| |||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Моделирование нагрева асинхронного двигателяДипломная работа: Моделирование нагрева асинхронного двигателяВведение Нестационарные тепловые процессы в электрических машинах имеют место при их эксплуатации. Ими сопровождаются режимы пуска, отключения, торможения, изменения нагрузки и частоты вращения машин. Большое значение процессы нестационарного нагрева имеют при перегрузках по току и напряжению, при частых и затяжных пусках двигателей, а так же при работе их в заторможенном состоянии. Особенностью нестационарных тепловых режимов, или тепловых переходных процессов, в электрических машинах является их инерционность, проявляющаяся в значительном отставании изменений температуры от электромеханических переходных процессов. Благодаря этому машины могут выдерживать в течение некоторого времени воздействие перегрузок, токов короткого замыкания и других ненормальных условий. Учет тепловой инерционности в расчетах нестационарного нагрева является обязательным условием достоверности результатов. Повышенная температура электрических машин влияет на долговечность изоляции обмоток, на работу подшипников и др. Повышенная температура обмоток вызывает тепловое старение изоляции, приводящее к необратимому снижению электрической и механической прочности. Правило Монтзингера гласит, что повышение температуры на 8–100 С сокращает срок службы изоляции в два раза. Основной целью данной работы является создание тепловой модели для выбора асинхронного двигателя по нагреву. Данная модель является упрощенным представлением процессов нагрева и охлаждения двигателя. Суть модели заключается в том, что, задавая характер изменения нагрузки во времени на входе, на выходе имеем кривую изменения температуры меди обмоток или стали статора. 1. Обзор литературы 1.1 Фундаментальные законы теплопередачи В основе математической модели нагрева двигателя лежит основной закон теплопроводности [1,2,3,4,5], сформулированный Фурье в итоге анализа экспериментальных данных. Данный закон устанавливает количественную связь между тепловым потоком и разностью температур в двух точках тела: количество переданной теплоты пропорционально градиенту температуры, времени и площади сечения F, перпендикулярного к направлению распространения теплоты. Если количество переданной теплоты отнести к единице времени, то сформулированная зависимость выразится следующим образом:
где р – количество переданной теплоты, отнесенное к единице времени, то есть мощность; λ – коэффициент теплопроводности; F – площадь сечения, перпендикулярного к направлению распространения теплоты; θ – температура точек тела. Знак «минус» в (1.1) означает, что передача теплоты происходит в сторону, противоположную направлению градиента, то есть в сторону понижения температуры. Коэффициент теплопроводности λ в уравнении (1.1) является физическим параметром и характеризует способность вещества проводить теплоту.
Аналитическое решение, полученное путем непосредственного интегрирования уравнения (1.1), дает возможность вычислить температуру в любой точке системы. Однако решение уравнения в частных производных является довольно громоздким и слишком усложняет задачу. Поэтому на практике, для упрощения решения широко используется метод конечных разностей [3]. Сущность метода заключается в том, что в дифференциальном уравнении производные искомой функции заменяются приближенным соотношением между конечными разностями в отдельных узловых точках температурного поля. В результате такой замены получаем уравнение в конечных разностях, решение которого сводится к выполнению простых алгебраических операций:
где δ – расстояние между исследуемыми точками; Δθ – падение температуры на длине δ. Для решения задач по определению температурного поля используют дифференциальное уравнение теплопроводности [1,2,3,4], которое выводится на основе закона сохранения энергии и закона Фурье. При выводе уравнения рассматривается нестационарное трехмерное температурное поле в однородном твердом теле, с распределенными по объему источниками теплоты. В пределах рассматриваемого тела берется элементарный объем dV=dx∙dy∙dz (рисунок 1.1), достаточно малый для того, чтобы считать физические параметры в нем постоянными, а потери – равномерно распределенными и пренебречь производными выше второго порядка от температуры θ по координатам. Рисунок 1.1 – Элементарный объем dV Для элементарного объема dV составляется тепловой баланс за элементарный промежуток времени dt. Тепловой баланс является следствием закона сохранения энергии при допущении, что в энергетическом процессе не участвуют другие виды энергии, кроме тепловой:
где dQ1 – тепловой поток, притекающий в объем dV за счет теплопроводности; dQ2 – мощность источников теплоты, действующих внутри объема; dQ – повышение внутренней энергии в объеме dV. На рисунке 1.1 показаны только тепловые потоки, направленные вдоль оси x. Поток, притекающий слева, исходя из закона Фурье:
тепловой поток, проходящий через противоположную грань (с учетом изменения производной ∂θ/∂x на интервале dx):
Результирующий приток теплоты за единицу времени вдоль оси x:
Аналогично для других координатных осей:
Суммарный тепловой поток, притекающий в объем dV за счет теплопроводности:
Мощность источников теплоты, действующих внутри объема:
где р0 – мощность потерь в единице объема. Изменение внутренней энергии в объеме dV:
где с – удельная теплоемкость тела; ρ – плотность материала тела. Подставив (1.9), (1.10), (1.11) в (1.4) и проведя некоторые преобразования, получаем дифференциальное уравнение теплопроводности в частных производных:
где
Рассмотрим процесс нагрева тела с собственным тепловыделением мощностью P, с поверхности S которого происходит теплоотдача конвекцией и излучением при коэффициенте теплоотдачи α [1,3,5]. Для упрощения математического описания процесса вводятся следующие допущения: 1. Тело обладает неограниченной теплопроводностью, что приводит к отсутствию градиента температуры по любому направлению в его объеме. 2. Температура окружающей среды θс неизменна, то есть окружающая среда обладает неограниченной теплоемкостью. 3. Коэффициент теплоотдачи α между поверхностью машины и окружающей средой не зависит от места и длительности протекания процесса. Уравнение теплового баланса составляется на том основании, что теплота, выделившаяся за элементарный промежуток времени dt, частично идет на изменение собственного теплосодержания тела и частично отводится в окружающую среду. В соответствии с этим уравнение теплового баланса имеет вид [1,3,5]:
где ΔP – выделяемые в данном объеме потери мощности; θ – температура тела; θс – температура окружающей среды; c – удельная теплоемкость; G – масса исследуемого объема тела; α – коэффициент теплоотдачи с единицы площади поверхности; F – площадь поверхности охлаждения. В правой части уравнения (1.13) первое слагаемое обуславливает повышение температуры тела, а второе – обмен теплотой с окружающей средой. После преобразования уравнение теплового баланса (1.13) принимает вид:
где C=с∙G – теплоемкость тела; А=α∙F – коэффициент теплоотдачи тела. 1.2 Обзор методов теплового расчета и существующих моделей В соответствии с разнообразием условий теплоотвода для теплового расчета электрических двигателей используются различные методы [4]: 1. Метод точного или приближенного аналитического решения уравнений для трех- или двухмерных температурных полей обычно применяется при значительной неравномерности поля. При этом зачастую требуются определенные упрощения геометрической формы и граничных условий в математической модели. 2. Численный метод сеток применяется в подобных случаях, но не требует значительных упрощений формы рассчитываемых областей пространства. 3. Метод одномерного температурного поля применяется для расчета распределения температуры по длине обмоток и других частей электрических машин. Основан на приведении трех- и двухмерных полей к одномерному путем упрощенного представления теплопередачи вдоль всех осей координат, кроме одной, с помощью дискретных параметров (тепловых сопротивлений). 4. Метод эквивалентных тепловых схем (ЭТС) получил наибольшее распространение ввиду простоты и достаточной точности расчета. Недостаток метода заключается в том, что он дает не полную картину температурного поля, а только некоторые средние значения температуры для отдельных элементов машины. Данный метод основан на использовании тепловых сопротивлений [1], которые соединяются в тепловую сеть, имитирующую реальные пути передачи тепловых потоков в машине, и предполагает аналогию теплового потока с электрическим током, основанную на одинаковой форме основного закона теплопроводности (закон Фурье) [6]
