рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основы административной ответственности в таможенной сфере. (курсовик)

2. В процентном отношении стоимости товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Под

стоимостью таких товаров и транспортных средств понимается их свободная

(рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.

Необходимо отметить, что определение рыночной (свободной) стоимости

товаров и транспортных средств осуществляется во время производства по

делу о нарушении таможенных правил. Существует несколько правил

определения такой стоимости. Они закреплены в соответствующих нормативных

актах Государственного таможенного комитета Российской Федерации и могут

быть сведены к следующему:

а) определяется именно рыночная (свободная) цена товаров и транспортных

средств, под которой понимается денежная сумма, за которую подобный товар

может быть продан в розничной торговле в условиях свободной конкуренции в

регионе деятельности таможенного органа, в производстве которого находится

дело о нарушении таможенных правил. Классической ошибкой, которую

допускают в данном случае таможенные органы, является определение

свободной (рыночной) стоимости товаров или транспортных средств на основе

их фактурной стоимости, рассчитывающейся по курсу иностранной валюты,

установленному Банком России на день обнаружения нарушения таможенных

правил. Фактурная стоимость определяется только в строго оговоренных ГТК

РФ случаях.

Во-первых, если с момента совершения правонарушения и до момента его

обнаружения прошел период времени, не дающий основания предполагать о

существенных изменениях стоимостных характеристик товаров за этот

промежуток времени. При этом максимальные границы такого временного

промежутка не определены. Не установлено также, что же является

существенным изменением стоимостных характеристик товара. Естественно,

такой подход лишь усугубляет сложность определения рыночной стоимости

товара. Тем более не понятно, зачем в качестве периода расчета штрафа на

основе фактурной стоимости взят именно такой промежуток времени. Обычно со

времени заключения внешнеторгового соглашения, в соответствии с которым,

товар перемещается через таможенную границу РФ и где учитывалась фактурная

стоимость товара, до момента совершения правонарушения, нередко проходит

больший промежуток времени, чем с момента совершения нарушения таможенных

правил до его обнаружения.

Во-вторых, на основании фактурной стоимости может быть определена

свободная (рыночная) цена товаров, помещенных под таможенный режим

экспорта и вывезенных с таможенной территории РФ, при соблюдении особых

условий, определенных ГТК РФ (например, договор, в соответствии с которым,

товары были вывезены, к моменту совершения правонарушения не утратил силу;

цена товара определена в договоре или приложениях к нему и пр.);

б) свободная (рыночная) цена товаров и транспортных средств должна быть

определена на день обнаружения нарушения таможенных правил, то есть день,

когда должностному лицу таможенного органа стали реально известны данные,

указывающие на признаки совершения правонарушения;

в) определяется свободная (рыночная) цена товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а в

случае отсутствия таковых - по товарам максимально приближенным к ним по

своим характеристикам;

г) определение рыночной стоимости товаров и транспортных средств

производиться на основе официальных данных, получаемых таможенными

органами путем запросов в компетентные органы.

Применительно к стоимости товаров и транспортных средств максимальный

размер штрафа устанавливается в размере до 300% стоимости (ст. 277 ТК РФ),

а минимальный - от 2 до 10% стоимости товаров и транспортных средств.

На наш взгляд, необходимо внести четкое определение свободной (рыночной)

цены в Таможенный кодекс РФ, поскольку именно она является базой для

исчисления штрафных санкций по второму варианту порядка исчисления. В

определении свободной (рыночной) цены должны содержаться все основные

принципы ее исчисления, указанные выше. На практике должностные лица

таможенных органов должны производить определение свободной (рыночной)

цены на основе официальной информации, доступной всем субъектам

таможенно-правовых отношений.

