рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права

подзаконном акте. 2. закон – это такой НА который как правило принимается

высшими представительными органами гос власти. Кроме того, закон может

приниматься непосредственно народом, населением (очень редко). В некоторых

гос-ах законы могут приниматься и др. гос органами (напр Франция -

правительство). Круг субъектов принимающих законы строго ограничен. 3.

Закон это НА который обладает высшей юр-ой силой. Высшая юр-ая сила закона

выражается в следующем: ни один акт не должен в принципе противоречить

закону. 1)Если подзаконный акт противоречит закону, то действует закон.

2)Ни один подзаконный акт не может вносить изменения в закон. 3) закон

может быть определен только законом. 4) Законы это НА, нормы которых

регулируют наиболее важные общ-ые отношения. 5) Законы это НА, которые

принимаются в особом порядке т.е. процедура применения закона намного

сложнее, чем процедура принятия подзаконного акта. 6) является

фундаментальным юридическим документом - служит базой, основой, ориентиром

нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.Принятие

закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган,

обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование

(обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими

органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл.

Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только

законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они

обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. ислу каждого из них,

субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может

вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в

соответствие с законом или немедленно отменен.

Виды законов. 1 по юрид-ой силе и порядку их принятия подразделяются на

конституционные (или основные) и обыкновенные (или не основные).

Конституционные обладают наивысшей юр-ой силой и принимаются

квалифицированным большинством (2/3) голосов. К им относятся: 1.

конституции, 2. конституционные законы, дополняющие конституцию, 3.

конституции и уставы субъектов Федерации. Обыкновенные законы должны

соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым

большинством (50!% + 1 голос) голосов. Нередко обыкновенные законы

подразделяют на: кодификационные (семейное право) и текущие (закон о

прокуратуре).

Среди законов прослеживается следующая иерархия (в РФ): 1) Конституция -

основной закон Г, является основой всего законодательства России. Все

остальные законы принимаются в строгом соответствии с К. 2) Федеральный

конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам, предусмотренным

Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ). 3)

Федеральный закон (ФЗ). 4) Законодательство субъектов РФ.

В нормативном регулировании общ. отношений главное и определяющее место

занимает закон. Подз. каты играют вспомогательную и детализирующую роль. В

правовом Г закон охватывает своим действием все основные стороны

общественной жизни, он явл. главным гарантом коренных институтов, прав и

свобод личности.

По субъектам правотворчества: 1 принятый законодательным органом. 2

принятый в результате референдума. По предмету правового регулирования:

Конституционный. Административный. Гражданский. Уголовный и т.д. По

сроку действия: Постоянный. Временный.

Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические,

бюджетные и т.п.

8 Верховенство законов как важнейшее требование правового Г

Верховенство закона как один из признаков правового Г означает, что главные

общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере

регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими

документами страны, принятыми высшими органами. Далее, верховенство закона

означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех

субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона

в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц. и

Основной закон Г– это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы

государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую

правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее

законодательство. Никакой другой правовой акт Г не может противоречить

Конституции.

9 Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты - это издаваемые на основе и во исполнение законов

правотворческие акты компетентных органов, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы и призваны

конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к

своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты

явл. актами различных органов исполнит. вл. По субъектам издания и сфере

распространения они подразделяются на общие, метсные, ведомственные и

внутриорганизационные акты.

Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых

распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр.

силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие

предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или

Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов: 1 Указы

и распоряжения Президента РФ - ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть

нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей

территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют

различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением; 2

Постановления и распоряжение Правительства РФ - постановления принимаются

по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на

основании К., ФЗ,… нормативных Укавзов През. и обязательны к исполнению на

территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През.

Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и

полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной

власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и орагны местного

самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией.

Акты органов местного самоупр. устанавливают статус муницип. территории и

еее органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра и др. вопросы местного

значения. Нормативные акты органов местного самоуправления - акты

представительных органов, акты глав администраций районов, городов,

муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

Ведомственные НПА (приказы, интсрукции) – это НПА общего действия, но они

распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные,

банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и

ведомствами

Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты,

которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на

членов этих проедприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие

в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др.

организаций.

НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта

условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы

однородного содержания. Существуют акты, содержащие нормы только одной

отрасли права (УП, СП, ТП) - отраслевые. Но наряду с отраслевыми НПА

имеются НПА, имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных

отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни.

(хозяйственное, торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

Локальные НА - самая низкая юр-ая сила. Это НАкты различных предприятий,

учреждений и орг-ий. Они действуют в пределах этих орг-ий и

распространяются на их работников.

10 Президентские, правительственные, ведомственные, региональные,

локальные нормативные акты

Вопрос 9

11 Особенности соотношения нормативных актов в федеративном Г

В федеративных Г НА подразделяются на: общие или федеральные, НА субъектов

федерации, местные. Общие НА – это НА действующие на территории страны. НА

субъектов действуют на территории субъекта федерации. Местные НА действуют

на территории соответствующих территориальных образований. С учетом

действия НА по кругу лиц они подразделяются на: общие, специальные,

исключительные. Общие распространяют свое действие на всех граждан гос-ва

(конституция, гр. кодекс). Специальные это НА распространяющие свое

действие на определенные категории субъектов (на студентов, следователей).

Исключительные это НА направляющие свое действие на особые категории

субъекта (дипломаты). Такие акты исключают действие общих и специальных

норм.

