рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоргалки по ТГП

духовными положениями там есть и установления вполне нормативно-

юридического хар-ра.

Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка,

представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и

высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама,

составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти

комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное

толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного

юр. значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, содержащихся в

иджме. Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех

пор проделало существенную эволюцию с т. зр. развития своих источников.

Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие

писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее

время законов, кодексов – продуктов деятельности гос-ва.

Другой широко распространенной системой религиозного права является

индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же

как мусульманское право тесно связано с религией – индуизмом. В содержание

этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль,

философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и

общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти

2 тыс. лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего

времени. В этом качестве индуизм выступает элементом гос.-правовых

отношений современного, в частности индийского общества. Особенную роль

индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо –

семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и. д.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и

религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как

источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося

значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере –

их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма

характерно для исламских гос-в.

Билет № 13

1) Общенаучные и частно-научные методы познания ТГП.

Общенаучные:

На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и

материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей

отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход,

согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права

предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами

собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь

государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их

возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического

потенциала общества.

Философской основой теории государства и права служит диалектический

метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и

сознания.

К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод

восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.

Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции

«форма государства» к ее видам — форме правления и форме государственного

устройства, затем к разновидностям названных форм

Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции,

социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает

применение при познании государственно-правовых явлений исторического

метода.

На вооружении теории государства и права находится и системный метод

познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное

множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им

самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре — сложные,

системные явления. Основными элементами первого выступают органы

государства, второго — нормы права. В целом же государство как важнейший

политический институт входит наряду с другими политическими институтами в

политическую систему, а право — в нормативную систему общества.

Частнонаучные:

Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а

напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания

государственно-правовых явлений.

Традиционен для юридической науки формально-юридический метод.

Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ

источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего

свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической

техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юридического

метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и

юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д.

Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства

и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать

государственно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю

формы.

В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы,

возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения,

который имеет свои объектом сходные государственно-правовые институты

различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на

последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов.

Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов

нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами

других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает

необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем

сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с

бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в

наши специфические исторические, национальные и социально-культурные

условия.

Билет № 14

1) Правотворчество: понятие, принципы и виды.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов

по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами

правотворчества выступают государственные органы, негосударственные

структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные

соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на

референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках

установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции,

регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых

норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и

дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет

собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная

продукция его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в

нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях,

юридических прецедентах); - это важнейшее средство управления обществом,

здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила

поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и

качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и

демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы: - научность (ибо в процессе

подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую,

политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и

т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны

компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность

(данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе

Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм

(характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития

процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает

открытость, “прозрачность” правотворческого процесса для широкой

общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность

(предполагает своевременность издания нормативных актов). Следовательно,

принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с

заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды,

как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения

референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам

государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных

органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3)

правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное

правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6)

правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1)

законотворчество (правотворчество высших представительных органов -

парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей

юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной

процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая

деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства,

осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения

определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию

представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы

права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к

высшим представительным органам - президентом, правительством,

министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами

государственного управления, губернаторами, главами администраций,

руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все

юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть

целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на

уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме

всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей

оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью

осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное

правотворчество связано с “непрозрачностью” процесса принятия нормативных

актов, с их громоздкостью.

2) Антидемократические режимы.

Антидемократические режимы харак-ся следующими признаками:

1. Главное, что определяет хар-р гос.вл., - это соотношение гос-ва и

личности. Если Г в его различных органов подавляет личность, ущемляет её

права, препятствует её свободному развитию, то такой режим явл. антидемокр.

2.АД режим характеризуется полным (тотальным) контролем Г над всеми сферами

общественной жизни: экономической, полит.-й, идеологией, йоуиальным,

культурным и нац. строительством. В таком Г устанавливается диктатура одной

партии, которая фактически осуществляет все гос. функции, обладая

полномочиями, неограниченными никакими законами.3.АД режимам свойственно

огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных,

творческих, спортивных и др. обществ и объединений).4.Личность фактически

лишена к.-л. субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться

даже в конституц. актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются

жесткие репрессивные меры.5. Реально действует примат Г над П, что явл.

