рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основы административной ответственности в таможенной сфере. (курсовик)

других правонарушений) предусматривается отзыв лицензии или

квалификационного аттестата, но уже в качестве меры взыскания. В случае,

если таможенный орган не докажет наличия достаточных оснований для

применения к лицензиату мер административной ответственности (то есть

состав правонарушения будет отсутствовать), он может возобновить действие

лицензии по собственной инициативе, либо лицензия (квалификационный

аттестат) вступит в действие автоматически с момента окончания

приостановления. В таком случае приостановление выступает уже в качестве

предупреждения правонарушения (частная превенция). При отзыве лицензии

(квалификационного аттестата) лицо, лишенное такого специального права,

пытается возобновить действие лицензии по собственной инициативе, проходит

заново процедуру ее получения. Верно, в свое время указывал Ю.Н. Мильшин:

«... необходимо закрепить в нормах КоАП РСФСР по аналогии с Таможенным

кодексом Российской Федерации такие специальные меры взыскания, как отзыв

и аннулирование лицензии, которые могут быть как основными так и

дополнительными», причем в случае совершения лицензиатом малозначительного

правонарушения следует применять штрафные санкции, а не приостановление

лицензии, особенно «... когда лицензируемая деятельность является

единственным источником дохода для лицензиата».

На наш взгляд, понятия «приостановление» и «отзыв» находятся в таком же

соотношении друг с другом, как «административное принуждение» и

«административная ответственность».

Таким образом, приостановление действия лицензии (квалификационного

аттестата) - это мера административного принуждения, направленная на

предупреждение совершения правонарушений, их пресечение или процессуальное

обеспечение дальнейшего производства по делу о нарушении таможенных

правил, других правонарушений, за которые предусмотрены такие меры

взыскания как отзыв или аннулирование.

Отзыв лицензии (квалификационного аттестата) - мера административной

ответственности за конкретный вид правонарушения, состав которого

содержится в нормах таможенного, административного, налогового

законодательства.

Совершенно справедлива формулировка «аннулирования» (применительно к видам

лишения специального права за административные правонарушения, состав

которых содержат нормы КоАП РФ), предложенная в диссертационном

исследовании О.Ю. Бакаевой. Она полагает, что «...аннулирование лицензии

является необратимым взысканием и производиться навсегда в рамках

существующего правоотношения». «...Аннулирование - есть разовая и

необратимая санкция, последствия которой ни при каких обстоятельствах не

разрешают юридическому лицу заниматься разрешенным ему ранее видом

деятельности» . Думается, что данное определение аннулирования правомерно

и по отношению к лишению специального права в таможенно-правовой сфере.

Одно из наиболее часто встречающихся видов взысканий за нарушение

таможенных правил, - конфискация товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил,

товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных

правил, а также транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил,

состоит в принудительном безвозмездном обращении этих предметов в

собственность государства.

Конфискацию, как меру административной ответственности, следует отличать

от уголовно - правовой конфискации. Первая применяется за нарушение

таможенных правил (административно наказуемое таможенное правонарушение),

а не преступление. В отличие от уголовно-правовой конфискации, которая

состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность

государства личного имущества осужденного, конфискация, предусмотренная,

нормами главы 16 КоАП РФ, производиться только в отношении предметов,

непосредственно связанных с правонарушением, то есть предметов, являющихся

непосредственным объектом нарушения таможенных правил либо орудием или

средством совершения такого правонарушения.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного

правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в

федеральную собственность или в собственность субъекта Российской

Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ст.

3.7 КоАП РФ).

Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того,

принадлежат ли они лицу, совершившему нарушение таможенных правил на праве

собственности, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Конфискация, предусмотренная в санкциях норм главы 16 КоаП РФ, в отличие

от уголовно-правовой конфискации, может быть применена к нарушителю

таможенных правил независимо от истечения срока давности привлечения к

ответственности и независимо от того, является ли она основным или

дополнительным взысканием.

Раннее, в ст. 242 ТК РФ предусматривается два вида конфискации:

- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со

специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через

таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил (п. 4);

- конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (п. 6).

Логическое толкование санкций таможенно-правовых норм дает основание

прийти к выводу о том, что конфискация первого вида может применяться как

в качестве основного, так и дополнительного взыскания, а конфискация

второго вида — только в качестве дополнительного взыскания.

Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному

изъятию, понимаются объекты гражданских прав - движимые и недвижимые вещи.

Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо

обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и

(или) распоряжения данной вещью: в любом случае вещь, подлежащая

конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных

оснований. Изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у

него на незаконных основаниях, не является конфискацией: в отличие от

данного административного наказания, предмет, подлежащий принудительному

изъятию, при применении возмездного изъятия, по смыслу ст. 3.6 КоАП РФ,

может находиться у нарушителя на незаконных основаниях.

Долгое время не был разрешен вопрос о том, имеют ли право таможенные

органы РФ самостоятельно применять как санкцию за совершенное таможенное

правонарушение конфискацию товаров и/или транспортных средств.