Кроме того, практика работы таможенных органов показывает, что размер

штрафа, исчисляемый исходя из стоимости товаров и транспортных средств,

слишком велик. Зачастую это ведет не только к невозможности его выплаты

субъектами правонарушения, но и к вынужденному банкротству, ликвидации

юридических лиц. Вследствие этого предлагаем внести в статьи Таможенного

кодекса РФ, содержащие в качестве мер взыскания штраф, исчисляемый данным

способом, изменения: максимальный размер штрафа не должен превышать 100%

стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными

объектами нарушения таможенных правил.

3. Следующий вариант порядка исчисления штрафа - кратно к сумме

неуплаченных таможенных платежей, а также исходя их стоимости указанных в

санкции нормы требуемых, полученных или невозвращенных возмещений.

Под суммой неуплаченных таможенных платежей понимается та сумма, что

подлежит уплате на день совершения правонарушения, а в случае если такой

день невозможно установить - на момент обнаружения нарушения таможенных

правил.

Авторы некоторых научных изданий называют еще один - четвертый способ

исчисления штрафа, используемый только в ранее действовавших двух статьях

Таможенного кодекса РФ. Так, ст. 268 ТК РФ (Нарушение порядка переработки

товаров) предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 100%

стоимости товаров, предназначенных для переработки, ст. 272 ТК РФ

(Нарушение порядка уничтожения товаров) - стоимости товаров, подлежащих

уничтожению. При этом, как справедливо указывают авторы учебного пособия

«Ответственность за нарушения таможенных правил», и в самих статьях, и в

тексте Таможенного кодекса РФ отсутствуют какие-либо оговорки о том, что

такие товары являются непосредственными объектами правонарушения. Более

того. Таможенный кодекс РФ даже не устанавливает, что же понимается под

стоимостью товаров, а также момент, на который такая стоимость должна

рассчитываться. Исходя их смысла таможенного законодательства,

указывается, что под стоимостью товаров, предназначенных для переработки,

и товаров, подлежащих уничтожению, следует понимать их рыночную

(свободную) стоимость на день обнаружения правонарушения, независимо от

того, было ли допущено несоблюдение требования таможенного

законодательства в отношении всех товаров, помещенных под эти режимы, или

только их части.

Штраф является основным видом взыскания. Он не может применяться в

качестве замены других видов взысканий. Большинство санкций деликтных

таможенно-правовых норм предусматривает сочетание штрафа с дополнительными

взысканиями (например, с конфискацией товаров и транспортных средств,

являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или с

взысканием стоимости товаров и транспортных средств).

О наложении штрафа таможенный орган, рассматривающий дело о нарушении

таможенных правил, выносит постановление.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств - новый для

законодательства об административной ответственности вид взыскания,

характерный только для таможенного законодательства. Он применяется в

отношении товаров и транспортных средств - непосредственных объектов

нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально

изготовленными тайниками, использованных для перемещения через таможенную

границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами

нарушения таможенных правил.

Данный вид административного взыскания, предусмотренный за нарушение

таможенных правил, может применяться как в качестве основного, так и в

качестве дополнительного вида взыскания (ст. 16.1 КоАП РФ, ранее 245 ТК

РФ). Согласно нормам таможенного законодательства, под ним понимается

принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную)

цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения

правонарушения.

Согласно административному законодательству при невозможности конфискации

товаров и транспортных средств в указанных случаях в процессе исполнения

постановления таможенного органа с лиц, совершивших нарушение таможенных

правил, взыскивается стоимость указанных товаров и транспортных средств.

Считается, что в таких случаях речь идет не о замене одной меры взыскания

другой, а об эквивалентной компенсации реальной стоимости подлежавших

конфискации предметов и транспортных средств.