12 Действие норматив актов во времени, пространстве и по кругу

лиц Вопрос 4

Действие нормативно-правовых актов во времени: Вступают в силу по

истечении срока указанного в акте, по истечении срока после опубликования,

немедленно после опубликования. Утрачивают силу по истечении срока

действия, приостановление действия, прямая отмена, изменение обстоятельств.

Действие нормативных актов в пространстве связано с той территорией, на

которую распространяется суверенитет государства или компетенция

соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются

на всю территорию РФ, акты субъектов Федерации - на территории этих

образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих

административных единиц.К территории, ограниченной границами государства,

относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные

воды (12 морских миль), воздушное пространство, морские, речные и воздушные

суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права

военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а

гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве

своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим

обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и

юридические лица, находящиеся на территории Г, попадают под сферу действия

законодательства Г, в котором они прибывают. Но существует принцип

экстерриториальности - это юридическая фикция, согласно которой

определённые части территории Г (здания иностранных посольств, миссий или

их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных

Г признаются не находящимися на территории Г, где они реально пребывают, а

юридически считаются находящимися на территории того Г, чьё посольство

помещается в данном здании или чьими представителями они являются.

13 Обратная сила и ''переживание'' закона

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом

еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая

аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ

действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли

после введения его в действие Это правило — необходимый фактор правовой

стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том,

что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его

положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его

действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся

правоотношений.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не

имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже

существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону

обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом

сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих

основаниях: - по истечении срока действия акта, на который он был принят; -

в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная

отмена); - на основании прямого указания конкретного органа об отмене

данного акта (прямая отмена).

ТЕМА 15: ПРАВОТВОРЧЕСТВО

1 Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение

Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение

или отмену норм права. Правотворчество - госуд-ая деятельность, поскольку

установление норм позитивного права является прерогативой (исключ. правом)

Г. Правотворчество необходимо отличать от правообразования.

Правообразование это весь процесс формирования права, который в своем

развитии проходит 3 этапа: 1 этап – это возникновение общественных

отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет

правотворчества, но правообразование уже началось. 2 этап – связан с

осознанием необходимости правового регулирования данных общественных

отношений. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже

правосознание. 3 этап правообразовнаия связан с правотворчеством. На этом

этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество

заключительный этап правообразования.

2 Содержание, цели и субъекты правотворчества

Правотворчество - это создание, изменение, отмена, приостановка действия,

лишение юридической силы правовых норм. Правотворчество является той

стадией, которая предшествует правовому регулированию. Процесс

правотворчества не носит субъективного характера, его возникновение

происходит из-за потребности общества в урегулировании определённых сфер

деятельности (экономической, политической и т.д.), следовательно,

правотворчество носит объективный характер. Процесс формирования права

состоит из двух этапов: 1 в недрах самого общества возникает необходимость

правового регулирования. 2 осознание субъектом, осуществляющим создание

юридических норм, этой потребности и перевод её на юридический язык. Вторая

стадия и есть правотворчество.

Цели правотворчества это обоснование и совершенствование

законодательства, его обновление, изменение. Цели прав-ва в

конкретных обществах многообразны- от экологических приоритетов до

выражения и закрепления классовых интересов.

Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение,

создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются: Г, гос органы, должностные лица,

суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные

лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены),

общественные организации, органы управления юридических лиц, население

(народ) посредством референдума, трудовые коллективы. Субъекты

правотворчества обладают определёнными полномочиями: 1 Разработка проекта

нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.

2 Рассмотрение представленного проекта. 3 Отклонение проекта или принятие

на его основе нормативно-правового акта. 4 Введение в действие. Субъектный

состав правотворчества зависит: 1 От юридической силы разрабатываемого или

принимаемого нормативно-правового акта. 2 Режима правотворческого процесса:

а) режим единоначалия - один субъект б) режим коллегиальности - несколько

субъектов.

3 Виды и принципы правотворчества

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды,

как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения

референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам

государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных

органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3)

правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное

правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6)

правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество

(правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе

которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы,

принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное

правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной

власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента

по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных

актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное

правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие

структурами, не относящимися к высшим представительным органам -

президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными

комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами,

главами администраций, руководителями предприятий, учреждений,

организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на

уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические

нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных

договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество

характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью,

большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с

тем подзаконное правотворчество связано с “непрозрачностью” процесса

принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

По кругу субъектов правотворчество может быть: 1 Полисубъектным -

разработка и принятие актов проходит в режиме коллегиальности. 2

Моносубъектным - разработка и принятие актов проходит в режиме

единоначалия.

Принципы правотворчества - это основополагающие, руководящие, исходные

юридические положения, в соответствии с которыми осуществляется

правотворчество. 1 Правовая законность - правотворческая деятельность

должна осуществляться только в рамках уполномоченного субъекта и в пределах

его полномочий; также необходимо, чтобы все юридические нормы

соответствовали Конституции РФ и вообще всем актам более высокой

юридической силы. Необходимо, чтобы правотворческая деятельность

происходила в рамках чётко очерчённой процедурной формы. 2 Принцип научной

обоснованности - требуется максимальный учёт в процессе правотворческой

деятельности научных рекомендаций. 3 Принцип оперативности -

правотворческая деятельность должна осуществляться как можно активней,

быстрее реагировать на социально-общественные изменения. 4 Принцип

демократизма - население страны должно привлекаться в максимально возможной

степени к участию в правотворчестве.5 Профессионализм (заниматься подобной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.