рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ядерные ракеты средней и межконтинентальной дальности

воздействие два фактора. Во-первых, советское правительство сделало

политическое заявление о том, что Советский Союз не будет применять ракетно-

ядерное оружие первым. Во-вторых, стали действовать ограничения, заложенные

в советско-американский Договор ОСВ-2 (хотя американские законодатели его

не ратифицировали, стороны заявили, что будут придерживаться его

положений), на модернизацию и создание новых ракетных комплексов.

Отказ от применения ядерного оружия первыми для Ракетных войск

означал, что в случае внезапного ядерного нападения противника им придется

действовать в крайне тяжелых условиях. Чтобы обеспечить решение задач по

нанесению ответно-встречного и тем более ответного ядерных ударов по

агрессору, требовалось значительно повысить живучесть ракетных комплексов в

целом, стойкость ракет к поражающим факторам ядерного взрыва, надежность

систем боевого управления и связи.

Выполнение всего комплекса работ по модернизации стоящих на вооружении

БРК потребовало значительных финансовых и материальных затрат. В тоже время

велись работы по созданию мобильных ракетных комплексов, главным

предназначением которых должно было стать участие в нанесение ответного

ядерного удара. Первым поступил на вооружение БРК с грунтовыми самоходными

пусковыми установками и МБР РТ-2ПМ . В конце 80-х годов поступила

на вооружение ракета РТ-23У, предназначенная для железнодорожного и

шахтного ракетных комплексов. С их постановкой на дежурство боевые

возможности РВСН заметно возросли. К этому времени этот вид Вооруженных Сил

СССР стал самым передовым по техническому оснащению высоко

интеллектуальными автоматизированными системами различного назначения.

В 1988 году начался процесс ликвидации целого класса ракетно-ядерного

оружия - баллистических ракет средней дальности. В Ракетных войсках на

начало 1988 года на боевом дежурстве находилось 65 ракет Р-12 и 405 РСД-10.

Все они, а также ракеты находившиеся на складском хранении, подлежали

уничтожению до лета 1991 года.

Следует отметить, что с приходом к руководству СССР М. Горбачева,

начался процесс постепенных уступок США и НАТО в вопросах сокращения

вооружений, в том числе и ядерных. Без всяких на то оснований был выдвинут

тезис о приходе новой эры в международной политике и главенстве

(что это такое на Западе так и никогда не

узнали, как в прочем и в нашей стране). Руководство Советского Союза вместо

реальных мер по оздоровлению экономики занялось разговорами о реформах и

шараханьем от одной концепции выхода из надвигающегося кризиса к другой.

Все это сказалось и на Вооруженных Силах государства в целом, и на

РВСН в частности. К концу 1990 года на боевом дежурстве стояло семь типов

различных ракетных комплексов, а модификаций ракет - еще больше. Около 40 %

всех МБР относились к ракетам второго поколения и требовали замены. В тоже

время поступление новых образцов шло медленными темпами.

В 1991 году был заключен советско-американский Договор о 50 %

сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В Договоре

установлены равные лимиты для сторон на общее количество носителей ядерного

оружия - по 1600 единиц с числом ядерных боезарядов на них до 6000. Были

введены подуровни на определенные виды вооружений. Так общее количество

боевых блоков на МБР и БРПЛ не должно превышать 4900 единиц, из них 1100 на

ракетах мобильного базирования и 1540 - на тяжелых МБР (154 РС-20).

Ограничивался и общий суммарный забрасываемый вес ракет. Договор запрещает

создание новых типов тяжелых МБР, мобильных пусковых установок для

существующих тяжелых ракет, устройств скоростного перезаряжания пусковых

установок МБР.

Американцам удалось навязать советской стороне ограничения на

количество неразвернутых межконтинентальных ракет мобильного базирования и

пусковых установок таких ракет. Разрешается иметь 250 таких ракет, в том

числе 125 для БЖРК, и 110 ПУ (18 для БЖРК). В тоже время количество

неразвернутых БРПЛ не ограничено.

В соответствии с положениями Договора Советский Союз должен был в

установленные сроки сократить 36 % развернутых МБР и БРПЛ (примерно 400

первых и 500 вторых) и 41,6 % всех ядерных боезарядов. США - соответственно

28,8 % стратегических носителей и 43,2 % ядерных боезарядов.

Осенью 1991 года Горбачев объявил о новых шагах по разоружению. Еще до

рассмотрения Договора СНВ-1 законодательными органами государства, он

принимает далеко идущие решения. Останавливается наращивание и модернизация

МБР железнодорожного базирования, снимается с боевого дежурства 503 МБР, в

том числе 134 из которых оснащены РГЧ индивидуального наведения. Таким

образом, планировалось, что число боеголовок на советских стратегических

наступательных вооружениях будет сокращено до 5000 (51,3 %). А далее

последовал развал Советского Союза.

