рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории гос-ва и права

конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение.

Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента

состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного

или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при

последующем разрешении подобных дел.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся

нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт

занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила

поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам

относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов

исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты

наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного

развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового

регулирования.

13. Унитарная форма гос-венного устройства: понятие и признаки. Форма гос-

венного устройства – это национальное и административно-территориальное

строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его

составными частями, между центральными и местными органами гос-венной

власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из каких частей состоит

внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение этих частей и

каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения между

центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме

выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва.

По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три

основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное гос-во – это единое цельное гос-венное образование, состоящее из

административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным

органам власти и признаками гос-венного суверенитета не обладают.

Унитарное гос-во характеризуется следующими признаками: 1) Предполагает

единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и

судебные органы, которые осуществляют верховное руководство

соответствующими местными органами (Франция); 2) На территории унитарного

гос-ва действует одна конституция, единая система закон-ства, одно

гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится

обязательная для всех административно-территориальных единиц общая

налоговая и кредитная политика. 3) Составные части унитарного гос-ва

(области, департаменты, округа, провинции, графства) гос-венным

суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов

самостоятельных воинских атрибутов гос-венности. В то же время местные

органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и значительной

самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов

унитарное гос-венное устройство может быть централизованным и

децентрализованным. Принято считать гос-во централизованным, если во главе

местных органов гос-венной власти стоят назначенные из центра чиновники,

которым подчинены местные органы самоуправления. 4) Унитарное гос-во, на

территории которого проживают небольшие по численности национальности,

широко допускает национальную и законодательную автономию. 5) В унитарном

гос-ве все внешние межгос-венные сношения осуществляют центральные органы,

которые официально представляют страну на международной арене. 6) Имеет

единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными

органами гос-венной власти.

14. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы

права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего

характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных

индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к

определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в

реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены

одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания

правоприменительного характера.

Классификация: Один из главных признаков дифференциации всех нормативных

источников – это принадлежность к той или другой отрасли права:

конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д. Другое

основание деления нормативных актов – по субъектам их издания: акты органов

гос-ва; санкционированные гос-вом акты общественных организаций; акты

органа самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления

(референдум). К данной классификации примыкают и более конкретизированные

деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства,

министерства, муниц.органа и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных

частей механизма гос-ва, следует особо обратить внимание на акты органов

гос-венной власти и акты органов гос-венного управления. Центральным и

главным является подразделение н-п актов в соответствии с их иерархической

структурой. В данной классификации основным критерием отнесения н-п акта к

тому или другому виду служит его юрид.сила. Юридическая сила указывает на

место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от

положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и

компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему

построению системы законодательств в любом гос-ве свойственно деление на

законы и подзаконные н-п акты. Закон – это принимаемый в особом порядке

(высшими органами власти федерации и ее членов или в ходе референдума) и

обладающий высшей юрид.силой н-п акт, выражающий гос-венную волю по

ключевым вопросам общественной жизни. Законы подразделяют на обыкновенные и

конституционные (конституции и примыкающие к ним основополагающие законы,

регулирующие вопросы общественного и гос-венного устройства). Особое место

в системе нормативных актов занимают акты президентской власти. Они

относятся к подзакон.актам и должны носить исполнительский характер.

Однако, в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе

конституции президентские акты могут приостановить или корректировать

законы. К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юрид.силу по

отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся

постановления и распоряжения правительства. НПА отдельных ведомств, как

правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из

центральных ведомств, напр. МВД, в строго ограниченной сфере

предоставляется право издавать акты внешнего действия. Местные подзаконные

акты издаются территориальными органами гос-венной власти и управления или

органами местного самоуправления. Локальные подзаконные акты издаются

администрацией для решения своих внутренних вопросов.

15. Федерация как форма гос-венного устройства: понятие, признаки, виды.

Форма гос-венного устройства – это национальное и административно-

территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из

каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое

положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся

отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой

гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на

территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно

подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и

конфедеративные.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее

самостоятельных гос-венных образований в одно союзное гос-во. Федеративное

гос-венное устройство неоднородно.

В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые

определяются историческими условиями образования конкретной федерации и

прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры

и быта народов, входящих в союзное гос-во. Но можно выделить наиболее общие

черты, характерные для большинства федеративных гос-в. 1) Территория

федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов,

земель, республик и т.п. 2) В союзном гос-ве верховная законодательная,

исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным гос-венным

органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается

федеральной конституцией. 3) Субъекты федерации обладают правом принятия

собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные

и судебные органы. 4) В большинстве федераций существует единое союзное

гражданство и гражданство федеральных единиц. 5) При федеральном гос-венном

устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов

федерации. 6) Основную общегос-венную внешнеполитическую деят-сть в

федерациях осуществляют союзные гос-венные органы. Они официально

представляют федерацию в межгос-венных отношениях (США, Индия). Федерации

строятся по территориальному и национальному признакам, которые в

значительной мере определяют характер, содержание и структуру гос-венного

устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-

венного суверенитета субъектов федерации. 1) Гос-венные образования,

составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными гос-вами,

поскольку их деят-сть в сфере внутренних и внешних отношений зависит от

властных полномочий общефедеральных гос-венных органов. 2) Субъекты

терр.федерации конституционно лишены права прямого представительства в

международных отношениях (Индия). 3) В терр. Федерациях конституционное

закон-ство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из

союза (США, ФРГ). 4) Управление вооруженными силами в терр.федерациях

непосредственно осуществляется союзными гос-венными органами.

