рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права

отношению ко всем др. законам и подзаконным актам, разделение властей и

#M12291 820001460институт#S ответственности власти как организационную

основу правового государства, независимость суда, приоритет норм #M12291

820001931международного права#S над нормами #M12291

820002127национального#S права. РФ провозглашается П.г. в #M12293 0 9004937

1265885411 77 77 2697438627 2483551691 2836092415 32245312 2880545557ст.1

Конституции РФ#S 1993 г. П.г. является также одной из центральных категорий

современных демократических теорий права. В США и Англии термин «господство

права» = П.Г.

Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины

и терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее

отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем,

Платоном («Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными

философами (Спинозой, Монтескье, Дидро, Руссо, Джефферсоном, Гегелем, Джон

Лок – основной теоретик права «Два трактата о праве»). В доктрине

воплощался идеал политико-правового устройства общества, способного

воплотить подлинное народовластие, утвердить в обществе гуманистические

начала и обеспечить реальность прав и свобод личности. Правовое государство

противопоставлялось полицейскому государству, в котором процветали

бюрократизм, пренебрежение правами и свободами человека, полицейская слежка

и произвол.

1949 г. конституция ФРГ – социальное правовое государство.

1978 г. конституция Испании - без слова «социальное».

1992 г. конституция Туркмении – «светское, демократическое, правовое

государство, с президентским правлением». Следом все остальные республики

СНГ.

Правовое государство не насаждается сверху и не внедряется по чьей-то воле.

П.Г. – это процесс эволюционного развития демократического института

власти. Идеального П.Г. – нет, но ближе всего к этой категории подошли

скандинавские и благополучные европейские страны ( Австрия, Нидерланды,

ФРГ, Швеция, Норвегия, Дания).

В современной политико-правовой доктрине правовым государством признается

демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона,

последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и

гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает

не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей

юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы

правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов

общества и государства в целом действующему закону. В своей многогранной

деятельности государство действует не по собственному усмотрению или по

произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и

иными основополагающими нормативно - правовыми актами. Сказанное в полной

мере относится и к законотворчеству. Законодательный процесс, как и любая

иная деятельность государства, детально регламентируется специальным

законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого

вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

Другим непременным признаком правового государства является

последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и

судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг

от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над

другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица, свободы

человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а

также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере

экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь,

достоинство личности, личную неприкосновенность и др. В конечном счете

каждый член общества обладает равными правами и свободами независимо от

пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения,

места жительства, отношения к религии и принадлежности к общественным

объединениям и политическим партиям и других обстоятельств. При этом

государство охраняет и защищает права личности, равно как и личность не

нарушает действующих в обществе законов и не посягает на права и свободы

других лиц.

13. Идея правового государства и становление новой государственности в

России.

Современное российское гос-во - Российская Федерация - образовалось в

результате демократических преобразований в СССР, в 1985-1991 г.г.,

принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации

(1991 г.), напряженного политич. противостояния, приведшего к вооруженному

конфликту в октябре 1993 г., принятия в 1993 г. Конституции Российской

Федерации на референдуме и последующего конституционного процесса.

Российская Федерация , в соответствии с Конституцией РФ, есть

демократическое федеративное правовое гос-во (ст.1 КРФ). В соответствии с

этим, демократический режим росс. гос-ва является главным принципом его

конституционного строя и последовательно проводится через нормы КРФ о

порядке формирования, устройства гос-х органов и порядка их деятельности,

права и свободы граждан, принципы правового гос-ва. Так, носителем

суверенитета и единственным источником власти в РФ провозглашается ее

многонациональный народ , который осуществляет свою власть непосредственно,

а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления (ст.3

КРФ). В РФ признается идеологическое, политическое, многообразие,

многопартийность (ст.13 КРФ). Гос-во гарантирует равенство прав и свобод

человека и гражданина (глава 2 КРФ), в том числе, право на свободу и личную

неприкосновенность, право участвовать в управлении делами гос-ва, право на

свободное получение, передачу и распространение информации, свободу мысли и

слова, право на объединение, право на собрания, митинги, шествия и

пикетирование, а также гарантируется свобода средств массовой информации.

Согласно КРФ, права и свободы человека и гражданина являются в РФ

непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления. Демократические принципы положены и в устройство

государственных органов: выборность представительных и законодательных

органов РФ и субъектов РФ, а также главы гос-ва - Президента РФ, принцип

верховенства закона, принцип разделения властей и другие принципы правового

гос-ва. Особая роль в реализации демократического потенциала российского

гос-ва принадлежит главе гос-ва - Президенту РФ, который наделен статусом

гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст.80 КРФ), и

имеет существенные возможности влияния на политику гос-ва в целом, а также

Конституционному Суду РФ - судебному органу конституционного контроля,

защищающему основы конституционного строя, основные права и свободы

человека и гражданина и обеспечивающему верховенство КРФ на всей территории

РФ. (Федеральный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации).

