рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

ответственность. Это неправильно, так как гос принуждение гораздо шире

юридической ответственности. К мерам гос принуждения помимо юридической

ответственности относятся: 1 Меры защиты субъективных прав - в указанных в

законе случаях государство применяет принудительные меры в целях

восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения

нарушителя к ответственности (виндикация, взыскание алиментов и т.п.). 2

Меры пресечения - они применяются для предупреждения, пресечения

правонарушений. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и

цели наказания виновного (задержание, обыск, досмотр багажа и т.п.). 3

Принудительные меры воспитательного воздействия - применяются к

несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных

деяний. Они также не несут элементов кары. 4 Меры медицинского характер -

принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность

лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости

(помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар). 5

Реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в

государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости.

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер,

осуществляются на правовой основе.

ТЕМА 21: МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1 Правовые средства: понятие, признаки, виды ??

Правовое регулирование является составной частью социального регу-я

(целенаправленное воздействие на поведение людей.) и осуществляется с

помощью целостной системы способов и средств. К средствам социального

регулирования относятся прежде всего социальные нормы: правовые, моральные,

корпоративные, обычаи и т.д.; индивидуальные предписания, властные веления,

меры физического, психического, организационного принуждения и т.д. Важная

роль в социальном регулировании принадлежит правовому регулированию.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое

регулирование. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать

и систематизировать юридические средства правового воздействия на

общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического

средства в правовой жизни общества. К элементам, составным частям

механизма правового регулирования относятся (средства ): юридические

нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические

факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты,

правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои

регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные

отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в

правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в

них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия

соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы

права—это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его

элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует

на- поведение людей путем установления правового режима регламентации того

или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс

определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных

благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-

правовых отношений.

Акты официального толкования — документы, издаваемые специально

уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и

направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты

реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение

и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в

нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения

членов общества (субъектов права).

Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой

жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в

ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах)

реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного

или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания,

направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как

действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования.

Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по

конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования

выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов

заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им

оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От

уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность

работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные

отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты

законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на

общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое

воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы

поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы

воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с

неюридическими.

Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для

инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается

как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач,

2 Правовое регулирование и правовое воздействие (информационно-

психологическое, воспитательное, социальное) ?

Важная роль в социальном регулировании принадлежит правовому регулированию.

Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение,

налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Без

эффективного правового регулирования немыслима сама государственность.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение

людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое

неюридическими средствами (воздействие на сознание через СМИ, путём

пропаганды, агитации). Конечная цель правового регулирования - создание

системы упорядоченных общественных отношений.

Юр наука различает понятия правового воздействия и прав

регулирорвания, т.к. право уже своим существованием оказывает

значительное влияние на поведение людей. Как культурная и

информационная ценность, право определяет направление человеч

деятельности, вводит ее в общие рамки цивилиз-х общ-х отношений. и

в этом смысле пр воздействие шире, чем пр рег общ-х отношений.

3 Понятие механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи

которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового

регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые

средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое

регулирование. Механизм правового регулирования — это определенная

идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса

регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных

моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности

представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы

(блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к

соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования. Первой стадии

общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы

права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает

нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику,

нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой

элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью

которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в

субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных

отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фактические

основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим

также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения

(изменения и прекращения); нормативное (нормы права) и фактическое (юр-ие

факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма,

как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в

механизме правового регулирования занимают применение и акты применения.

Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат

двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное

место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все

элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются

нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на

акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения,

использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то

правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с

блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а

акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов,

исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового

регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма

выступают законность и правопорядок. см. Вопрос 4

4 Стадии и основные элементы механизма правового регулирования

Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий: 1

Юридическая регламентация общественных отношений - обозначаются направления

деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не

индивидуализированное воздействие права. 2 Возникновение субъективных прав

и юридических обязанностей - (здесь возможна факультативная стадия -

применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой

стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. 3

Реализация субъективных прав и обязанностей - (здесь также возможна

факультативная стадия - применение права, без которой иногда невозможно

осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и

обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов

субъектов. 4 Применение права - факультативная стадия, которая либо

предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их

реализацию. Стадиям соответствуют следующие элементы: 1 Нормы права - см..

2 Правовые отношения 3 Акты реализации прав и обязанностей - определяют

истинное поведение субъектов, осуществляется деятельность субъектов

правоотношений по воплощению в жизнь требований предусмотренных нормой

права. На этом элементе заканчивается действие механизма правового

регулирования, так как обеспечивается результат, на достижение которого

была направлена воля законодателя. 1 Акты применения права - властные

действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение правоотношений,

проводящих требования норм права в жизнь, гарантирующих осуществления прав

и обязанностей.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования

используются, процесс регулирования будет простым или сложным. Простое

регулирование - такой процесс, когда используется один государственно-

властный акт (нормативный акт), т.е. используются стадии 1-2-3, стадия

применения права не требуется, так как индивидуализация и реализация прав и

обязанностей осуществляется самими субъектами; Сложное регулирование -

такой процесс, когда используются два акта государственно-властного

характера (нормативный и акт применения права), т.е. используются следующая

комбинация стадий 1-4-2-3, либо 1-2-4-3.

