рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоргалки по ТГП

условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы

однородного содержания. Существуют акты, содержащие нормы только одной

отрасли права (УП, СП, ТП). Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА,

имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права,

обслуживающих определенную сферу общественной жизни. (хозяйственное,

торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

По объему и хар-ру действия НПА подразделяются на:

- акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений

определнного вида на данной территории;

- акты ограниченного действия – только на часть территории или на

определенный круг людей, находящихся на данной территории;

- акты исключитеольного (чрезвычайного) действия . Их регулятивные

возможности реализуются только при наступлении исключительных

обстоятельств, на которые рассчиттан акт (военные действия, стихийные

бедствия).

Т.о. в нормативном регулировании общ. отношений главное и определяющее

место занимает закон. Подз. каты играют вспомогательную и детализирующую

роль. В правовом гос-ве закон охватывает своим действием все основные

стороны общественной жизни, он явл. главным гарантом коренных институтов,

прав и свобод личности.

Акты палат Федерального Собрания.

Акты федеральных органов исполнительной власти - приказы, инструкции,

постановления, положения, письма, уставы и др.

Акты субъектов Федерации:

а) указы и распоряжения главы субъекта Федерации,

б) постановления и распоряжения правительства субъекта Федерации.

По субъектам правотворчества:

Принятый законодательным органом.

Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

Конституционный.

Административный.

Гражданский.

Уголовный и т.д.

По сроку действия:

Постоянный.

Временный.

Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические,

бюджетные и т.п.

2) Теория происхождения государства и права.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой

плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития

общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими

приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и

другими причинами.

Рассмотрим следующие теории:

Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение

получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция

представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления

божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению

богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти

религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем

велениям государственной води. как продолжению воли божественной.

Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению

Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях

достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха

— естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о

членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт ой теории

утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем

завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными.

Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем

признать главные, основные части, действительные краеугольные камни

государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и

сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они

предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания,

эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо

слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и

управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным

средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других

сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества

государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты

и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была

воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Договорная теория происхождения государства.

Значительной теорией происхождения государства является договорная

теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в

XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии -

Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного

творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся

до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это

сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу

которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между

изолированными до того индивидами на объединение, на образование

государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но

это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий

конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и

государственное образование - политическую организацию: государство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный договор

объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или

иным государственным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как

исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа,

который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда

люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму,

как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая

естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до

революционного восстания.

Марксистская теория происхождения государства.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в

работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и

государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших

возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью

и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,

представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический

подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью,

расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм

выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых

классовых противоречий".

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но

так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его

появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и

формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс

государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Билет № 16

1) Понятие источника (формы права)

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт,

судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные

исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую

идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило,

которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается

государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права

тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые

населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас

встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка

к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного

характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является

не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой

позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют

специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из

прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник

права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон

критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются

предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам

права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы

независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также

формирование их правосознания в том направлении, при котором станет

возможным их правотворчество.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах

мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части

изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные

процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы,

что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или

реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм,

что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного

толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае

нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и

наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-

правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные

источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные

прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием

разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические

документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные

государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную

структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и

значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания

юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта

система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в

результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении

по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и

реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права

(и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем

они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного

правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это

совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих

определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными

органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы

(правила поведения).

2) Система и структура права.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура

(строение, организация), которая складывается объективно как отражение

реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не

результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с

действительности. Фактический социальный строй общества, государства

определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли,

институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей,

элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие,

взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность,

материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право,

определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли;

во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и

действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его

исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б)

отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут.

Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от

государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности

общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании.

Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся

специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые

участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не

представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов.

Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не

присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует

общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы

предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов

права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные

с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения,

связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право

регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе

осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность

осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений

отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции

которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью

отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит

исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия,

устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений

соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных

обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее

компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом

для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор

юридических средств правового регулирования, что позволяет не только

объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный

характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по

составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права —

целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений

в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное,

транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в

трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового

института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли

права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-

процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих

норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в

соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных

отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные

отрасли:

1. Государственное (конституционное) право. 2) Административное право. 3)

Финансовое право 4) Земельное право 5) Гражданское право 6) Трудовое право

7) Семейное 8) Гражданско-процессуальное право 9) Уголовное право. 10)

Уголовно-процессуальное право. 11) Исправительно-трудовое право.

Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых

норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если

юридическая норма — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи,

то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки,

фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок,

звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной

автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой

обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве

— институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в

государственном праве — институт гражданства; в административном — институт

должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д. Все институты

функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом — как внутри данной

отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям

права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д.

Сколько отраслей — столько соответствующих групп институтов. Отраслевая

принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их

дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и

процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и

межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные),

регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а

межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Например, институт

государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких

других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным,

имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые

субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в

себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих

отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного

права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.