| |||||
МЕНЮ
| Билеты по теории гос-ва и праваэлементу формы государства. 34. Юридическая ответственность, понятие, признаки, виды. Основания освобождения от юридической ответственности. Юридическая ответственность – разновидность правового принуждения, предполагающая наличие обязанности, закрепленной в законе, понимание необходимости ее выполнения, а также возможность наступления неблагоприятных последствий (применение санкций) в случае нарушения обязанности. К признакам юр. ответ-ти относятся следующие: 1) юрид. ответ-ть всегда связана с гос-ым принуждением. 2) юр. ответ-ть характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Особенность лишений состоит в том, что они наступают как дополнительные неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. Негативные последствия м.б.: а) личного характера; б) имущественного. 3) юридич. ответ-ть наступает только за совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания юр. ответ-ти. Виды юрид. ответственности. Наиболее распространена классификация юрид. от- ти по отраслевой принадлежности. Гражданско-правовая ответ-ть заключается в применении к правонарушителю в интересах др. лица (кредитора) установленных законом или дог. мер воздействия, влекущих для него невыгодные последствия имущественного характера, возмещения убытков, уплату неустойки, возмещение вреда. Уголовная и административно-правовая ответственность применяются за те правонарушения, которые предусмотрены нормами уг-го закона и законодательства об административных правонарушениях. Вследствие нарушения дисциплины наступает дисциплинарная ответ-ть. Конституционная ответственность (импичмент президенту, роспуск Думы, Правительства). Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей, составляет содержание материальной ответственности. Основания освобождения от ответ-ти – это обстоятельства, которые в соответствии с указаниями юрид. норм выступают при издании правоприменительного акта в качестве фактических оснований для полного или частичного освобождения от неблагоприятных последствий за правонарушение. Действующее законодательство выделяет две группы таких обстоятельств. В первую группу входят те деяния, которые по своим внешним признакам подпадают под квалификацию правонарушающих, однако в силу их общественной полезности они таковыми законом не признаются. К числу таких обстоятельств относятся: необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, обоснованный риск, связанный с достижением общественно полезной цели, совершение преступления вследствие физического или психического принуждения. Ко второй группе можно отнести те деяния, которые хотя и признаются законом в качестве противоправных , но в силу условий их совершения, личности правонарушителя или вследствие иных обстоятельств исключают применение мер юр. ответ-ти. Действующее законодательство к основаниям освобождения от юр. отв-ти относит: наличие акта амнистии или помилования, изменение обстановки, вследствие чего лицо ко времени рассмотрения дела в суде перестало быть общественно опасным; передача лица на поруки; передача дела в товарищеский суд; применение мер общественного воздействия; истечение сроков давности привлечения к ответ-ти; деятельное раскаяние и др. 35. Марксистская теория государства и права, ее основные идеи, достоинства и слабые стороны. Зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в. Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924). Суть марксистской теории права составляют следующие положения: 1) в основе теории лежит классовый подход; 2) право - возведенная в закон воля правящего класса; 3) право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников; 4) право устанавливается и охраняется государством. Сильной чертой теории явилось подведение экономического базиса под вопрос изучения права, трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права. Основной недостаток теории - преувеличение роли классовых антагонизмов, недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе). Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создает и обеспечивает соблюдение права. В праве выражена государственная воля. По этим признакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма. Отличительной особенностью марксистской теории является то, что государственная воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля экономически и политически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата или всего народа в социалистическом праве). Другой важной чертой этой теории является положение о том, что указанная воля — не произвол определенного класса, а содержание ее предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом. Однако материальными, производственными отношениями (базисом) содержание права обусловлено лишь в конечном счете. На право оказывают влияние и многие другие факторы (соотношение классовых сил, традиции, мораль, правосознание, политика и т п.), а потому оно относительно самостоятельно по отношению к экономике. В силу этого оно оказывает обратное влияние на развитие экономических, да и других отношений, выступает в качестве важного фактора стабилизации и развития общественных отношений. Марксизм выдвинул также гипотезу об отмирании государства и права. 36. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. Правовой статус – это система обязанностей, прав, гарантий и юридическая ответственность. Права человека – основополагающий элемент правового статуса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве. Кроме того в структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие элементы. Возможность реализовать некоторые права дает лишь обладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: 1) граждан; 2) иностранцев; 3) лиц без гражданства: 4) лиц, которым предоставлено убежище. Помимо этого, различают общий правовой статус лица как гр-нина гос-ва или члена общества: отраслевой (определяемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (комплексный) и специальный правовой статус, связанный с некоторыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответственности. Наряду с категорией «правовой статус» имеет место и правовое положение личности, выступающее как общее правового статуса и любого другого, например отраслевого или специального. 40. Правовое государство: понятие, признаки и принципы построения. Правовое государство - это суверенное гос-во, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом гос-ве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям. Признаки и принципы построения правового гос-ва: 1) народный суверенитет – только народ – источник всей той власти которой располагает гос-во; 2) господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной гос-венной власти, юрид.процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти; 3) разделение властей – каждая из властей в гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других. В федеративном гос-ве проводится принцип вертикального разделения: между федерацией и ее субъектами; 4) реальное обеспечение прав и свобод личности. 5) построение правового гос-ва происходит на принципе законности. К числу иных важных признаков правового гос-ва можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности гос-венной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой гос-венности; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и личности. 37. Гос-венно-политический режим: понятие, признаки и виды. Гос-венно-правовой режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти гос-вом. Гос-венный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы гос-венного властвования, но и характерные способы деят- сти негос-венных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Гос-венные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации гос-в по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления гос-венной власти. Идеальных демократических форм гос-венного режима в реальной действительности не существует. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности гос-венного режима. Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками: 1) Соотношение гос-ва и личности. Если гос-во в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим. 2) Антидемократический режим (АДР) характеризуется полным (тотальным) контролем гос-ва над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством (диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все гос-венные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами). 3) АДР свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ). 4) Личность в АДР гос-ве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным силам применяются жесткие репрессивные меры. 5) При АДР реально действует примат гос-ва над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни. 6) Всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой. 7) АДР игнорируют интересы национальных гос-венных образований, особенно национальных меньшинств. 8) АДР гос-во во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения (полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной религии). 9) Господство одной формы собственности. Демократические режимы складываются в правовых гос-вах. Демократический режим характеризуется: 1) Свободой личности в сфере экономической деят-сти, которая составляет основу материального благополучия общества. 2) Реальной гарантированностью личных прав и свобод гр-нина. 3) Создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер гос-венной власти (через избират.систему). 4) Личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия. 5) Реальное разделение властей. 6) В одинаковой мере учитываются интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения. 7) Обеспечивает компромисс между гос- венными органами и гр-нами, между различными социальными группами населения. 8) Основной принцип деят-сти дем.гос-ва – плюрализм мнений. 9) Базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между гос-вом и личностью, между различными социальными и национальными группами людей. 10) Существование различных форм собственности. 38. Правосознание: понятие, структура и виды. Профессиональное правосознание. Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии). Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. С точки зрения глубины отражения правовой деят-сти обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения, как идеологический уровень. Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных гр-н, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное – умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в форме правоприменения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно могут выполнить только юристы. К ним относятся: установление фактических обстоятельств дела; выбор (отыскивание) соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта в данном случае; издание правоприменительного акта. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон. 41. Правовая культура как состояние правового сознания, ее структура и тенденции развития. Понятие "правовая культура" всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в объеме гарантированных гос-ом и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и это первый элемент правовой культуры. Уровень развития правового сознания м.б. зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правилах поведения, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность юристов, образовательной – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности. Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства. При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.). Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового гос-ва и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|