рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Техника Безопасности (лекции)

труда. Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь

руководитель предприятия.

Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации

предприятия.

Соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве

(изготовлении) и реконструкции предприятий, объектов и средств

производства.

Производственные здания, сооружения, оборудования, транспортные средства,

которые вводятся в действие после строительства или реконструкции, и

технологические процессы должны соответствовать нормативным актам об охране

труда.

Проектирование производственных объектов, разработка новых технологий,

средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты

работающих должны производиться с учетом требований по охране труда.

Запрещается строительство (реконструкция, техническое переоснащение)

производственных объектов, изготовление и внедрение новых технологий и

указанных средств без предварительной экспертизы (проверки) проектной

документации на их соответствие нормативным актам об охране труда.

Финансирование этих работ может производиться только после получения

положительных результатов экспертизы.

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и

социально-культурного назначения, изготовление и передача в производство

образцов новых машин, механизмов, оборудования и других средств

производства, внедрение новых технологий без разрешения органов

государственного надзора за охраной труда запрещается.

Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за соблюдением

проектных решений по вопросам охраны труда при строительстве и эксплуатации

запроектированных ими предприятий и объектов. Авторский надзор

осуществляется на основании договора, заключаемого проектной организацией с

собственником.

Машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и технологические

процессы, внедряемые в производство и в стандартах на которые имеются

требования по обеспечению безопасности труда, жизни и здоровья людей,

должны иметь сертификаты, удостоверяющие безопасность их использования,

выданные в установленном порядке.

Собственник, создавший новое предприятие, обязан получить от органов

государственного надзора за охраной труда разрешение на начало его работы.

Экспертиза проектов, приемка в эксплуатацию производственных объектов и

выдача разрешений на начало работы предприятия производится

Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда в порядке,

установленном Кабинетом Министров Украины.

Приемка в эксплуатацию новых и реконструированных производственных объектов

производится с участием представителей профессиональных союзов.

Технологические процессы, машины, механизмы, оборудование, транспортные

средства, приобретенные за границей, допускаются в эксплуатацию лишь при

условии соответствия их нормативным актам об охране труда и охране

окружающей среды, действующим в Украине.

Запрещается применение в производстве вредных веществ, на которые не

разработаны предельно допустимые нормативы (концентрации), методика,

средства метрологического контроля и которые не прошли токсикологическую

экспертизу.

В случае поступления на предприятие новых опасных веществ или наличия

такого количества опасных веществ, которое требует принятия дополнительных

мер безопасности, собственник обязан заблаговременно уведомить об этом

орган государственного надзора за охраной труда, разработать и

согласовывать с ним меры по защите здоровья и жизни работников, населения и

охране окружающей природной среды.

Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

Собственник должен проводить расследование и вести учет несчастных случаев,

профессиональных заболеваний и аварий в соответствии с положением, которое

разрабатывается Государственным комитетом Украины по надзору за охраной

труда при участии профсоюзов и утверждается Кабинетом Министров Украины.

Расследование проводится при участии представителя профсоюзной организации,

членом которой является потерпевший, а в случаях, предусмотренных

законодательством, также при участии представителей органов

государственного надзора, управления охраной труда и профсоюзов.

По итогам расследования несчастного случая или профессионального

заболевания собственник составляет акт по

установленной форме, один экземпляр которого он обязан выдать потерпевшему

или другому заинтересованному лицу не позднее трех дней с момента окончания

расследования.

В случае отказа собственника составить акт о несчастном случае или

профессиональном заболевании либо несогласия потерпевшего или другого

заинтересованного лица с содержанием акта вопрос разрешается в порядке,

предусмотренным законодательством о рассмотрении трудовых споров. Органы по

рассмотрению трудовых споров при необходимости получают соответствующее

заключение представителя органа государственного надзора, или органа

государственного управления охраной труда, или профсоюзного органа.

Комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

На предприятии с числом работающих более 50 человек решением трудового

коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда.

Комиссия состоит из представителей собственника, профсоюзов, уполномоченных

трудового коллектива, специалистов по безопасности, гигиене труда и

представителей других служб предприятия.

Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия

утверждается Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда

по согласованию с профсоюзами,

Решения комиссии носят рекомендательный характер.

Информация и отчетность о состоянии охраны труда.

Собственник обязан информировать работников о состоянии охраны труда,

причинах аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о

принятых мерах для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и

безопасности труда на уровне нормативных, требований.

Государственные органы управления охраной труда информируют население

Украины, соответствующего региона, работников отрасли и трудовые коллективы

о реализации государственной политики по охране труда, выполнении

национальных, территориальных или отраслевых программ по этим вопросам, об

уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и

профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений по охране жизни и

здоровья работников.

На государственном уровне ведется единая государственная статистическая

отчетность по вопросам охраны труда.

Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране

труда.

С целью объединения коллективов предприятий, ученых, специалистов по охране

труда и отдельных граждан для улучшения охраны труда, защиты работников от

производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут

создаваться ассоциации, общества, фонды и иные добровольные объединения

граждан, действующие в соответствии с законодательством.

Лекция 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА

ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ.

