рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основы административной ответственности в таможенной сфере. (курсовик)

пунктах пропуска через Государственную границу РФ и в местах пересечения

товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля определяется

приказом ГТК России от 13 июля 2000 г. № 594 «Об утверждении Положения о

порядке создания и обозначения зон таможенного контроля» и письмом ГТК

России от 12 октября 2000 г. № 01-06/29595 «О зонах таможенного контроля».

В соответствии с указанными нормативными актами зоны таможенного контроля

могут быть созданы на постоянной или временной основе. Пределы постоянной

зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на

зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и

английском языках (либо любом другом языке, целесообразном для

использования создании конкретной зоны таможенного контроля); «Зона

таможенного контроля». Такие знаки являются основным средством обозначения

зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена

нанесением этой надписи непосредственно на оградительных сооружениях и

стенах помещений, составляющих периметр зоны таможенного контроля.

Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться

оградительной лентой, временно устанавливаемыми указательными щитами,

табло, иными информационными указателями. При этом пускается применение

подручных материалов и средств.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу

РФ либо осуществляющие деятельность, контроль которой возложен на

таможенные органы РФ, обязаны представь этим органам документы и сведения,

необходимые для таможенного контроля. Документы, необходимые для

таможенного контроля, должны храниться лицами не менее 3 лет.

Транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут

находиться товары и транспортные средства, подлежат таможенному контролю,

места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на

таможенные органы РФ.

Транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут

идентифицироваться таможенными органами РФ.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения

цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков,

проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и

транспортных средств, составления чертежей, изготовления штабных

изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной

и иной документации и других среде идентификации.

Ряд статей гл. 16 КоАП посвящен административной ответственности за

нарушения порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств,

перемещаемых через таможенную границу РФ — ст. 16.2 (недекларирование либо

недостоверна декларирование товаров и (или) транспортных средств), ст.

16.4 (неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о

пересечении таможенной границы РФ), ст. 16.6 (непринятие мер в случае

аварии или действия непреодолимой силы), ст. 16.10 (несоблюдение срока и/

маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств), ст. 16.1

(нарушение сроков представления таможенной декларации), ст. 16.1

(проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного

органа), ст. 16.14 (нарушение порядка помещения товаров на хранение,

порядка их хранения или порядка проведения с ними операций), ст. 16.16

(непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на

временном хранении товаров и (или) транспортных средств).

Таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК,

постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 873 «Об утверждении

Положения о таможенном брокере», приказами ГТК России от 18 января 1994 г.

№ 20 «Об утверждении Положения о таможенном перевозчике» (в ред. от 18

октября 2001 г.), от 18 марта 1998 г. № 152 «Об утверждении Положения о

специалисте по таможенному оформлению» (в ред. от 30 мая 2000 г.), от 15

июня 1998 г. № 392 «Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за

деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов» (в ред.

от 13 сентября 2001 г.) и рядом других нормативных правовых актов.

Согласно ТК никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и

транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не

завершено, за исключением отдельных случаев.

Если таможенное оформление в отношении товаров и транспортных средств не

завершено, то операции по транспортировке, взвешиванию или иному

определению количества товаров, погрузке, выгрузке, перегрузке,

исправлению поврежденной упаковки, вскрытию упаковки, упаковке либо

переупаковке товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному

оформлению, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут

находиться такие товары и транспортные средства, производятся только с

разрешения таможенного органа РФ.

В целях таможенного оформления при ввозе товаров и транспортных средств на

таможенную территорию РФ, а также при ввозе товаров и транспортных средств

с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную

часть таможенной территории РФ перевозчик уведомляет таможенный орган РФ о

пересечении таможенной границы РФ.

После подачи уведомления он обязан доставить товары, транспортные средства

и документы на них по установленным маршрутам в определенное таможенным

органом РФ место и находиться в этом месте после прибытия.

Доставка товаров, транспортных средств и документов на них должна быть

произведена в сроки, установленные таможенным органом РФ в соответствии с

обычными сроками доставки, исходя из возможностей транспортного средства,

установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше

предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за 1

месяц.

При доставке товаров и (или) транспортных средств перевозчик! могут

возникнуть разнообразные, в том числе и форс-мажорные, обстоятельства:

аварии, катастрофы, оползни, землетрясения, лесные пожары, наводнения,

тайфуны и другие действия непреодолимой силы.

В этом случае перевозчик обязан:

— принять все необходимые меры для обеспечения сохранной товаров и

недопущения какого-либо их использования;

— незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах

дела, месте нахождения товаров и транспорта средств;

— обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган РФ или

доставку должностных лиц таможенного органа РФ к месту их нахождения

товаров.

Товары и транспортные средства с момента представления таможенному органу

РФ и до их выпуска находятся на временном хранении таможенным контролем.

Временное хранение осуществляется в специально выделенных и обустроенных

помещениях или иных местах ( временного хранения).

Склад временного хранения может учреждаться при наличии лицензии таможни

РФ. Порядок рассмотрения заявления и выдачи лицензии на учреждение склада

временного хранения, срок ее действия определяются приказом ГТК России от

10 ноября 2000 г. № 1013 «Об утверждении Положения о складах временного

хранения» (в ред. от 14 декабря 2001 г.).

