рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоргалки по ТГП

идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило,

которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается

государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права

тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые

населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас

встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка

к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного

характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является

не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой

позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют

специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из

прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник

права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон

критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются

предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам

права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы

независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также

формирование их правосознания в том направлении, при котором станет

возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах

мира.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-

правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные

источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные

прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием

разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические

документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные

государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную

структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и

значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания

юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта

система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в

результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении

по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и

реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права

(и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем

они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного

правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это

совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих

определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными

органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы

(правила поведения).

Билет № 11

1) Правовые нормы: понятия и признаки.

Нормы права – общеобязательное правило установленное или признанное

государством, обеспеченное возможностью гос.принуждения и регулирующее

общественное отношение.

Признаки нормы права:

1) Общеобязательность - норма права - общеобязательное явление выраженное

в виде предписания.

2) Неперсонифицированность – означает, что в нормах права для обозначения

ее адресатов оперируют словами (гражданин, юридическое лицо). Эти слова

составляют научно понятийный аппарат.

3) Формальная определенность – позволяет выделить каждую нормочку из того

или иного источника. Означает, что каждая норма выражена как правило в

письменной форме.

4) Системность – означает свойства нормы права быть всегда в связи с

другими нормами.

5) Неоднократность ее действия – норма права создается для ее постоянного

использования.

6) Возможность гос.принуждения – означает, что сами нормы права не

являются принудительными, они не связаны из вне, они продукт развития

общества и воспринимаются обществом или основными его сегментами, как

социально необходимыми и полезными регуляторами жизнедеятельности всех черт

общества.

В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: а) справедливого

масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом,

социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и

правильном; б) типизированного отпечатка повторяющихся фактических

общественных отношений; в) формы выражения интересов большинства. В

индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты

интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях

средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

Правовая норма, будучи обусловлена природными факторами, есть сугубо

социальный феномен (социальный аспект).

Правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности

человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение

(интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать

просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений

В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма

выступает в виде: а) формально-определенного обязательного правила

поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах

(иормативно-правовых актах) и обеспеченного государством; б) социально-

классового регулятора общественных отношений в тех политических системах,

где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

Виды правовых норм:

По назначению: основные, первичные, производные, вторичные.

По содержанию: регулятивные, охранительные.

По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-

правовые.

По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные,

По обязательности: уполномачивающие, обязывающие, запрещающие

По предмету регулирования: общие, специальные.

2) ТГП в системе юридических наук (соотношение с отраслевыми правовыми

дисциплинами)

Билет № 12

1) Понятие и виды систематизации нормативно правовых актов.

Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-

правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне

согласованную систему.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по

упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную

систему.

Систематизация существует как правовая категория и реализуется в 3-х

видах:

Инкорпорация – объединение законов в сборники по предметному или

хронологическому критерию. (тетрадь)

Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном

порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается

обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного

или технического характера.

- по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

- по субъектам (соответственно принявшим органам)

- по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и

т.д.).

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов

путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих

нормативных актов. Она является способом (формой) официального

опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже

действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками

достоверной правовой информации

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами

и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация – объединение нормативно-правовых актов в один новый причем

это объединение посвященных одному предмету регулированию (тетрадь)

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные

нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

(объединяются) в единый акт.

Кодификация - особый вид систематизации в виде сборников нормативно

правовых актов объединенных одним предметом регулирования. (тетрадь)

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного

материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с

изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть

уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и

преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные

законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных

отношений.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид

кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался

процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной

сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный законодательный

акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие

какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны

кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Жилищный, Гражданско-

процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют

деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной

сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о

дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный

устав вооруженных сил и др.).

Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок

образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы

(или подсистемы) государственных органов.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-

правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой,

вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в

постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по

расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта

деятельность и есть систематизация.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного

акта.

Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его

упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему

существенно облегчается реализация норм права.

2) Понятие правовой системы и ее элементы. Виды правовых систем

(англосаксонские, романо-германская, религиозно-традиционная)

Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее

из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как

целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не

могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных

закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое

отражает и закрепляет в нормативонй форме закономерности олбщественной

жизни.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и

взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а

также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной

страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного

государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно

связанные между собой. Это:

- собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе,

иных, признаваемых государством источниках

- правовая идеология

- активная сторона правосознания

- судебная (юридическая) практика.