Из 40 составов нарушений таможенных правил, которые ранее были закреплены

в Таможенном кодексе РФ, в восьми случаях таможенным органам

предоставлялась такая возможность. Напомним, что нарушения таможенных

правил являются разновидностью административных правонарушений, поэтому

постановления Конституционного Суда РФ (на них мы остановимся подробнее)

по вопросам правомерности конфискации касались не только таможенных, но и

других органов исполнительной власти.

Правовые положения, затрагивающие порядок назначения конфискации имущества

за совершение административных правонарушений, не раз становились

предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Вопрос, на который должен

был ответить Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 20 мая 1997

года № 8-П по делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 ст. 242 и

ст. 280 ТК РФ, сводился к следующему: правомерно ли вынесение таможенными

органами постановления о конфискации имущества в качестве меры наказания

за нарушение таможенных правил, тогда как ст. 35 Конституции РФ

устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по

решению суда. Конституционный Суд РФ признал, что пункты 4 и 6 ст. 242 и

ст. 280 Таможенного кодекса РФ соответствуют нормам Конституции РФ в

части, касающейся права таможенных органов выносить постановление о

конфискации имущества как санкции за правонарушение при наличии гарантии

последующего судебного контроля за законностью и обоснованностью такого

решения. Суд руководствовался следующими доводами: поскольку изъятие

имущества и принятие таможенными органами соответствующего решения само по

себе не означает прекращения права собственности, итоговым решением

вопроса о лишении лица его имущества является акт суда. Имущество, в

отношении которого вынесено постановление о конфискации, обращается в

собственность государства лишь по истечении срока обжалования.

Должностные лица таможенных органов обязываются передавать дела о

нарушении таможенных правил, за совершение которого предусмотрена

конфискация, в суд не позднее 15 дней до истечения срока наложения

взыскания в отношении физических и должностных лиц, и не позднее 1 месяца

- в отношении предприятий, учреждений, организаций и индивидуальных

частных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования

юридического лица.

Однако есть и веское основание, «работающее» в пользу применения

конфискации таможенными органами. Причина банальна - загруженность судов,

отсутствие четкого механизма, процедуры вынесения решения суда по

конфискации в таможенной сфере, и, как следствие - невозможность в

судебном порядке применить конфискацию в срок, установленный в таможенном

законодательстве. Как показывает недолгая практика, « ...суды отменяют не

только постановления таможенных органов о наложении взыскания в виде

конфискации, но и принимают решение о возврате владельцам даже не

конфискованных, а временно изъятых до вынесения постановления по делу о

нарушении таможенных правил товаров и транспортных средств».

В настоящее время готовится проект Таможенного кодекса РФ. Остается

надеяться, что эти важнейшие документы учтут все положения Конституции

Российской Федерации и решат проблемы ее применения на практике.

Таможенный кодекс РФ устанавливает определенные сроки наложения взысканий

за нарушение таможенных правил. Они различаются в зависимости от субъекта

правонарушения, а также от того, является ли взыскание основным или

дополнительным. Так, предупреждение, штраф и отзыв лицензии или

квалификационного аттестата могут быть наложены на физических или

должностных лиц - не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения

таможенных правил; на предприятия, учреждения и организации, а также на

лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица, - не позднее шести месяцев со дня обнаружения

правонарушения. Однако дополнительные взыскания, которые могут налагаться

независимо от времени совершения или обнаружения НТП, применяются и в том

случае, когда основное взыскание не было применено вследствие пропуска

срока применения. На это обстоятельство обращено внимание Высшим

Арбитражным Судом РФ: «Ограничений в применении таможенными органами

взысканий, предусмотренных п.п. 4-6 ст. 242 в качестве дополнительных в

тех случаях, когда истек срок для применения основного взыскания,

Таможенный кодекс РФ не устанавливает. Из этого следует, что

дополнительные взыскания могут быть применены и тогда, когда основное

взыскание в установленном порядке не было наложено».

Срок давности привлечения к административной ответственности в указанных

случаях установлен в два месяца. Моментом, с которого такой срок начинает

исчисляться, является день обнаружения правонарушения.

«Это правило представляется не случайным..., - отмечает В.Г. Драганов, -

... большинство нарушений таможенных правил являются длящимися, которые

непрерывно осуществляются в течение более или менее продолжительного

времени. Момент окончания таких правонарушений точно определить довольно

сложно - это правонарушение длится до тех пор, пока либо сам виновный не

явится в таможенный орган для осуществления соответствующих действий, либо

факт нарушения таможенных правил не будет обнаружен компетентным органом

или должностным лицом таможенного органа».

Ранее, Таможенный кодекс РФ (ст. 236) расширял перечень обстоятельств,

смягчающих ответственность за нарушения таможенных правил по сравнению с

административным законодательством (в настоящее время, ст. 4.2 КоАП РФ).

Такими обстоятельствами являются: активное способствование разрешению

дела; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в

силу материальной, служебной или иной зависимости.

К обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение таможенных

правил, относятся: продолжение противоправного поведения, несмотря на

требования должностного лица таможенного органа РФ прекратить его;

повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил;

совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим

контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому

отнесено к компетенции таможенных органов РФ; вовлечение

несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил; совершение

нарушения таможенных правил группой лиц; совершение нарушения таможенных

правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных

обстоятельствах; совершение нарушения таможенных правил в состоянии

опьянения.

Статья 291 ТК РФ ранее предусматривала перечень обстоятельств, исключающих

привлечение лиц к ответственности за отсутствие события НТП; отсутствие

состава правонарушения; недостижение физическим лицом к моменту совершения

правонарушения 16-тилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего

НТП; совершение противоправного действия физическим лицом в состоянии

крайней необходимости и необходимой обороны (сейчас, ст. 24.5 КоАП РФ);

совершение НТП юридическим лицом, а также лицом, занимающимся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,

вследствие непреодолимой силы; издание акта амнистии, если он устраняет

применение взыскания за НТП; отмена акта, устанавливающего ответственность

за НТП; истечение к моменту рассмотрения дела о НТП сроков наложения

взыскания на НТП; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого

к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного

в установленном порядке постановления о прекращении дела о НТП; наличие по

тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого

к ответственности за НТП; смерть физического лица, в отношении которого

было начато производство по делу о НТП. Однако ТК РФ не установил в

качестве основания, исключающего ответственность, прекращение деятельности

юридического лица (его ликвидацию).

КоАП РФ регламентирует границы (размеры) взысканий различных видов; в

санкции нормы, устанавливающей ответственность за отдельный вид нарушения

таможенных правил, предусматривает конкретный вид и размер взыскания.

В статье 234 Таможенного кодекса РФ были установлены следующие правила

действия законодательства об ответственности за административные

правонарушения в таможенной сфере:

— лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет ответственность на

основании законодательства, действующего во время совершения

правонарушения;

— акты, смягчающие или отменяющие ответственность за нарушение таможенных

правил, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения,

совершенные до издания этих актов;

— акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за нарушение

таможенных правил, обратной силы не имеют.

Под законодательством об ответственности за нарушение таможенных правил

следует понимать правовые нормы законодательных актов, предусматривающие

ответственность за совершение нарушений таможенных правил, а также

правовые нормы, регламентирующие общие положения ответственности за

нарушение таможенных правил (Приложение № 1).

На основе вышеизложенного, в числе общих принципов привлечения к

административной ответственности, в частности применения взысканий за

административные правонарушения, можно выделить: законность и

индивидуализация наказания.

Административные взыскания в таможенной сфере имеют ряд особенностей:

1. Перечень административных взысканий за нарушение таможенных правил

расширен за счет взыскания стоимости товаров и транспортных средств,

отзыва и аннулирования лицензии или квалификационного аттестата,

применения нескольких дополнительных способов исчисления штрафа за НТП.

Вместе с тем законодатель отказался от таких неэффективных в сфере

регулирования таможенно-правовых отношений видов административных

взысканий, как исправительные работы, административный арест и т.п. В

таможенном законодательстве применяется классификация мер административной

ответственности, подразделяющая их на основные и дополнительные. Правда, и

здесь имеются свои особенности. Так, в качестве основных мер взыскания

Таможенный кодекс РФ предусматривал - предупреждение и штраф;

дополнительных и основных конфискацию и взыскание стоимости товаров и

транспортных средств, а дополнительным видом взыскания является отзыв

лицензии или квалификационного аттестата (то есть лишение специального

права, которое в КоАП РФ предусмотрено в качестве основного вида

административного взыскания).

2. Административные взыскания налагаются строго в установленные сроки,

характерные только для административного и таможенного законодательства.

3. В отличие от норм административного законодательства перечень

обстоятельств, смягчающих административную ответственность за нарушение

таможенных правил, был значительно расширен. Вместе с тем ранее ст. 239

Таможенного кодекса РФ предоставляла право должностным лицам таможенных

органов, рассматривающим дело о нарушении таможенных правил, допускать

смягчение ответственности ниже низшего предела либо неприменения

дополнительного вида взыскания. На практике допускается одновременно

снижение основного и неприменение дополнительного взыскания.

4. Административные взыскания за нарушение таможенных правил налагаются с

учетом принципа самостоятельности дополнительного взыскания. Оно

применимо, даже если срок привлечения к основному пропущен.

Таким образом, административное взыскание в таможенной сфере - это

самостоятельный институт обособленной от административного

законодательства отрасли таможенного права, фактическим основанием

применения которого является нарушение таможенных правил.

Глава 2. Понятие и состав нарушения таможенных правил. Виды нарушений

таможенных правил

Одной из важнейших функций таможенных органов Российской Федерации в

настоящее время признается борьба с нарушениями таможенных правил (ст. 10

ТК РФ). Эта деятельность во все времена существования государства на Руси

имела особую значимость.

Поскольку нарушения таможенных правил по своей природе являются

административными, немаловажным в этой связи становится обращение к науке

административного права в целом.

Исторически сложилось два подхода в доктрине, а затем и в законодательстве

к пониманию административных правонарушений.

В конце XIX века значительно возросло количество административных актов,

нарушающих права индивидов. Поэтому наиболее развитые государства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.