рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ядерные ракеты средней и межконтинентальной дальности

ракетного комплекса были очень низкими.

В период проведения летных испытаний базового образца начались работы

по созданию модификации для шахтного варианта базирования. Первый запуск

модернизированной ракеты, получившей обозначение Р-14У, состоялся 11

февраля 1962 года, а в октябре следующего года весь комплекс доводочных

работ удалось закончить и новый боевой ракетный комплекс был принят на

вооружение РВСН.

На начало 60-х годов ракетный комплекс с БРСД Р-14У был самым

совершенным в своем классе. Он обеспечивал поражение целей на дальностях до

4500 км. На каждой стартовой позиции по углам прямоугольного треугольника с

катетами 80 и 70 м оборудовались три шахтные пусковые установки. После

загрузки и подстыковки заправочных магистралей и силовых кабелей ракеты

заправлялись и могли находиться в таком положение несколько лет.

Естественно, что по сравнению с Р-12 их боеготовность значительно возросла.

Однако изжить все недостатки, присущие БРК с Р-12У не удалось. ШПУ

обеспечивали сохранение ракет при взрыве мегатонного заряда на дальностях

свыше 2 км, что уже в то время считалось недостаточным. К тому же

использование групповых стартов было явно неудачным решением. Ракеты Р-14 и

Р-14У годились только для поражения площадных целей. Но несмотря на это,

свыше 100 этих ракет было развернуто, в том числе - несколько в районе н.п.

Анадырь. На боевом дежурстве БРК с ракетами этого типа стояли на боевом

дежурстве до 1983 года.

Баллистическая ракета средней дальности РСД-10.

К созданию нового БРК с ракетой средней дальности в СССР приступили в

начале 70-х годов. Согласно тактико-техническим требованиям нужно было

спроектировать и построить самоходную пусковую установку, способную

перевозить баллистическую ракету по любым дорогам и обеспечить ее

предстартовую подготовку и пуск. Попутно конструктора должны были решить

массу задач, начиная от обеспечения ядерной безопасности, кончая решением

бытовых проблем жизнедеятельности личного cостава.

Решить столь сложную задачу взялся коллектив Московского института

теплотехники под руководством академика А.Д. Надирадзе. Была проделана

громадная теоретическая и практическая работа, в результате которой была

создана компактная твердотопливная ракета. Многие технические решения,

осуществленные в процессе разработки, были новыми в практике мирового

ракетостроения. Совместные испытания ракеты и агрегатов комплекса, которому

присвоили условное обозначение РСД-10 (применялось и обозначение )

проводились на полигоне Капустин Яр. Первый запуск ракеты состоялся 21

сентября 1974 года. На ее доводку и отработку совместного функционирования

всех технических и технологических систем БРК потребовалось всего немногим

более года. 9 января 1976 года Государственная комиссия подписала акт о

завершении испытаний и рекомендовала принять комплекс на вооружение. 11

марта 1976 года вышло постановление Правительства о постановке на боевое

дежурство в РВСН боевых ракетных комплексов с баллистическими ракетами РСД-

10, а уже в августе первый ракетный полк под командованием подполковника

Доронина был введен в группировку дежурных сил СЯС СССР.

Ракета имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с

головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных

отсеков. В качестве маршевых двигателей на обеих ступенях применили РДТТ с

зарядами из смесевого топлива практически одинаковой конструкции. Отличия

заключались, в основном, в способе создания управляющих усилий в полете.

Оба двигателя имели систему отсечки тяги, что давало возможность изменять

дальность полета.

Система управления ракеты, разработанная под руководством академика

Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе

несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении,

обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне

дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную

автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также

автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели

резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и

располагались в герметичном приборном отсеке.

Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми

блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на

собственные цели. Летные испытания этой ракеты проводились и с моноблочной

головной частью мощностью 1 Мт. Ступень разведения включала систему

управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический

обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения

аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом

к продольной оси ракеты.

В процессе эксплуатации ракета, помещенная в транспортно-пусковой

контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной

на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547. Кроме ракеты на шасси

располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за

техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес

(более 80 т) и габариты (длина - 19,3 м) СПУ имела сравнительно высокую

скорость, передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала

метровые броды и подъемы до 15 град. и имела радиус поворота 21 м, что

позволяло широко использовать существующую сеть дорог.

Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного

типа на основной позиции, либо с одной из подготовленных полевых позиций.

Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и

горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового

аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения

безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени.

Первые годы эксплуатации в войсках БРК позволили выявить ряд

недостатков, устранение которых позволило бы заметно улучшить боевые и

эксплуатационные характеристики комплекса. Конструкторский коллектив

головного КБ во взаимодействии со смежными организациями занялся этой

работой. В августе 1979 года на летные испытания была представлена

модернизированная ракета, имевшая более высокие тактико-технические

характеристики. За счет доработки алгоритмов работы БЦВК и комплекса

командных приборов удалось повысить точность стрельбы.

Изменения коснулись и оборудования, установленного на боевых и

вспомогательных агрегатах комплекса. Внесенные улучшения позволили

существенно увеличить надежность доведения информации до исполнительных

звеньев, повысить надежность и эксплуатационные характеристики всего БРК в

целом.

Потребовалось всего год, чтобы выполнить всю программу совместных

испытаний. 17 декабря 1980 года постановлением правительства

усовершенствованный ракетный комплекс был прият на вооружение РВСН под

обозначением . БРСД этого комплекса стала

последней советской боевой ракетой, прошедшей летные испытания на полигоне

Капустин Яр.

Во второй половине 70-х годов и в первой половине 80-х годов было

осуществлено развертывание БРК с РСД-10 на западе и востоке Советского

Союза. При постановке их на боевое дежурство равное число пусковых

установок устаревших ракет Р-14 и Р-12 было выведено из боевого состава и

уничтожено. С вводом новых комплексов ракетно-ядерные силы средней

дальности Советского Союза вышли на новый качественный уровень, так как

готовность к пуску современных ракет составляла несколько минут против

нескольких часов у старых. При нахождении самоходных пусковых установок в

режиме дежурства ракеты с них могли стартовать через несколько минут после

получения приказа на пуск, а их подвижность существенно повышала живучесть

всей группировки БРСД Советского Союза.

Появление в СССР мобильных ракетных комплексов стратегического

назначения существенно обеспокоило страны НАТО и США. Последним пришлось

затратить немалые финансовые средства на создание нового поколения

космических аппаратов видовой (оптико-электронной) разведки, чтобы иметь

возможность отыскивать местоположение стартовых позиций подразделений СПУ,

скрывавшихся в лесных массивах. Кстати за более чем десятилетний срок

эксплуатации БРК в строевых частях, иностранным разведкам так и не

удалось получить четкие снимки пусковой установки, что свидетельствует о

высоком профессиональном уровне советских ракетчиков.

Ракетные комплексы с РСД-10 находились на боевом дежурстве до начала

1991 года, а в мае того же года последняя ракета этого типа была

ликвидирована в соответствии с положениями Договора об РСМД. Кроме 72

ракет, ликвидированных методом пуска со штатной техники, все остальные

ракеты были взорваны на полигоне Капустин Яр, там, где они когда-то

получили путевку в жизнь. Необходимо отметить, что во время ликвидации РСД-

10 методом пуска, все стартовавшие ракеты успешно выполнили поставленные

задачи, продемонстрировав высокую надежность советской ракетной техники.

Баллистические ракеты межконтинентальной дальности

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.

20 мая 1954 года выходит совместное постановление Правительства и ЦК

КПСС о создании баллистической ракеты межконтинентальной дальности. Работы

были поручены ЦКБ-1. Возглавлявший это бюро С.П. Королев получил широкие

полномочия на привлечение не только специалистов различных отраслей

промышленности, но и на использование необходимых материальных ресурсов.

Для отработки тактико-технических характеристик МБР, запуска искусственных

спутников земли, выполнения научно-исследовательских и экспериментальных

работ по тематике ракетно-космической техники, начиная с февраля 1955 года,

создается полигон в районе поселка Тюра-Там (Байконур).

В начале 1957 года ракета, получившая обозначение Р-7, была готова к

испытаниям. В апреле этого же года был подготовлен и стартовый комплекс.

