рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Управление и экономика фармации

Условно назовем элементы этой группы - категориями.

Ко второй группе отнесены элементы, характеризующие определенные состояния и действия субъектов в поле рыночных отношений. Это - нужда, потребность, предложение, благосостояние, сделка, квалификация, спрос, деятельность, удовлетворение.

Условно элементы второй группы назовем - предикатами.

К субъектам маркетинговой системы медицинских услуг отнесены: пациент (клиент) и врач.

Объектами маркетинговой системы медицинских услуг являются: медико - социальная проблема, медицинская услуга, медицинский стандарт, медико - экономическая группа, медико-диагностическая группа, медико - профессиональная группа, платежеспособность пациента, заработная плата врача, стоимость медицинской процедуры, случай медицинского обслуживания (амбулаторно-поликлинический либо госпитальный), расценка врачебного труда, медицинская процедура, единица врачебного труда, эффективность оказания медицинской помощи.

К характеристикам (состояниям) субъектов маркетинговой системы медицинских услуг относятся: болезнь (состояние) пациента, потребность в медицинской помощи, врачебные медицинские рекомендации (предложения), благосостояние пациента, цель медицинского обслуживания, врачебная квалификация, востребование медицинской процедуры (спрос), врачебная медицинская помощь, результат медицинской помощи.

Центральное место в маркетинговой системе занимает сделка. Именно в этой категории-предикате концентрируются в той либо иной степени, прямо либо косвенно все функции каждого элемента системы. Исключение понятия “сделка” из модели маркетинговой системы лишает сущности функционирование системы, как целостного организма. В реализованной сделке по существу уравновешиваются внутренние противоречия всех элементов маркетинговой системы, как категорий, так и предикатов.

 Системный анализ в широком смысле слова представляет собой синтез методологии теории систем, системного подхода и системных методов обоснований принятия решения.

 Системный анализ - это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем. В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает характеристики системы. Приемы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и сопоставление вариантов по их эффективности.

 Привлечение этой методологии обусловлено, прежде всего,тем, что приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, вызванной наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке.

 Системный анализ может применяться в области бизнеса, социологии, здравоохранения и практической медицины, политики и идеологии, в которых могут существовать свои специфические проблемы.

 Целью системного анализа является упорядочение последовательности действий при решении крупных проблем, основываясь на системном подходе. Системный анализ предназначен для решения того класса проблем, который находится вне короткого диапазона ежедневной деятельности.

 Системный анализ как методология решения проблем претендует на то, чтобы исполнять роль каркаса, объединяющего все необходимые знания, методы и действия для решения проблемы.

 Здравоохранение как система: общие принципы.

Традиционно ВОЗ оценивает вклад медицинской помощи в поддержание здоровья населения в 20 процентов, отдавая решающую роль образу и условиям жизни, экологии, питанию и т.д. Однако в последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности в связи с развитием новых технологий возможно, больше. В связи с этим появилось понятие «смертей, которые можно избежать» (avoidable mortality). Это важно, так как обеспечение доступа к медицинской помощи – своевременно и качественно — это задача, которая поддается управлению со стороны государства, в то время как другие включают сферу личной жизни человека, на которую влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием систем здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение права на охрану здоровья;

возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

Под доступом понимается возможность гражданином получить необходимый набор медицинских услуг в соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный. При этом даже если в стране поставлена политическая задача обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации.Важным фактором является и удовлетворенность пациентов полученной медицинской помощью. В качестве основных показателей доступа специалисты выделяют долю населения, охваченную системой здравоохранения, содержание набора предоставляемых услуг, наличие так называемого разделения расходов, географические, организационные барьеры и уровень использования доступных услуг.

Существует такое понятие как всеобщий (universal) доступ населения к медицинским услугам. Это означает, что все граждане имеют доступ к системе здравоохранения и могут претендовать на получение медицинской помощи. Потребность категория достаточно сложная, она подразумевает, что человеку реально необходима помощь по медицинским показаниям. Она может существовать у человека, но не быть выявленной и осознанной. Например, рост заболеваемости можно отнести за счет повышения качества и возможностей диагностических средств—раньше просто не было технических возможностей для диагностики.

Спрос в строгом экономическом смысле подразумевает способность и готовность населения платить, в нашем случае за медицинскую помощь. Он корреспондируется с такой категорией как предложение. Однако при анализе систем здравоохранения понятие спрос используется скорее как осознанная человеком потребность (не всегда необходимая) в получении медицинской услуги, которую он пытается реализовать практически. Повышение уровня жизни населения, прогресс в медицинских технологиях, старение населения и его растущие ожидания приводят к росту спроса на медицинскую помощь Равный или неравный доступ—еще одна проблема. Должны ли и могут ли отдельные категории населения иметь преимущества при получении медицинских услуг? Возникает проблема справедливости. В развитых странах принимается как аксиома, что ресурсы здравоохранения должны распределяться справедливо. При этом можно выделить два подхода к справедливости- справедливость возможности иметь доступ и использовать ресурсы здравоохранения и финансовая справедливость, оцениваемая как бремя финансовых взносов, получаемых системой здравоохранения от различных социально-экономических групп населения.

