| |||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Моделирование нагрева асинхронного двигателягде RΔc – тепловое сопротивление стыка сердечник станина, 0С / Вт; Rсп – тепловое сопротивление спинки сердечника (2.41), 0С / Вт. Тепловое сопротивление стыка сердечник станина:
где δусл – условный зазор в стыке сердечник станина, м. Для двигателей серии 4А величина условного зазора приблизительно равна: δусл≈(20∙Da+26) ∙10-6. (2.53) 7) Тепловое сопротивление между внутренним воздухом и корпусом
где Rст,пр – тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны привода и внутренним воздухом, 0С / Вт; Rст,в-тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны вентилятора и внутренним воздухом, 0С / Вт; Rщ – тепловое сопротивление между внутренней поверхностью подшипникового щита и внутренним воздухом, 0С / Вт. Тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны привода и внутренним воздухом:
где Fст,пр – площадь внутренней поверхности свеса станины со стороны привода, м2; αс – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины, Вт/(м2∙0С). Площадь внутренней поверхности свеса со стороны привода:
где lсв,пр – длина свеса станины со стороны привода, м. Коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины:
где Nuc – число Нуссельта для внутренней поверхности свесов станины. Число Нуссельта для внутренней поверхности свесов станины зависит от высоты оси вращения и от наличия диффузора в полости лобовых частей. Для высоты оси вращения h<160 мм:
для высоты оси вращения h=160–250 мм: без
диффузора- с диффузором-
где Rec – число Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины; D – внутренний диаметр сердечника статора, м. Число Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины:
Тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны вентилятора и внутренним воздухом:
где Fст,в- площадь внутренней поверхности свеса со стороны вентилятора, м2; αс – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины, Вт/(м2∙0С). Площадь внутренней поверхности свеса со стороны вентилятора:
где lсв,в- длина свеса станины со стороны вентилятора, м. Тепловое сопротивление между внутренней поверхностью подшипникового щита и внутренним воздухом:
где Fщ – площадь внутренней поверхности подшипникового щита, м2; αщ – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности подшипникового щита, Вт/(м2∙0С). Площадь внутренней поверхности подшипникового щита:
Коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности подшипникового щита:
где Nuщ – число Нуссельта для внутренней поверхности подшипникового щита. Число Нуссельта для внутренней поверхности подшипникового щита зависит от высоты оси вращения и от наличия диффузора в полости лобовых частей. Для высоты оси вращения h<160 мм:
для высоты оси вращения h=160–250 мм: без
диффузора- с диффузором-
где Reщ – число Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины; δд,щ – зазор между диффузором и щитом в месте крепления, м. Число Рейнольдса для внутренней поверхности подшипниковых щитов:
8) Тепловое сопротивление между внешним воздухом и корпусом
где Rвс,пр – тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны привода и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвс – тепловое сопротивление между наружной поверхностью станины над пакетом и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвс,в- тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны вентилятора и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвщ,пр – тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны привода и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвщ,в- тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны вентилятора и внешним воздухом, 0С / Вт. Тепловое сопротивление между наружной поверхностью станины над пакетом и внешним воздухом:
где αс,п – коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины над пакетом, Вт/(м2∙0С); Dc – диаметр станины у основания ребер, м; zp – количество ребер станины; δр – толщина ребра станины, м; hр – высота ребра станины, м; ηр – коэффициент качества ребра станины. Тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны привода и внешним воздухом:
где αс,пр – коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны привода, Вт/(м2∙0С). Тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны вентилятора и внешним воздухом:
где αс,в- коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны вентилятора, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины над пакетом:
где αвх – коэффициент теплоотдачи на входе в межреберные каналы станины, Вт/(м2∙0С); dг – гидравлический диаметр межреберного канала, м; γ – коэффициент уменьшения теплоотдачи по длине станины. Коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны привода:
Коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны вентилятора:
Гидравлический диаметр межреберного канала:
где tр – шаг ребер станины, м. Коэффициент уменьшения теплоотдачи по длине станины:
Коэффициент теплоотдачи на входе в межреберные каналы станины:
где Nuвх – число Нуссельта для межреберных каналов. Число Нуссельта для межреберных каналов:
где Reэф – число Рейнольдса для межреберных каналов. Число Рейнольдса для межреберных каналов:
где ωэф – эффективная скорость на входе в межреберные каналы, м/с. Эффективная скорость на входе в межреберные каналы:
где ωвх≈0,45∙uвент – расходная скорость на входе в каналы, м/с; uвент – окружная скорость вентилятора, м/с. Коэффициент качества ребра станины:
где λст – коэффициент теплопроводности материала станины, Вт/(м∙0С). Тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны привода и внешним воздухом:
где αщ,пр – коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны привода, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны привода:
Тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны вентилятора и внешним воздухом:
где αщ,в- коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны вентилятора, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны вентилятора зависит от высоты оси вращения. Для высоты оси вращения h<160 мм:
для высоты оси вращения h>160 мм:
Как видно, для определения тепловых сопротивлений требуется знать большое количество конструктивных параметров. Ниже приводятся полный перечень необходимых для расчета сопротивлений данных: Паспортные данные 1. Синхронная частота вращения n1, об/мин; 2. Количество пар полюсов p. Параметры станины 1. Высота оси вращения h, мм; 2. Диаметр станины у основания ребер Dc, м; 3. Длина свисающей части станины со стороны привода lсв.пр, м; 4. Длина свисающей части станины со стороны вентилятора lсв.в, м; 5. Зазор между диффузором и подшипниковым щитом в месте крепления δд.щ, м; 6. Количество ребер станины zp; 7. Высота ребра станины hp, м; 8. Толщина ребра станины δр, м. Параметры вентилятора 1. Внешний диаметр вентилятора Dвент, м. Параметры статора 1. Внешний диаметр сердечника Da, м; 2. Внутренний диаметр сердечника D, м; 3. Длина паза lп, м; 4. Число пазов статора Z1; 5. Коэффициент шихтовки (заполнения пакета сталью) kш=0,97. Параметры паза статора 1. Большая ширина паза b1, м; 2. Меньшая ширина паза b2, м; 3. Высота паза hп, м; 4. Коэффициент заполнения паза kз; 5. Высота шлица hш; 6. Ширина шлица bш, м; 7. Высота зубца hз, м; 8. Ширина зубца bз, м. Параметры обмотки 1. Количество витков в обмотке фазы ω1; 2. Число параллельных ветвей а; 3. Средняя длина витка обмотки lср1, м; 4. Длина вылета лобовой части обмотки с одной стороны lл.в, м; 5. Диаметр изолированного проводника dи, мм; 6. Коэффициент пропитки обмотки kп; 7. Толщина окраски обмотки в лобовой части δокр, м; Параметры пазовой изоляции 1. Толщина пазовой изоляции δи.п, м. Параметры ротора 1. Внешний диаметр ротора Dрот, м; 2. Число пазов ротора Z2; 3. Ширина короткозамыкающего кольца bк, м; 4. Высота короткозамыкающего кольца aк, м; 5. Ширина лопатки ротора bл, м; 6. Высота лопатки ротора ал, м; 7. Количество лопаток ротора zл; 8. Коэффициент качества лопатки, рассматриваемой как ребро ηл; 9. Толщина воздушного зазора между ротором и статором δ, м. Общие физические величины 1. Кинематическая вязкость воздуха ν, м2/с; 2. Коэффициент теплопроводности воздуха λв, Вт/(0С∙м); 3. Средняя температура обмотки Tср, 0С; 4. Коэффициент теплопроводности меди обмотки λм, Вт/(0С∙м); 5. Коэффициент теплопроводности алюминия клетки λа, Вт/(0С∙м); 6. Коэффициент теплопроводности материала станины λст, Вт/(0С∙м); 7. Коэффициент теплопроводности стали пакета статора λс, Вт/(0С∙м); 8. Коэффициент теплопроводности пропиточного состава обмотки λп, Вт/(0С∙м); 9. Коэффициент теплопроводности изоляции проводов λи, Вт/(0С∙м); 10. Коэффициент теплопроводности окраски обмотки в лобовой части λокр, Вт/(0С∙м). Расчет теплоемкостей меди и стали 2.3.1 Определение теплоемкости меди Теплоемкость меди равна:
где mм – масса меди обмотки статора, кг; см – удельная теплоемкость меди обмотки статора, Дж/(кг∙0С). Масса меди обмотки статора:
где m1 – число фаз обмотки статора; lср1 – средняя длина витка обмотки статора, м; w1 – число витков обмотки статора; а – количество параллельных ветвей обмотки статора; nэл – количество элементарных проводников в эффективном; dпр – диаметр элементарного проводника, м; γм – плотность меди обмотки, кг/м3. Определение теплоемкости стали
где mя – масса ярма статора, кг; mз – масса зубцов статора, кг; сст – удельная теплоемкость стали пакета статора, Дж/(кг∙0С). Масса ярма статора:
где γс – плотность стали пакета статора, кг/м3. Масса зубцов статора:
2.4.1 Потери в обмотке статора При определении потерь в обмотке статора не учитываем увеличение активного сопротивления пазовой части обмотки статора за счет эффекта вытеснения тока. Потери в лобовой и пазовой частях обмотки [4]:
где r1 – активное сопротивление фазы обмотки статора, Ом; lл – длина лобовой части обмотки с одной стороны, м; I1 – ток фазы обмотки статора, А. Полные потери в меди обмотки статора:
Активное сопротивление фазы обмотки статора:
где ρм – удельное сопротивление меди обмотки статора при ожидаемой температуре, Ом∙м; qэл=π(dэл/2)2 – площадь поперечного сечения элементарного проводника, м2. Ток фазы обмотки статора:
где Р2 – мощность на валу двигателя, Вт; η – коэффициент полезного действия, о.е; cosφ – коэффициент мощности; U1 – фазное напряжение, В. 2.4.2 Потери в обмотке ротора Потери в коротозамкнутой обмотке ротора определяются по формуле [13]:
где r2 – активное сопротивление фазы обмотки ротора, Ом; I2 – ток ротора, А. Активное сопротивление фазы обмотки ротора:
где rст – активное сопротивление стержня клетки, Ом; rкл – активное сопротивление короткозамыкающего кольца, Ом; Активное сопротивление стержня клетки:
где ρа – удельное сопротивление алюминия обмотки ротора при ожидаемой температуре, Ом∙м. Активное сопротивление короткозамыкающего кольца:
где Dкл,ср – средний диаметр короткозамыкающего кольца, м; qкл – площадь поперечного сечения короткозамыкающего кольца, м2. Коэффициент приведения тока кольца к току стержня:
где p – количество пар полюсов. Ток в обмотке ротора:
где ki – коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и сопротивления обмоток на отношение I1/I2; νi – коэффициент приведения токов. Коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и сопротивления обмоток на отношение I1/I2:
Коэффициент приведения токов:
где kоб1 – обмоточный коэффициент обмотки статора; kск – коэффициент скоса пазов ротора. 2.4.3 Потери в стали пакета статора При расчете электрических машин потери в стали, определяют через массу стали и удельные потери, которые в свою очередь определяются значением магнитной индукции в стали и частотой питающего напряжения [13,14,15]. Такой способ определения потерь неудобен из-за того, что необходимо знать значение магнитной индукции в сердечнике статора.
где РΣ – суммарная мощность потерь в двигателе, Вт; Рмех – мощность механических потерь, Вт; Рдоб – мощность добавочных потерь, Вт. Суммарная мощность потерь в двигателе:
Мощность механических потерь [13]:
где Кт – коэффициент механических потерь. Коэффициент механических потерь для двигателей с 2 р=2
при 2 р≥4 Кт=1. Мощность добавочных потерь:
3. Реализация тепловой модели асинхронного двигателя в программном пакете Matlab 3.1 Переход к операторной форме Для решения системы дифференциальных уравнений (1.20) на ЭВМ при помощи приложения Simulink, входящего в состав пакета MatLab, представим ее в операторной форме. Следует заметить, что недостатком приложения Simulink является отсутствие задания начальных условий в блоке передаточных функций. Поэтому при преобразовании (1.20) необходимо учесть начальные условия, то есть начальные температуры меди и стали. В системе (1.20) присутствуют превышения температур меди и стали, которые равны:
Подставив (3.1) и (3.2) в (1.20) и раскрыв скобки получим:
Представим систему (7.3) в операторной форме, по правилам преобразования Лапласа:
где θм(0) – начальная температура меди, 0С; θст(0) – начальная температура стали, 0С; Сгруппируем неизвестные θм(р) и θст(р) в левых частях уравнений (3.4), а остальные члены в правых частях:
Представим систему (3.5) в матричной форме:
Решим систему (3.6) методом наложения относительно неизвестных θм(р) и θст(р). Решение имеет вид:
где |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|