает с текстом толкуемой нормы. 2 Расширительное - когда

результат толкования шире, чем текст толкуемой нормы (смысл толкования

нормы шире, чем его изложение). 3 Ограничительное - когда результат

толкования уже, чем текст толкуемой нормы.

Способы толкования норм права - это совокупность приёмов и средств,

используемых для установления содержания правовых актов. Различают

следующие способы толкования: 1 Языковой (грамматический) - содержание

толкуемой нормы выясняется путём анализа текста на основе правил

грамматики, правописания и т.д. 2 Систематический - помогает выявить

содержание нормы на основе её анализа в системе других норм. 3 Исторический

- содержание нормы уясняется при помощи анализа её исторического развития.

4 Телеологический - содержание нормы уясняется путём выяснения цели, с

которой она была издана. 5 Специально-юридический - содержание нормы

уясняется с помощью раскрытия специальных юридических терминов.

9 Условия и юридич гарантии законного и обоснованного применения

права

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь

автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге

(и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и

определенный комплекс организационных, идеологических, политических,

юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.

Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой. Гарантии

законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также

специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных

гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие

условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия

общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти

условия создают макросреду реализации права, его функционирования,

предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению

законности. Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных

условий в деятельности по укреплению законности является их максимально

возможная конкретизация. Экономические условия. Это состояние

экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.

д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной

жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки

для их развития и воздействия на людей, а также путем использования

организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных

факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности:

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности

является сильная государственная власть. Сила государственной власти

определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная

государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся

поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых

правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие

общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью,

коррупцией и иными антисоциальными явлениями. Идеологические условия.

Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой

и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой

культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением

человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь

государственного служащего, законодателя. предписания во многом зависят от

положения Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к

закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере. Правовые

условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено

состоянием самого права, системы законодательства. Действующее

законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться

высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и

охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и

развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-

теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности

оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции

Специальные средства обеспечения законности - это юридические и

организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения

законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии

(средства). Уровень законности определяется и эффективной деятельностью

политического руководства Юридические гарантии — совокупность закрепленных

в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по

их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное

осуществление, защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры). Среди

юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения)

правонарушений (органов предварительного расследования, Конституционного

Суда и т. д.) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в

праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные

на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и

организаций. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения

последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание

средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное

изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. Юридическая

ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении

правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для

укрепления законности, причем его эффективность определяется не

жестокостью, а неотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям

Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность

судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и

уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия

организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с

правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые,

организационные меры по созданию условий для нормальной работы

юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре

последних специальных подразделений (для борьбы с организованной

преступностью, с коррупцией и т.д.).

10 Акты применения права: понятие, особенность, виды

Акты применения права - индивидуальные властные предписания, обращённые к

конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения

ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой

принудительные меры. Различия актов применения права и юридических норм:

Адресаты актов применения права поимённо персонифицированы, в отличие от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.