рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ядерные ракеты средней и межконтинентальной дальности

осуществлялся продуктами сгорания основных компонентов топлива. На каждой

ступени, для уменьшения гарантийных запасов топлива, устанавливалась своя

система одновременного опорожнения баков.

Еще в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления

отказались. Инерциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы.

Это позволило значительно снизить затраты на развертывание БРК. Элементы

системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй

ступенях.

Р-36 могла оснащаться двумя типами головных частей: моноблочной

термоядерной головной частью с одним из двух возможных зарядов мощностью 18

Мт или 25 Мт и разделяющейся типа с простым разбросом боевых блоков.

Сочетание мощного заряда с довольно высокой точностью попадания (КВО -1300

м) и надежным комплексом средств преодоления системы ПРО гарантировало

выполнение боевой задачи.

Пуск ракеты проводился автоматически из ШПУ типа после получения

пусковой команды с командного пункта. Ракета хранилась в заправленном

состоянии в течение нескольких лет. В верхней части стартового сооружения

размещались источники электроснабжения, аппаратура технологических и

технических систем, обеспечивавшая дистанционные контроль технического

состояния систем ракеты и проведение операций по подготовке к пуску и пуск

ракеты. Время подготовки и проведение дистанционного пуска МБР Р-36

составляло 5 минут.

БРК с шестью пусковыми установками МБР Р-36 обладал уникальными

боевыми возможностями и значительно превосходил американский РК

аналогичного назначения с ракетой , прежде всего по мощности

термоядерного заряда, точности стрельбы и защищенности. Его появление

произвело большое впечатление на зарубежных специалистов.

Кроме Р-36 в конце 60-х на боевое дежурство в ограниченном количестве

была поставлена ее модификация Р-36орб, отличавшаяся способом наведения

головной части на выбранную цель. Всего до 1972 года включительно было

развернуто 288 ШПУ для ракет этого типа. Р-36 стояла на боевом дежурстве до

конца семидесятых годов, после чего была заменена на более совершенную

ракету.

Межконтинентальная баллистическая ракета УР-100.

Первой поступившей на оснащение РВСН МБР второго поколения стала

ракета УР-100, разработанная под руководством академика В.Н. Челомея.

Задание на разработку ампулизированной ракеты, пригодной для

крупносерийной постройки, было выдано постановлением Правительства от 30

марта 1963 года. Кроме головного ОКБ-52 привлекалось значительное число

смежных организаций, что позволило отработать все системы создаваемого

ракетного комплекса в короткие сроки. Весной 1965 года на полигоне Байконур

начались летные испытания ракеты. 19 апреля состоялся пуск с наземной

пусковой установки, а 17 июля - первый пуск из шахты. Первая серия

испытаний показала недоведенность двигательной установки и системы

управления. Однако устранение этих недостатков много времени не заняло. 27

октября 1966 года всю программу испытаний удалось успешно завершить. 24

ноября этого же года БРК с ракетой УР-100 был принят на вооружение РВСН. В

этот день три первых ракетных полка были развернуты в Красноярске, Бершети

и Дровяной.

УР-100 была выполнена по схеме с последовательным разделением

ступеней и плотной компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из

первой и второй ступеней и головной части. Разделение ступеней ракеты

осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на

хвостовом отсеке первой ступени.

Первая ступень включала в себя корпус, маршевую двигательную

установку, пневмогидравлическую систему, систему опорожнения баков и

приборы системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял

из трех отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек

представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака

горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем.

Двигательная установка первой ступени, размещенная в хвостовом отсеке,

состояла из четырех маршевых ЖРД с поворотными камерами сгорания,

выполненных по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камерах

сгорания. Двигатели имели высокий удельный импульс тяги, что позволило

ограничить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на земле

составила 74 т. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся в

одной плоскости гидравлическим рулевым приводом.

Вторая ступень по конструкции аналогична первой, но меньших размеров.

Ее корпус состоял из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней

устанавливали маршевый однокамерный ЖРД и четырехкамерный рулевой ракетный

двигатель. Они развивали тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно. В

качестве компонентов топлива применялись самовоспламеняющиеся при взаимном

контакте азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин.

Все топливные баки имели наддув. Перед стартом они наддувались сжатым

азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке,

а в полете - продуктами газогенерации.