За территорией Российской Федерации оказались 108 тяжелых МБР, 46

новейших РТ-23У шахтного базирования и 130 УР-100НУ, на которых было

установлено 2320 ядерных боезарядов. Очень скоро выяснилось, что все они

безвозвратно потеряны для России и их придется включить в число

ликвидируемых.

Летом 1992 года во время визита Б. Ельцина в США были подписаны

Рамочные договоренности по дальнейшему сокращению СНВ и сделано заявлении о

том, что президенты двух стран дадут указания в короткие сроки подготовить

новый договор в духе подписанных договоренностей. 3 января 1993 года в

Москве президенты Д. Буш и Б. Ельцин подписали Договор СНВ-2. Почти сразу

же развернулись жаркие споры о его приемлемости для России.

На первый взгляд все выглядит весьма привлекательно и равноправно.

Каждая из сторон ограничивает свои МБР, БРПЛ, пусковые установки, связанные

с ними, тяжелые бомбардировщики таким образом, чтобы к 1 января 2003 года

стороны имели на своих носителях от 3000 до 3500 ядерных боевых блоков по

своему усмотрению. Предусмотрены промежуточные подуровни на период

сокращения. Полностью должны быть ликвидированы МБР с РГЧ и ракеты

класса.

Договор позволяет уменьшать количество боезарядов на ракетах наземного

и морского базирования, за исключение тяжелых МБР, при чем этот вопрос

увязан с некоторыми положениями Договора СНВ-1. Для МБР, не являющихся

американскими , число таких ракет не может превышать 105

единиц. При этом, старая платформа от РГЧ остается на ракете. Разрешено

переоборудовать не более 90 шахтных пусковых установок тяжелых ракет для

размещения в них легких МБР с моноблочной головной частью.

За каждым тяжелым бомбардировщиком засчитывается столько ядерных

боезарядов, для которых он реально оснащен. Разрешено перенацелить до 100

стратегических бомбардировщиков, не оснащенных для КРВБ большой дальности,

для решения неядерных задач с последующей переориентацией на ядерные

задачи.

В случае вступления Договора СНВ-2 в силу РВСН должны будут

ликвидировать 359 ракет с РГЧ, размещенных на территории России и 280 ракет

с территорий Украины и Казахстана (около 5900 ББ), составляющих основу их

группировки. США ликвидируют 50 МБР (500 ББ) и уменьшат количество

боеголовок на ракетах (всего до 550 единиц) с трех до одной

(до 1100 ББ). Как видно из этих цифр, Россия сократит МБР с РГЧ в 12,8 раз

больше, чем США и в 4 раза больше ядерных боезарядов. Кроме того, в случае

выхода сторон из Договора после выполнения сокращений, США в короткие сроки

могут заново установить максимальное количество боеголовок на всех своих

МБР (дальнейшая судьба снятых ядерных боеголовок не контролируется, что, в

принципе, позволяет их оставить на хранении, не говоря уже о возможности

воспроизводства), а Россия сможет восстановить только 105 ракет.

Структура российских СЯС претерпит значительное изменение. В 1992 году

распределение носителей и боезарядов на них выглядело следующим образом.

РВСН в общей структуре имели 51,2 % носителей и 56,8 % боезарядов, морские

СЯС (МСЯС) - 44,7 % носителей и 37,1 % боезарядов, авиационные СЯС (АСЯС) -

4,1 % и 6,1 % соответственно. В случае выполнения Договора СНВ-2 эти

показатели могут выглядеть приблизительно так. РВСН - 75,5 % носителей и

25,6 % боезарядов, МСЯС - 19,5 % носителей и 47 % боезарядов, АСЯС - 5 %

носителей и 27,4 % боезарядов. При этом, чтобы выйти на уровень 900 МБР

российской промышленности необходимо будет произвести свыше 450 ракет. В

противном случае доли морской и авиационных составляющих СЯС еще более

возрастут. Очевидно, что основная тяжесть переносится на российские РПК СН,

которых всего останется 13 единиц.

Специалистами РВСН подсчитано, что контрсиловой потенциал этого

компонента стратегических ядерных сил России после ликвидации МБР с РГЧ ИН

снизится более чем в 8 раз, контрсиловой потенциал всех СЯС уменьшится в

2,2 раза, а эффективность ответного удара - почти в 1,5 раза. И это при

условии, что промышленность справится с планом развертывания группировки

новых моноблочных ракет, и США не будут развертывать элементы системы ПВО в

рамках СОИ. Некоторые из них уже прошли испытания, а противоракетная

мобильная система ближнего действия принята на вооружение.

Естественно, что такие перспективы вызвали ожесточенные споры о

целесообразности ратификации Россией Договора СНВ-2. Подлило и решение НАТО о продвижении военной структуры блока на Восток путем

приема в его члены новых стран. В условиях, когда российская экономика не в

состоянии обеспечить пополнение Вооруженных сил новыми образцами

вооружений, резкое сокращение РВСН способно окончательно подорвать

обороноспособность страны.

