| |||||
МЕНЮ
| Кшм ЗИЛ-130|Крышка шатуна изготовляется из той же стали, что и шатун, и обрабатывается совместно| |с нижней головкой, поэтому перестановка крышки с одного шатуна на другой не | |допускается. На шатунах и крышках с этой целью делают метки, чтобы обеспечить | |высокую точность при сборке нижней головки шатуна, его крышку | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |фиксируют шлифованными поясками болтов, которые затягивают гайками и стопорят | |шклинтами или шайбами. В нижнюю головку устанавливают шатунный подшипник в виде | |тонкостенных стальных вкладышей, которые с внутренней стороны покрыты слоем | |антифрикционного сплава. | |От осевого смещения и провертывания вкладыши удерживаются выступами (усиками), | |которые входят в канавки нижней головки шатуна и его крышки. В нижней головке шатуна| |и во вкладыши делается отверстие для периодического выбрызгивания масла на зеркало | |цилиндра или на распределительный вал. | |Для лучшей уравновешенности кривошипно-шатунного механизма разница в масле шатунов | |не должна превышать 6 - 8 г. В V-образных двигателях на каждой шатунной шейке | |коленчатого вала расположены два шатуна. В этих двигателях для правильной сборки | |шатуннопоршневой группы поршни и шатуны устанавливают строго по меткам. | |Коленчатый вал. Коленчатый вал воспринимает силу давления газов на поршень и силы | |инерции возвратно-поступательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма. | |Силы, передающиеся поршнями на коленчатый вал, создают крутящий момент, который при | |помощи трансмиссии передается на колеса автомобиля. | |Коленчатый вал изготовляют штамповкой из легированных сталей или отливают из | |высокопрочных чугунов. | |Коленчатый вал состоит из коренных и шатунных шеек, противовесов, заднего конца с | |отверстием для установки шарикоподшипника ведущего вала коробки передач и фланца для| |крепления маховика, переднего конца, на котором установлен хроповик пусковой | |рукоятки и шестерня газораспределения, шкива привода вентилятора, жидкостного насоса| |и генератора. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Шатунные шейки со щеками образуют кривошипы. Для разгрузки коренных подшипников от | |центробежных сил служат противовесы, которые изготовляют за одно целое со щеками, | |имеющими каналы для подвода масла, или прикрепляют к ним болтами. Если с обеих | |сторон шатунной шейки расположены коренные шейки, то такой коленчатый вал называется| |полнопорным. | |В щеках коленчатого вала просверлены наклонные каналы для подвода масла от коренных | |подшипников к масляным полостям, выполненных в шатунных шейках в виде каналов | |большого диаметра, закрываемых резьбовыми заглушками. Эти полости являются | |грязеуловителями, в которых под действием центробежных сил при вращениии коленчатого| |вала собираются продукты изнашивания, содержащиеся в масле. | |Гнезда в блоке цилиндров под коренные подшипники и их крышки растачивают совместно, | |поэтому при сборке двигателя их необходимо устанавливать по меткам только на свои | |места. Тонкостенные вкладыши коренных подшипников покрыты таким же антифрикционным | |сплавом, что и вкладыши шатунных подшипников, и отличаются от последних только | |размерами. Широкое использование триметаллических сталеалюминиевых и сталесвинцовых | |вкладышей связано с тем, что слой антифрикционного покрытия обладает хорошими | |противоударными свойствами и повышенной прочностью. От продольного смещения и | |проворачивания вкладыши удерживаются выступами, входящие в соответствующие пазы в | |гнездах блока и их крышках. | |Осевые нагрузки коленчатого вала в большинстве карбюраторных двигателей | |воспринимаются упорной шайбой и стальными упорными кольцами, залитыми с внутренней | |стороны антифрикционным сплавом СОС-6-6, содержащим свинец, олово и сурьму. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Осевые нагрузки коленчатого вала дизелей воспринимаются двумя парами упорных | |полуколец из бронзы или сталеалюминия, установленных в выточках задней коренной | |опоры. | |На двигателе ЗИЛ-130 передний конец коленчатого вала уплотнен резиново-каркасным | |сальником, расположенным в крышке распределительных шестерен, а между шестерней и | |шкивом коленчатого вала установлен маслоотражатель, отгоняющий масло внутрь картера.