рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах

юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам

возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств; Альтернативные —

это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия,

поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. 7 По кругу лиц (по

предмету регулирования) нормы права подразделяются на: Общие —

распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории; Специальные

— действуют только в отношении определенной категории лиц (учителя, врачи и

др.).

12 Научно-практическая значимость классификации норм права

Классификация норм права по их гипотезам По содержанию: 1 Простая гипотеза

- описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма

связывает возникновение отношения, предусмотренного диспозицией. 2

Составная гипотеза - включает в себя два и более обстоятельств, причём

отсутствие хотя бы одного не позволяет ввести в действие диспозицию нормы.

3 Альтернативная гипотеза - также включает в себя два и более

обстоятельств, но для введения в действие диспозиции нормы достаточно

одного из них. По степени конкретизации обстоятельств: 1 Абстрактная - в

такой гипотезе перечисляются лишь обобщённые формулировки обстоятельств, с

наличием которых диспозиция вводится в действие. 2 Казуистическая -

перечислены конкретные условия, обстоятельства, при которых начинает

действовать норма. По наличию либо отсутствию условий: 1 Положительная -

диспозиция вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий. 2

Отрицательная - диспозиция вводится в действие при отсутствии указанных в

гипотезе условий.

Классификация норм права по их диспозициям По способу изложения: 1 Прямая

диспозиция - вся "информация" присутствует в самой диспозиции. 2 Ссылочная

диспозиция - переадресует к другой статье этого же нормативно-правового

акта, в котором содержится сама диспозиция. 3 Бланкетная диспозиция - не

содержит точного описания, а отсылает к другим законодательным и

нормативным актам. По содержанию: 1 Простая - такая диспозиция только

называет устанавливаемое отношение. 2 Описательная - подробно описывает

устанавливаемое отношение. По устанавливаемому режиму: 1 Дозволяющая -

устанавливает правовое положение лица, в рамках которого оно вправе

действовать по своему усмотрению. 2 Обязывающая - в таких диспозициях

содержится приказ на совершение определённых действий или запрет,

предостерегающий лицо от совершения конкретных действий.

Классификация норм права по их санкциям По степени определённости: 1

Абсолютно определённая санкция - указывает точно вид и размер наказания

(точно указанный размер штрафа). 2 Относительно определённая санкция -

указывает вид наказания и его размеры, определяя нижний и верхний пределы

(лишение свободы на срок от трёх до десяти лет). 3 Альтернативная санкция -

такие санкции предусматривают несколько видов наказания (лишение свободы на

срок до 3-х лет, или исправительные работы на срок до одного года, или

штраф). По объёму: 1 Простые - содержат одно неблагоприятное действие. 2

Сложные - содержат два и более неблагоприятных действия. По отраслевой

принадлежности: 1 Уголовно-правовые санкции. 2 Административно-правовые

санкции. 3 Дисциплинарные санкции и т.д.

13 Основания деления норм права на виды Вопрос 11

ТЕМА 14: ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

1 Соотношение понятий ''форма'' и ''источник'' права

Для того чтобы стать реальностью и выполнять присущие ему функции,

право нуждается во внешнем выражении. Внешне выраженное право в

доктрине может называться по-разному: источники П, формы П – эти

термины употребляются как синонимы. ''Форма'' мржет толковаться и

как выражение внутренней связи и способа организации и как внешнее

выражение какого-либо содержания и мн. др. способами. ''Источник''

применительно к правовым явлениям означает: 1 источник в

материальном смысле (условия жизни общества, мат потребности людей);

2 источник в идеологическом смысле (как факторы, влияющие на право,

как доктрина и т.д); 3 источник в формально-юридическом смысле (как

способ внешнего выражения и закрепления юридич норм). Итак,

различные формы, в которых выражается П, носят издавна название

источников П. Между понятиями ''форма права'' и ''источник права''

не делается принципиальное различие и используются в качестве

синонимов: источник (форма) П – это способ объективирования Г-ом норм

права.

2 Классификация форм права: нормативный акт, правовой обычай, юридич-

й прецедент, нормативный договор

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт,

судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные

исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую

идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило,

которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается

государственным принуждением. Праовй обычай наиболее древний источник

права, он широко распространен в древнем и средневековом праве. В

современном праве правовой обычай тоже имеет определенное распространение,

особенно в религиозных традиционных правовых системах (в мусульманском,

африканском праве и тд.). В РФ правовой обычай имеет незначительное

распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового

оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником

права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения,

одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас

встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка

к ним в тексте законов.

Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но

приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает

международный договор.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера

решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все

решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции

судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты

по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента

постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в

советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только

отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний

несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о

необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается,

что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и

соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их

правосознания в том направлении, при котором станет возможным их

правотворчество.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах

мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части

изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные

процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы,

что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или

реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм,

что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного

толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются Г, им охраняются. В случае нарушения

положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на

основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-

правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные

источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные

прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием

разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические

документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные Г.

Нормативно-правовые акты: а) дифференцированы, поскольку механизм Г имеет

разветвленную структуру органов с определенными правотворческими

полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с

помощью издания юридических актов; б) иерархизированы (при ведущей роли

конституции Г), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической

силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в

зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и

реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном Г источники права (и прежде

всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли

составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества,

правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и

иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными

органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы

(правила поведения).