Национальные федерации характеризуется след.признаками: 1) Субъектами такой

федерации являются национальные гос-ва и нац.-гос-венные образования,

которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его

особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией. 2) Нац.федерация

строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности

населения все субъекты нац.федерации пользуются одинаковыми правами и

обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и гос-ва.

3) Нац.федерация обеспечивает гос-венный суверенитет больших и малых наций,

их свободное и самостоятельное развитие. 4) Высшие гос-венные органы

нац.федерации формируются из представителей субъектов федерации. 5)

Важнейшей особенностью нац.федерации является правовое положение ее

субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким

общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, т.е.

право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей гос-венности.

Основное различие между территориальной и нац.федерацией состоит в

различной степени суверенности их субъектов.

16. Норма права: понятие и признаки. Структура нормы права.

Правовая норма – это первичная клеточка права. Норма права является

образцом (моделью) типового общественного отношения, которое

устанавливается гос-вом. Она определяет границы возможного или должного

поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных

взаимоотношениях. Норма права предусмастривает свободу участников

регулируемых общественных отношений в двояком смысле: 1) как способность

воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения

(внутренняя свобода); 2) как возможность действовать вовне, преследовать и

осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Признаки правовой нормы: 1) Норма права устанавливается или санкционируется

гос-вом. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных гос-

венных актах. 2) Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С

одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на

удовлетворение законных прав субъекта. С другой стороны, норма права

обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая

таким образом свободу отдельных лиц. 3) Реализация правовой нормы в

необходимых случаях обеспечивается мерами гос-венного принуждения.

Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за

собой применение со стороны компетентных гос-венных органов мер

юрид.ответственности к правонарушителям. 4) Благодаря вышеуказанным

признакам нормы права выступают гос-венным регулятором типовых общественных

отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм.

Структура нормы права. Норма права имеет характерное внутреннее строение

(структуру). Структура показывает из каких элементов состоит норма. Их три:

гипотеза, диспозиция и санкция. 1) Гипотеза (предположение) – это элемент

правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует

руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические

обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юрид.права и

обязанности. 2) Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в

котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии

условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило

поведения, содержание юрид.прав и обязанностей лиц. 3) Санкция (взыскание)

– это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры гос-

венного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного

диспозицией. Санкция определяет меры юрид.ответственности за нарушение

опред.нормы права. Норма права может выполнять свои непосредственные

регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов.

17. Содружество и сообщество государств, их понятия, признаки и цели

создания. Содружество государств – это весьма редкое, но тем не менее

организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих

признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки

могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности,

интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права

(уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой

статус гражданина); в-третьих, языка (языковое единство может иметь

лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда

привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры

(иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда

достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных,

чужеродных элементов); в-пятых, религии. Однако содружество это не

государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе

содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный

договор, устав, декларация и иные юридические документы. Цели, выдвигаемые

при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают

важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к разряду

второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам

приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены

содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъекты

международных отношений. В содружестве могут создаваться надгосударственные

органы, для координации действий государств. Денежные средства для целей

содружества объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются

достаточными и необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в

форме нормативных актов, которые принимают главы государств. Содружество,

как объединение государств может носить переходный характер. Оно может

развиться в конфедерацию и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при

нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших

его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического

союза.

Межгос-венные образования знают и такую форму, как Сообщество гос-в. В

основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор.

Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует

в сторону конфедеративного объединения (Европейские сообщества). В

Сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие

те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в

Сообщество и выхода из него устанавливается членами этого образования. В

Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-

государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является

выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств,

входящих в него, а также объединение условий этих государств, для

достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других

барьеров.

18. Система права: понятие и структура. Классификация отраслей права, их

краткая характеристика. Система права формируется и функционирует на основе

общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное

явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности

общественной жизни. Система права – это его внутреннее строение, которое

выражается в единстве и согласованности действующих в гос-ве правовых норм

и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Признаки системы права: 1) Характеризуется объективностью. Она не может

создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена

реально существующей системой общественных отношений. Для системы права

характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут

функционировать изолированно. 2) С.П. – это многообразное правовое явление,

включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы.

Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на

нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление

объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает

и регулирует система права.

Нормы права – это элемент СП, его «атом» более не делимый. В системной

организации права правовые нормы существуют не обособленно, а

соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее

образование – институты права. Подотрасль права представляет собой

объединение нескольких институтов в одной и той же отрасли права. Отрасль

права – это основное подразделение системы права, его главный элемент,

который объединяет взаимосвязанные между собой институты права,

регулирующие качественно однородную область общественных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.