При обсуждении проблемы доступа, традиционно рассматриваются два параметра — своевременность и качество. Система здравоохранения обеспечивает доступ, если медицинская помощь надлежащего качества может быть получена гражданином вовремя. Поэтому существующая система медицинских учреждений, их территориальное распределение и организация работы должны быть оценены с этой точки зрения. Очевидно, что для оценки доступа относительные показатели развития здравоохранения более полезны, чем абсолютные показатели.

Среди показателей доступности услуг часто называют возможность выбора врача или медицинского учреждения

 

2) Основополагающей чертой каждой организации является разделение труда внутри ее. Это разделение бывает двух типов: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда предполагает дифференциацию трудового процесса, что приводит к образованию подразделений организации, выполняющих специфические конкретные задания. Вертикальное разделение труда используется для дифференциации управленческой работы по координированию всех видов деятельности организации, предпринимаемых для достижения ее целей. Такое вертикальное разделение труда руководителей образует уровни управления. Основными элементами структуры управления являются звенья (по горизонтали) и ступени, или уровни (по вертикали). Под звеном управления подразумевается самостоятельный функциональный орган управления, непосредственно подчиняющийся линейному руководителю. Ступень (уровень) управления – это определенный уровень иерархии менеджмента, на котором может находиться один или несколько линейных руководителей и функциональных подразделений.

Руководители, находящиеся на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы по выполнению основных задач организации. Руководители управленческого уровня, как правило, обеспечивают управление и координацию всех видов деятельности различных подразделений внутри организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, управлением отношениями между организацией и внешней средой, обществом, в котором существует и функционирует организация.

Другой способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управленцев) низового звена, или операционных управленцев; руководителей среднего звена, или функциональных управленцев и руководителей высшего звена.

Операционные руководители — это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками. К данной группе руководителей можно отнести заведующих аптек; заведующих отделами; на производствах: мастера, начальника смены, в вузе – заведующего кафедрой.

Работа младших руководителей координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. Содержание работы руководителей среднего звена заметно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в значительной степени определяется содержанием работы подразделения, а не организации в целом.

Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: руководители отдельных фармацевтических организаций, входящих в состав объединения (например, акционерного общества, ассоциации, холдинга и т.п.), заведующие центральными районными аптеками.

Функциональные управленцы или руководители среднего звена преимущественно являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения, обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым руководителям. Основная работа руководителей среднего звена проходит в форме бесед с руководителями низового звена, что занимает около 80% времени. По другим данным, эти руководители проводят только 34% времени в одиночестве.

Современные подходы к управлению, в частности, системный, рассматривают организацию как открытую систему, главные предпосылки успеха которой отыскиваются не внутри, а вне ее. Традиционно фармацевтическая служба рассматривается как составная часть системы здравоохранения. Однако, если принять во внимание все имеющиеся в ней типы фармацевтических предприятий и учреждений, наличие субъекта и объекта управления можно рассматривать в качестве самостоятельной системы.

Принципы и организационная структура фармации, масштабы ее централизации или децентрализации на уровне страны, административно-территориальных единиц формируются в соответствии с общественными моделями и системами. Выделяют государственное, отраслевое, территориальное и корпоративное управление фармацией. Государственное управление фармацией базируется на формировании государственной политики, координации, контроля и надзора за соблюдением всеми фармацевтическими организациями, как субъектами хозяйствования, так и контролирующими и местными органами власти, действующих нормативно-правовых актов. Средствами регуляторного воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования в фармацевтической отрасли являются государственный заказ и задание, лицензирование, патентование, квотирование, сертификация и стандартизация, применение нормативов и лимитов, регулирование цен и тарифов, предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот, а также дотаций, компенсаций, субсидий. Важное место в этих процессах как координирующий и контролирующий орган центральной исполнительной власти занимает Министерство здравоохранения Украины и его структурные подразделения. На уровне страны и регионов за годы независимости Украины проведены реорганизации управленческих структур в фармации, изменены их полномочия.

Территориальное управление фармацевтической (преимущественно аптечной) службой является динамичным, гибким, предусматривает в основном регулирование и координирование деятельности фармацевтических организаций. Такое управление осуществляется в различных регионах структурами разного типа: фармацевтическими отделами при облгосадминистрациях или при управлениях здравоохранения, областным коммунальным предприятием, акционерными обществами, областные производственными объединениями – фирмами «Фармация», холдингами, корпорациями, концернами и т.п.

Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств осуществляет государственный контроль за качеством лекарств в процессе их производства, хранения, оптовой и розничной реализации. Имеет в структуре территориальные (областные) государственные инспекции.

В структуру Министерства здравоохранения входят следующие подразделы:

Патронатная служба;

Ученый медицинский совет;

Главное управление организации медпомощи населению;

Главное санитарно-эпидемиологическое управление;

Управление профилактики социально-опасных болезней, СПИДа и формирования здорового образа жизни;

Главное управление медицинских кадров и государственной службы;

Государственный департамент контроля по качеству, безопасностью и производством врачебных средств и изделий медицинского назначения.