Первый старт, назначенный на 19.00 московского времени 15 мая, вызвал

большой интерес. Прибыли все Главные конструктора систем ракеты и

стартового комплекса, руководители программы и ряда других ответственных

организаций. Все надеялись на успех. Однако, почти сразу после прохождения

команды на запуск двигательной установки в хвостовом отсеке одного из

боковых блоков возник пожар. Ракета взорвалась.

Намеченный на 11 июня 1957 года следующий запуск не

состоялся по причине неисправности двигателей центрального блока.

Специалистам под руководством ведущего конструктора Д. Козлова потребовался

месяц упорной и кропотливой работы, чтобы устранить причины выявленных

неполадок. И вот 12 июля ракета наконец взлетела. Казалось все идет хорошо,

но прошло всего несколько десятков секунд полета и ракета стала отклоняться

от заданной траектории. Чуть позже ее пришлось подорвать. Как потом удалось

выяснить, причиной послужило нарушение с 32 секунды управления ракетой по

каналам вращения и тангажа.

Первая серия испытаний показала наличие серьезных недостатков в

конструкции Р-7. При анализе данных телеметрии было установлено, что в

определенный момент при опорожнении баков горючего возникали колебания

давления в расходных магистралях, которые приводили к повышенным

динамическим нагрузкам и, в конечном счете, к разрушению конструкции

(американские конструкторы также столкнулись с этой проблемой).

Долгожданный успех пришел 21 августа 1957 года, когда стартовавшая в

тот день ракета полностью выполнила намеченный план полета. 27 августа в

советских газетах появилось сообщение ТАСС об успешном испытании в СССР

сверхдальней многоступенчатой ракеты. Это заявление, естественно, не

осталось без внимания и произвело должный эффект. 4 октября и 3 ноября

этого же года в Советском Союзе при помощи ракет Р-7 были запущены первые

ИСЗ. Эти события произвели колоссальный фурор в мире. Позже американский

президент Дж. Кеннеди признался: .

Не эти ли впечатления остановили Дж. Кеннеди от разрешения Карибского

кризиса силовым путем? Кто знает.

А тем временем испытатели межконтинентальной ракеты столкнулись с

новыми трудностями. Так как боевой блок поднимался на высоту нескольких

сотен километров, то ко времени обратного входа в плотные слои атмосферы он

разгонялся до огромных скоростей. Моноблок круглой формы, разработанный

ранее для БРСД, быстро сгорал. В конце концов разработчики боевого

оснащения справились с этой проблемой, но какой ценой. Как вспоминал

генерал-лейтенант А.С. Калашников (в период испытаний занимал должность

начальника управления на полигоне Байконур) летом 1960 года, когда Н.С.

Хрущев увидел первую ГЧ ракет Р-7 и модернизированную (вторая была в 4-5

раз меньше и более совершенна по конструкции), то очень разозлился и все

допытывался у Главкома РВСН маршала артиллерии М.И. Неделина, почему так

получилось, кто не доработал и по какой причине такая огромная первая

головная часть. Так как Неделин виновных не назвал, то глава государства

решил, что виноват С. Королев и когда Сергей Павлович докладывал о своих

новых МБР Р-9 и РТ-1, выставленных на специальной площадке, Хрущев выслушал

его молча. Окружающие даже не смогли понять, разрабатывать эти ракеты

дальше или нет. Естественно, что большая масса ГЧ существенно уменьшила

дальность полета.

На повестку дня встал вопрос о создании модифицированной ракеты с

улучшенными тактико-техническими характеристиками. 12 июля 1958 года было

выдано задание на разработку более совершенной ракеты - Р-7А. Одновременно

велась доводка . 20 января 1960 года ее приняли на вооружение

только что созданного вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического

назначения.

Двухступенчатая ракета Р-7 выполнена по схеме. Ее первая

ступень представляла собой четыре боковых блока, каждый длиной 19 м и

наибольшим диаметром 3 м, расположенных симметрично вокруг центрального

блока (вторая ступень ракеты) и соединенных с ним верхним и нижним поясами

силовых связей. Конструкция всех блоков одинакова и включала опорный конус,

топливные баки, силовое кольцо, хвостовой отсек и двигательную установку.

На каждом блоке первой ступени устанавливались ЖРД РД-107 конструкции ГДЛ-

ОКБ, руководимого академиком В. Глушко, с насосной подачей компонентов

топлива. Он был выполнен по открытой схеме и имел шесть камер сгорания. Две

из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.