и электрического тока (закон Ома)
где Fт – площадь сечения, перпендикулярного распространению теплоты; λ – коэффициент теплопроводности; Δθ – падение температуры на длине δ; Rт – тепловое сопротивление данного участка на пути теплового потока; k – удельная электрическая проводимость; ΔU – разность потенциалов на длине проводника l с сечением Fпр; Rэ – электрическое сопротивление. Узлы тепловой схемы имитируют отдельные части двигателя. Если в какой-либо части двигателя присутствуют распределенные по объему источники теплоты, то при составлении эквивалентной тепловой схемы они заменяются сосредоточенным источником (источником теплового потока), помещенным в узел, имитирующий эту часть. Узлы с внутренним тепловыделением на схеме обозначаются кружками, узлы без тепловыделения – точками. Для детального расчета значений температур используют подробные эквивалентные тепловые схемы. Так, например в [2] приводится тепловая схема закрытого обдуваемого двигателя (рисунок 1.2). Система уравнений для данной схемы в установившемся режиме:
где m – количество узлов эквивалентной тепловой схемы; θв – температура воздуха снаружи машины; Λki=1/Rki – тепловая проводимость соответствующего участка схемы; Рi – потери в i-ом узле. Отметим, что коэффициент теплоотдачи тела А в (1.14) и тепловые проводимости Λ в (1.17) имеют одинаковый физический смысл и размерность. Для расчета нестационарного режима используется та же тепловая схема, но каждый узел соединяется через емкость с внешним воздухом [4]. В этом случае электрическая емкость эквивалентна теплоемкости тела. Система уравнений для нестационарного режима:
где Сi – теплоемкость соответствующего узла схемы.
Однако авторы [4] замечают, что пользоваться подробными схемами с большим количеством узлов целесообразно лишь в редких случаях (например, при проектировании системы охлаждения машины). В практических расчетах конкретных машин удобнее использовать упрощенные эквивалентные тепловые схемы. Упрощения состоят в том, что симметричные узлы подробной схемы, находящиеся в приблизительно одинаковых условиях, объединяются (лобовые части обмотки, воздух внутри машины, подшипниковые щиты) и эквивалентными преобразованиями тепловая схема преобразовывается в схему с меньшим количеством узлов – источников тепловыделения. Объединение узлов, по сути, является заменой нескольких источников тепловыделения, сгруппированных по определенным признакам, в один. Так, в [4,9] предлагается приведенная эквивалентная тепловая схема закрытого обдуваемого двигателя (рисунок 1.3). Рисунок 1.3 – Приведенная эквивалентная тепловая схема закрытого обдуваемого двигателя Данная схема имеет шесть узлов: МЛ – лобовая часть обмотки, МП – пазовая часть обмотки, ВВт – воздух внутри машины, Рот – ротор, ССт – сталь сердечника статора, К – корпус двигателя (станина и подшипниковые щиты). Система уравнений нестационарного режима для схемы (см. рисунок 1.3) имеет вид [4,9]: где Δθм,л – превышение температуры лобовых частей обмотки; Δθм,п – превышение температуры пазовой части обмотки; Δθс,ст – превышение температуры стали пакета статора; Δθрот – превышение температуры ротора; Δθв,вт – превышение температуры воздуха внутри машины; Δθк – превышение температуры корпуса; См,л – теплоемкость лобовых частей обмотки; См,п – теплоемкость пазовой части обмотки; Сс,ст – теплоемкость стали пакета статора; Срот – теплоемкость ротора; Св,вт – теплоемкость воздуха внутри машины; Ск – теплоемкость корпуса; Рм,л – мощность электрических потерь в лобовых частях обмотки; Рм,п – мощность электрических потерь в пазовой части обмотки; Рс,ст – мощность потерь в стали статора на вихревые токи и гистерезис; Ррот – мощность электрических потерь в роторе; Рв,вт – мощность механических и добавочных потерь; Λа – тепловая проводимость между лобовой и пазовой частями обмотки; Λм,с – тепловая проводимость между пазовой частью обмотки и сердечником статора; Λм,в-тепловая проводимость между лобовыми частями обмотки и воздухом внутри машины; Λрот,в-тепловая проводимость между ротором и внутренним воздухом; Λрот,с – тепловая проводимость между ротором и сердечником статора; Λв,к – тепловая проводимость между воздухом внутри машины и корпусом; Λс,к – тепловая проводимость между сердечником статора и корпусом; Λк – тепловая проводимость между корпусом и внешним воздухом. Системы дифференциальных уравнений (1.18) и (1.19), описывающие процессы нагрева двигателя, по сути, являются тепловыми моделями асинхронного двигателя. Основные факторы, определяющие точность расчета по уравнениям (1.18) и (1.19) следующие: – точность задания источников теплоты, то есть потерь; – точность определения тепловых проводимостей Λ, которые в свою очередь зависят: а) от коэффициентов теплопроводности λ, которые подвержены значительному разбросу по технологическим причинам, под влиянием появления воздушных промежутков и т.