Выше нами уже было отмечено, что в таможенном законодательстве действует

правило: в случае пропуска срока давности наложения основного вида

взыскания, дополнительное подлежит применению. Таким образом, в случае

применения взыскания стоимости товаров и транспортных средств, в качестве

дополнительного вида взыскания с пропуском срока по основному (что часто

происходит по вине должностных лиц таможенных органов), ущемляются права

лиц, привлекаемых к ответственности за НТП. На это обстоятельство

указывает и ГТК России. В отличие от штрафа, также являющегося

имущественной мерой административной ответственности за таможенные

правонарушения, взыскание стоимости товаров и транспортных средств

является неделимым и не может быть применено в процентном отношении к

стоимости товаров и транспортных средств. В данном случае лицо, подлежащее

ответственности за совершенное правонарушение утрачивает право на

смягчение ответственности, кроме того, размер данного вида взыскания

достаточно велик, а если учесть еще и принцип «непоглощения» более строгим

взысканием менее строгого при совершении нескольких НТП, то размеры

подобных санкций становятся запредельными.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата - новый и в то же время

хорошо знакомый для законодательства об административных правонарушениях

вид взыскания. Дело в том, что административному законодательству известен

такой вид взыскания, как лишение специального права. Следует согласиться с

мнением И.В. Орлова, который в своем диссертационном исследовании

отмечает: «Лицензия, квалификационный аттестат предоставляют право

заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права.

Поэтому названная мера - это лишение специального права».

Следует также заметить, что действие Федерального закона РФ «О

лицензировании отдельных видов деятельности» на сферу таможенно-правовых

отношений не распространяется. Поэтому таможенные органы в лице

Государственного таможенного комитета России самостоятельно либо совместно

с Правительством РФ устанавливают перечень видов внешнеэкономической

деятельности, на которые полагается лицензия, выдаваемая таможенными

органами.

Одной из главных особенностей отзыва и аннулирования лицензии

(квалификационного аттестата) как лишения специального права является то,

что данный вид взыскания относится к длящимся. «Период отбывания длящегося

наказания используется с целью воспитательного воздействия на

правонарушителя».

Таможенные органы вправе выдавать лицензии на учреждение таможенного

склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, склада

ременного хранения, таможенного перевозчика, а также квалификационные

аттестаты специалистов по таможенному оформлению.

Действие лицензии и квалификационного аттестата может быть аннулировано,

отозвано либо приостановлено. Следует заметить, что ни Таможенный кодекс

РФ, ни специальные нормативные акты, содержащие порядок предоставления

лицензий, квалификационных аттестатов не содержат определения понятий

«аннулирование», «отзыв», «приостановление», а лишь указывают на случаи их

применения. В Таблице № 1 указаны основные различия в порядке применения

этих мер принуждения.

Таблица 1.

Порядок применения аннулирования, отзыва и приостановления действия

лицензии, квалификационного аттестата

+-------------------------------------------------------------------------------------+

| |Орган, | | |Срок повторного |

|Вид меры |применяющий |Акт Применения|Срок действия |обращения для |

|принуждения |меру | |меры |возобновления |

| |принуждения | | |действия |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

| |Таможенный |Приказ | | |

| |орган в лице |начальника ГТК| |От 1 до 2-х лет в |

|Аннулирование |ГТК РФ, |РФ или решение|Со дня выдачи |зависимости от вида |

|лицензии |регионального|ГТК, РТУ об | |деятельности |

| |таможенного |аннулировании | | |

| |управления | | | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

|Аннулирование |Таможенный | | |Через 6 месяцев со |

|квалификационного |орган в лице |-______- |-_______- |дня аннулирования |

|аттестата |ГТК РФ, РТУ | | | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

| |Начальник | |Со дня принятия|От 1 до 2-х лет в |

| |(заместитель | |решения об |зависимости от вида |

| |начальника) |Решение или |отзыве, а при |деятельности; при |

|Отзыв лицензии, |таможенного |постановление |отзыве как меры|отзыве квалиф-го |

|квалиф-го аттестата|органа или |по делу о НТП |взыскания -со |аттестата -через 6 |