| |Уплотнение заднего конца коленчатого вала обеспечивается графито-асбестовым | |сальником, размещенным в кольцевой канавке гнезда подшипника и его крышке, в | |плоскости разъема которой дополнительно устанавливаются резиновые прокладки, а по | |бокам - деревянные уплотнители. Кроме того, на задней шейке коленчатого вала | |находятся спиральная маслоотгонная канавка и маслосбрасывающий гребень, от которых | |масло отбрасывается через сливные (дренажные) отверстия в поддон картера. | |Маховик. Маховик ,служит для обеспечения вывода поршней из мертвых точек, более | |равномерного вращения коленчатого вала многоцилиндрового двигателя при его работе на| |режиме холостого хода, облегчение пуска двигателя, снижение кратно-временных | |перегрузок при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента агрегатам | |трансмиссии на всех режимах работы двигаттеля. Маховик изготовляют из чугуна и | |динамически балансируют в сборе с коленчатым валом. На фланце маховика центрируются | |в строго определнном положении с помощью штивтов или болтов, которыми он крепится к | |фланцу. | |На обод маховика напрессован зубчатый венец, предназначенный для вращения | |коленчатого вала стартером при пуске двигателя. На торце или ободе маховика многих | |двигателей наносят метки, по которым определяют в. м. т. поршня первого цилиндра при| |установке зажтгания (у карбюраторных двигателей) или момента начала подачи топлива | |(у дизелей). | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Основные неисправности . Причины. Признаки. | |Неисправности КШМ. Снижение мощности двигеля поышенный расхож масла, топлива, | |дымление и увеличение стуков при работе двигателя - вот основные неисправности КШМ. | |Признаки: двигатель не развивает полной мощности. | |Причины: снижена компрессия из-за износа гильз цилиндров, поршней, поломки или | |пригорания поршневых колец. | |Признаки: расход масла и топлива, дымление двигателя. | |Причины: изнашивание деталей шатунно-поршневой группы, поломка поршневых колец, | |закоксование поршневых колец, в канавках, прорезей в малосъемных кольцах, отверстий | |в канавке под малосъемные кольца. | |Признаки: стук коленчатого вала. | |Причины: вызывается либо недостаточными давлением и подачей масла, либо недопустимо | |увеличившимися зазорами между шейками коленчатого вала и вкладышами коренных и | |шатунных подшипников из-за изнашивания этих деталей. | |Признаки: стуки поршней и поршневых пальцев. | |Причины: свидетельствует об изнашивании деталей шатунно-поршневой группы. | | | |Способы устранения неисправности, диагностические, регулировочные и очистительные | |работы. | | | |При значительных изнашиваниях и поломках детали КШМ восстанавливают или заменяют. | |Эти работы, как правило, выполняют, отправляя в централизованный ремонт. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Закоксование поршневых колец в канавках можно устранить без разборки двигателя. Для | |этого в конце рабочего дня, пока двигатель не остыл, в каждый цилиндр через | |отверстие для свечей зажигания заливают по 20 г смеси равных частей | |денатурированного спирта и керосина. Утром двигатель пускают и после его работы | |10-15 мин на холодном ходу останавливают и заменяют масло. | |Диагностирование кривошипно-шатунного механизма производится на посту Д-2. При | |выявлении пониженных тяговых качествах, замеренных во всех цилиндрах автомобиля на | |стенде тягово-экономических качеств. | |Компрессию двигателя определяют при вывернутых свечах у прогретого двигателя при t =| |70-80(С и полностью открытых воздушных и дроссельных заслонках. Установив резиновый | |наконечник компрессометра в отверстие свечи проверяемого цилиндра, проворачиваем | |коленчатый вал стартером на 10-15 оборотов и записываемпоказания монометра. | |Компрессия должна быть для исправного автомобиля 0,75 - 0,80 мПа. Разница в | |показателях между цилиндрами не должна быть более 0,07 - 0,1 мПа. | | | |Регламентные работы. | | | |Предусматриваются следующие четыре вида технического обслуживания подвижного состава| |автомобильного транспорта: | |ЕО - ежедневное техническое обслуживание. | |ТО-1 - первое техническое обслуживание. | |ТО-2 - второе техническое обслуживание. | |СО - сезонное техническое обслуживание. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Ежедневное обслуживание - предназначено для: | |осуществления контроля, направленного на обеспечение безопасности движения. | |для поддержания внешнего вида, заправки автомобиля топлива, маслом, охлаждающей | |жидкостью. | |для подвижного состава, занятого перевозкой пищевых продуктов, ядохимикатов, | |химических удобрений, радиоактивных веществ. | |В ЕО входит специальная обработка кузова. Мойку подвижного состава производят по | |потребности с учетом санитарных и эстетических требований. | |ТО-1 и ТО-2 предназначены для снижения интенсивности изменения параметров | |технического состояния подвижного состава, выявления и предупреждения отказов и | |неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов. | |В перечень ТО-1 входят: | |общий осмотр для проверки состояния кабины, платформы, стекол, зеркал, сиденья, | |номерных знаков, исправности механизмов дверей, запоров бортов платформы. | |проверка приборов контрольно-измерительных, обогрева и обдува ветрового стекла. | |При ТО-1 выполняют контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы по | |двигателю, включая системы охлаждения и смазки по сцеплению, коробке передач, | |карданной передаче, заднему мосту, рулевому управлению и передней оси, тормозной | |системе, ходовой части, кабине, платформе, сиденью. Выявляют и устраняют | |негерметичность, подтекания, нарушения крепения и регулировки. Проводят обслуживания| |систем питания и электрооборудования, проверка осмотром состояния приборов, системы | |питания, герметичности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |соединений. Выполняют смазочные и очистительные работы в соответствии с | |химотологическими картами: смазка через пресмасленку, проверка масла в картере, | |агрегатов, при необходимости - добавить, проверка уровня в тормозной системе, при | |необходимости - долить, промывка фильров, слив отстоя из топливного бака и корпусов | |фильтров тонкой и грубой очистки топлива автомобилей. | |В перечень ТО-2 входят: | |углубленная проверка состояния всех агрегатов механизмов, узлов и приборов | |автомобилей и устранение выявленных неисправностей. | |в перечень ТО-2 полностью входит перечень работ ТО-1. | |Для более тщательной проверки аккумуляторные батареи, приборы систем питания и | |электрооборудования, колеса снимают с автомобиля, контролируют и регулируют в | |производственных отделениях предприятия на стендах и установках. Перед То-2 | |автомобили проходят диагностирование и выявление неисправностей, устраняют их | |текущим ремонтом, выполняемые в зависимости от его объема и характера или до ТО или | |совместно с ТО. | |ТО-2 проводят чаще в сменное время, для чего предусматривается время простоя | |автомобиля. | |СО - предназначено для подготовки подвижного состава к эксплуатации соответственно в| |холодное или теплое время года. Выполняют его два раза в год и, как правило, | |совмещают с выполнением очередного ТО-2, путем соответствующего увеличения перечня | |работ и трудоемкости последнего. Однако, в условиях холодного и жаркого климата. СО | |выполняется как самостоятельный, отдельно планируемый вид обслуживания. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Основные дефекты приборов КШМ. | | | |Блок цилиндров. | |Блок цилиндров относится к классу "корпусных деталей с толстыми стенками". | |их изготовляют у двигателей ЗИЛ-130 из серого чугуна № 3; | |НВ 170…229, ЗМЗ-53 из алюминиевого сплава АЛ 4 (крышки коренных подшипников - из | |ковкого чугуна КЧ 35-10); | |ЯМЗ - из легированного чугуна; | |НВ 170… 241 и КамАЗ - из серого чугуна СЧ 21-44; | |НВ 187…241, а крышки коренных подшипников - КЧ 35-10, НВ 121…163. | |Крышки коренных подшипников в процессе ремонта с блоками цилиндров не | |разукомплектовываются, как и картеры сцеления. | |Трещины на блоках цилиндров (как и пробоины) являются их браковычными признаками. | |Однако допускается устранение пробоин постановкой заплат, а трещины - заваркой и | |заделкой синтетическими материалами с последующей постановкой усиливающих деталей. | |Основные дефекты в блоке цилиндров. | |Пробоины на стенках рубашки охлаждения или картера. | |Износ торцов первого коренного подшипника. | |Трещины и отколы. | |Износ нижнего посадочного отверстия под гильзу. | |Износ верхнего посадочного отверстия под гильзу. | |Износ отверсттий под толкатели. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Износ отверстий во втулках под опорные шейки распределительного вала. | |Износ гензд вкладышей коренных подшипников и их несоосность. | |Износ отверстий под втулки распределительного вала. | | | |Основные дефекты гильзы цилиндра. | |Износ или задиры отверстия под поршень. | |Износ нижнего посадочного пояска. | |Износ верхнего посадочного пояска. | | | |Основные дефекты коленчатого вала. | |Изгиб вала. | |Износ наружной поверхности фланца. | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|