рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основы административной ответственности в таможенной сфере. (курсовик)

вынуждены были признать себя ответственными за действия своей

администрации, даже если эти действия совершались в соответствии с

предоставленной ей компетенцией. Возникла необходимость законного и

обоснованного разрешения споров между представителями власти и гражданами.

Так в развитых государствах мира был образован институт административной

юстиции, как одно из важнейших средств контроля над деятельностью органов

власти со стороны общества. Подобное представление о сущности

административных деликтов и ответственности за их совершение легло в

основу построения административного законодательства Франции, ФРГ, Англии,

США.

Второй подход, который условно называют карательным, первоначально, до

возникновения административных правонарушений в собственном смысле,

доминировал в Германии в ХVШ-ХIХ вв. Проступки, за которые наступала

ответственность, назывались exkutivstrafen, позднее - полицейскими, или

фискальными, деликтами. Они представляли собой уголовные Проступки. Лица,

их совершившие несли уголовную ответственность. В целом, законодательством

Пруссии, а затем Германии закреплялось административное усмотрение на

уголовное принуждение. Таким образом, сложилось иное понимание

административных правонарушений - как неисполнение населением

административных предписаний государственной власти, либо совершение таких

действий, наказание за которые назначались в административном порядке.

Целью подобных взысканий было отнюдь не восстановление нарушенного права,

а наказание за ослушание. В настоящее время в Германии взыскания,

устанавливаемые в административном порядке, предназначаются для

обеспечения выполнения административных постановлений, а не для кары, и

применяются достаточно редко, поскольку карательные нормы содержатся в

основном в уголовном законодательстве.

В силу ряда причин именно «прусский» подход получил «второе рождение» в

нашем государстве в XIX веке и после 1917 года. Произошла трансформация

административных правонарушений в иное явление, обозначаемое прежним

термином. Из средства контроля над государственными органами со стороны

общества институт административных правонарушений, как, собственно и вся

отрасль административного права, превратился в «придаток» уголовного

права, обеспечивая контроль государства над обществом, охраняя

правопорядок угрозой наказания. Полицейское право играет важную роль и в

построении науки современного российского административного права.

Немаловажное значение должно принадлежать институту административной

юстиции, основанному на системе административных судов - «административной

ветви правосудия». Совершенно справедливо отмечают Ю.Н. Старилов и С.Ф.

Старилова, что «... Одним из основных недоразумений является то, что в

России как в правовом государстве, основанном на теории разделения

властей, не создано административное судопроизводство...».

Следует заметить, что, несмотря на многочисленные попытки демократизации

нашего общества, построения правового государства, мало, что изменилось в

сфере привлечения к административной ответственности, да и самом понимании

административного правонарушения. Так, например, анализируя последние

изменения и дополнения в административном законодательстве, В.Н. Ульянова

выделяет среди прочих такую его характеристику, как акцент «на

репрессивную, карательную функцию административной ответственности,

проявление определенного консерватизма в поисках нового взгляда на

ответственность». То же можно сказать и мерах административной

ответственности в регулировании таможенно-правовых отношений.

Глава 16 КоАП охватывает собой 22 статьи и посвящена административным

правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил).

В гл. 14 «Административные правонарушения, посягающие на установленный

порядок управления» КоАП выделялись две статьи аналогичной тематики: ст.

186 «Нарушение таможенных правил» и ст. 187 «Контрабанда». После принятия

18 июня 1993 г. Таможенного кодекса РФ указанные статьи на практике не

применялись, поскольку последний подробно урегулировал материальные и

процессуальные вопросы административной ответственности за нарушение

таможенных правил (ст. 249—288 ТК).

В связи с введением КоАП в действие ст. 249—288, 437—448 ТК,

предусматривавшие административную ответственность за нарушение таможенных

правил, а также за правонарушения, посягающие на нормальную деятельность

таможенных органов РФ, утратили силу.

Объектом таможенного правонарушения являются урегулированные нормами

таможенного законодательства общественные отношения. Они охраняются

административными мерами, предусмотренными нормами Таможенного кодекса РФ.

Фактически объектом нарушения таможенных правил являются все те нормы,

запреты, предписания, требования, которые установлены для участников

внешнеэкономической деятельности и нарушения которых влечет за собой

административную ответственность.

Разделяя общепринятую позицию о необходимости выделения среди объектов

общего объекта (совокупность общественных отношений, регулируемых

таможенным законодательством Российской Федерации), родового объекта

(группа однородных и взаимосвязанных между собой отношений, например,

группа взимания таможенных платежей) и непосредственного объекта нарушения

таможенные правил (конкретные товары и транспортные средства), в настоящем

исследовании остановимся на объекте как на структурном элементе состава

административного правонарушения в таможенной сфере.

