рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории гос-ва и права

элементу формы государства.

34. Юридическая ответственность, понятие, признаки, виды. Основания

освобождения от юридической ответственности.

Юридическая ответственность – разновидность правового принуждения,

предполагающая наличие обязанности, закрепленной в законе, понимание

необходимости ее выполнения, а также возможность наступления

неблагоприятных последствий (применение санкций) в случае нарушения

обязанности.

К признакам юр. ответ-ти относятся следующие: 1) юрид. ответ-ть всегда

связана с гос-ым принуждением. 2) юр. ответ-ть характеризуется

определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Особенность

лишений состоит в том, что они наступают как дополнительные неблагоприятные

последствия за совершенное правонарушение. Негативные последствия м.б.: а)

личного характера; б) имущественного. 3) юридич. ответ-ть наступает только

за совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве

основания юр. ответ-ти.

Виды юрид. ответственности. Наиболее распространена классификация юрид. от-

ти по отраслевой принадлежности. Гражданско-правовая ответ-ть заключается в

применении к правонарушителю в интересах др. лица (кредитора) установленных

законом или дог. мер воздействия, влекущих для него невыгодные последствия

имущественного характера, возмещения убытков, уплату неустойки, возмещение

вреда. Уголовная и административно-правовая ответственность применяются за

те правонарушения, которые предусмотрены нормами уг-го закона и

законодательства об административных правонарушениях. Вследствие нарушения

дисциплины наступает дисциплинарная ответ-ть. Конституционная

ответственность (импичмент президенту, роспуск Думы, Правительства).

Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных

действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей,

составляет содержание материальной ответственности. Основания освобождения

от ответ-ти – это обстоятельства, которые в соответствии с указаниями юрид.

норм выступают при издании правоприменительного акта в качестве фактических

оснований для полного или частичного освобождения от неблагоприятных

последствий за правонарушение. Действующее законодательство выделяет две

группы таких обстоятельств. В первую группу входят те деяния, которые по

своим внешним признакам подпадают под квалификацию правонарушающих, однако

в силу их общественной полезности они таковыми законом не признаются. К

числу таких обстоятельств относятся: необходимая оборона, крайняя

необходимость, причинение вреда при задержании лица, совершившего

преступление, обоснованный риск, связанный с достижением общественно

полезной цели, совершение преступления вследствие физического или

психического принуждения. Ко второй группе можно отнести те деяния, которые

хотя и признаются законом в качестве противоправных , но в силу условий их

совершения, личности правонарушителя или вследствие иных обстоятельств

исключают применение мер юр. ответ-ти. Действующее законодательство к

основаниям освобождения от юр. отв-ти относит: наличие акта амнистии или

помилования, изменение обстановки, вследствие чего лицо ко времени

рассмотрения дела в суде перестало быть общественно опасным; передача лица

на поруки; передача дела в товарищеский суд; применение мер общественного

воздействия; истечение сроков давности привлечения к ответ-ти; деятельное

раскаяние и др.

35. Марксистская теория государства и права, ее основные идеи, достоинства

и слабые стороны. Зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и

являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до

конца 80-х гг. XX в. Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 -

1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924). Суть

марксистской теории права составляют следующие положения: 1) в основе

теории лежит классовый подход; 2) право - возведенная в закон воля

правящего класса; 3) право отражает существующие производственные

отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках

небольшой группы собственников; 4) право устанавливается и охраняется

государством. Сильной чертой теории явилось подведение экономического

базиса под вопрос изучения права, трезвая оценка роли государства и

государственной элиты в создании права. Основной недостаток теории -

преувеличение роли классовых антагонизмов, недооценка интегрирующей функции

права (или средства решения противоречий в обществе). Марксистская теория

права характеризуется признанием связи права с государством. Государство

создает и обеспечивает соблюдение права. В праве выражена государственная

воля. По этим признакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как

разновидность позитивизма. Отличительной особенностью марксистской теории

является то, что государственная воля, выраженная в праве, носит классовый

характер. Это воля экономически и политически господствующего класса

(рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата или всего народа в

социалистическом праве). Другой важной чертой этой теории является

положение о том, что указанная воля — не произвол определенного класса, а

содержание ее предопределено материальными условиями жизни соответствующего

класса, общества в целом. Однако материальными, производственными

отношениями (базисом) содержание права обусловлено лишь в конечном счете.

На право оказывают влияние и многие другие факторы (соотношение классовых

сил, традиции, мораль, правосознание, политика и т п.), а потому оно

относительно самостоятельно по отношению к экономике. В силу этого оно

оказывает обратное влияние на развитие экономических, да и других

отношений, выступает в качестве важного фактора стабилизации и развития

общественных отношений. Марксизм выдвинул также гипотезу об отмирании

государства и права.

36. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. Правовой статус –

это система обязанностей, прав, гарантий и юридическая ответственность.

Права человека – основополагающий элемент правового статуса личности,

наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве. Кроме

того в структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и

некоторые другие элементы. Возможность реализовать некоторые права дает

лишь обладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы:

1) граждан; 2) иностранцев; 3) лиц без гражданства: 4) лиц, которым

предоставлено убежище. Помимо этого, различают общий правовой статус лица

как гр-нина гос-ва или члена общества: отраслевой (определяемый нормами

конкретной отрасли); межотраслевой (комплексный) и специальный правовой

статус, связанный с некоторыми правовыми ограничениями и реализацией мер

ответственности. Наряду с категорией «правовой статус» имеет место и

правовое положение личности, выступающее как общее правового статуса и

любого другого, например отраслевого или специального.

40. Правовое государство: понятие, признаки и принципы построения. Правовое

государство - это суверенное гос-во, которое концентрирует в себе

суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя

верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое

государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на

началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в

правовом гос-ве осуществляется на основе права, ограничено правом и

исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых

рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы

его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его

поведение угрожает другим людям.