5 Роль норм права, юридич фактов и правоприменения, правоотношений,

актов реализации прав и обязанностей в процессе прав регулирования

Вопрос 3

6 Методы, способы, типы правового регулирования

Способы и отраслевые методы правового регулирования Разнообразие

общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах

правового регулирования. Принято выделять два метода правового

регулирования: Диспозитивный (децентрализованный) - метод равноправия

сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право);

Императивный (централизованный) - метод властных предписаний, основанный на

запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения

субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные

отношения приобретают общесоциальный интерес.

Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить

своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.

Способы правового регулирования - основные направления юридического

воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и

иных правовых средствах. Таких способов три: 1 Дозволение - предоставление

участникам общественных отношений возможности действовать самостоятельно из

собственных интересов. 2 Запрет - закрепление за участниками общественных

отношений обязанности воздерживаться от определённых видов общественных

отношений. Этот способ правового регулирования закрепляет пассивное

поведение участников общественных отношений. 3 Позитивная обязанность -

закрепление за участниками общественных отношений обязанности действовать

активно. Сочетание данных трёх способов образует отраслевой метод

правового регулирования. Каждая отрасль права имеет свой метод. Отраслевой

метод - это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением,

запретом и позитивной обязанностью. Специфика этого сочетания и отражается

в методах правового регулирования. Их четыре: 1 Взаимное правовое положение

субъектов правоотношений; 2 Система юридических фактов; 3 Порядок

определения прав и обязанностей участников правоотношений; 4 Система

правовых санкций, применяемых к правонарушителям.

Типы правового регулирования Тип правового регулирования - это особый

порядок правового регулирования. Существует два вида типов правового

регулирования в зависимости от того, какой из способов правового

регулирования лежит в основе правового регулирования - общее дозволение или

общий запрет: 1 Общедозволительный тип правового регулирования - разрешено

всё, что не запрещено в праве; 2 Общеразрешительный тип правового

регулирования - запрещено всё, кроме разрешённого в законе.

Первый тип правового регулирования используется для воздействия на

частноправовые отношения, он более адекватен для горизонтальных отношений

(отношения между субъектами, равными по своему социальному статусу). Второй

же используется для регулирования вертикальных отношений - публично-

правовых (властных).

7 Правовые режимы: межотраслевые и постоянные

8 Режим наибольшего благоприятствования

9 Правовые стимулы и ограничения в механизме правового

регулирования: понятие, признаки, виды

10 Правовые поощрения: понятие, признаки, функции и виды

11 Заслуга

12 Соотношение поощрений и наказаний в праве

13 Правовые льготы: понятие, признаки, функции, виды

14 Злоупотребление правом

15 Эффективность правового регулирования, ее критерии и факторы

обеспечения ?

Эффективность механизма прав регул-я общественных отношений зависит

от правильного толкования норм П и уровня правосознания субъектов

прав регул-я. Глубокое понимание действительного смысла пр

нормзнание официальных разъяснений содержания действующего зак-ва

значительно повышают качество правового рег-я общественной жизни. И,

чем выше уровень правосознания участников общ-х отношений

находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует

механизм правового рег-я.

16 Пути повышения эффективности правового воздействия в современной

России

ТЕМА 22: ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА

1 Понятие и принципы законности

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а

её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни

общества, его граждан. Законность выражает общий принцип отношения общества

к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах: а) в

плане "правового" характера общественной жизни; б) с позиций требования

всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми

субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального

обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого

произвола. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в

господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм

всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с

правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц. Принципы

законности: 1 Единство законности - понимание и применение законов на всей

территорий должно быть одинаково (единообразие). 2 Всеобщность законности -

одна для всего населения (лиц). В обществе не должно быть какой-либо

организации политической партии, гос.органа, должностного лица и отдельных

граждан, выведенных их под влияния законности. 3 Целесообразность

законности - законность всегда целесообразна, всегда надо следователь

предписаниям закона, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям

закона, отступление от них всегда нецелесообразно, т.е. любые отступления,

чем бы они не были продиктованы, чем бы они не мотивировались –

недопустимы. 4 Верховенство закона - законы в Г имеют высшую юридическую

силу. 5 Связь законности и культуры - уровень законности напрямую зависит

от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц.

Требования законности (элементы из которых складывается законность): 1.

Господство права в жизни общества и Г. 2. Верховенство закона

(рассматривается как принцип). Все подзаконные акты должны соответствовать

закону. 3. Равенство всех перед законом. 4. Неукоснительное исполнение и

соблюдение правовых актов всеми субъектами. 5. Обеспечение и реализация

права и свобод граждан. 6. Надлежащее, эффективное применение права. 7.

Последовательная борьба с правонарушениями. 8. Недопустимость произвола в

деятельности должностных лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.