рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории гос-ва и права

механизма является орган гос-ва. Орган гос-ва – это составная часть

механизма гос-ва, имеющая в соответствии с законом собственную структуру,

строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной

жизни и органически взаимодействующая с другими частями гос-венного

механизма, образующая единое целое.

Признаки: 1) все органы гос-ва образуются в законодательном порядке,

который определяет их компетенцию; 2) орган гос-ва является самостоятельным

элементом гос-венного аппарата, действует специализированно в системе

других органов; 3) органы гос-ва тесно взаимодействуют между собой.

Органы гос-ва классифицируются по порядку их создания и характеру

выполняемых ими задач. По этим признакам гос-венные органы можно

подразделить на три основные группы: представительные органы;

исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе

органы конституционного надзора.

К числу представительных гос-венных органов относятся законодательные

учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем

избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед

ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные

органы гос-ва. Законодательный орган занимает главенствующее положение в

механизме гос-ва, поскольку в соответствии с принципом разделения властей

законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает

общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить

в жизнь и которые служат законодательной основой для деят-сти судебной

власти.

Исполнительные органы гос-венной власти. Центральные органы ИВ. Глава гос-

ва. В подавляющем большинстве стран глава гос-ва выступает носителем высшей

исполнительной власти. В конституционных монархиях главой гос-ва формально

считается монарх. В странах с республиканским правлением главой гос-ва

обычно является президент. Правительство (кабинет министров, совет

министров) – это высший исполнительный и распорядительный орган гос-венной

власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Министерства

призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного

порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными

сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.

Местные исполнительные органы гос-ва. Исполнительная власть на местах

осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми

центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими

органами при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы гос-венной власти. Суд – это орган гос-

ва, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и

административных дел в установленном законами данного гос-ва процессуальном

порядке. В современных странах деят-сть судов направлена на обеспечение

конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и

организаций. Система суда включает в себя различные специфические судебные

учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные

суды. Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и

только ему подчиняется. Вся система судов возглавляется верховными

судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно

функции конституционного суда.

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других

организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в

расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка,

санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение,

осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В

осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль,

однако ее деят-сть необходима для поддержания режима законности в правовом

гос-ве.

Нотариат. Это система гос-венных органов, в функции которых входит

удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав,

засвидетельствование док-тов для придания им юрид.достоверности.

26. Реализация норм права: понятие и формы. Применение права как особая

форма реализации норм права. Реализация норм права есть воплощение их

предписаний в поведении людей.

Различаются следующие формы реализации норм права: 1) Осуществление прав

выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам

общественных отношений нормами права. Особенность данной формы – участники

общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами

права. 2) Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении

активных действий, которые предписываются нормами права. В такой форме

реализуются нормы, определяющие юридические обязанности гр-н, должностных

лиц, гос-венных и общественных организаций, их органов. Особенность этой

формы реализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от

собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами

права. 3) Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения

действий, запрещенных юрид.нормами. Суть этой формы реализации норм права

состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, гос-ву,

личности. Так, не совершая действий, которые запрещены нормами права, гр-не

реализуют требования этих норм. Указанные формы реализации правовых норм

считаются непосредственными, т.к. правовые предписания реализуются самими

участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в

полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми

нормами, возникает необходимость в использовании применения права как

особой формы его реализации.

Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая,

определенной правовой ситуации. Это «приложение» закона, общих правовых

норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. Действия

правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развитие

отношений между людьми и их формированиями шло в русле закона. Применением

правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица, и только в

рамках предоставленных им полномочий. В качестве исключения по воле гос-ва

полномочиями применять отдельные законы м.б. наделены общественные органы.