Признаки и принципы построения правового гос-ва: 1) народный суверенитет –

только народ – источник всей той власти которой располагает гос-во; 2)

господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую

организацию верховной гос-венной власти, юрид.процедуру ее осуществления,

принципы взаимоотношений личности и власти; 3) разделение властей – каждая

из властей в гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна

вмешиваться в дела других. В федеративном гос-ве проводится принцип

вертикального разделения: между федерацией и ее субъектами; 4) реальное

обеспечение прав и свобод личности. 5) построение правового гос-ва

происходит на принципе законности. К числу иных важных признаков правового

гос-ва можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание

институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в

руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие

конституционного закона, установление в законе и проведение на деле

суверенности гос-венной власти; возвышение суда как одного из средств

обеспечения правовой гос-венности; создание антимонополистических

механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо

одном звене или институте; формирование обществом на основе норм

избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и

выражением законодательной воли в законах; соответствие внутреннего

законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных

решений кого бы то ни было; единство прав и обязанностей граждан; взаимная

ответственность государства и личности.

37. Гос-венно-политический режим: понятие, признаки и виды.

Гос-венно-правовой режим представляет собой совокупность способов и методов

осуществления власти гос-вом.

Гос-венный режим – важнейшая составная часть политического режима,

существующего в обществе.

Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя

не только методы гос-венного властвования, но и характерные способы деят-

сти негос-венных политических организаций (партий, движений, клубов,

союзов). Гос-венные режимы могут быть демократическими и

антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому

основным критерием классификации гос-в по данному признаку является

демократизм форм и методов осуществления гос-венной власти. Идеальных

демократических форм гос-венного режима в реальной действительности не

существует. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той

или иной разновидности гос-венного режима.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками: 1)

Соотношение гос-ва и личности. Если гос-во в лице его различных органов

подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию,

то такой режим является антидемократическим. 2) Антидемократический режим

(АДР) характеризуется полным (тотальным) контролем гос-ва над всеми сферами

общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным,

культурным и национальным строительством (диктатура одной партии, которая

фактически осуществляет все гос-венные функции, обладая полномочиями, не

ограниченными никакими законами). 3) АДР свойственно огосударствление всех

общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих

объединений, технических, спортивных и других обществ). 4) Личность в АДР

гос-ве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они

могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и

прогрессивным силам применяются жесткие репрессивные меры. 5) При АДР

реально действует примат гос-ва над правом, что является следствием

произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной

жизни. 6) Всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие

огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса,

довлеющего над мирной экономикой. 7) АДР игнорируют интересы национальных

гос-венных образований, особенно национальных меньшинств. 8) АДР гос-во во

всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений

населения (полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает

предпочтение одной религии). 9) Господство одной формы собственности.

Демократические режимы складываются в правовых гос-вах.

Демократический режим характеризуется: 1) Свободой личности в сфере

экономической деят-сти, которая составляет основу материального

благополучия общества. 2) Реальной гарантированностью личных прав и свобод

гр-нина. 3) Создает эффективные механизмы прямого воздействия населения

страны на характер гос-венной власти (через избират.систему). 4) Личность

защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной

охраной органов правосудия. 5) Реальное разделение властей. 6) В одинаковой

мере учитываются интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и

национальные особенности населения. 7) Обеспечивает компромисс между гос-

венными органами и гр-нами, между различными социальными группами

населения. 8) Основной принцип деят-сти дем.гос-ва – плюрализм мнений. 9)

Базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития

личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок,

низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению

конфликтов между гос-вом и личностью, между различными социальными и

национальными группами людей. 10) Существование различных форм

собственности.

38. Правосознание: понятие, структура и виды. Профессиональное

правосознание. Правосознание представляет собой совокупность идей,

взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к

правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве,

законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного

правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой

психологии). Правовая идеология – это система взглядов и представлений,

которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений,

традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп,

профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности,

системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание

подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. С точки зрения

глубины отражения правовой деят-сти обычно выделяют три уровня

правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и

профессиональное.

Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В

зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы,

соответствующие разным отраслям правовых отношений. Сущность и особенности

правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии

и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе

правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д.

Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему вполне подходит

такая степень выражения, как идеологический уровень. Для юристов правовая

подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть

более высокой, чем у законопослушных гр-н, отличаться объемом, глубиной и

формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное –

умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права

в форме правоприменения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно

могут выполнить только юристы. К ним относятся: установление фактических

обстоятельств дела; выбор (отыскивание) соответствующей правовой нормы;

уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения

о применении нормы закона или подзаконного акта в данном случае; издание

правоприменительного акта. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво

положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает

максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем),

понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения,

привычку соблюдать закон.

41. Правовая культура как состояние правового сознания, ее структура и

тенденции развития. Понятие "правовая культура" всегда предполагает оценку

"качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с

наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Под правовой

культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим

и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества,

выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности,

юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития

субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в объеме

гарантированных гос-ом и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития

правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им

такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность

правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д.,

насколько информировано в правовом отношении население, его социальные,

возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение

населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим

средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение

(несоблюдение) правовых предписаний и это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания м.б. зафиксирован лишь в реальной

правовой деятельности, в правилах поведения, которые имеют и

самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой

культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит

из теоретической - деятельность юристов, образовательной – деятельность

студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической -

правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной,

деятельности. Третьим элементом правовой культуры общества является уровень

развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых

выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение

для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. При

определении качества правовой культуры общества должно учитываться и

состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных и

правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.). Анализ

правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать

правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться

законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем,

оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства

достижения намеченных идеалов, построения правового гос-ва и общества, в

котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.