п.; б) от коэффициентов теплоотдачи α, поскольку имеющиеся для их определения эмпирические формулы и графики не могут учесть всех влияющих факторов и условий. В связи с этим, а так же для сокращения объема вычислений, рядом авторов [7,8,9,10,11,12] предложены упрощенные математические модели нагрева асинхронного двигателя. Так в [7,8] предложена тепловая модель двигателя, состоящая из двух цилиндров (рисунок 1.4). Рисунок 1.4 – Упрощенная модель двигателя как тела нагрева Внешний цилиндр с теплоемкостью С2 моделирует массу железа машины, внутренний с теплоемкостью С1 – обмотки статора. Мощность теплового потока от стали к окружающей среде пропорциональна коэффициенту А2. Во внутреннем цилиндре предусмотрен канал, моделирующий отвод теплоты потоками воздуха от внутренних частей машины. Мощность теплового потока от меди статора к окружающей среде пропорциональна коэффициенту А1. Теплопередача между медью и сталью определяется коэффициентом А12, моделирующим термическое сопротивление изоляции. Данной модели соответствует система уравнений [7,8]:
где Δθм и Δθст – превышения температуры меди и стали соответственно над температурой окружающего воздуха. В [9] авторы получают уравнения, описывающие поведение температуры обмотки двигателя, путем аналитического решения системы (1.19)
и замены решения (1.21), состоящего из шести экспонент, приближенным решением, состоящим из двух экспонент:
где θ(t) – текущее превышение температуры обмотки; θуст – превышение температуры в установившемся режиме; Ii – текущее значение тока статора; Iн – номинальный значение тока статора; Tmax – максимальная постоянная нагрева (постоянная нагрева стали магнитопровода); Tmin – минимальная постоянная нагрева (постоянная нагрева обмотки); Kн – коэффициент нагрева, учитывающий составляющую превышения температуры стали в превышении температуры обмотки. По такому же принципу в [9] рассчитывается охлаждение двигателя после отключения его от сети. Зависимость температуры от времени при охлаждении двигателя описывается следующим выражением:
где To max – максимальная постоянная охлаждения; To min – минимальная постоянная охлаждения; Kо – коэффициент охлаждения. Значение θуст определяется решением (1.19) для установившегося режима, то есть при dθ/dt=0. По сути дела, в модели [9] двигатель так же представлен двумя телами нагрева: обмоткой статора с минимальной постоянной нагрева Tmin и сталью машины с максимальной постоянной нагрева Tmax. Недостатком данной модели является отсутствие задания начальных условий. Самой простой тепловой моделью электродвигателя является представление его одним телом нагрева [7,8,10,11]. При этом вводятся следующие допущения: 1. Электродвигатель имеет бесконечно большую теплопроводность и, как следствие, одинаковую температуру по всему объему; 2. Количество теплоты, которым электродвигатель обменивается с окружающей средой, пропорционально разности температур двигателя и окружающей среды; 3. Тепловые параметры электродвигателя и окружающей среды постоянны и не связаны с температурой двигателя (это обстоятельство обеспечивает линейность тепловой модели). В этом случае уравнение, описывающее нагрев двигателя:
Решение этого уравнения при постоянстве потерь двигателя ΔP=const и, следовательно, постоянном установившемся превышении температуры:
где Δθ(t) – текущее превышение температуры двигателя над температурой окружающей среды; Δθуст – установившееся превышение температуры двигателя; Δθ0 – начальное превышение температуры двигателя; Тθ=С/А – постоянная времени нагрева. В силу того, что асинхронный двигатель представляет собой сложную термодинамическую систему, неоднородную по своим тепловым параметрам, последняя модель является довольно грубым приближением. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|