На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления,

обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в

соответствии с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала

автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный

непрерывный и периодический контроль состояния ракеты с пункта управления

боевым ракетным комплексом. В ее состав входили устройства установленные

как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке. КВО при

стрельбе составило 1400 м.

В качестве боевого оснащения использовалась моноблочная головная часть

с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Большим достоинством было то, что

ракета ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном

транспортно-пусковом контейнере, в котором она транспортировалась,

хранилась в шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в

постоянной готовности к пуску и из которого она стартовала. Применение

мембранных клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами

от ракетных двигателей, позволило держать ракету постоянно заправленной в

течение многих лет.

Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного

комплекса, а также предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно

по командам с командного пункта полка. Все его 10 ШПУ былиразнесены на

дальность, обеспечивавшую непоражение одним ядерным зарядом противника двух

соседних стартовых позиций (так называемые - ). Для

своего времени БРК с МБР УР-100 был лучшим по своим боевым и

эксплуатационным характеристикам в своем классе жидкостных ракет и что

самое главное - пригодным для массового развертывания. К концу 1971 года

было поставлено на боевое дежурство 940 ШПУ с ракетами этого типа.

Однако успехи в области создания систем управления позволили

модернизировать ракету. 23 июля 1969 на полигоне Байконур начались летные

испытания МБР УР-100М УТТХ, имевшей более совершенную систему управления с

расширенными возможностями по переприцеливанию ракеты, новую облегченную

головную часть с повышенной надежностью и комплекс средств преодоления

систем ПРО. Были модернизированы ряд систем ракетного комплекса, что

улучшило эксплуатационные характеристики. С марта 1970 года эти ракеты

стали поступать в строевые части.

В 1971 году на вооружение принимается новая модификация ракеты,

получившая обозначение УР-100К. Она превосходила своих предшественниц по

точности стрельбы, надежности и эксплуатационным характеристикам. Были

доработаны двигательные установки обеих ступеней. Повышен ресурс работы

ЖРД, а также их надежность. Длина топливного отсека первой ступени

увеличилась. Масса полезной нагрузки возросла на 60 %.

Система управления на этой ракете позволяла дистанционно выбрать с

командного пункта полетное задание для стрельбы и ввести данные в бортовые

устройства. За счет применения режима форсированного разгона гироблоков

удалось сократить время технической готовности ракеты к пуску.

Для начала 70-х годов УР-100К имела высокие боевые характеристики. Она

могла нести или моноблочную головную часть термоядерным

зарядом. Дальность полета составила 12000 км (больше чем у ), а

КВО - 1100 м. Высокая надежность предопределила долгий срок эксплуатации

этого БРК. Последние ракеты этого типа были сняты с боевого дежурства в

конце 1994 года. 16 июня 1971 года с Байконура в первый полет стартовала

последняя ракета из этого семейства, получившая обозначение УР-100У. Она

была оснащена головной частью с тремя боевыми блоками рассеивающегося типа.

Каждый блок содержал ядерный заряд мощностью 350 кт. Дальность полета хотя

и сократилась до 10500 км, но теперь ракета могла эффективно поражать

крупные площадные цели. В конце 1973 года первый ракетный полк с этими

ракетами заступил на боевое дежурство. После появления ракет с РГЧ типа

УР-100У уступили им свое место.

В середине 70-х годов был проведен комплекс работ по повышению

защищенности шахтных пусковых установок и ракет установленных в них.

Модернизации подвергся и транспортно-пусковой контейнер. Его конструкция

стала более рациональной и удобной, что позволило облегчить обслуживание

ракеты и сократить в три раза время регламентных работ. Улучшилась система

внутренней амортизации. Установка новой аппаратуры контроля дала

возможность полностью автоматизировать цикл проверок технического состояния

ракет и систем пусковых установок. В результате выполнения всех работ

защищенность сооружений ракетного комплекса повысилась на порядок.

Следует отметить, что при последовательной модернизации ракет и

комплекса в целом широко использовались ранее разработанные и установленные

конструкции, агрегаты системы и узлы. Это позволило добиться значительной

экономии финансовых и материальных ресурсов государств.

Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2.

Последней из советских ракет второго поколения, поступившей на

вооружение, стала первая боевая твердотопливная МБР РТ-2. Еще задолго до

этого, в 1959 году, в конструкторском бюро С.П. Королева началась

разработка экспериментальной ракеты РТ-1 с двигателями на твердом топливе.

