| |||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Моделирование нагрева асинхронного двигателягде RΔc – тепловое сопротивление стыка сердечник станина, 0С / Вт; Rсп – тепловое сопротивление спинки сердечника (2.41), 0С / Вт. Тепловое сопротивление стыка сердечник станина: , (2.52) где δусл – условный зазор в стыке сердечник станина, м. Для двигателей серии 4А величина условного зазора приблизительно равна: δусл≈(20∙Da+26) ∙10-6. (2.53) 7) Тепловое сопротивление между внутренним воздухом и корпусом , (2.54) где Rст,пр – тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны привода и внутренним воздухом, 0С / Вт; Rст,в-тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны вентилятора и внутренним воздухом, 0С / Вт; Rщ – тепловое сопротивление между внутренней поверхностью подшипникового щита и внутренним воздухом, 0С / Вт. Тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны привода и внутренним воздухом: , (2.55) где Fст,пр – площадь внутренней поверхности свеса станины со стороны привода, м2; αс – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины, Вт/(м2∙0С). Площадь внутренней поверхности свеса со стороны привода: , (2.56) где lсв,пр – длина свеса станины со стороны привода, м. Коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины: , (2.57) где Nuc – число Нуссельта для внутренней поверхности свесов станины. Число Нуссельта для внутренней поверхности свесов станины зависит от высоты оси вращения и от наличия диффузора в полости лобовых частей. Для высоты оси вращения h<160 мм: , (2.58) для высоты оси вращения h=160–250 мм: без диффузора- ; (2.59) с диффузором- , (2.60) где Rec – число Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины; D – внутренний диаметр сердечника статора, м. Число Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины: . (2.61) Тепловое сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны вентилятора и внутренним воздухом: , (2.62) где Fст,в- площадь внутренней поверхности свеса со стороны вентилятора, м2; αс – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины, Вт/(м2∙0С). Площадь внутренней поверхности свеса со стороны вентилятора: , (2.63) где lсв,в- длина свеса станины со стороны вентилятора, м. Тепловое сопротивление между внутренней поверхностью подшипникового щита и внутренним воздухом: , (2.64) где Fщ – площадь внутренней поверхности подшипникового щита, м2; αщ – коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности подшипникового щита, Вт/(м2∙0С). Площадь внутренней поверхности подшипникового щита: . (2.65) Коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности подшипникового щита: , (2.66) где Nuщ – число Нуссельта для внутренней поверхности подшипникового щита. Число Нуссельта для внутренней поверхности подшипникового щита зависит от высоты оси вращения и от наличия диффузора в полости лобовых частей. Для высоты оси вращения h<160 мм: , (2.67) для высоты оси вращения h=160–250 мм: без диффузора- ; (2.68) с диффузором- , (2.69) где Reщ – число Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины; δд,щ – зазор между диффузором и щитом в месте крепления, м. Число Рейнольдса для внутренней поверхности подшипниковых щитов: . (2.70) 8) Тепловое сопротивление между внешним воздухом и корпусом , (2.71) где Rвс,пр – тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны привода и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвс – тепловое сопротивление между наружной поверхностью станины над пакетом и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвс,в- тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны вентилятора и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвщ,пр – тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны привода и внешним воздухом, 0С / Вт; Rвщ,в- тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны вентилятора и внешним воздухом, 0С / Вт. Тепловое сопротивление между наружной поверхностью станины над пакетом и внешним воздухом: , (2.72) где αс,п – коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины над пакетом, Вт/(м2∙0С); Dc – диаметр станины у основания ребер, м; zp – количество ребер станины; δр – толщина ребра станины, м; hр – высота ребра станины, м; ηр – коэффициент качества ребра станины. Тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны привода и внешним воздухом: , (2.73) где αс,пр – коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны привода, Вт/(м2∙0С). Тепловое сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны вентилятора и внешним воздухом: , (2.74) где αс,в- коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны вентилятора, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины над пакетом: , (2.75) где αвх – коэффициент теплоотдачи на входе в межреберные каналы станины, Вт/(м2∙0С); dг – гидравлический диаметр межреберного канала, м; γ – коэффициент уменьшения теплоотдачи по длине станины. Коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны привода: . (2.76) Коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны вентилятора: . (2.77) Гидравлический диаметр межреберного канала: , (2.78) где tр – шаг ребер станины, м. Коэффициент уменьшения теплоотдачи по длине станины: . (2.79) Коэффициент теплоотдачи на входе в межреберные каналы станины: , (2.80) где Nuвх – число Нуссельта для межреберных каналов. Число Нуссельта для межреберных каналов: , (2.81) где Reэф – число Рейнольдса для межреберных каналов. Число Рейнольдса для межреберных каналов: , (2.82) где ωэф – эффективная скорость на входе в межреберные каналы, м/с. Эффективная скорость на входе в межреберные каналы: , (2.83) где ωвх≈0,45∙uвент – расходная скорость на входе в каналы, м/с; uвент – окружная скорость вентилятора, м/с. Коэффициент качества ребра станины: , (2.84) , (2.85) где λст – коэффициент теплопроводности материала станины, Вт/(м∙0С). Тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны привода и внешним воздухом: , (2.86) где αщ,пр – коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны привода, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны привода: . (2.87) Тепловое сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны вентилятора и внешним воздухом: , (2.88) где αщ,в- коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны вентилятора, Вт/(м2∙0С). Коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны вентилятора зависит от высоты оси вращения. Для высоты оси вращения h<160 мм: , (2.89) для высоты оси вращения h>160 мм: . (2.90) Как видно, для определения тепловых сопротивлений требуется знать большое количество конструктивных параметров. Ниже приводятся полный перечень необходимых для расчета сопротивлений данных: Паспортные данные 1. Синхронная частота вращения n1, об/мин; 2. Количество пар полюсов p. Параметры станины 1. Высота оси вращения h, мм; 2. Диаметр станины у основания ребер Dc, м; 3. Длина свисающей части станины со стороны привода lсв.пр, м; 4. Длина свисающей части станины со стороны вентилятора lсв.в, м; 5. Зазор между диффузором и подшипниковым щитом в месте крепления δд.щ, м; 6. Количество ребер станины zp; 7. Высота ребра станины hp, м; 8. Толщина ребра станины δр, м. Параметры вентилятора 1. Внешний диаметр вентилятора Dвент, м. Параметры статора 1. Внешний диаметр сердечника Da, м; 2. Внутренний диаметр сердечника D, м; 3. Длина паза lп, м; 4. Число пазов статора Z1; 5. Коэффициент шихтовки (заполнения пакета сталью) kш=0,97. Параметры паза статора 1. Большая ширина паза b1, м; 2. Меньшая ширина паза b2, м; 3. Высота паза hп, м; 4. Коэффициент заполнения паза kз; 5. Высота шлица hш; 6. Ширина шлица bш, м; 7. Высота зубца hз, м; 8. Ширина зубца bз, м. Параметры обмотки 1. Количество витков в обмотке фазы ω1; 2. Число параллельных ветвей а; 3. Средняя длина витка обмотки lср1, м; 4. Длина вылета лобовой части обмотки с одной стороны lл.в, м; 5. Диаметр изолированного проводника dи, мм; 6. Коэффициент пропитки обмотки kп; 7. Толщина окраски обмотки в лобовой части δокр, м; Параметры пазовой изоляции 1. Толщина пазовой изоляции δи.п, м. Параметры ротора 1. Внешний диаметр ротора Dрот, м; 2. Число пазов ротора Z2; 3. Ширина короткозамыкающего кольца bк, м; 4. Высота короткозамыкающего кольца aк, м; 5. Ширина лопатки ротора bл, м; 6. Высота лопатки ротора ал, м; 7. Количество лопаток ротора zл; 8. Коэффициент качества лопатки, рассматриваемой как ребро ηл; 9. Толщина воздушного зазора между ротором и статором δ, м. Общие физические величины 1. Кинематическая вязкость воздуха ν, м2/с; 2. Коэффициент теплопроводности воздуха λв, Вт/(0С∙м); 3. Средняя температура обмотки Tср, 0С; 4. Коэффициент теплопроводности меди обмотки λм, Вт/(0С∙м); 5. Коэффициент теплопроводности алюминия клетки λа, Вт/(0С∙м); 6. Коэффициент теплопроводности материала станины λст, Вт/(0С∙м); 7. Коэффициент теплопроводности стали пакета статора λс, Вт/(0С∙м); 8. Коэффициент теплопроводности пропиточного состава обмотки λп, Вт/(0С∙м); 9. Коэффициент теплопроводности изоляции проводов λи, Вт/(0С∙м); 10. Коэффициент теплопроводности окраски обмотки в лобовой части λокр, Вт/(0С∙м). Расчет теплоемкостей меди и стали 2.3.1 Определение теплоемкости меди Теплоемкость меди равна: , (2.91) где mм – масса меди обмотки статора, кг; см – удельная теплоемкость меди обмотки