В настоящее время боевой состав Ракетных войск продолжает сокращаться.

К началу 1996 года закончилось снятие с вооружения ракетных комплексов с

МБР РТ-2П, УР-100К, МР УР-100 и МР УР-100У. Продолжается ликвидация 154

ракет. В тоже время в боевой состав введено несколько десятков

мобильных ракет РТ-2ПМ , производство которых продолжается.

В 1994 году началась разработка модификации , которая должна

стать основой группировки РВСН в XXI веке. Но ее разработка ведется очень

медленно и поступление на вооружение состоится еще нескоро.

Хотя РВСН продолжают играть главную роль в структуре СЯС России, их

перспективы не совсем ясны и зависят от многих факторов, как впрочем и

других составляющих стратегических ядерных сил.

Общие возможные направления развития СЯС России до конца ХХ-века.

После развала Советского Союза на территории Российской Федерации

осталась львиная часть советского стратегического потенциала: 100 % БРПЛ,

76 % всех МБР и 53 % тяжелых бомбардировщиков. В тоже время за пределами

России оказались новейшие системы стратегических вооружений (20

бомбардировщиков Ту-160 – 91 % от их общего числа, 46 МБР РС-22А - 82 %, 34

ракетоносца Ту95МС16 - 61 %). Кроме того, была нарушена кооперация

предприятий-производителей новейших стратегических вооружений. Особенно

тяжелая обстановка сложилась с производством МБР. Из четырех современных

типов ракет, находившихся на конец 1991 года в производстве, только один

выпускался на российском предприятии.

Попытки руководства России создать коллективные стратегические ядерные

силы под единым командованием натолкнулись на активное сопротивление

политических лидеров Украины, стремившихся выгодно воспользоваться

доставшимся им ядерным потенциалом По числу носителей и размещенных на них

ядерных боезарядов Украина вышла на третье место в мире (176 МБР и 42

тяжелых бомбардировщика - 1240 и 588 боезарядов соответственно).

С осени 1992 года Россия приступила к созданию структуры собственных

СЯС. Но у политических лидеров страны не было четких геополитических

ориентиров, не было и новой доктрины, которая должна определять состав и

задачи ядерных сил. Они прибывали в состоянии эйфории. Нормальное военное

строительство подменялось разговорами о приходе , чуть ли не . Президент России Б. Ельцин весной

1992 года решил прекратить дальнейшее производство бомбардировщика Ту-160 и

новых атомных подводных ракетных крейсеров. Еще раньше было принято решение

об отказе от серийного производства новейшей малогабаритной

межконтинентальной ракеты , испытания которой успешно закончились в

1991 году.

В 1992 году, в условиях небывалой в практике подготовки договоров по

проблемам ограничения и ликвидации стратегических вооружений, был

подготовлен и 3 января 1993 года подписан Договор о дальнейшем сокращении

стратегических ядерных потенциалов США и России. В результате России

предстояла сокращать свои СНВ сразу в соответствии с двумя Договорами (СНВ-

1 и СНВ-2), в случае их ратификации российскими законодателями.

Еще до вступления Договора СНВ-1 в силу начался процесс массового

снятия с вооружения устаревших российских МБР и БРПЛ. В тоже время

поступление на вооружение новых образцов замедлилось, что стало следствием

так называемых , проводимых правительством Е.

Гайдара.

В 1995 году вступил в силу Договор СНВ-1, предусматривавший 50 %

сокращение стратегических наступательных вооружений СССР и США. В зачет

нормы сокращения для России по межконтинентальным ракетам были включены

МБР, оставшиеся на территории Украины и Казахстана. К середине 1996 года

российские СЯС располагали 744 МБР, 640 БРПЛ и 85 тяжелыми

бомбардировщиками.

К сожалению, политическое руководство страны так и не выработало

четкой концепции дальнейшего строительства стратегических ядерных сил.

Особенно много неопределенности вносила ситуация с ратификацией российско-

американского Договора СНВ-2. Договором предусматривалось, что каждая из

сторон ограничивает свои МБР, БРПЛ, пусковые установки, связанные с ними,

тяжелые бомбардировщики таким образом, чтобы к 1 января 2003 года стороны

имели на своих носителях от 3000 до 3500 ядерных боевых блоков по своему

усмотрению. Предусмотрены промежуточные уровни на период сокращений (семь

лет, как это определяет Договор о СНВ):

- 2160 боезарядов, которые числятся за развернутыми БРПЛ;

- 1200 боезарядов на МБР с РГЧ ИН;

- 650 единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми

МБР с РГЧ.

