рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Техника Безопасности (лекции)

травматизма на современных производствах невозможно невозможно решать

только инженерными методами. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности

и травматизма (до 60-90% случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские

дефекты, а организационно-психологические причины: 1) низкий уровень

профессиональной подготовки по вопросам безопасности, 2) недостаточное

воспитание, 3)слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, 4)

допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, 5)

пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний,

снижающих надежность и безопасность деятельности специалист.

Психология безопасности изучает применение психологических знаний для

обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности

рассматриваются психические процессы, свойства и особенно анализируются

различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой

деятельности.

В психической деятельности человека различают три основные группы

компонентов: 1) психические процессы, 2) их свойства, 3) состояния.

Психические процессы - составляют основу психической деятельности и

являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно

формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают

познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (ощущения,

восприятия, память).

Психические свойства - (качества личности) - это свойства личности или ее

собственные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди

качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые,

моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная

организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного

взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент

конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и

временных характером, определяют особенности психической деятельности в

конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на

течении всех психических процессов.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда

целесообразно выделять производственные психические состояния, имеющие

важное значение в организации профилактики производственного травматизма и

предупреждения травматизма.

ЧРЕЗМЕРНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ. Часто их называют запредельными.

Они вызывают дезинтеграцию психической Деятельности различной

напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального,

свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более

выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и

координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и

другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбуди

тельного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного

психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип - характеризуется скованностью и замедленностью движений.

Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные

действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный

процесс, ухудшается воспоминание, появляется рассеянность и другие

отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном

состоянии.

Возбудимый тип - проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием

рук и голоса. Работники совершают многочисленные не диктуемые конкретной

потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду,

растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность,

вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных

действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к

выраженным состояниям утомления.

ОСОБЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

Организация контроля за психическим состоянием работников необходима в

связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний,

который не являются постоянных свойством личности, но, возникая спонтанно

или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность

человека.

Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные

(бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и

состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов,

транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения,

тревоги, страха, алкогольных напитков.

Пароксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения

(органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки),

характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах

наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной

губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов,

строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологических

исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к

пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная

эмоция -гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий.

Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2

месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после

конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая

скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление

темпа мышления. Снижение настроения

Сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной

производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться

аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у

человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом

наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица,

склонные к аффективным состояниям, относятся к категории лиц с повышенным

риском травматизма и не должны назначаться на должности с высокой

ответственностью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

Конфликты - реакция, возникающая когда человеку приходится выбирать между

двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация

возникает в области когда необходимо считаться либо с потребностями

производства, либо со своей безопасностью. Например, конфликт между

безопасностью и удобствами, безопасностью и временем, безопасностью и

гордостью и т. д. Работника нужно научить выбирать оптимальный вариант, так

как он ищет наиболее легкий выход, в большинстве случаев не обеспечивает

безопасности.

Неудовлетворенность - вид реакции, проявляющийся в виде состояния упадка

агрессивности, жестокости, а иногда смирения. Например, человек болезненно

пытающийся привлечь к себе внимание каким-либо способом, сопротивляется

любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить

вызов своему руководителю или заслужить чье либо одобрение.

Поведение срыва - при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации

человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до

отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него

будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность.

Тревога (Тревожное ожидание) - это эмоциональная реакция на опасность.

Человек с трудом может определить объект или причины своего состояния.

Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположен к

совершению ошибки или опасного поступка. Функциональная тревога не только

предупреждает субъекта о возможной опасности, к поиску и конкретизации этой

опасности, к активному исследованию окружающей действительности с

установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как

ощущение беспомощности, неуверенности в себе в себе, бессилия перед

внешними факторами; преувеличения их угрожающего характера. Поведенческое

проявление тревоги заключается в общей дезорганизации деятельности,

нарушающей ее направленность.

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или

социальному существованию индивида и направленная на источник

действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит

предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать путь ее

избежания. Страх варьирует в достаточно большом диапазоне оттенков

(опасение, боязнь, испуг, ужас). Страх может быть временным, или же

наоборот, является чертой характера человека. Страх может быть адекватным и

неадекватным степени опасности (последнее свойство трусости и робости.).

Испуг - безусловно рефлекторный «внезапный страх». Боязнь напротив всегда

связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается.

Ужас наиболее сильная степень проявления эффекта страха и подавления

страхом рассудка.

Осознание опасности может вызывать различные формы эмоциональных решений.

Первая их форма реакция страха - проявляется в оцепенении, дрожи,

нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно

проявляется на деятельности.

Не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в

сочетании с процессами мышления проявляться как разумный страх в виде

опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника - следующая форма страха. Она так же отрицательно сказывается на

деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и

способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная

реакция).

Рассматривая влияние панического состояния на движение человека следует

выделить следующие наиболее возможные ошибки:

1. Действие не совершается, т.е. паническое состояние приводит к полной

закоренелости поступков. В обиходе о подобных случаях говорят: «он

оцепенел, остолбенел от ужаса (либо от неожиданности).

2. В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает

пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

3. Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений

которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты.

4. Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо

изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники - это тот самый передаточный механизм, через который

субъективные ин-дивидуальные факторы оказывают свое воздействие на создание

или развитие опасной ситуации.

Перечисленные выше факторы постоянно или временно повышают возможности

появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это, однако, не

означает, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к

несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в

качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

Лекция 9

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности,

классифицируются по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они

определяют отношение человека к данному конкретному производству и

конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не

удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему

и т.п.) отражающий общий настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под

влиянием раз-личного рода неполадок в производственном процессе или во

взаимоотношениях работающих.

3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких

состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность

к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния

вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость,

апатия, повышенная активность и т.п.

По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния,

эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния в

которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого

созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность),

состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д.

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к.

этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на

эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под

мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической

активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается

умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в

хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное

напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим

работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе

технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия

осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит

алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные

цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно

здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие

грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и

оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в

экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от

работающего максимального напряжения физиологических и психических функций,

резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это

режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от

оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или,

иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий

обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3)

биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная

ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7)

дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации

(сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими

функциями, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность

и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к

интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания,

обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями

деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и

восприятий необходимо информации.

Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой

на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями,

повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью

либо длительным напряжением прочих видов.

Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности

человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является

одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние

на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой

весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется

не только физиологическим,-но также психологическим, результативно

Производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и

должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны

субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических

механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда.

Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует

снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще

не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого

напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным

образом продолжать свою работу.

2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых

психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается,

становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным,

неустойчивым.

3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или

беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении

точности коорденирования движений, их дезавтоматизации.

4. Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может

забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к

работе.

5. Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и

самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

6. Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного

торможения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАВМ.

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части:

мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих

частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила,

инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это

сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных

ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять

определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно

постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно

относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям, безопасный труд не

стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии,

алкогольном опьянении).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил

эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их

выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил

(инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и

физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой

группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев

назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная

часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка

навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.