Основными задачами являются:

обеспечение реализации государственной политики в сферах здравоохранения, санитарного и эпидемического благополучия населения, создание, производства, контроля качества и реализации лечебных средств и изделий медицинского назначения;

разработка, координация и контроль по выполнению государственных программ развития здравоохранения, в частности профилактики заболеваний, предоставления медпомощи, развития медицинской и микробиологической промышленности;

организация предоставления государственными и коммунальными учреждениями охраны здоровья безвозмездной медпомощи населению;


4) для достижения целей государственной политики по совершенствованию медицинского обслуживания предполагается решить гораздо больше задач, чем в сфере повышения качества лекарственного обеспечения. Быть может, здесь меньше проблем? Вряд ли. Ведь в сфере фармации находятся в тесной взаимосвязи научная разработка, промышленное производство, торговля ЛС. Фармация как отрасль здравоохранения одновременно включает в себя экономику и промышленность, снабжение и торговлю, медицинские и фармацевтические научные дисциплины и, наконец, собственно фармацевтическую деятельность. Кроме того, при обозначенных главных задачах государственной политики в области ЛС (отбор жизненно важных ЛС, обеспечение их безопасности и качества, рациональное применение и т.д.) зафиксированы далеко не все из средств, имеющихся в арсенале управления, организации и экономики производства, и основное внимание сосредоточено на конечных результатах, а не на действиях по их достижению.

Государственный комитет

Основными целями деятельности Государственного комитета являются реализация государственной политики в сфере здравоохранения и фармации, обеспечение в пределах компетенции реализации конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья.

Основными задачами деятельности Государственного комитета являются:

Координация деятельности органов исполнительной власти области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, хозяйствующих субъектов в сфере охраны здоровья населения.

Организация обеспечения граждан гарантированной бесплатной медицинской помощью, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий год.

Организация в пределах компетенции оказания специализированной медицинской помощи на территории области.

Разработка и осуществление мероприятий по развитию организаций здравоохранения, находящихся в ведении области, аптечной сети на территории области.

Разработка и реализация мероприятий по кадровому обеспечению организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на территории области.

Осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:

медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);

фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

Осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством.

5) ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего закона

(1) Целью настоящего закона является обеспечение на национальном уровне доступа

Населения через систему снабжения лекарственными препаратами к качественным, эффективным и безвредным лекарствам с сохранением доступных цен на них, недопущение бесконтрольного применения лекарств.

Настоящий закон применяется во всех сферах деятельности, имеющих в качестве объекта лекарства: их исследовании, регистрации, производстве, внедрении в практику, применении, импорте, экспорте, хранении, распределении, отпуске, контроле.

Действие настоящего закона не распространяется на пищевые добавки, вещества для наружного применения в косметических целях, на диетические и питательные компоненты для животных (витамины, минеральные вещества и др.).

Министерство здравоохранения вправе подвести вышеназванные вещества под действие настоящего закона, если они обладают некоторыми биологически активными свойствами или оказывают побочное действие на организм человека.

Министерство здравоохранения вправе разрешить частичное или полное применение настоящего закона в отношении одного вещества или группы веществ, не являющихся лекарствами, но оказывающих подобное им действие, если это требуется с точки зрения здоровья человека или оказания ему медицинской помощи.

Положения настоящего закона не противоречат положениям законодательства, которые касаются наркотиков и лекарственных препаратов, являющихся допинговыми агентами. Статья 2. Законодательство о лекарствах

Законодательство о лекарствах состоит из настоящего закона, Закона о фармацевтической деятельности, Закона об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров, Закона о ветеринарной деятельности и других нормативных актов, регламентирующих деятельность в области лекарств.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия: лекарства (лекарственные средства и препараты) вещества или смеси веществ, разрешенные в установленном порядке к производству, импорту, экспорту и использованию для лечения, облегчения состояния, профилактики и диагностики заболеваний, анормального физического или психического состояния либо их симптомов у человека или животного, а также для восстановления, корригирования и модификации их органических функций; лекарственное вещество (активное) – биологически активное вещество естественного, синтетического или биотехнологического происхождения, используемое для производства или приготовления лекарств;

радиоактивный лекарственный препарат - лекарство, действие которого основывается на использовании радиационно-ионизирующего излучения клиническое исследование лекарства - изучение действия лекарства на человеческий организм с целью подтверждения его эффективности и безопасности, а также обеспечения его правильного применения; непатентованное международное название (НМН) - название, используемое в официальных регламентах для лекарственных препаратов. Эти названия не могут быть зарегистрированы как оригинальные.

Фальсифицированное лекарство - лекарство, которое имеет фальшивую маркировку, намеренно искажающую его подлинность и/или его происхождение, что проявляется в искажении как торговых наименований, так и международного непатентованного наименования, и которое может содержать необходимые ингредиенты,

Статья 4. Требования к лекарствам

Лекарство должно быть хорошего качества и соответствовать назначению. Лекарство соответствует назначению, если применение его согласно инструкции дает ожидаемый эффект и не вызывает побочных реакций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.