Общий срок нахождения товаров и транспортных средств на склад временного

хранения не может превышать 2 месяцев.

Товары, находящиеся на складе временного хранения, могут:

— осматриваться и измеряться владельцем склада временного хранения, иным

лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров и их представителями. С

разрешения таможенного органа РФ могут взиматься пробы и образцы товаров;

— подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности в

неизменном состоянии, включая исправление поврежденной упаковки.

ТК предусматривает, что товары и транспортные средства, перемещаемые через

таможенную границу РФ, товары и транспортные средства, таможенный режим

которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в

случаях, определяемых законодательством РФ, подлежат декларированию

таможенному органу РФ.

Декларирование производится путем заявления по установленной форме

(письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных

сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и

других сведений, необходимых для таможенных целей.

В ТК определены: место декларирования (ст. 170), сроки подачи таможенной

декларации (ст. 171), понятие декларанта, его права и обязанности (ст.

172,173), понятие временной или неполной, а также периодической таможенной

декларации (ст. 177, 178) и т.п. Так, по общему правилу, таможенная

декларация подается в срок, не превышающий 15 дней с даты представления

товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу РФ.

Статья 16.22 КоАП устанавливает административную ответственность за

нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с

перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Таким образом, объективная сторона состава административного

правонарушения в таможенной сфере - это система установленных нормами

таможенного и административного законодательства специфических признаков,

отражающих внешнюю сторону общественно вредного поведения и проявляющихся

в прямой зависимости от времени, способа, места и времени совершения

конкретного противоправного деяния.

Субъектами административных правонарушений в области таможенного дела

выступают, по общему правилу, как физические (граждане и должностные

лица), так и юридические лица. Субъектами административных правонарушений,

предусмотренных ст., 16.15 (непредставление в таможенный орган отчетности

и несоблюдение порядка ведения учета), ст. 16.17 (неисполнение требований

таможенного режима экспорта) и ст. 16.19 (неправомерные действия с

помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или)

транспортными средствами) могут быть только должностные и юридические

лица.

Более точно и емко отразить суть понятия «субъект правонарушения» помогает

условная схема: «участник таможенно-правового отношения —> субъект

нарушения таможенных правил —> субъект административной ответственности за

таможенные проступки».

С субъективной стороны административные правонарушения в области

таможенного дела совершаются в большинстве своем с умыслом. Тем не менее

административные правонарушения, предусмотренные КоАП, в частности ст.

16.3 (перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер

по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений), ст.

16.10 (несоблюдение срока или маршрута доставки товаров и (или)

транспортных средств), ст. 16.11 (уничтожение, повреждение, утрата либо

изменение средств идентификации), ст. 16.12 (нарушение сроков

представления таможенной декларации), ст. 16.16 (непринятие мер по

таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении

товаров и (или) транспортных средств), ст. 16.18 (невывоз за пределы

таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и

(или) транспортных средств), ст. 16.22 (нарушение сроков уплаты налогов и

сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную

границу РФ), могут быть совершены и по неосторожности.

Новеллой КоАП РФ стала унификация вины юридического лица на базе

объективного подхода. В соответствии с п.2 ст.2.1 КоАП "юридическое лицо

признается виновным в совершении административного правонарушения, если

будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и

норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта

Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но

данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению".

Таким образом, законодатель отказался от субъективного подхода к вине

организации, определяемой в этом случае через вину ее должностных лиц и

представителей.

Необходимо отличать составы административных правонарушений,

предусмотренных гл. 16 КоАП, от составов аналогичных преступлений,

предусмотренных ст. 188 УК (контрабанда) (Приложение № 2).

Так, перемещение через таможенную границу РФ товаров или иных предметов,

совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным

использованием документов или средств таможенной идентификации либо

сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, будет

признаваться уголовно наказуемым деянием (контрабандой), если перемещение

указанных товаров было совершено в крупном размере, т.е. если их стоимость

превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 16

КоАП, уполномочены составлять только должностные лица таможенных органов.

Дела о нарушениях таможенных правил в области таможенного дела

рассматривают:

— судьи — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.1

КоАП, а если должностное лицо таможенного органа, к которому поступило

дело о таком административном правонарушении передает его на рассмотрение

судье, то и ст. 16.2, 16.3, ч. 1 ст. 16.1 ст. 16.16, ч. 1 ст. 16.18, ч. 1

ст. 16.19, ст. 16.20, 16.21 КоАП;

— таможенные органы — об административных правонарушениях, предусмотренных

ст. 16.2—16.22 КоАП.

Глава 3. Основные направления совершенствования норм об административной

ответственности в сфере таможенного законодательства

Одним из наиболее сложных вопросов, влияющих на качество работы таможенных

органов, является проблема правильной квалификации нарушений таможенных

правил, что усугубляется несовершенством современного таможенного и

административного законодательства.