Так, например, профсоюзы применяют некоторые нормы трудового

законодательства. Применение закона имеет место там, где адресаты правовых

норм не могут реализовать своих предусмотренных законом прав и обязанностей

без своего рода посредничества компетентных гос-ых органов. Нельзя получить

пенсию, очередное воинское звание, отсидеть на гауптвахте, реализовать свое

право на отдых и т.д. без разрешения компетентного органа, хотя бы к тому

времени были в действительности налицо все условия, предусмотренные законом

для возникновения прав и обязанностей. Другими словами, часть правовых норм

реализуется через правоприменение, правоприменительную деятельность,

правоприменительные акты.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных

органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм

реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать

контроль за данным процессом.

27. Государственный аппарат: его структура и основные принципы. В любой

стране сложившийся государственный аппарат – это единая целостная система.

Она в свою очередь состоит из ряда частных систем. Каждая такая система

включает однородные по своим функциям, внутреннему строению,

непосредственным целям, видам выполняемой деятельности государственные

органы. Наиболее важные частные системы современного государственного

аппарата следующие: система органов законодательной власти, система органов

исполнительной власти, система органов судебной власти, система органов

прокуратуры.

Органы гос-ва классифицируются по порядку их создания и характеру

выполняемых ими задач. По этим признакам гос-венные органы можно

подразделить на три основные группы: представительные органы;

исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе

органы конституционного надзора.

К числу представительных гос-венных органов относятся законодательные

учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем

избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед

ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные

органы гос-ва. Законодательный орган занимает главенствующее положение в

механизме гос-ва, поскольку в соответствии с принципом разделения властей

законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает

общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить

в жизнь и которые служат законодательной основой для деят-сти судебной

власти.

Исполнительные органы гос-венной власти. Центральные органы ИВ. Глава гос-

ва. В подавляющем большинстве стран глава гос-ва выступает носителем высшей

исполнительной власти. В конституционных монархиях главой гос-ва формально

считается монарх. В странах с республиканским правлением главой гос-ва

обычно является президент. Правительство (кабинет министров, совет

министров) – это высший исполнительный и распорядительный орган гос-венной

власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Министерства

призваны общественного порядка, эффективное и оптимальное управление

основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой,

социальным строительством. обеспечивать безопасность страны, поддержание

общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и

наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным

строительством.

Местные исполнительные органы гос-ва. Исполнительная власть на местах

осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми

центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими

органами при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы гос-венной власти. Суд – это орган гос-

ва, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и

административных дел в установленном законами данного гос-ва процессуальном

порядке.

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других

организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в

расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка,

санкционировании арестов.

Нотариат. Это система гос-венных органов, в функции которых входит

удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав,

засвидетельствование док-тов для придания им юрид.достоверности.

Принципы: 1) принципы представительства интересов гр-н во всех звеньях гос-

венного аппарата; 2) принцип разделения властей (законодательной,

исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие

произвол со стороны властных органов и должностных лиц; 3) принцип

гласности и открытости в деят-сти гос-венного аппарата; 4) высокий

профессионализм и компетентность гос-венных органов; их способность на

высоком научном уровне решать основные вопросы гос-венной жизни в интересах

населения страны; 5) принцип законности, правовых начал в деят-сти всех

составных частей аппарата гос-ва в их взаимоотношениях с населением страны

и между собой, а также с различными общественными организациями и

движениями; 6) принцип демократизма в формировании и деят-сти гос-венных

органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего

большинства гр-н гос-ва, их религиозные воззрения, особенности

нац.культуры, традиций, обычаев; 7) в федеративных гос-вах важным принципом

организации и деят-сти гос-венного аппарата является субординация и четкое

взаимодействие между общефедеральными органами и гос-венной властью членов

федерации.

28. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Установление пределов действия норм.-правовых актов необходимо для

правильной реализации норм права. Ведь любой НПА издается для того, чтобы в

установленный промежуток времени на определенной территории регулировать

поведение опред.круга людей. Особо важное значение этот вопрос имеет для

правоохранительной деят-сти компетентных органов.