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики

права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о

«национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д.

Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институты права,

подотрасли и отрасли права.

Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит

из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех

остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права

подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются

институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм,

часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид

общественных отношений.

Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми

нормами.

Более крупное объединение, входящее в состав отрасли – подотрасль права.

Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы

близких отношений определенного вида.

Система права современного общества объединяет следующие основные

отрасли: Государственное (конституционное) право, Административное право,

Финансовое право, Земельное право, Гражданское право, Трудовое право,

Семейное право, Гражданско-процессуальное право, Уголовное право,

Исправительно-трудовое право, Уголовно-процессуальное право.

Правовая система каждого государства отражает закономерности развития

общества, его исторические, национально-культурные особенности. Каждое

государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с

правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть

специфические особенности.

Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: англосаксонская, романо-

германская, религиозно-традиционная.

РГП система – это совокупность правовых систем континентальной Европы;

Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других гос-в,

чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной

семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую

систему нормативно-правовых актов

Во всех странах семьи есть писаные конституции, за нормами которых

признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии

Конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении

государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов.

В практике различают 3 разновидности обычного закона: кодексы, специальные

законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Развивается с 12

в. на базе кодификации императора Юстиниана в общую для всех юр. науку,

приспособилась к условиям современного мира. Возникла в результате рецепции

римского права странами континентальной Европы.

В своем становлении и развитии прошла 3 основных этапа: 1. Эпоха Римской

империи – зарождение римского права и его упадок в связи с её гибелью,

господство в Европе архаических способов решения споров – фактическое

отсутствие права; 2. Возрождение 13-17 в. – распространение его в Европе и

приспособление к новым условиям, достижение независимости права от

королевской власти; 3. 18 в. – наши дни – кодификация права, появление

Конституций и отораслевых кодексов, создание национальных правовых систем.

Основным источником является закон. Кроме законов принимаются

подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др.

документы. Второй источник – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий

– судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются

частью правовой системы.

Особенность: 1 деление на публичное (властеподчиненное) и частное

(семейное, гражданское, международное частное право) право – горизонтальный

тип, 2 последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным

отраслям права и институтам

Англо-американская правовая семья.

Иначе ее называют семьей общего права.(Англия, США, Канада, Австралия,

Новая Зеландия и др.) Исторически она сложилась в Англии и оправдывает

свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период

становления – 10-13 века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо

законодательства и распространялось на всех свободных подданных короля в

гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях,

судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений и на

их основе вырабатывали свои юр. принципы. Совокупность этих решений, точнее

принципов (прецедентов), на которых они основывались, была обязательной для

всех судов и т.о. составила систему общего права. Специфика общего права

состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве

источника права громадного кол-ва судебных решений (прецедентов),

являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых др. судами. Кроме

общего права в систему общего права входят статутное право

(законодательство) и право справедливости. Норма общего права носит

казуистический (индивид.) хар-р, т.к. она модель конкретного решения, а не

результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее

право приоритетное значение придает процессуальным нормам, ыормам

судопроизводства, источникам доказательств, т.к. они составляют

одновременно и мех-зм правообразования и мех=зм правореализации. Важным

признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой др. вл.

в гос-ве, что проявляется отсутствием прокуратуры и административной

юстиции. В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской

правовой семьи получило широкое развитие законодательство (статутное

право), источником которого являются акты представительных органов, что

свидетельствует о сложной правовой эволюции данной прав. семьи. Однако

исходные признаки организации, например, Англия, сохраняет с 13 в. до сих

пор.

Религиозно-традиционная

Правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании,

где право не рассматривается как результат рациональной деятельности

человека а тем более гос-ва, обладают значительным своеобразием. Различают

т.н. традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные

правовые (мусульманское, индусское право) системы. К странам традиционного

права относят Японию, гос-ва тропической Африки и нек. др.

В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в течении

достаточно долгого времени оставались неизменными и в связи с тем, что

стали составляющим элементом правосознания были должным образом закреплены

на законодательном уровне.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система

вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и

иджма. Коран – священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний

пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.