Согласно Закону Украины «Об охране труда» существуют

вневедомственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства

о труде и правил охраны труда, к которым относятся государственные органы и

инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации

поднадзорных предприятий и их вышестоящих органов.

Государственный надзор осуществляют:

Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда,

Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности,

Органы Государственного пожарного надзора управления пожарной охраны,

Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства

здравоохранения Украины.

Высший надзор за соблюдением и правильным применением закона об охране

труда осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему службами.

Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от каких бы то

ни было хозяйственных органов, объединений граждан, политических

формирований, местной государственной администрации и Советов, и действуют

в соответствии с положениями, утвержденными кабинетом Министров Украины.

Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда

(государственные инспекторы) имеют право:

беспрепятственно в любое время посещать подконтрольные предприятия для

проверки соблюдения законодательства об охране труда, получать от

собственника необходимые объяснения, материалы и информацию по данным

вопросам,

направлять руководителям предприятий, а также их должностным лицам,

руководителям структурных подразделений Совета Министров, местных советов

народных депутатов, министерств и других центральных органов

государственной исполнительной власти обязательные для исполнения

распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в области

охраны труда,

приостановить эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов,

участков, рабочих мест и оборудования до устранения нарушений требований по

охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работающих,

привлекать к административной ответственности работников, виновных в

нарушении законодательных или нормативных актов по ОТ,

направлять собственникам, руководителям предприятий представления о

несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности,

передавать в необходимых случаях материалы органам прокуратуры для

привлечения виновных к уголовной ответственности.

Органы государственного надзора за ОТ устанавливают порядок разработки и

утверждения собственником положений, инструкций и других актов об охране

труда, действующих на предприятиях, разрабатывают типовые документы по этим

вопросам.

Собственники должны бесплатно создавать необходимые условия для работы

представителей органов государственного надзора за ОТ.

Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда несут

ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей согласно

законодательству.

Ведомственный контроль за состоянием охраны труда осуществляют прежде всего

хозяйственные руководители всех уровней: работники центрального аппарата

комитета рыбного хозяйства Украины, руководители производственных

объединений, предприятий, начальники цехов, смен, участков, мастера. Кроме

того, ведомственный контроль и надзор за охраной труда на всех уровнях

осуществляют работники служб ОТТБ.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об ОТ осуществляют:

трудовые коллективы через избранных ими представителей,

профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей.

Уполномоченные трудовых коллективов по вопросам охраны труда имеют право

беспрепятственно проверять на предприятии выполнение требований по охране

труда и вносить обязательные для рассмотрения собственником предприятия

предложения об устранении выявленных нарушений нормативных актов по

безопасности и гигиене труда.

Для исполнения этих обязанностей собственник за свой счет организовывает

обучение и освобождает уполномоченного по вопросам ОТ от работы на

предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего

заработка.

Уполномоченные трудовых коллективов действуют в соответствии с типовым

положением, утвержденным Государственным комитетом Украины по надзору за

охраной труда по согласованию с профсоюзом.

Уполномоченные по вопросам ОТ с целью создания безопасных и безвредных

условий труда на производстве, оперативного устранения выявленных нарушений

осуществляют контроль за:

а) соответствием законодательству об охране труда:

условий труда на рабочих местах, безопасности технологических процессов,

машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояния

средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работниками,

проходов, путей эвакуации и запасных выходов, а также санитарно-бытовых

условий,

действующих режима труда и отдыха,

использования труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов,

обеспечение работников специальной одеждой, обувью, другими средствами

индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или

равноценными пищевыми продуктами, моющими средствами, организации питьевого

режима;

льгот и компенсаций, представляемых работникам за работу с тяжелыми и

вредными условиями труда;

возмещение собственником ущерба в случае повреждения их здоровья или

применения морального ущерба;

проведения обучения, инструктажей и проверки знаний работников по ОТ,

прохождения работниками предварительного и периодического медицинского

осмотров;

б) обеспечение работников инструкциями, положениями по охране труда,

действующими в пределах предприятия, и соблюдению работниками в процессе

работы требований этих нормативных актов;

в) своевременным и правильным расследованием, документальным оформлением и

учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

г) исполнением приказов, распоряжений, мероприятий по вопросам охраны

труда, в том числе мероприятий по устранению причин несчастных случаев,

профессиональных заболеваний и аварий, определяемых в актах расследования;

д) использованием фонда охраны труда предприятием по его назначению,

е) наличием и состоянием наглядных средств пропаганды и информации по

вопросам охраны труда на предприятии.

Уполномоченные по вопросам охраны труда имеют право:

беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда,

соблюдении работниками нормативных актов об охране труда на объектах

предприятия или производственного подразделения, коллективом которого они

избраны;

вносить в специально для этого заведенную книгу обязательные для

рассмотрения собственником (руководителем подразделения, предприятия)

предложений по устранению выявленных нарушений нормативных актов об охране

труда, осуществлять контроль за реализацией этих предложений;

требовать от мастера, бригадира или иного руководителя производственного

подразделения предприятия прекращения работы на рабочем месте в случае

создания угрозы жизни или здоровья работающих;

вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушивших

нормативные акты об охране труда;

принимать участие в проверках состояния безопасности и условий труда,

проведении должностными лицами органов государственного надзора и

общественного контроля за охраной труда, министерства, ведомства,

объединения, предприятия, местных органов государственной исполнительной

власти;

быть избранными в состав комиссии по вопросам охраны труда предприятия;

быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в

районных (городских), межрайонных (окружных) и товарищеских судах.