В тексте договора есть оговорка, что, если стороны согласуют программу

американской помощи в ликвидации российского арсенала, то этот процесс

должен завершен не позднее 31 декабря 2000 года.

Договор позволяет уменьшать количество боезарядов на ракетах наземного

и морского базирования, за исключение тяжелых МБР, при чем этот вопрос

увязан с некоторыми положениями Договора СНВ-1. Для МБР, не являющихся

американскими , число таких ракет не может превышать 105

единиц. При этом, старая платформа от РГЧ остается на ракете. Разрешено

переоборудовать не более 90 шахтных пусковых установок тяжелых ракет для

размещения в них легких МБР с моноблочной головной частью.

Положения этого Договора вызвали большие споры у специалистов и

политиков в ввиду его очевидной огромной затратности для России. Даже

беглый взгляд на его основные положения показывает, что структура

российских СЯС претерпит значительное изменение. В 1992 году распределение

носителей и боезарядов на них выглядело следующим образом. РВСН в структуре

имели 51,2 % носителей и 56,8 % боезарядов, морские СЯС (МСЯС) - 44,7 %

носителей и 37,1 % боезарядов, авиационные СЯС (АСЯС) - 4,1 % и 6,1 %

соответственно. В случае выполнения Договора СНВ-2 эти показатели могут

выглядеть приблизительно так. РВСН - 75,5 % носителей и 25,6 % боезарядов,

МСЯС - 19,5 % носителей и 47 % боезарядов, АСЯС - 5 % носителей и 27,4 %

боезарядов. При этом, чтобы выйти на уровень 900 МБР, оснащенных

моноблочной головной частью, российской промышленности необходимо будет

произвести свыше 450 ракет. В противном случае доли морской и авиационных

составляющих СЯС еще более возрастут. Очевидно, что основная тяжесть

переносится на российские РПК СН, которых всего останется 13 единиц.

Научные расчеты с использованием современного математического аппарата,

например, доктора технических наук, профессора Л. Худякова, показывают, что

России необходимо иметь 20 подводных ракетоносцев, из которых 13 должны

находиться на боевом патрулировании. Тогда вероятность нанесения ответного

удара хотя бы одной лодкой будет в требуемых пределах. В настоящее время

это условие выполнимо. Но после 2003 года, если не будет развернуто

серийное строительство новых РПК СН, ситуация может значительно ухудшиться.

Структура американских стратегических наступательных сил не претерпит

изменений. На 18 ПЛАРБ будет размещено 432 БРПЛ с 1728

боевыми блоками (49,4 % всех боезарядов). За счет уменьшения доли МБР по

боезарядам с 23,2 % в 1991 году до 15,7 % возрастет авиационная

составляющая (с 22,3 до 34,9 %).

Таким образом, морские СЯС по-прежнему будут играть основную роль. При

этом их качественный уровень значительно возрастет, что позволит им

наносить разоружающий удар.

Посмотрим, что стоит за этими цифрами в плане сохранения

стратегического баланса. Расчетная потребность боеголовок ракет для поражения 1000 наземных пусковых установок российских МБР

составляет 1130-1150 из их общего числа 1728. Следовательно, задача

разоружающего удара может быть перенесена с МБР на БРПЛ. К

тому же последние способны будут достигнуть внезапности нанесения удара из

любой точки мирового океана, не контролируемой нашими средствами системы

предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и надводным флотом. С развалом

СССР мы потеряли из семи надгоризонтных станций СПРН четыре. Оставшиеся у

России к середине 90-х годов корабли океанской зоны, способные решать

противолодочные задачи в отдаленных от своих баз районах, настолько

малочисленны, что рассчитывать на их эффективное применение нет ни каких

оснований. Может сложится такая ситуация, когда российские СЯС будут лишены

возможности отреагировать на внезапный удар как ответно-встречным, так и

ответным ударом.

Специалистами РВСН подсчитано, что контрсиловой потенциал этого

компонента стратегических ядерных сил России после ликвидации МБР с РГЧ ИН

снизится более чем в 8 раз, контрсиловой потенциал всех СЯС уменьшится в

2,2 раза, а эффективность ответного удара - почти в 1,5 раза. И это при

условии, что промышленность справится с планом развертывания группировки

новых моноблочных ракет, и США не будут развертывать элементы системы ПРО в

рамках СОИ. Некоторые из них уже прошли испытания, а противоракетная

мобильная система ближнего действия принята на вооружение.

К середине 1997 года в России сложилась тяжелая экономическая

ситуация, которая не позволяет содержать даже сократившиеся Вооруженные

силы. В этих условиях роль национальных СЯС в обеспечении

обороноспособности государства еще больше возросла. Какими они будут в

конце нынешнего века, зависит от ряда обстоятельств, а главное -

политической воли руководства страны.

Баллистические ракеты средней дальности

Баллистическая ракета средней дальности Р-5М.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.