рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

конструирования правовых норм; порядок построения текста нормативного

документа; правила оформления нормативно-правового документа; процедуры,

обеспечивающие выражение норм права в форме нормативно-правового акта и

т.п.

При определении данного понятия необходимо исходить из того, что

юридическая техника является созданным на практике рабочим инструментом

правотворчества. Юридическая техника - это выработанные на практике навыки

и приёмы создания правовых норм в форме принятия нормативных правовых

актов. Практические навыки и приёмы создания правовых норм в форме принятия

нормативных правовых актов не поддаются описанию. В то же время возможно

сформулировать некоторые правила подготовки нормативных правовых актов: 1К

работе над проектом - уяснить предполагаемый проектом предмет правового

регулирования, убедиться в потребности урегулирования тех или иных

отношений, определить возможные правовые последствия действия будущего

акта. 2 К проекту в целом - определить форму акта, соответствие

установлений, содержащихся в проекте, полномочиям органа, который будет

издавать акт, соответствие проекта действующему законодательству,

недопущение повторов действующего законодательства. 3 К организационным

процедурам подготовки проекта - определение исполнителей, создание рабочих

групп, планы и сроки работы, привлечение экспертов и специалистов. 4 К

оформлению проекта - реквизиты, структура текста, нумерация статей и т.п.

13 Средства, правила и приемы как элементы юридич техники

Юр-ая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые

используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и

индивидуальных правовых актов. Содержание юр-ой техники складывается из 3х

основных элементов: 1. правила юр-ой техники 2. средства юр-ой техники 3.

приемов или способов юр-ой техники. Правила юр-ой техники – подразделяются

на 3 категории: 1) правила относящиеся к внешнему оформлению НА. Каждый НА

должен иметь заголовок указывающий на вид НА. Должно быть название (о чём),

место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных

лиц. 2) правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НА. 3)

правила относящиеся к изложению самих норм права. Правила подготовки

проектов нормат актов весьма многообразны и многочисленны: а)

кокретность, ясность, полнота правового регулирования; б) логика в

изложении текста документа; в) отсутствие противоречий, пробелов,

коллизий во всей системе законодательства; г) ясность, простота

применения и понимания терминов; д) отказ от канцеляризмов, словесных

штампов, устаревших оборотов и редких слов; е) краткость и

компактность изложения прав норм. Средства юр-ой техники –

подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юр-ой техники

относят терминологию т.е. это язык который является государственным.

Терминология подразделяется на общеупотребительную (лит-ый язык), но есть и

специальная юр-ая терминология (выраж-ся юр-ой наукой). Пример терминов:

дееспособность, сделка, исковая давность. 3ая разновидность терминологии -

специально техническая терминология – относится к др. областям знаний.

Кроме общих средств используются и специальные средства. К ним относятся

прежде всего юр-ие конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны которые

вырабатываются юр-ой наукой и юр-ой практикой. Кроме юр-их конструкций к

специальным юр-им средствам относятся презумпции и фикции. Презумпции - это

предположения о сущности тех или иных фактов которые используются в

процессе доказывания. Фикции – это сформулированные в законодательстве

положения о не существующих явлениях, которые принимаются как

действительные.

Правила и приемы юридич техники используются законодателем в ходе

подготовки нормат-правовых актов

14 Язык и стиль закона

Законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения:

они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть

художественной красивости, текст нормативного акта нельзя загружать

декларативными положениями, лозунгами, призывами. Язык закона –

общелитературный язык, однако он имеет особенности, что позволяет условно

говорить о «юридическом языке». Эти особенности – четкость, сжатость,

определенность и точность мысли законодателя. Главная задача – при

максимально возможной простоте (мысль законодателя должна быть ясна всем)

добиться высокой определенности, исключающей разнопонимание. Для

юридического языка характерны повелительный, императивный стиль изложения,

специальная терминология. При чтении закона важно обращать внимание на все

детали текста, на все слова, знаки препинания и т.д. Юридический язык –

сформировавшийся на протяжении веков специализированный научно-понятийный

аппарат и категориальный аппарат права, используемый для обеспечения

точности, однозначности понимания юридических текстов. Юр язык – это

государственный язык (там, где это определено, составление законов

идет на гос языке). Вместе с тем в федеральном Г субъекты

Федерации вправе устанавливать и свои гос языки.

15 Специализация и унификация российского законодательства ?

16 Компьютеризация законотворчества

Электронно-вычислительная техника используется в правотворчестве для

подготовки законопроектов (учет правовой информации), для хранения,

выдачи. Использование ЭВМ изучается в рамках науки правовой

информатики. В настоящее время широкое пр менение в сфере зак-ва

находит современная техника, в т.ч. открываются больше возможностей

для создания автоматизированных информац-поисковых систем по НПА.

Для таких поиск систем по зак-ву характерны: дольшой информационный

фонд (несколько тысяч НА); быстродействие поиска; поиск по любой

теме. Напр., справочная система «Кодекс» - крупнейший в России

компьютерный банк правовой информации. Он содержит полное собрание

зак-ва России, региональное и иностранное зак-во, документы междунар

П, юридич комментарии, образцы документов, электронные издания

книг, журналов, газет. В данной кмпьют системе существует

оперативный доступ к электронной библиотеке, размещенной в локальной

(корпоративной, глобальной) компьют системы. Общее кол-во НПА и

других правовых документов превышает в полной версии системы

«Кодекс» 100 тыс. Также интерес представляет справочная пр система

«Консультант +», особенно «Консультант +: региональное зак-во». Эта

система позволяет быть в курсе результатов зак-ва в 66 субъектах

РФ и содержит более 170 тыс. пр. актов, принятых в них.