По поводу ее создания развернулась дискуссия между сторонниками и

противниками этого проекта. В то время советская технология создания

больших смесевых топливных зарядов только зарождалась и, естественно, были

сомнения в конечном успехе. Слишком все было ново. К тому же было ясно, что

эта ракета не сможет нести тяжелую головную часть. Решение на создание

твердотопливной МБР все же было приняли. Не последнюю роль в этом сыграли

известия из США о начале испытаний ракет . 4 апреля 1961 года

вышло в свет постановление Правительства, в котором КБ Королева назначалось

головным по созданию принципиально нового БРК стационарного типа с

межконтинентальной ракетой на твердом топливе, оснащенной моноблочной

головной частью. Для испытаний ракет и реализации ряда других программ 2

января 1963 года, на базе объекта , создается новый испытательный

полигон Плесецк.

В процессе создания ракетного комплекса пришлось решать сложные научно-

технические и производственные проблемы. Так были разработаны смесевые

твердые топлива, крупногабаритные заряды для двигателей, освоена уникальная

технология их промышленного изготовления. Создана принципиально новая

система управления. Был разработан новый тип пусковой установки,

обеспечивавший старт ракеты при помощи маршевого двигателя из глухого

пускового стакана.

Первый пуск ракеты РТ-2 состоялся 4 ноября 1966 года. Испытания

проводились на полигоне Плесецк. На выполнение всей программы испытаний

потребовалось два года. 18 декабря 1968 года ракетный комплекс с этой

ракетой был принят на вооружение РВСН. Первый ракетный полк (г. Йошкар-Ола)

приступил к несению боевого дежурства 8 декабря 1971 года. Надо сказать,

что на то время это был уникальный комплекс по своим эксплутационным и

эргономическим характеристикам.

Ракета РТ-2 имела три маршевые ступени. Для их стыковки между собой

применили соединительные отсеки ферменной конструкции, позволявшие свободно

выходить газам от работающих двигателей при разделении ступеней.

Между третьей ступенью ракеты и головной частью располагались приборный

отсек и переходник, предназначенный для крепления ГЧ. Все РДТТ были

выполнены в разных диаметрах. Сделано это было для достижения заданной

дальности полета. Все сопловые блоки ракетных двигателей имели по четыре

разрезных управляющих сопел.

Маршевые двигательные установки РДТТ первой и второй имели одинаковую

конструктивную схему и состояли из стальных цилиндрических корпусов с

эллиптическими задними и передними днищами. На передних днищах размещались

воспламенители зарядов твердого топлива. Заряды РДТТ зготовлялись из

смесевого топлива на основе бутилкаучука и перхлората аммония с добавлением

порошкообразного алюминия. Сопловые блоки, рулевые приводы и часть приборов

системы управления размещались в хвостовых отсеках ступеней, имевших форму

усеченного конуса. Для повышения устойчивости ракеты на начальном этапе

полета, на хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре

решетчатых стабилизатора.

Третья ступень по компоновочной схеме была аналогична первым двум, но

имела отличия в конструкции корпуса и заряда РДТТ, хвостового отсека. Кроме

того двигатель этой ступени имел устройства отсечки тяги.

На ракете устанавливалась инерциальная система управления,

осуществлявшая управление полетом ракеты с момента пуска и до перехода к

неуправляемому полету головной части. В системе управления были применены

счетно-решающие приборы. Большая часть устройств СУ размещалась в приборном

отсеке. Точность стрельбы все-таки следует признать невысокой (КВО - 1800

м).

РТ-2 несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью

0,6 Мт. Эта ракета была первой МБР на твердом топливе, принятой на

вооружение РВСН, и являлась по сути переходной от ракет второго к третьему

поколению.

Ракеты размещались в ШПУ типа . Контроль технического состояния и

пуск проводились по командам с командного пункта БРК дистанционно, в состав

которого входили 10 пусковых установок. Важными особенностями этого

комплекса явились простота эксплуатации, высокая техническая готовность

ракет, сравнительно небольшое количество обслуживающих агрегатов и

отсутствие средств заправки. На командном пункте для боевых расчетов,

несущих дежурство, были созданы довольно комфортные условия с учетом

последних требований эргономики.

