рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоргалки по ТГП

охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы

и уголовные наказания.

2) Правовое воспитание и правовая культура.

Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не

право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности

людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов,

должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество

правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового

мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание

специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов;

результатов реализации требований законности в виде устойчивого и

стабильного правопорядка.

Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а

обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы,

обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций.

Составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения,

установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.

Правовая культура – многозначное и более высокая и емкая форма

правосознания, характеризующаяся степенью знания права, интенсивностью

убеждений ценностей права и ее ролью в обществе, значимостью судебных,

нотариальных, арбитражных и др.юрид. учреждений по защите прав и интересов

граждан и общества, соотношением с другими системами общей культуры

(научн., художеств.), а также работой законодательных органов. (тетрадь)

Условием формирования правовой культуры и первой ступенькой на этом пути

является правовое воспитание.

Элементы правовой культуры:

- уровень развития правового сознания населения, - насколько глубоко

освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека,

ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д„

насколько информировано в правовом отношении население, его социальные,

возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение

населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим

средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение

(несоблюдение) правовых предписаний и т. д

- уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из

теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность

студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической —

правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной,

деятельности.

- уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов

документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет

система законодательства, основой которой является конституция государства.

Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых

актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти

и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт

должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании

представлениям о справедливости, равенстве и свободе.

Все составные части правовой культуры не могут существовать без своего

носителя-субъекта — человека, группы людей, населения в целом.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так

как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового

сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и

ее результатах — правовых актах.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции

(передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и

механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и

правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом

случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой

социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в

целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц -

представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое

воспитание в узком смысле - оно отличается своей целенаправленностью на

повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не

может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и

воспитательный эффект.

По сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-

волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на

когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия

на человека

Правовое воспитание – целостная целенаправленная система образовательных

и просветительских мер, формирующих установки уважения и соблюдения права,

цивилизационных способов решения споров и профилактики правонарушений.

(тетрадь)

Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов

юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс

представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о

деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова) – это совокупность

материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости

и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на

правовом сознании.

Правовая культура классифицируется:

по содержанию: знание права, отношение к праву, привычка соблюдать право

и правовая активность

по субъективному составу: индивидуальная, групповая, общественная.

по уровням: обыденная, профессиональная, теоретическая

Правосознание – объективно существующий набор связанных между собой идей,

эмоций, выражающих отношение общества индивида к праву.

Правосознание включает в себя (правовую идеологию и правовую психологию)

Правовая идеология – осознанное отношение к праву, выражаемое в

обоснованной или аргументированной критики или одобрений всей правовой

системы или отдельно НПА, а такжеправовых учреждений.

Правовая психология – выражается в виде эмоций, штампов, стереотипов, и

иных характеристик человека.

Билет № 19

1) Демократический режим: понятия и признаки.

Демократическим государством называется такое государство, устройство и

деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и

свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший

элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы

людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства

является суверенитет народа.

Государство может соответствовать характеристике демократического только

в условиях сформировавшегося гражданского общества.

В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов

народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и

гражданина.

Признаки демократического государства:

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные

учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом

принимать законы.

Представительные органы (парламенты, выборные органы местного

самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни

народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и

военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в

различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями,

но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной

власти и принятие бюджета.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший

признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь

формально демократических институтов с политическим режимом. Только в

условиях демократического режима права и свободы становятся реальными,

устанавливается законность и исключается произвол силовых структур

государства.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его

организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность

государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и

другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность.

Демократический политический режим характеризуется высокой степенью

политической свободы человека, реальным существованием политических и

правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное

управление обществом.

Государство не может обойтись без профессионального управленческого

аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи не вкладывают в

этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли)

Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно на

содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных

отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого

регулирования.

2) Понятия и принципы юридической ответственности (виды юридической

ответственности)

Трактовка юридической ответственности как применения вытекает и из

содержания действующего законодательства.

Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю

предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного

принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо

имущественного характера. Назовем основные признаки анализируемого явления:

1) юридическая ответственность предполагает государственное принуждение;

2) это не принуждение «вообще», а «мера» такого принуждения, четко

очерченный его объем (количественные показатели);

3) юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним

и обращена на правонарушителя;

4) ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) дя

правонарушителя: ущемление его прав (лишение своооды, родительских прав и

др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата

определенной суммы, совершение каких-либо действий и т. д.)„

5) характер и, объем лишений установлены в санкции юридической нормы;

6) возложение лишений, применение государственно-принудительных мер

осуществляется в ходе правопри-менительной деятельности компетентными

государственными органами в строго определенных законом порядке и формах.

Вне процессуальной формы юридическая ответственность невозможна.

В правовой науке различают следующие принципы юридической

ответственности: законность, справедливость, неотвратимость наступления,

целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину,

недопустимость удвоения наказания.

Законность. Суть законности состоит в требовании строгой и точной

реализации правовых предписаний. Применительно к юридической

ответственности это требование заключается в том, что привлекать к ней

могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и

на предусмотренных законом основаниях.

Справедливость. Основанное на требованиях законности наказание виновного

должно быть проникнуто идеей социальной справедливости. Она является

принципом права, основой правосудия. А. Ф. Кони подчеркивал, что

«справедливость должна находить свое выражение в законодательстве, которое

тем выше, чем глубже оно всматривается в правду людских потребностей и

возможностей, и в правосудии, осуществляемом судом, который тем выше, чем

больше в нем живого, а не формального отношения к личности человека».