Родовым объектом правонарушений, охватываемых главой, 16 КоАП РФ являются

общественные отношения, складывающиеся в области таможенного дела.

Таможенное дело в РФ составляют таможенная политика РФ, а также порядок и

условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных

средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный

контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование составляет

предмет исключительного ведения Российской Федерации. ТК относит

таможенное дело к ведению федеральных органов государственной власти.

Таможенная политика является составной частью внутренней и

внешней политики РФ.

Основными целями таможенной политики РФ являются:

— обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного

контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;

— участие в реализации торгово-политических задач по защите российского

рынка, стимулированию развития национальной экономики.

Под перемещением через таможенную границу РФ понимается совершение

действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории

товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в

международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного

транспорта и линий электропередачи.

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ,

территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория РФ включает также находящиеся в морской

исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и

сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в

отношении таможенного дела.

На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные

склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной

территории РФ, за исключением случаев, определяемых законодательными

актами РФ по таможенному делу.

Пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных

зон и свободных складов являются таможенной границей.

Видам таможенных платежей, порядку их исчисления и уплаты посвящены

отдельные разделы и статьи ТК, Закона РФ «О таможенном тарифе» (в ред. от

30 декабря 2001 г.) и других нормативных правовых актов.

При перемещении через таможенную границу Российской Федерации уплачиваются

следующие таможенные платежи:

— таможенная пошлина;

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и восстановление

действия лицензий;

— сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста таможенному

оформлению и возобновление действия аттестата;

— таможенные сборы за таможенное оформление;

— таможенные сборы за хранение товаров;

— таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

— плата за информирование и консультирование;

— плата за принятие предварительного решения;

— плата за участие в таможенных аукционах.

Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств перемещаемых

через таможенную границу, урегулирован, в частности разделом IV ТК. Так,

по общему правилу, таможенное оформление производится в определенных для

этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором

находится отправитель или получатель товаров либо их структурное

подразделение, и во время работы таможенного органа РФ, устанавливаемых

Государственным таможенным комитетом РФ.

Таможенный контроль как одна из составляющих таможенного дела проводится

должностными лицами таможенных органов РФ путем:

— проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

— таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного

досмотра как исключительной формы таможенного контроля);

— учета товаров и транспортных средств;

— устного опроса граждан и должностных лиц;

— проверки системы учета и отчетности;

— осмотра территорий и помещений складов временного хранения таможенных

складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов

беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и

транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо

осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные

органы РФ;

— в других формах, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

Для большинства правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП,

характерным является наличие предмета посягательства. В качестве такового

могут выступать: товары и (или) транспортные средства (ст. 16.1 —

незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через

таможенную границу РФ, ст. 16.2 — недекларирование либо недостоверное

декларирование товаров и (или) транспортных средств, ст. 16.8 — невывоз за

пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию

товаров и (или) транспортных средств, ст. 16.14 — нарушение порядка

помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения

сними операций и др.); иностранная валюта (ст. 16.17 — неисполнение

требований таможенного режима экспорта); таможенная декларация (ст. 16.2—

нарушение сроков представления таможенной декларации).

Понятие «товары» определено в ст. 18 ТК. Под ним понимается любое движимое

имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая,

иные виды энергии и транспортные средства, используемые в качестве товара.

Указанная статья определяет также понятие «транспортные средства». Это

любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и

товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном

регулировании и валютном контроле» (в ред. от 30 декабря 2001 г.)

иностранной валютой являются:

— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся

в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем

иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или

изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

— средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и в

международных денежных или расчетных единицах.

Таможенная декларация — это установленной формы документ, в котором

заявляются точные сведения о товарах и транспортных средствах, об их

таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей.

Объективная сторона НТП. «Объективное проявление противоправного деяния

возможно лишь в двух формах: действии, нарушающем прямой запрет, и

бездействии, нарушающем правовые предписания».

Признаки объективной стороны правонарушения наиболее глубоко исследованы в

научной литературе уголовно-правовой направленности. Характеризуя признаки

объективной стороны преступных деяний, ученые - представители уголовного

права предлагают три наиболее значимых аспекта: 1) внешнюю сторону

человеческого поведения, объективированного вовне; 2) общественно опасное,

противоправное поведение; 3) вредные последствия деяния или возможность

(угрозу) их наступления, создание общественно опасной обстановки.

Анализ действующего административного законодательства, правовых норм

позволяет ученым - административистам выделить в объективной стороне

административного правонарушения такие основополагающие признаки, как:

противоправность деяния (действия или бездействия); противоправный

результат (вред, ущерб материального или нематериального характера);

прямую причинную связь между противоправным деянием и результатом.