В тоже время МБР РТ-2 существенно уступала по ряду параметров советской

УР-100 и американской , созданных приблизительно в те же годы.

Это сказалось на развертывание этих ракет. В составе РВСН на боевом

дежурстве стояло всего 60 ракет РТ-2.

Скромные тактико-технические характеристики ракеты предопределили

необходимость ее модернизации. 16 января 1970 года на полигоне Плесецк

состоялся первый испытательный пуск модифицированной ракеты. Она отличалась

от своей предшественницы более совершенной системой управления, головной

частью, мощность заряда которой составила 750 кт, улучшенными

эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью РДТТ. Точность

стрельбы несколько возросла. Ракета была оснащена комплексом преодоления

систем противоракетной обороны.

28 декабря 1972 года на вооружение был принят БРК с ракетой РТ-2П с

улучшенными тактико-техническими характеристиками. Началось перевооружение

развернутых ракетных полков новыми ракетами. Всего было развернуто 60

пусковых установок. К моменту подписания в 1991году Договора СНВ-1 на

боевом дежурстве находилось 40 РТ-2П. До конца 1994 года все они были сняты

с дежурства и ликвидированы.

Межконтинентальная баллистическая ракета МР-УР-100.

Данная ракета класса проектировалась в КБ В.Ф. Уткина,

заменившего М.К. Янгеля, с учетом возможности размещения в старых шахтах

межконтинентальных ракет УР-1000 с моноблочной ГЧ, снимаемых с вооружения,

что позволяло получить экономию денежных средств. Но в тоже время по

техническим условиям ШПУ требовалось модернизировать. Ограничения по

геометрическим размерам и срокам разработки наложили свой отпечаток на

конечный результат. Часть первоначальных проектных решений так и остались

не реализованными.

Летные испытания ракеты проводились на полигоне Байконур. Первый пуск

состоялся 26 декабря 1972 года. Программу испытаний удалось завершить в

установленные сроки, но вопрос о принятии на вооружение нового ракетного

комплекса с МБР МР-УР-100 в воздухе. Дело в том, что практически

параллельно велись испытания заметно превосходившего его по боевым и

эксплуатационным характеристикам ракетного комплекса с МБР такого же класса

УР-100Н. Руководство РВСН полагало нецелесообразным принимать на вооружение

две ракеты одного класса, справедливо считая это лишней тратой денег.

Однако руководство промышленности смогло добиться у первых лиц государства

нужного для себя решения о постановке на боевое дежурство сразу двух

ракетных комплексов.

6 мая 1975 года в г. Бологое на дежурство был поставлен первый

ракетный полк, вооруженный ракетным комплексом с МР УР-100. Единственное,

что командованию РВСН удалось сделать в этой ситуации, так это ограничить

число развертываемых ракет этого типа 150 единицами.

Ракета МР УР-100 выполнена двухступенчатой по схеме , с

двигателями на жидком топливе. Ступени соединялись между собой посредством

соединительного отсека, конструктивно входившего в состав корпуса первой

ступени. Топливный отсек первой ступени включал в себя верхнюю емкость для

окислителя и нижнюю - для окислителя, разделенные общим сферическим днищем.

Двигательная установка первой ступени состояла из маршевого

однокамерного и рулевого четырехкамерного ракетных двигателей. Маршевый ЖРД

с турбонасосной подачей топлива, выполненный по замкнутой схеме,

закреплялся неподвижно. Рулевой двигатель выполнен по открытой схеме с

одним общим турбонасосным агрегатом

На второй ступени устанавливался неподвижно закрепленный на корпусе

однокамерный ЖРД, выполненный по замкнутой схеме. В его конструкции был

воплощен ряд оригинальных конструктивных новинок, что позволило получить

рекордную величину импульса тяги (3300 м/с в пустоте) для ЖРД такого

класса. Управляющие усилия по тангажу и рысканию при работе двигателя этой

ступени создавались посредством вдува газа в закритическую часть сопла, а

по крену - четырьмя небольшими соплами, питавшимися газом, который

вырабатывался в газогенераторе турбонасосного агрегата двигателя.

К корпусу второй ступени с помощью разрывных болтов крепилась

разделяющаяся головная часть типа с четырьмя боевыми блоками

мощностью по 750 кт, прикрытыми обтекателем. В состав РГЧ входил

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.