3 Основные виды форм российского права

Вопросы 2 и 5

В Российском Г, в сущности, единственным источником (формой) права является

нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической

практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются (например, ст. 5

ГК РФ признает обычаи делового оборота в качестве правовых норм). В

самом общем виде иерархическую систему норм-правовых актов России

можно представить следующим образом: 1 Конституция (основа всего

законодательства Рос Г); 2 ФЗ (особая группа – конституционные

законы); 3 Указы Президента (обязательны для исполнения на всей

территории России, следующее место после ФЗ); 4 постановления

(распоряжения) Правительства (могут быть приняты лишь на основании и

во исполнение законов РФ, а также указов Президента); 5 нормативные

акты министерств и ведомств (Локальные НА). Особую группу

образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты

органов гос власти субъектов Федерации.

4 Понятие и виды нормативных актов Вопрос 2

Классификация НПА производится по различным основаниям:

Юридическая сила – место НПА в иерархии НПА – это соответствие

соподчиненности НПА нижестоящими органами нижестоящих. По юр. силе все НПА

делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА явл. наиболее

существенным признаком их классификации. Она определяет их место и

значимость в общей системе гос. нормативного регулирования. В соответствии

с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих правотворческих

оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих правотворческих

органов. Последние издаются на основе и во исполнение НА, издаваемых

вышестоящими органами.

По объему и хар-ру действия НПА подразделяются на: акты общего действия –

охватывающие всю совокупность отношений определнного вида на данной

территории; акты ограниченного действия – только на часть территории или на

определенный круг людей, находящихся на данной территории; акты

исключитеольного (чрезвычайного) действия . Их регулятивные возможности

реализуются только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые

рассчиттан акт (военные действия, стихийные бедствия).

По субъектам правотворчества НПАкты подразделяются на: 1 акты гос органов и

организаций (основная разновидность НПА); 2 акты не гос-ых органов и

организаций (акты не гос-ых органов и орг-ий принимаются с разрешения Г);

3 совместные акты (в современной практике РФ нет таких актов, но в прошлые

годы они были. Это акты издаваемые органами гос власти совместно с негос-ми

органами.); 4акты народного правотворчества (это НА принимаемые населением

(например референдум)).

С учетом действия в пространстве НА подразделяются на общие и местные. В

федеративных Г НА подразделяются на: общие или федеральные, НА субъектов

федерации, местные. Общие НА – это НА действующие на территории страны. НА

субъектов действуют на территории субъекта федерации. Местные НА действуют

на территории соответствующих территориальных образований.

С учетом действия НА по кругу лиц они подразделяются на: общие,

специальные, исключительные. Общие распространяют свое действие на всех

граждан гос-ва (конституция, гр. кодекс). Специальные это НА

распространяющие свое действие на определенные категории субъектов (на

студентов, следователей). Исключительные это НА направляющие свое действие

на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключают действие

общих и специальных норм.

Совокупность действующих в Г НПА-ов именуются законом.

5 Система нормативных актов России

В Российском Г, в сущности, единственным источником права является

нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической

практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем

виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно

представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2)

федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5)

нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные

акты органов гос власти субъектов Федерации. Рассмотрим эти виды нормативно-

правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего

законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов

Российского Г определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме

в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция

устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и

государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав

человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной

власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате

соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего

передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается

одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа

членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был

рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов

(наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в

течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов — конституционные законы, которые

принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются

особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов

Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от

этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался

простым большинством голосов. Нормативно-правовые акты Президента

Российской федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с

этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее

после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории

Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают

основные направления внутренней и внешней политики. Нормативно-правовые

акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет

исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает

постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер

или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по

текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов

исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что

министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие

нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами

Президента, постановлениями Правительства.

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации,

решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции

принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные

правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.

Нормативный договор. Договор — эффективное юридическое средство по

определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и

юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях Между

государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из

основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного

оборота.

Обычай как источник права. Особенность обычая в том, что это правило

поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай —

неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью,

множественностью и разнообразием. Причина того заключается в

многочисленности культур, населяющих тот или иной регион. обычай,

санкционированный государством,— весьма редко встречающаяся форма права.

6 Конституция как основной закон Г

Конституция - основной закон Г (является основой всего законодательства

России). Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К. В

ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни.

Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой

должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой

правовой акт Г не может противоречить Конституции. Верховенство закона, и

прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности,

стабильность справедливого правового порядка в обществе.

7 Законы: понятие, признаки, виды

Закон - правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном

порядке высшими законодательными органами гос власти или референдумом и

регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права

в современном мире - закон. Является основным источником права в странах

континентальной правовой системы. Законы - НПА изданные высшими

представительными органами гос власти (законодательными органами)

обладающий высшей юр-ой силой и регулирующий наиболее важные общ-ые

отношения. Основные признаки закона: 1. закон это определенный НПА. В

юриспруденции термин закон понимают в широком, смысле когда под законом

подразумевают любую норму права независимо от того содержится в законе или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.