Профессиональные союзы осуществляют контроль за соблюдением собственниками

законодательных и других актов об охране труда, создании безопасных и

безвредных условий труда, надлежащего производственного быта для работников

и обеспечении их средствами коллективной и индивидуальной защиты.

Профсоюзы имеют право беспрепятственно проверять состояние условий и

безопасности труда на производстве, выполнение соответствующих программ и

обязательств коллективных договоров, вносить собственникам; государственным

органам управления представления по вопросам охраны труда и получать от них

аргументированный ответ.

Своевременный контроль – это предотвращение возможных аварий и несчастных

случаев. Так в 1997 году Госнадзороохрантруда Украины проведено 119,5 тыс.

обследований предприятий, во время которых было выявлено и устранено 8,5

млн. нарушений нормативных актов по ОТ. За невыполнение требований

нормативных актов по ОТ оштрафовано более 30 тыс. руководителей и

должностных лиц на сумму 1 млн. 121 тыс. гривен.

Лекция 5

КОЛДОГОВОР И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

З а к о н о д а т е л ь с т в о У к р а и н ы о т р у д е.

Требованием Закона Украины «Об охране труда» и «Коллективных договорах и

соглашениях» предусмотрено осуществление комплексных мероприятий по

организации безопасных и безвредных условий труда, определение обязательств

сторон, а также реализация гражданами прав и социальных гарантий на охрану

труда обеспечивается в первую очередь с помощью коллективного договора

(соглашения).

Коллективный договор является наиболее важным документом в системе

нормативного регулирования взаимоотношений между собственником и работником

по первоочередным социальным вопросам, в том числе и вопросам охраны труда.

Заключению коллективного договора должны предшествовать коллективные

переговоры, которые начинаются за три месяца до окончания срока действия

предыдущего договора. Обязательства, которые предлагается включить в

коллективный договор по результатам переговоров, должны быть всесторонне

обоснованными и реальными.

Определяя общие принципы формирования обязательств по охране труда, следует

отметить, что они не должны противоречить законам и другим нормативным

актам Украины. Гарантии, льготы и компенсации, установленные трудящимися

действующим законодательством, должны считаться минимальными, обязательными

для исполнения при любых обстоятельствах. Например, в соответствии с

статьями 6, 9, 11, 12 Закона Украины «Об охране труда» может быть

предусмотрено: предоставление работникам дополнительного отпуска за

неудовлетворительные условия труда, дополнительного комплекта спецодежды,

оборудование дополнительных санитарно-бытовых помещений (саун, душевых

кабин, ванн и т.д.) в тех производствах, где нормативами это не

предусмотрено, установление в зависимости от конкретных условий труда

дополнительно оплачиваемых перерывов санитарно-оздоровительного назначения

или сокращенной продолжительности рабочего времени и т.д.

В коллективных договорах указываются перечни профессий и должностей

работников, которым в соответствии с нормативами предоставляется право на

сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск в связи с тяжелыми и

вредными условиями труда, выдается спецодежда, спецобувь и другие средства

индивидуальной защиты.

Обязательным следует считать дополнения к коллективному договору по тем

вопросам, которые определены трудовым коллективом самостоятельно и являются

дополнением к требованиям действующего законодательства.

Коллективный договор должен обязательно содержать мероприятия по защите

прав и социальных интересов лиц, которые пострадали на производстве от

несчастных случаев (профзаболевания), а также иждивенцев и семей погибших.

Речь идет о возмещении нанесенного им ущерба, выплате единовременного

пособия, компенсации расходов на приобретение лекарств, на прохождение

дополнительного оплачиваемого лечения, о предоставлении потерпевшим легкой

работы с сохранением заработка, организации обучения, переквалификации и

трудоустройства инвалидов труда, предоставлении этим инвалидам помощи при

решении социально-бытовых вопросов.

Законом обеспечивается особая защита интересов тех работников, которые были

тяжело травмированы и стали инвалидами, а также интересов иждивенцев и

членов семей погибших. Для них устанавливают минимальный размер

единовременного пособия, который составляет:

В случае смерти пострадавшего – не менее пятилетнего заработка на его

семью, кроме того, не менее годового заработка на каждого иждивенца

умершего, а также на его ребенка, который должен родиться после его смерти.

В случае стойкой утраты трудоспособности – не менее суммы, определенной из

расчета среднемесячного заработка потерпевшего за каждый процент потери им

профессиональной трудоспособности.

Законом предусмотрена возможность уменьшения размера единовременного

пособия лишь в тех случаях, когда производственная травма произошла в

результате невыполнения пострадавшим правил и нормативных актов об охране

труда, т.е. полной или частичной его вины. Чтобы не допускать

необоснованных обвинений потерпевшего в несчастном случае и нарушения его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.