Центральный блок ракеты состоял из приборного отсека, баков для

окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого

двигателя и четырех рулевых агрегатов. На второй ступени устанавливался ЖРД

РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но отличавшийся, в основном,

большим числом рулевых камер. Он развивал тягу у земли до 71 т и работал

дольше, чем ЖРД боковых блоков.

Для всех двигателей использовалось двухкомпонентное топливо:

окислитель - переохлажденный жидкий кислород, горючее - керосин Т-1. Для

обеспечения работы автоматики ракетных двигателей, применялись перекись

водорода и жидкий азот. Чтобы достичь заданной дальности полета

конструкторы установили автоматическую системы регулирования режимов работы

двигателей и систему одновременного опорожнения баков (СОБ), что позволило

сократить гарантированный запас топлива. Конструктивно-компоновочная схема

Р-7 обеспечивала запуск всех двигателей при старте на земле с помощью

специальных пирозажигательных устройств, установленных в каждую из 32 камер

сгорания.

Маршевые ЖРД ракеты имели высокие энергетические и массовые

характеристики, а также высокую надежность. Для своего времени они были

выдающимся достижением в области ракетного двигателестроения.

Р-7 оснащалась комбинированной системой управления. Ее автономная

подсистема обеспечивала угловую стабилизацию и стабилизацию центра масс на

активном участке траектории. Радиотехническая подсистема осуществляла

коррекцию бокового движения центра масс в конце активного участка

траектории и выдачу команды на выключение двигателей, что повышало точность

стрельбы. Исполнительными органами системы управления являлись поворотные

камеры рулевых двигателей и воздушные рули. Для реализации алгоритмов

радиокоррекции были построены два пункта управления (основной и

зеркальный), удаленных на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от

друга.

Ракета несла моноблочную термоядерную головную часть мощностью 3 Мт.

Она крепилась к приборному отсеку центрального блока с помощью трех

пирозамков. Характеристики ГЧ позволяли поразить крупную площадную цель,

посредством как воздушного, так и наземного ядерного взрыва.

Для базирования этих ракет, в 1958 году, было принято решение о

строительстве боевой стартовой станции (объект ) в районе г.

Плесецк. 1 января 1960 года она была готова, а 16 июля впервые в

Вооруженных Силах самостоятельно провела два учебно-боевых пуска со

стартовой позиции. Перед стартом ракету доставляли с технической позиции на

железнодорожном транспортно-установочном лафете и устанавливали на

массивное пусковое устройство. Весь процесс предстартовой подготовки длился

более двух часов.

Ракетный комплекс получился громоздким, уязвимым и очень дорогим и

сложным в эксплуатации. К тому же в заправленном состоянии ракета могла

находиться не более 30 суток. Для создания и пополнения необходимого запаса

кислорода для развернутых ракет нужен был целый завод. Комплекс имел низкую

боевую готовность. Недостаточной была и точность стрельбы. БРК данного типа

не годился для массового развертывания. Всего было построено четыре

стартовых сооружения.

12 сентября 1960 года на вооружение принимается МБР Р-7А. Она имела

несколько большую по размерам вторую ступень, что позволило увеличить на

500 км дальность стрельбы, новую головную часть и упрощенную систему

радиоуправления. Но добиться заметного улучшения боевых и эксплуатационных

характеристик не удалось. Очень быстро стало ясно, что Р-7 и ее модификация

не могут быть поставлены на боевое дежурство в массовом количестве. Так все

и случилось. К моменту возникновения Карибского кризиса РВСН располагали

несколькими десятками таких ракет. К концу 1968 года обе эти ракеты сняли с

вооружения. Но еще раньше МБР Р-7А стала широко использоваться для запуска

космических аппаратов. В истории развития советской космонавтики эта ракета

сыграла выдающуюся роль.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.

13 мая 1959 года специальным совместным постановлением ЦК КПСС и

Правительства конструкторскому бюро академика М.К. Янгеля поручили

разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива.

В последствии она получила обозначение Р-16. Для разработки двигателей и

систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены

конструкторские коллективы, возглавляемые В.П. Глушко, В.И. Кузнецовым, Б.М

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.