Квалификация нарушений таможенных правил относится к правовым основаниям

привлечения лица к административной ответственности, применения к нему мер

процессуального принуждения, ведения производства по делам о нарушениях

таможенных правил, назначения тех или иных видов взысканий за совершенное

правонарушение.

Неправильная квалификация нарушений таможенных правил (применение закона,

не соответствующего фактическим обстоятельствам дела) может привести к

искажению сути правонарушения, что влечет за собой вынесение неправильного

постановления таможенного органа. Ошибка в квалификации правонарушения

является основанием для отмены или изменения постановления таможенного

органа РФ по делу о нарушении таможенных правил.

Проблема квалификации нарушений таможенных правил стала предметом

исследования современных ученых-правоведов. «Квалификация нарушений

таможенных правил - это установление и закрепление в соответствующих

процессуальных актах (постановлениях таможенного органа РФ по делам о

нарушениях таможенных правил) точного соответствия признаков совершенного

деяния тому или иному составу нарушения таможенных правил,

предусмотренному Таможенным Кодексом РФ».

Процесс квалификации нарушений таможенных правил включает в себя несколько

этапов: а) правильное и полное установление должностным лицом таможенного

органа фактических обстоятельств совершенного правонарушения; б)

соотношение таможенно-административной нормы с обстоятельствами

совершенного деяния; в) сопоставление фактических данных с

таможенно-административной нормой по всем элементам состава нарушения

таможенных правил; г) административно-правовую оценку фактических

обстоятельств дела.

Выяснение некоторых аспектов этого вопроса, по нашему мнению, требует

более пристального внимания.

Специфика рассматриваемой отрасли права создает определенные особенности и

в квалификации правонарушений, совершаемых в данной сфере. В результате

квалификация НТП оказывается обусловленной целым рядом моментов:

1. Административное и таможенное законодательство допускает одновременно

двухсубъектность и даже трехсубъектность ответственности. Так, за одно и

то же нарушение таможенных правил при определенных обстоятельствах могут

быть привлечены к ответственности за НТП одновременно как юридические, так

и должностные и физические лица (см. главу 2 КоАП РФ, ранее действовала

ст. 288 ТК РФ «Невыполнение должностными лицами и иными лицами требований,

действующих в таможенном деле»).

2. Нечеткость описания состава правонарушения и его признаков вызывает

определенные трудности в работе таможенных органов. Кроме того, при

выяснении признаков составов многих нарушений таможенных правил следует

обращаться не только к нормам КоАП РФ, Таможенного кодекса РФ, но и к

подзаконным актам ГТК РФ, других ведомств.

Ошибкой, наиболее часто допускаемой должностными лицами таможенных органов

при привлечении к ответственности, является неверное определение субъекта

ответственности. Так, не всегда правомерно к ответственности за

недекларирование привлекался таможенный брокер по ч. 1 ст. 279 Таможенного

кодекса РФ.

Согласно нормативно-правовым актам по таможенному делу в качестве

декларанта может выступать только лицо, перемещающее товары, либо

таможенный брокер. Однако последний является посредником между лицом,

перемещающим товары, и таможенным органом и не имеет права производить

таможенное оформление товаров по собственной инициативе. Лишь в случае

заключения между таможенным брокером и лицом, перемещающим товары,

договора об оказании услуг по производству таможенного оформления,

таможенные органы вправе привлекать таможенного брокера к ответственности

в случае наличия в его деянии признаков состава правонарушения,

ответственность за которое была предусмотрена ст. 279 ТК РФ (сейчас, ст.

16.2 КоАП РФ).

Необоснованно также привлечение к ответственности за недекларирование

товаров и транспортных средств их владельцев в случае, если перемещаемый

товар был задекларирован не собственником имущества, а лицом, его

переместившим. Такие лица не всегда совпадают.

Ответственность за недостоверное декларирование несет именно то лицо,

которое фактически заполнило таможенную декларацию, что следует из смысла

ст. 172 Таможенного кодекса РФ. При этом ответственность наступает даже в

том случае, когда недостоверные сведения заявлялись на основании

документов, представленных лицом, перемещающим товары, и у таможенного

брокера не было реальной возможности их проверить.

«Камнем преткновения» квалификации, связанным с признаками состава

нарушений таможенных правил, является вина юридических лиц, о чем уже

говорилось ранее.

3. Конкуренция ряда норм Таможенного кодекса РФ, когда одно и то же по

существу деяние предусмотрено двумя или более нормами ТК РФ (например, ст.

282 «Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных

платежей или их занижение» и ст. 279 «Недекларирование или недостоверное

декларирование товаров и транспортных средств»). В этих случаях важно

точно определить, какая из приведенных выше норм общая, а какая носит

специальный характер? В указанном выше случае (ст. 282 ТК РФ), заявление

декларантом в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре, при

установлении мотива и цели освобождения или занижения размера таможенных

платежей, необходимо квалифицировать по ст. 282 Таможенного кодекса РФ.

Дополнительной квалификации в таких случаях по ст. 279 ТК РФ за

недостоверное декларирование не требуется, так как объективная сторона

данного правонарушения включена в качестве способа конструкции состава,

изложенного в ст. 282 ТК РФ, которая по отношению к ст. 279 ТК РФ,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.