следствием произвола, нарушения законности, ликвидацией правовых начал в

общественной жизни. 6. Всеохватывающая милитаризация общественной жизни,

наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного

комплекса, довлеющего над мирной экономикой. 7. АД режимы игнорируют

интересы национ-х гос. образований, особенно национальных меньшинств. В

тоталитарном гос-ве члены национальной федерации практически лишены самост-

сти в решении своих внутренних дел, в осущ. внешней политики, т.к. эти

вопросы полностью находятся в компетенции центральных властей. 8. АД гос-во

во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений

населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает

предпочтение одной из религий, запрещая все неугодные ему религиозные

течения.

АД режим может быть: 1. авторитарный – характеризуется значительным

ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения полит. партий и

др. организаций, ограничением роли выборных гос. органов и усилением роли

исполнительных орагнов. Преобладают методы принуждения 2. тоталитарный –

хар-тся полным контролем Г над всеми сферами жизни общества. Преобладают

методы физического насилия 3. Фашистский – характеризуется полной

ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных

организаций и учреждений, широким использованием террористических методов

правления.

Билет № 15

1) Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

Классификация НПА производится по различным основаниям: по юр. силе, по

содержанию, по объему и хар-ру действия, по субъектам их издающим.

Юридическая сила – место НПА в иерархии НПА – это соответствие

соподчиненности НПА нижестоящими органами нижестоящих.

По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА

явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их

место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования. В

соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих

правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих

правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение НА,

издаваемых вышестоящими органами.

Закон - правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом

процедурном порядке высшими законодательными органами государственной

власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные

отношения. Главный источник права в современном мире - закон. Является

основным источником права в странах континентальной правовой системы.

Признаки:

- Содержит нормы права.

- Принимается высшим органом государственной власти.

- Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

- Обладает высшей юридической силой - а) невозможность признания его

утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который

его принял; б) содержанию закона не должны противоречить все иные

юридические документы.

- Является фундаментальным юридическим документом - служит базой,

основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных

органов, судов.Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в

законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его

опубликование (обнародование). Законы не подлежат контролю или утверждению

к.-л. другими орагнами Г. Они могут быть отменены или изменены только

законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить

может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой

системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. ислу

каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один

поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он

должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. В

свою очередь законы подразделяются на конституц. и обыкновенные. Конституц.

законы определяют начала гос. и общ. строя, правовое положение личности и

организации. Среди законов прослеживается след. иерархия(в РФ):

1) Конституция - основной закон государства, является основой всего

законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом

соответствии с К.

2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам,

предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД

и 3/4 СФ).

3) Федеральный закон (ФЗ).

4) Законодательство субъектов РФ.

Подзаконные акты - это издаваемые на основе и во исполнение законов

правотворческие акты компетентных органов, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы и призваны

конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к

своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты

явл. актами различных органов исполнит. вл. По субъектам издания и сфере

распространения они подразделяются на общие, метсные, ведомственные и

внутриорганизационные акты.

Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых

распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр.

силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие

предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или

Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ - ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут

быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей

территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют

различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением

Постановления и распоряжение Правительства РФ - постановления принимаются

по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на

основании К., ФЗ,… нормативных Укавзов През. и обязательны к исполнению на

территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През.

Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и

полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и

исполнительной власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и

орагны местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной

им территорией. Акты органов местного самоупр. устанавливают статус

муницип. территории и еее органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра

и др. вопросы местного значения. Нормативные акты органов местного

самоуправления - акты представительных органов, акты глав администраций

районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

3. Ведомственные НПА (приказы, интсрукции) – это НПА общего действия, но

они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные,

банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и

ведомствами

4. Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты,

которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на

членов этих проедприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие

в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др.

организаций.

НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.