Одной из важных задач развития Д. в РФ является создание правовых гарантий

множественности, альтернативности, открытости СМИ, а также препятствующих

монопольному влиянию на них, что будет способствовать большему контролю

представительных учреждений и граждан за деятельностью гос-х органов и

должностных лиц, повышению эффективности всех демократических институтов,

совершенствованию правовой системы и устройства гос-ва.

В России понятие «правовое государство» связано с Радищевым и М.М.

Сперанским (Ал.I и Ник.I), кодекс Наполеона. В советское время понятие п.г.

использовалось только для критики зарубежного государства. Возвращение П.Г.

связано с XIX партконференцией, в 1989 году. В речи Горбачева прозвучали

идеи о правах, правовом государстве, разделении властей и верховенстве

закона. В 1991 году СССР – разрушена, идеи социалистического П.Г. ушли, но

идея П.Г. осталась.

Принципиально важным является конституирование государства Российской

Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых

буржуазных государств содержат подобные положения, хотя идея связанности

государства правом, законом в настоящее время получает всеобщее признание.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако они

являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования

России, нежели свершившимся фактом.

Россия продолжала жить в разреженном правовом пространстве. Число законов,

в которых нуждается страна, многократно превышает количество принятых.

Законодательный процесс нередко подменяется политической борьбой. Не

сложились новые правовые обычаи, низка правовая культура. Важно сознавать,

что уважение к праву в обществе укоренится только тогда, когда право будет

уважаться властью. Судебная система еще не стала равноправной ветвью

власти, по - настоящему независимой и авторитетной... почти не реализуется

принцип прямого действия Конституции.

Чтобы оперативно и целенаправленно осуществить действенные меры по

преодолению отмеченных недостатков политико-правовой сферы и заложить

реальные основы правового государства, Указом Президента РФ от 6 июля 1995

г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации"

было признано необходимым силами научных и практических работников

разработать концепцию правовой реформы в Российской Федерации, ибо процесс

построения правового государства не менее сложен и труден, чем проведение

экономических реформ, и успешно завершить его можно лишь на строго научной

основе, с учетом конкретно - исторических условий и социально - правовых

закономерностей. Словом, правовое государство может стать реальностью в той

мере, в какой общество, государство и каждый гражданин будут способны

покончить с остатками правового нигилизма, грубейшего нарушения прав и

свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и

систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное

действие законов.

14. Понятие права и его признаки.

Право - #G01) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой

государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию

общественных отношений в масштабе всего общества. Такое определение П. (П.

в объективном смысле) следует отличать от юридического права (П. в

субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права,

каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает

специфическими чертами (напр., #M12291 820000865Гражданское право#S,

Конституционное, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право). Не менее

основополагающим является деление П. на международное, создаваемое

совместной волей двух и более государств (см. #M12291

820001931Международное право#S), и П. #M12291 820002127национальное#S,

целиком находящееся в #M12291 820001610компетенции#S одного государства. С

научной точки зрения один из важнейших принципов деления П. можно назвать

"географическим". В современное мире наибольшее распространение получили

следующие правовые системы (т.н. "семьи П."): континентальная (или романо-

германская), англо-саксонская (или англо-американская), мусульманская.

Большинство ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в

отдельную систему также право т.н. "социалистических государств".

Российское П. относится к континентальному; 2) имперaтив, стоящий нaд

госудaрством и зaконом, зaщищaющий спрaведливый порядок государства как

формы сaмооргaнизaции обществa; 3) совокупность социaльных регуляторов,

которaя может быть облеченa в соответствующую #M12291

820001262зaконодaтельную#S форму, a может и не быть облеченa в нее.

Коллизия между правом и писаным законом в РФ рaзрешaется через Конституцию

РФ. Нормы #M12293 0 9004937 1540216064 77 63704707 328036464 2255788559

1265885411 77 77главы 1 "Основы конституционного#S строя" выступают высшей

формой писaного прaвa и посредником между имперaтивом прaвa и писaным

зaконом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить

основам конституционного строя РФ.

Право (общее определение) – система общеобязательных правил поведения,

которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают

согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов

личности. Общества и государства в целом.

Признаки права:

1. нормативность – нормативно-правовые акты, устанавливающие

#G0общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные

государством и обеспеченное его принудительной силой.

2. общая обязательность (существует только у права).

3. мера свободы между может и должен (права и обязанности, вытекающие из

права).

4. формальная определенность – фиксация в юридических документах

(нормативных актах). Существуют определенные атрибуты таких документов,

порядок их опубликования и вступление в силу.

5. неперсонифицированность – общий характер права, не обращенного к

отдельной персоне.

6. системность права - #G0разделение единых по назначению в обществе,

внутренне согласованных, не противоречащих друг другу норм на определенные

части, называемые отраслями и #M12291 820001461институтами права#S. Не

терпит пробелов в праве.

7. процедурность – выполнение норм права, по определенным процедурам.

15. Основные концепции правопонимания (идеализм и реализм в праве).