Компьютеризация законотворчества имеет очень важное значении. Такие

компьютерные правовые системы, как «Кодекс», «Гарант», «Консультант

+», «Юстас?», просто необходимы современным юристам, т.к. в наше

время даже профессиональному юристу очень сложно ориентироваться в

массе новых законов, постановлений и т.п., которые ежедневно

принимаются Государственной Думой и проследить за всеми этими

нововведениями возможно только имея вышеназванные правовые системы и

им подобные.

ТЕМА 16: СИСТЕМА ПРАВА

1 Понятие системы права, ее отличие от правовой системы

Система объективного (позитивного) права - это внутренне строение права,

деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с

предметом и методом правового регулирования.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие,

взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность,

материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право,

определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли;

во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и

действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его

исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Множество юридических норм образует систему права. Правовые нормы являются

первичным элементом системы права, это значит, что именно из их сочетаний

складываются как система права в целом, так и её отдельные компоненты. Но

не всякое множество норм представляет собой систему, для этого необходимо,

чтобы они: 1 Взаимодействовали с друг другом. 2 Были внутренне едиными -

все правовые нормы должны выражать единую государственную волю, подчиняться

единым принципам. 3 Обладали внутренней согласованностью - это означает,

что нормы не должны противоречить друг другу, а должны дополнять друг

друга. Согласованность также выражается в наличии определённой иерархии

между нормами.

Обладая вышеуказанными признаками, нормы могут формироваться в различные

комплексы (институты, подотрасли, отрасли) и внутри самой системы права,

это обуславливает возникновение новых связей между различными компонентами

системы права (нормы взаимодействуют теперь не только между собой, но и с

институтами, отраслями и т.п.). Взаимодействие правовых норм, а также

институтов, подотраслей и отраслей обуславливает наличие у права как

системы специфических черт: 1 Функции системы права не сводятся к функциям

её частей. Например, лишь право в целом, может регулировать общественные

отношения, ни один компонент системы права (отрасль, институт, норма), не

может это сделать. 2 Система права обладает самостоятельностью во

взаимоотношениях с иными явлениями, причём она выступает как единое целое.

3 Отдельно компоненты системы права существовать не могут, они "работают"

лишь в системе. 4 Система права способна к модернизации.

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и

взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а

также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной

страны. Правовую систему необходимо отличать от системы права, правовая

система гораздо шире. Она охватывает: 1 Систему права. 2 Систему

законодательства. 3 Правовые институты и правовые учреждения

(правотворческие и правоприменительные). 4 Правовые понятия, принципы,

символику. 4 Правовую политику, идеологию, культуру. 5 Юридическую

практику.

Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только

в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет

анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от

правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в

определённые правовые семьи…

2 Основные элементы системы права

Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как

они соотносятся между собой. Структурными элементами системы права

являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г)

институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань

рассматриваемого явления.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от Г

общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы

регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных

отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные

отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся

специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые

участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не

представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов.

Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не

присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует

общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы

предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов

права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные

с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения,

связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право

регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе

осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность

осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений

отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции

которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью

отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит

исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия,

устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений

соответствующей сферы. Отрасль права содержит полный набор юридических

средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом,

так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм

права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей

присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет

не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный,

системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и

сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — подотрасль

права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид

отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли

права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное,

транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в

трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового

института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли

права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-

процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих

норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в

соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных

отношений. Система права современного общества объединяет следующие

основные отрасли: 1. Государственное (конституционное) право. 2)

Административное право. 3) Финансовое право 4) Земельное право 5)

Гражданское право 6) Трудовое право 7) Семейное 8) Гражданско-

процессуальное право 9) Уголовное право. 10) Уголовно-процессуальное право.

11) Исправительно-трудовое право.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых

норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если

юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи,

то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты,

стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено

отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной

автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой

обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве

— институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в

государственном праве — институт гражданства; в административном — институт

должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты

функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной

отрасли, так и вне ее. Виды правовых институтов. Прежде всего институты

делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные,

финансовые и т.д. Сколько отраслей — столько соответствующих групп

институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов — наиболее общий

критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на

материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на

отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или

комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а

межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Например, институт

государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких

других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным,

имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые

субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в

себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих

отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного

права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение

(статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также

граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное

динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1)

структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового

института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все

эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг

друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

3 Предмет и метод правового регулирования как основания выделения

отраслей в системе права

Критерием деления права на отрасли, подотрасли и институты выступает

предмет правового регулирования (был обозначен в ходе дискуссии

отечественных учёных-правоведов в 1938-41г) и метод правового регулирования

(был обозначен в ходе второй дискуссии на эту тему в 1955-58г).

Предмет правового регулирования - обособленная часть качественно однородных

общественных отношений, регулируемых нормами права. Эти общеситвенные

отношения составляют три группы: 1) отношения людей по обмену

ценностями (материальными и нематер-ми); 2) отношения по властному

управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка,

которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена

ценностями и процессов управления в обществе. Общественные

отношения, входящие в эти группы и составляют предмет правового

регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приёмов, способов

воздействия права на общественные отношения. В теории правового

регулирования принято выделять 2 метода правового воздействия:

1)метод децинтрализованного, диспозитивного регулирования построен на

координации целей и интересов сторон в общественном отношении

субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь

свои частные интересы. 2) Метод централизованного, императивного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.