| |вышестоящий | |дня обращения |месяцев со дня |

| |таможенный | |постановления |отзыва |

| |орган | |по делу о НТП | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

| | |Приказ | | |

| | |начальника | | |

| |ГТК РФ, |таможенного | |Действие лицензии |

|Приостановление |начальник |органа или |До 3 месяцев |возобновляется по |

|лицензии |таможенного |распоряжения | |истечении срока или |

| |органа |зам. | |досрочно |

| | |Председателя | | |

| | |ГТК РФ | | |

|-------------------+-------------+--------------+---------------+--------------------|

|Приостановление |Региональное |Приказ | |По истечении срока |

|квалиф-го аттестата|таможенное |начальника РТУ|До 2 месяцев |приостановления или |

| |управление | | |досрочно |

+-------------------------------------------------------------------------------------+

Решение об аннулировании лицензии, квалификационного аттестата в качестве

вида взыскания оформляется в форме приказа начальника таможенного органа в

случае, если она не могла быть выдана заявителю на основании существующего

порядка либо была выдана на основе недостоверной либо неполной информации

заявителя, имеющей существенное значение для принятия решения о выдаче.

Отзыв состоит в лишении нарушителя прав заниматься определенной

деятельностью, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом,

до истечения срока их действия.

Так, например, согласно ст. 158 ТК РФ лицензия, выданная таможенному

брокеру, может быть отозвана в случаях: неоднократного невыполнения

обязанностей таможенного брокера; неоднократного совершения

правонарушений, предусмотренных Таможенным кодексом РФ; причинения

неправомерного существенного ущерба предоставляемому лицу, в том числе

путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую,

банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную

информацию, что установлено судом; признания таможенного брокера

несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности; нарушения

норм налогового законодательства и т.п.

Повторное заявление о выдаче лицензии на учреждение таможенного склада,

магазина беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве

таможенного брокера, может быть рассмотрено по истечении двух лет (на

учреждение склада временного хранения и на осуществление деятельности в

качестве таможенного перевозчика - по истечении одного года) со дня

вынесения решения об аннулировании или отзыве лицензии при условии

устранения причин, послуживших основание для аннулирования или отзыва.

Действие лицензии на учреждение таможенного склада, на учреждение магазина

беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве

таможенного брокера и перевозчика может быть приостановлено на срок до

трех месяцев, при наличии достаточных оснований полагать, что их владельцы

злоупотребляют своими правами.

Действие квалификационного аттестата может быть приостановлено при наличии

достаточных оснований для сомнения в добросовестности осуществления

специалистом по таможенному оформлению своих обязанностей. Кроме того,

квалификационный аттестат может быть признан недействительным. Например, в

случае признания таможенного брокера несостоятельным либо объявления им о

своей несостоятельности, квалификационные аттестаты его специалистов

автоматически признаются недействительными: По решению суда специалист по

таможенному оформлению может быть лишен своего аттестата.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата является дополнительным

взысканием, то есть не может применяться самостоятельно, а налагается

только в сочетании с основным взысканием (в частности, со штрафом) и

применяется, как правило, по усмотрению таможенного органа,

рассматривающего дело о нарушении таможенных правил.

Административное предупреждение не относиться к числу мер административной

ответственности. Именно по этой причине в таможенно-правовой сфере

законодатель разделяет понятия «приостановление» и «отзыв». Последний

является мерой административного взыскания. Это главное отличие.

Приостановление действия лицензии или квалификационного аттестата

происходит при наличии у таможенного органа, предоставившего право

осуществлять лицензируемую деятельность, достаточных оснований полагать,

что лицензиат злоупотребляет своими правами и полномочиями (по всей

видимости, злоупотребление - это не только поведение лица, выходящее за

рамки правоотношений, урегулированных лицензией, но и совершение

правонарушений). Действие лицензии приостанавливается для выяснения точных

обстоятельств: было ли совершено правонарушение или нет. То есть

приостановление выступает в данном случае в качестве процессуальной меры

обеспечительного характера, а также меры пресечения. За конкретный вид

правонарушения (что выясняется в ходе производства по делу о НТП или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.