Справедливость проявляется в следующей системе формальных требований:

1) нельзя назначать уголовное наказание за проступки;

2) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет

обратной силы;

3) если вред, причиненный нарушением, имеет обратимый характер,

юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение;

4) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;

5) ответственность несет тот, кто совершил правонарушение;

6) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения.

Неотвратимость наступления. Юридическая ответственность (повторим)

неразрывно связана с правонарушением. Из указанной связи вытекает принцип

неотвратимости ответственности, неизбежности ее наступления за всякое

правонарушение. Если за то или иное деяние должны последовать меры

государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть

освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом

Целесообразность. Неотвратимость ответственности предполагает ее

целесообразность. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она

целесообразна. Недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без

законных оснований под предлогом тяжести, целесообразности, эффективности,

политических, идеологических и иных неправовых мотивов.

Индивидуализация наказания. Данный принцип заключается в том, что

ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам.

Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта (например, за

безответственные действия руководителя ответственность нередко возлагается

на предприятие как юридическое лицо, за правонарушения подростков часто к

ответственности привлекают родителей, учителей).

Ответственность за вину. Ответственность может наступить только при

наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом

недопустимости (про-тивоправности) своего поведения и вызванных им

результатов. Если же лицо невиновно, то несмотря на тяжесть деяния оно не

может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем в исключительных

случаях нормы гражданского права допускают ответственность без вины, т. е.

за сам факт совершения противоправного, асоциального явления. В частности,

организация или гражданин — владелец источника повышенной опасности обязаны

возместить ущерб, причиненный этим источником (например, движущимся

автомобилем), и тогда, когда не виновны в причинении ущерба (ст. 1079 ГК

РФ).

Недопустимость удвоения ответственности — это недопустимость сочетания

двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение. Это

не означает, что за преступление нельзя назначить и основное, и

дополнительное наказание (например, лишение свободы и конфискацию

имущества). Однако за одно нарушение виновный может быть наказан только

один раз.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность

классифицируется как уголовно-правовая, гражданско-правовая,

административная, дисциплинарная, а также материальная.

Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому

представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только

наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит

основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она

специальным правоприменительным актом — приговором суда, определяющим

соответствующую деянию меру наказания. Уголовная ответственность

воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при

этом наказание сопровождается ограничением его личных имущественных прав.

Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной

процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по

делу и наказание действительно виновных.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных

обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она

имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права

и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к

возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению

нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с

виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или

пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный

характер.

Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном,

но и в арбитражном, административном порядке.

Административная ответственность следует за административные

правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются

нормы различных отраслей права (административного, трудового,

хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней

отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс

об административных правонарушениях, где предусмотрены следующие виды

административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или

конфискация определенных предметов, временное лишение специального права,

исправительные работы, административный арест.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения

дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание,

выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или

смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется

дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих

дисциплинарной властью.

Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с

правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в

соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в

некоторых министерствах и ведомствах.

Первый вид ответственности распространяется на всех рабочих и служащих,

работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины

руководителем предприятия или учреждения.

В порядке подчиненности ответственность несут должностные лица, имеющие

право приема на работу, а также находящиеся на выборных должностях, и

некоторые другие.

В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные

нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго

определенного министерства или ведомства.

Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию,

учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих

трудовых обязанностей.

Билет № 20

1) Тоталитарный режим: понятие и признаки.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «TOTALITAS» -

цельность, полнота и «TOTALIS» - весь, полный, целый. Обычно под

тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении

руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно

господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы

она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарными являются режимы, при которых :

1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой,

претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их

выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается

с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

2) партия организована не демократическим способом - она строится

вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от

масс.

3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это

идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология

режима отражается также в том, что политический лидер определяет

идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как

это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно

узнали, что нацистская Германия больше не является врагом

социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные

демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация

поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения

нацистской Германии на СССР.

4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и

экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни,

включая образование, средства массовой информации и т.д.

5) при тоталитаризме существует террористический полицейский

контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при

тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле,

что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл

Фридрих ( совместный труд К.Фридриха и его молодого польского коллеги

Збигнева Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия”,1956 г.)

называет “синдромом”. Наличие одной или нескольких из этих характеристик

еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например,

существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не

тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15

тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство,

потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было

массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась

свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало

образование и средства массовой информации.

В определении Фридриха есть одно слабое место. Может ли тоталитарная

система изменяться и эволюционировать? Фридрих и Бжезинский утверждали, что

тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они

уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский

режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен.

Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти

Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако

нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм.

Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть

своих элементов и как бы размывается и ослабляется ( например, СССР при

Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто

тоталитарный и пост тоталитарный.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно

подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

1) коммунизм - предполагает абсолютную власть государства, полное

устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии

личности

2) фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению

порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на

восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной

идентичности на культурной или этнической почве.

3) Национал-социализм - его целью являлось мировое господство арийской

расы и социальное предпочтение - германская нация

2) Юридическая техника, язык правовых актов (юридический язык)

Юридическая техника – совокупность правил и приемов относящихся к

подготовке, формированию и опубликованию законов.

Юридическая техника охватывает: построения НПА, определения терминов,

использование формулировок.

Юридический язык – сформировавшийся на протяжении веков

специализированный научно-понятийный аппарат и категориальный аппарат

права, используемый для обеспечения точности, однозначности понимания

юридических текстов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.