Объективная сторона правонарушений в области таможенного дела (НТП)

выражается, как правило, в совершении действий. Отдельные правонарушения

могут быть совершены в форме бездействия (ч. 1 ст. 16.2 недекларирование

либо недостоверное декларирование товаров и (или транспортных средств, ст.

16.4 — неуведомление при ввозе товаров (или) транспортных средств о

пересечении таможенной границы; ст. 16.6 — непринятие мер в случае аварии

или действия непреодолимой силы, ст. 16.16 — непринятие мер по таможенному

оформлен или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (и

транспортных средств, ч. 1 ст. 16.17—неисполнение требований таможенного

режима экспорта, ч. 1 ст. 16.18 КоАП — невывоз за пределы таможенной

территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и (или)

транспортных средств).

Диспозиции некоторых статей содержат несколько самостоятельных составов

правонарушений, объективная сторона которых выражает как в форме действий,

так и в форме бездействия. Таковыми, например, являются диспозиции ч. 1

ст. 16.9 — выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо

недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или

документов на них, ст. 16.15 — непредоставление в таможенный орган

отчетности и несоблюдение порядка ведения учета.

С точки зрения законодательной конструкции анализируемые прав нарушения

имеют формальный состав. Административная ответственность наступает за сам

факт совершенного деяния независимо от наступления каких-либо вредных

последствий.

В КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушения порядка

перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу

РФ: ст. 16.1 (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств

через таможенную границу РФ), 16.3 (перемещение товаров и (или)

транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов

РФ и других запретов и ограничений), ст. 16.7 (несоблюдение правил

перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ), ст. 16.17

(неисполнение требований таможенного режима экспорта), ст. 16.18 (невывоз

за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию

товаров и (или) транспортных средств), ст. 16.19 (неправомерные действия с

помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или)

транспортными средствами).

Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из РФ

товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении

внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном ТК.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке,

предусмотренном указанным кодексом.

ТК в целях таможенного регулирования установил следующие виды таможенных

режимов товаров и транспортных средств:

— выпуск для свободного обращения;

— реимпорт;

— транзит;

— таможенный склад;

— магазин беспошлинной торговли;

— переработка на таможенной территории;

— переработка под таможенным контролем;

— временный ввоз (вывоз);

— свободная таможенная зона;

— свободный склад;

— переработка вне таможенной территории;

— экспорт;

— реэкспорт;

— уничтожение;

— отказ в пользу государства.

Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ

допускается в местах, определяемых таможенными органа РФ, и во время их

работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов РФ товары и

транспортные средства могут пересекать таможенную границу РФ по

согласованию с таможенным органом РФ.

Перевозчик, перемещающий транспортные средства через таможенную границу РФ

в качестве товара, а также перевозчик, следующий на транспортном средстве

через таможенную границу РФ, обязан останавливаться в местах, определяемых

таможенными органами РФ. При не соблюдении этого требования таможенные

органы РФ вправе осуществлять принудительную остановку транспортных

средств с помощью имеющихся у них на вооружении специальных средств и

огнестрельное оружия (ст. 425, 427 ТК). Отправление транспортных средств

из мест их стоянки производится только с разрешения таможенного органа РФ.

Группа статей гл. 16 КоАП посвящена административной ответственности за

нарушения порядка таможенного контроля — ст. 16.5 (нарушение режима зоны

таможенного контроля), ст. 16.8 (причаливание к находящимся под таможенным

контролем судну или другим плавучим средствам), ст. 16.9 (выдача без

разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный

органов товаров, транспортных средств или документов на них), ст. 16.11

(уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации),

ст. 16.15 (непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение

порядка ведения учета).

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства,

перемещаемые через таможенную границу РФ, за исключением случаев,

предусмотренных ТК. Например, освобождаются от таможенного досмотра, как

одной из форм таможенного контроля, иностранные военные корабли (суда),

боевые и военно-транспортные воздушные суда

и военная техника, следующая своим ходом.

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с

момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным

режимом. Моментом начала таможенного контроля и его завершения являются

сроки, установленные ст. 192 ТК.

Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности,

перемещение товаров, транспортных средств через границы зон таможенного

контроля и в их пределах допускаются только с разрешения таможенных

органов РФ и под их контролем.

Под зоной таможенного контроля понимается специально выделенная и

обозначенная часть таможенной территории РФ, создаваемая в целях

осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного

законодательства РФ.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы РФ,

в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов РФ и иных

местах.

В обязательном порядке зоны таможенного контроля должны создаваться в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.