Основные концепции правопонимания (идеализм и реализм в праве):

а) идеалистический (религиозный и светский идеализм) подход;

б) реалистический подход.

Общая суть заключается в том, что существует универсальное и незыблемое,

общее для всех народов, право.

Идеалистический подход:

Суть религиозного идеализма (РИ), так называемая теологическая теория,

состоит в том, что правовые нормы прямо или косвенно проистекают от бога,

от божественной власти. Бог определяет все на земле и он же устанавливает

порядок. Все люди наделяются правами, независимо от того в каком

государстве они живут.

Светский идеализм (СИ), наоборот считает, что право есть создание самого

человека, его натуры. Это результат того, что человек является мыслящей

структурой, и сам определяет свои права, выполняет свои обязанности,

происходящие из его положения в обществе.

РИ и СИ говорят о естественном праве людей. Корни возникновения идеализма

очень древние. Правовая теория исходит из существования двух видов прав:

естественные права (принадлежат человеку) и позитивные права (принадлежат

государства). В случае конфликта ЕП и ПП предпочтение должно быть отдано

естественному праву человека. Возрождение школы ЕП произошло после 2

мировой войны, была создана ООН, одной из главных целей которой является

защита естественных прав человека.

1948 г. – принята всеобщая декларация прав человека.

1998 г. – все мировые конституции содержат нормы о соблюдении естественных

прав человека.

Реалистический подход:

Право есть эмпирический (практический) опыт развития человеческого

общества. Существует несколько направлений реализма в праве:

а) историческая школа права: «Право подобно языку». Суть этого направления

состоит в том, что все историческое прошлое данного общества создает право.

Корни права в истории, как и языка; постоянное историческое развитие. У

каждого общества существует собственный язык и существует собственное право

нет права универсального. Возникло в Германии в 19 веке (Карл фон Савиньи).

Критика: особая роль отдается обычаям и традициям.

б) нормативисткое учение (самое распространенное), в основе лежит

нормативисткое учение – «законодатель всегда прав». Основатель Ганс

Кельзен, жил в Австрии до 1939 г., затем в США, работал в юридической школе

университета Беркли, шт. Калифорния. В своих работах доказывал, что право

определяет только государство и исходит из интересов государства («чистое

учение права»). Российские ученые в основном нормативисты.

в) социологическое направление (социология права – изучает место права в

реальной жизни) – «важна не буква, а дух закона». Отстаивает положение о

«живом» праве, о том, как оно реформируется. Основатель Евгений Эрлих,

ректор Черновицкого университета (г. Черновцы). Основная роль правотворца

отводится судье. Судья творит право, т.к. знает жизнь. Особая роль

отводится прецеденту.

г) психологическая теория права – «очеловечивает» социологический подход.

Автор – Леон Петражицкий, профессор С-Петербургского университета, теоретик

социологии. «Эмоции играют правом»: в праве важны эмоции, право состоит из

особых переживаний, которые имеют определенный смысл. Суть подхода в

отношении к праву, в том, как к нему относятся субъекты.

д) классовое подход (марксистское право) – возведенная в закон воля

экономически господствующего класса. Данное направление исходит из того,

что и государство и право происходят из классовой борьбы. Господство норм

права класса, господствующего в экономике.

Существуют и другие направления и течения, но главное заключается в том,

что к правопониманию необходимо подходить комплексно, только такой подход

дает возможность увидеть право в современном виде.

16. Принципы права.

Принципы права - руководящая основа, определяющая содержание и направления

правового регулирования:

1. Общие принципы - содержатся в международно-правовых документах и

закрепляются в конституциях: законности, гуманности, справедливости,

демократизма, юридического равенства, верховенства закона, независисимости

правосудия, презумпции невиновности и т.д.

2. Конкретно-исторические принципы – определяют право в ту или иную

историческую ситуацию. Например, Россия – федерация, соседи – унитарные

государства.

3. Отраслевые принципы – определяют особенности отраслей права:

принцип императивности – недопустимость исключений в уголовном праве;

принцип диспозитивности – равенства сторон в гражданском праве.

4. Межотраслевые принципы: принцип гласности, состязательности и т.д.

Действуют в любой отрасли права.

17. Функции права.

Функции права:

1. Внутренние функции:

а) защита прав и свобод граждан

б) экономическая функция

в) социальная функция

г) фискальная функция

д) правоохранительная функция

е) экономическая функция

ж) культурная функция

2. Внешние функции:

а) оборонная (широкое толкование – защита территориальной целостности, МО +

ФСБ + ФПС + ГТК и т.д.)

б) международное сотрудничество с другими государствами.

в) сотрудничество с международными организациями (ООН, ЕС, СБиР, СНГ и

т.д.).

3. В связи с субъектами власти: законодательная, исполнительная и судебная

функции права.

4. По времени: постоянные и временные.

5. По отраслям права: уголовно-правовая, гражданско-правовая и

административно правовая функция.

Направления деятельности права:

1. Регулятивная деятельность – связана с правомерным поведением и

выполнением юридическим норм. Поощряет, стимулирует, ограничивает такое

поведение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.