статора, Дж/(кг∙0С). Масса меди обмотки статора: , (2.92) где m1 – число фаз обмотки статора; lср1 – средняя длина витка обмотки статора, м; w1 – число витков обмотки статора; а – количество параллельных ветвей обмотки статора; nэл – количество элементарных проводников в эффективном; dпр – диаметр элементарного проводника, м; γм – плотность меди обмотки, кг/м3. Определение теплоемкости стали , (2.93) где mя – масса ярма статора, кг; mз – масса зубцов статора, кг; сст – удельная теплоемкость стали пакета статора, Дж/(кг∙0С). Масса ярма статора: , (2.94) где γс – плотность стали пакета статора, кг/м3. Масса зубцов статора: . (2.95) 2.4.1 Потери в обмотке статора При определении потерь в обмотке статора не учитываем увеличение активного сопротивления пазовой части обмотки статора за счет эффекта вытеснения тока. Потери в лобовой и пазовой частях обмотки [4]: , (2.96) , (2.97) где r1 – активное сопротивление фазы обмотки статора, Ом; lл – длина лобовой части обмотки с одной стороны, м; I1 – ток фазы обмотки статора, А. Полные потери в меди обмотки статора: . (2.98) Активное сопротивление фазы обмотки статора: , (2.99) где ρм – удельное сопротивление меди обмотки статора при ожидаемой температуре, Ом∙м; qэл=π(dэл/2)2 – площадь поперечного сечения элементарного проводника, м2. Ток фазы обмотки статора: , (2.100) где Р2 – мощность на валу двигателя, Вт; η – коэффициент полезного действия, о.е; cosφ – коэффициент мощности; U1 – фазное напряжение, В. 2.4.2 Потери в обмотке ротора Потери в коротозамкнутой обмотке ротора определяются по формуле [13]: , (2.101) где r2 – активное сопротивление фазы обмотки ротора, Ом; I2 – ток ротора, А. Активное сопротивление фазы обмотки ротора: , (2.102) где rст – активное сопротивление стержня клетки, Ом; rкл – активное сопротивление короткозамыкающего кольца, Ом; Активное сопротивление стержня клетки: , (2.103) где ρа – удельное сопротивление алюминия обмотки ротора при ожидаемой температуре, Ом∙м. Активное сопротивление короткозамыкающего кольца: , (2.104) где Dкл,ср – средний диаметр короткозамыкающего кольца, м; qкл – площадь поперечного сечения короткозамыкающего кольца, м2. Коэффициент приведения тока кольца к току стержня: , (2.105) где p – количество пар полюсов. Ток в обмотке ротора: , (2.106) где ki – коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и сопротивления обмоток на отношение I1/I2; νi – коэффициент приведения токов. Коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания и сопротивления обмоток на отношение I1/I2: . (2.107) Коэффициент приведения токов: , (2.108) где kоб1 – обмоточный коэффициент обмотки статора; kск – коэффициент скоса пазов ротора. 2.4.3 Потери в стали пакета статора При расчете электрических машин потери в стали, определяют через массу стали и удельные потери, которые в свою очередь определяются значением магнитной индукции в стали и частотой питающего напряжения [13,14,15]. Такой способ определения потерь неудобен из-за того, что необходимо знать значение магнитной индукции в сердечнике статора. , (2.109) где РΣ – суммарная мощность потерь в двигателе, Вт; Рмех – мощность механических потерь, Вт; Рдоб – мощность добавочных потерь, Вт. Суммарная мощность потерь в двигателе: . (2.110) Мощность механических потерь [13]: , (2.111) где Кт – коэффициент механических потерь. Коэффициент механических потерь для двигателей с 2 р=2 , (2.112) при 2 р≥4 Кт=1. Мощность добавочных потерь: . (2.113) 3. Реализация тепловой модели асинхронного двигателя в программном пакете Matlab 3.1 Переход к операторной форме Для решения системы дифференциальных уравнений (1.20) на ЭВМ при помощи приложения Simulink, входящего в состав пакета MatLab, представим ее в операторной форме. Следует заметить, что недостатком приложения Simulink является отсутствие задания начальных условий в блоке передаточных функций. Поэтому при преобразовании (1.20) необходимо учесть начальные условия, то есть начальные температуры меди и стали. В системе (1.20) присутствуют превышения температур меди и стали, которые равны: , (3.1) . (3.2) Подставив (3.1) и (3.2) в (1.20) и раскрыв скобки получим: (3.3) Представим систему (7.3) в операторной форме, по правилам преобразования Лапласа: (3.4) где θм(0) – начальная температура меди, 0С; θст(0) – начальная температура стали, 0С; Сгруппируем неизвестные θм(р) и θст(р) в левых частях уравнений (3.4), а остальные члены в правых частях: (3.5) Представим систему (3.5) в матричной форме: (3.6) Решим систему (3.6) методом наложения относительно неизвестных θм(р) и θст(р). Решение имеет вид: , (3.7) , (3.8) где |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|