Действие во времени. НПА начинают действовать с момента вступления их в

силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу

НА. 1) Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2) Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его

опубликования. В России законодательные акты вступают в силу на всей ее

территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании

законодательной власти. 3) НПА вступает в силу со времени, указанного в

самом акте или в спец.акте о введении его в действие. Новый НПА

распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место

после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Искл.: 1) если

самим НПА устанавливается его обратная сила; 2) если уголовные законы или

акты административного законодательства смягчают наказание или вообще

устраняют наказуемость деяния. НПА утрачивают свою силу (прекращают

действие) на след.основаниях: 1) по истечении срока действия акта, когда

такой срок был специально установлен; 2) в связи с изданием нового

нормативного акта, заменившего ранее действующий; 3) на основании прямого

указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

Действие в пространстве. Пределы действия НПА в пространстве определяются

территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией

понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в

пределах гос-венной границы, территория посольств за рубежом, военные

корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные

суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в

атмосфере. Действие НПА распространяется, как правило, на территорию,

которая подведомственна органу, их издавшему. При федеративном гос-венном

устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых

правовых норм одного гос-ва на территории другого гос-ва (напр., при

разрешении имущественных споров).

Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие НПА

распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и

другие НПА на территории гос-ва действуют применительно ко всем гр-нам, гос-

венным и общественным организациям. Их действие распространяется также на

иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются

предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут

обращаться в суд, в другие органы гос-ва для защиты принадлежащих им

личных, имущественных и иных прав. Однако имеются исключения из общего

правила, когда действия НПА по кругу лиц не совпадают с их действием по

территории. Так, иностранные гр-не, пользующиеся правом дипломатического

иммунитета на территории др.гос-ва, не могут быть привлечены к уголовной

ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица

совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается

дипломатическим путем. НА могут распространять действие не на всех гр-н и

должностных лиц данной территории, а только на опред.категории

(военнослужащих, учителей и др.). В таких случаях в НПА точно определяется

круг лиц, подпадающих под их действие.

47. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и

демократии.

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается

в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм

всеми субъектами права. Именно правопорядок представляет собой цель

правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие

нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование

законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого,

неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками

общественных отношений (гос-вом, его органами, общественными и иными

организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гр-нами – всеми

без исключения). Важно иметь в виду следующие обстоятельства: 1) нельзя

добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового

регулирования и обеспечения законности; 2) укрепление законности

закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка; конкретное

содержание правопорядка; 3) конкретное содержание правопорядка зависит от

содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом

обстоятельств, рассматриваемых ниже. Различия в содержании законности и

правопорядка зависят от ее сторон (элементов): предметной (носители

законности – то, что должно соответствовать правовым требованиям);

субъектной (состав субъектов, на которых распространяются обязанность

соблюдать правовые предписания и право тр ебовать такого соблюдения от

других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для

исполнения). Изменение этих сторон законности и определяет различный объем

ее содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее

роли в обществе.

30. Понятие и виды пробелов в праве, пути их устранения. Аналогия закона и

аналогия права. Пробел в праве – это отсутствие правовой нормы при

разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым

регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Пробел в нормативно-правовом регулировании – отсутствие норм закона и норм

подзаконных актов.

Пробел в законодательстве - отсутствие закона (акта высшего органа власти)

вообще.

Пробел в законе – неполное урегулирование вопроса в данном законе. Подобно

этому, можно говорить о пробелах в иных норм.актах, обычаях, прецедентах.

Пробел существует в двух видах – в виде полного отсутствия какого-либо

регулирования вопроса и в виде неполноты имеющегося регулирования.

Необходимость в правовом регулировании может появиться и после принятия

закона. Отсюда пробелы подразделяются на первоначальные и последующие. Если

такого рода необходимость существовала в момент подготовки и прохождения

законопроекта, а законодатель по небрежности ее не заметил, пробел

именуется непростительным. Непростительным пробел будет и тогда, когда при

издании акта игнорируются правила законодательной техники, вследствие чего

известная потребность в правовом регулировании оказывается охваченной

нормами неполно. Простительные пробелы имеют место там, где законодатель не

мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом

регулировании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.