| |||||
МЕНЮ
| Кшм ЗИЛ-130|Биение торцевой поверхности фланца. | |Износ маслосгонных канавок. | |Износ отверстия под подшипник. | |Износ отверстий под болты крепления маховика. | |Износ коренных или шатунных шеек. | |Износ шейки под шестерню и ступицу шкива. | |Износ шпоночной канавки по ширине. | |Увеличение длины передней коренной шейки. | |Увеличение длины шатунных шеек. | | | |Основные дефекты шатуна. | |Изгиб или скручивание. | |Износ отверстия нижней головки. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Износ отверстия под втулку в верхней головке. | |Износ отверсттия во втулке верхней головки. | |Уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головок. | | | |Основные дефекты головки цилиндров. | |Пробоины, прогар и трещины на стенках камеры сгорания, разрушение перемычек между | |гнездами. | |Трещины на рубашке охлаждения. | |Износ, риски или раковины на рабочих фасках седел клапанов. | |Износ гнезд под седла клапанов. | |Коробление поверхностей прилегания к блоку цилиндров. | |Износ отверстия в направляющих втулках. | |Износ отверстий под направляющие втулки клапана. | |Срыв или износ резьбы под свечи. | | | |Основные дефекты распределительного вала. | |Погнутость вала. | |Износ опорных шеек. | |Износ кулачков. | |Износ эксцентрика. | |Износ шейки под распределительную шестерню. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Способы устранения дефектов. | | | |Блок цилиндров. | |Трещины на блоках цилиндров (как и пробоины) являются их браковычными признаками. | |Однако допускается устранение пробоин постановкой заплат, а трещин - заваркой и | |заделкой синтетическими материалами с последующей постановкой усиливающих деталей. | |На чугунных блоках цилиндров перед сваркой концы трещины заваривают сверлом | |диаметром 5 мм и затем разделывают по всей длине при помощи шлифовального круга, | |установленного на пневматической или электрической шлифовальной машине, под углом | |90… 120( на 4/5 толщины стенки. Заварку ведут после нагрева блока до температуры | |600…650(С ацителено-кислородным пламенем горелкой с мендштуком № 3, используя | |чугунные прутки диаметром 5 мм и флюс-буру. Шов должен выступать над поверхностью | |основного металла не более чем на 1,5 мм; руковины и шлаковые включения не | |допускаются. При охлаждении блока до 450(С сварку останавливают и его вновь | |нагревают до заданной температуры. По окончании сварки блок медленно охлаждают. | |Сварку можно вести и без предварительного подогрева. В этом случае применяют | |электродуговую сварку с постоянным током обратной полярности в среде аргона на | |полуавтомате А-547Р (электродная проволока МНЖКТ диаметром 1,2 мм. Давление аргона у| |сварочной дуги 30…50 кПа, сила тока 125…150 А, напряжение 27…39 В). При применении | |электородов ПАНЧ-11 полуавтоматическую сварку можно производить без применения | |защитного газа. Трещины без предварительного нагрева блока можно заваривать | |электродами МНЧ-1, состоящими из проволоки монель и константана диаметром 3…4 мм, | |покрытой | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |фтористо-кальциевой обмазкой (сила тока 130 А, напряжение 30…35 В, твердость | |направленного металла НВ 170). Сварочный шов получается плотным и хорошо | |обрабатываемым. Рекомендуется применение электродов ОЗЧ-1 и АНЧ-1, но обработка их | |шва затруднительна. Электроды ЦЧ-3 и ЦЧ-4 применяются для заварки трещин без | |последующей обработки. | |Трещины, проходящие через перемычки между верхними посадочными поясками под гильзы | |цилиндров, ремонтируют пайкой-сваркой припоем ЛОМНА 49-1-10 с использованием флюса | |ФПСН-2. При этом применяют газовую сварку. Температура нагрева, кроме шва, не | |превышает 700…750(С. Это снижает опасность отбела и образование трещин, повышает | |производительность труда по сравнению со сваркой с предварительным нагревом деталей,| |сохраняет геометрические размеры элементов деталей, прочность шва на разрыв не менее| |300 Мпа. Этот способ рекомендуется к применению при необходимости иметь прочный, | |герметичный и хорошо обрабатываемый шов. | |Технологический процесс пайки-сварки заключается в разделке и обезжиривании трещины,| |нагреве разделанной трещины до температуры 300…400(С, нанесении и расплавлении флюса| |с последующим равномерным распределением по разделке, заполнении шва расколенным | |припоем, проковке шва после его затвердения медным молотком. | |Заварка трещин в блоках цилиндров, отлитых из алюминиевых сплавов, имеет свои | |особенности: желательно, чтобы трещина находилась в горизонтальном положении, концы | |трещины засверливать не надо, разделку и зону шириной 15…20 мм необходимо зачистить | |до металлического блеска и затем место прохождения трещины простучать легкими | |ударами молотка. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Перед заваркой производят местный нагрев зоны трещины пламенем газовой горелки до | |температуры 300(С. Заварку трещины осуществляют аргонно-дуговой сваркой с | |присадочной проволокой из алюминиевого сплава марки АК диаметром 4…6 мм. Сварка | |осуществляется на установках УГД-301 или УГД 501, предназначенных для проведения | |аргонно-дуговой сварки. Для закрепления вольфрамового электрода, подвода к нему | |сварочного тока и подачи в зону дуги защитного газа служат горелки ГРАД-200 или | |ГРАД-400. После сварки блок цилиндров медленно охлаждают, прикрыв нагретое место | |листом асбеста. Сварочный шов защищают от наплывов металла и окислов заподлицо с | |плоскостью основного металла шлифовальной машинкой с кругом диаметром 50 мм марки | |12АУО СМК. Затем блок испытывают на герметичность под давлением 0,5 Мпа. | |Трещины можно заделывать и эпоксидной пастой, если они не проходят через | |поверхности, несущие нагрузки, по следующей технологии. | |Поверхность вокруг трещины обрабатывают косточковой крышкой, а саму трещину | |разделывают шлифовальной машинкой под углом 60…90( на глубину 3/4 толщины стенки. | |Концы трещины на блоках, отлитых из чугуна, засверливают сверлом диаметром 3…4 мм и | |в полученные отверстия забивают заглушки из медной или алюминиевой проволоки. | |В зоне вокруг трещины шириной 30 мм создают шероховатость дробеструйной обработкой | |или насечкой и обезжиривают ее ацетоном. | |На сухую поверхность наносят первый слой пасты до 1 мм, резко перемещая шпатель на | |поверхности металла. Затем наносят второй слой пасты толщиной не менее 2мм, плавно | |перемещая шпатель по первому слою. Общая толщина слоя пасты по всей поверхности 3…4 | |мм. Блок помещают в сушильный шкаф, где при температуре 100(С его выдерживают около | |1 часа, обеспечивая при этом | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |отвердение эпоксидной пасты. После отвердения потеки пасты срубают, неровности | |обрабатывают шлифовальным кругом. | |Пробоины ремонтируют наложением заплат. На зачищенные и обезжиренные края пробоины | |наносят пасту, на которую накладывают заплату из стеклоткани толщиной 0,3 мм и | |прикатывают роликом. Заплата должна перекрывать пробоину со всех сторон на 15…20 мм.| |Затем на заплату и поверхность блока вокруг заплаты наносят второй слой пасты и | |накладывают вторую заплату так, чтобы она перекрывала первую на 10…15 мм со всех | |сторон. В таком порядке накладывают до 8 слоев стеклоткани. Каждый слой прикатывают | |роликом. Последний слой покрывают полностью пастой. | |Пробоины в блоках можно устранять также приваркой металлических заплат. | | | |Изношенные торцы крышки первого коренного подшипника. | |При толщине ее менее 26,90 мм восстанавливают постановкой полуколец или наплавкой | |сплавом ЛОМНА с последующей обработкой под размер рабочего чертежа. Задиры или | |деформации на торцевых поверхностях задней опоры под полукольца упорного подшипника | |(КамАЗ) при толщине менее 27,98 мм устраняют гальваническим натиранием с | |последующей обработкой торцов под размер рабочего чертежа. | | | |Износ верхнего и нижнего посадочных отверстий под гильзу более диаметра 125,11 и | |диаметра 122,09 мм (ЗИЛ) и более диаметра 137,56 и диаметра 134, 06 мм (КамАЗ). | |Устраняют гальваническим натиранием или нанесением синтетических материалов. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Изношенные отверстия под толкатели до диаметра более 25,04 мм (22,03 мм) | |восстанавливают развертыванием под один из ремонтных размеров ( 0,2…0,4 (0,2 мм) на | |радиально-сверлильном станке. Блок цилиндров устанавливают под углом 45( на | |приспособление, используя в качестве базы привалочную плоскость и технологические | |отверстия. Затем с той же установки снимают фаски 1,5 ( 45(. | |При износе отверстий под толкатели до диаметра более 25,8 (22,2 мм) их | |восстанавливают постановкой ДРД; отверстия развертывают до диаметра 30,0(0,045 (27,0| |(0,045) мм, снимают фаски 0,5( 45(, запрессовывают втулки, совместив маслянные | |отверстия во втулки и блоки, и развертывают втулки под размер рабочего чертежа. | |Шероховатость этих поверхностей должна соответствовать Ra = 0,63 мкм. | | | |Изношенные отверстия под втулки распределительного вала. | |Восстанавливают расточкой на станке под оидин из двух ремонтных размеров с | |интервалом 0,25 мм. Шероховатость поверхности после расточки должна соответствовать | |Ra = 1,25 мкм. В основные или ремонтные отверстия под втулки запрессовывают втулки | |распределительного вала и растачивают на станке после установки резцов на борштанге | |на размер по рабочему чертежу или один из ремонтных размеров: 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; | |1,0 (0,2; , 0,4) мм. При запрессовке втулок необходимо обеспечить совпадение | |маслянных отверстий в блоке и втулок. | | | |Изношенные гнезда вкладышей коренных подшипников. | |Восстанавливают по следующей технологиии. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Крышки коренных подшипников снимают и маркируют. Затем их приварочные плоскости | |фрезеруют или шлифуют на величину 0,7…0,8 мм, устанавливают на место, затягивают | |болты моментом 110…130 Н(м (210..330,5 Н(м) и растачивают за один проход, | |обеспечивая шероховатость поверхности Ra = 0,63 мкм. | |У блоков КамАЗ гнезда коренных подшипников имеют два ремонтных размера: | |первый диаметр 100 мм для двух ремонтных размеров коренных шеек коленчатого вала Р1-| |94,5-,0,015 , Р2 - 94,0-0,015 мм. | |второй диаметр 100,5 мм для трех ремонтных размеров коренных шеек Р3 - 95,0-0,015 , | |Р4 - 94,5-0,015 , Р5 - 94,0-0,015 мм. | |Повреждение резьбы устраняют : | |при срыве менее двух ниток - прогонкой инструментом того же размера; | |при срыве более двух ниток - постановкой ввертыша или пружинно-резьбовой вставки, а | |также заваркой и последующим сверлением и нарезанием резьбы по рабочему чертежу. | |После ремонта блоки цилиндров испытывают на герметичность: | |блок ЗИЛ - водой под давлением 0,4 МПа - подтекание воды не допускается. | |Восстановленные блоки должны отвечать следующим техническим требованиям: | |по двигателю ЗИЛ-130 - неперпендикулярность осей поверхностей под гильзы цилиндров | |относительно общей оси гнезд под вкладыши коренных подшипников не более 0,1 мм на | |длине 100 мм; | |несоосность отверстий втулок распределительного вала не более 0,03 мм на всей длине;| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |непараллельность общей оси отверстий во втулках распределительного вала относительно| |оси гнезд под вкладыши крайних коренных подшипников не более 0,06 мм; | |расстояние между указанными осями, замеренное по переднему торцу блока цилиндров, | |должно быть 130, 216 ( 0,025 мм; | |неперпендикулярность осей отверстий под толкатели относительно общей оси отверстий | |под втулки распределительного вала не более 0,08 мм на длине 100 мм. | |Отверстия втулок распределительного вала, как и отверстия под толкатели, должны | |иметь одноименный размер (по рабочему чертежу или один из ремонтных). | | | |Гильзы цилиндров. | | | |Износ отверстий под поршень. | |В гильзах двигателя ЗИЛ-130 устраняют расточкой с последующим хонингованием под один| |из двух ремонтных размеров 0,5 и 1,0. | |Расточка осуществляется на алмазно-расточных станках резцами, оснащенных пластинками| |ВК 6 с подачей 0,14 мм/об и скоростью резания около 100 м/мин. | |Широкое распространение получают резцы с припаянными пластинками из гесанита-Р | |(сверхтвердый материал на основе нитрида бора), применение которого обеспечивает | |шероховатость Ra = 0,63…0,32 мкм, высокую точность обработки и повышают | |производительность труда в 2…5 раз, а стойкость инструмента в 5…20 раз. Режим | |обработки: | |глубина резания 0,3 мм; | |подача 0,08 мм/об; | |скорость резания 250 м/мин. | |На столе станка гильзу закрепляют специальным приспособлением. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |После расточки отверстие предварительно и окончательно обрабатывают на | |хонинговальных станках типа 3Г 833. | |Предарительное (черновое) хонингование ведут брусками БХ-6С-100СТ 1К или алмазными | |брусками АС 6-100-М1 при режиме: | |окружения скорость 60…80 м/мин; | |возвратно-поступательная скорость 15…25 м/мин; | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|